filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

31 мая (13 июня) 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 2-я по Пятидесятнице.

Апостольский пост.
Ап. от 70-ти Ерма (Ермия) (I); мч. Ермия Команского (II); мч. Мага (волхва), обращённого мученичеством св. Ермия (ок. 138-161; Греч.); мч. Крискента Сардинийского (130; Греч.); мч. Петрониллы девы, Римской (I/III; Греч.); мчч. Кантия, Кантиана, Кантианиллы и Прота Аквилейских (ок. 290/ок. 304; Греч.).
Мч. Философа Александрийского (III); свт. Лупикина, еп. Веронского (V; Греч.); исп. Пасхасия диакона, Римского (ок. 512; Греч.); свт. Евстафия I, патриарха Константинопольского (1025; Греч.); свт.Филофея, в схиме Феодора, митрополита Тобольского († 1727); свт. Филиппа, митрополита Московского и всея Руси на Соловки (1591), память первого перенесения мощей на Соловки в 1591 году..

Сщмч. Философа Орнатского, пресвитера, и сыновей его мчч. Бориса и Николая (1918).

Икона Божией Матери: «Нерушимая Стена», Луганская.


Святые дня, молите Бога о нас!



Апостол от 70-ти Ерм (Ермий) Далматский, епископ

Апостол от 70-ти Ерм (Ермий) Далматский, епископ


Святые Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт и Ерм принадлежат к числу 70 апостолов, избранных Христом и посланных им на проповедь (память Собора 70 апостолов 4 января).
Святой апостол Иродион был родственником апостола Павла и его спутником во многих путешествиях. Когда христианство распространилось на Балканском полуострове, апостолы Петр и Павел поставили апостола Иродиона епископом города Патары. Апостол Иродион ревностно проповедовал Слово Божие и обратил в христианство многих греков-язычников и иудеев.

Разъяренные проповедью апостола, идолопоклонники и иудеи, сговорившись, напали на святого Иродиона, стали избивать палками и забрасывать камнями. Один из мучителей ударил его ножом, и апостол упал. Но когда убийцы скрылись, Господь восставил его невредимым.
После того святой Иродион еще долгие годы сопутствовал апостолу Петру. Когда святой апостол Петр был распят (+ ок. 67). одновременно с ним, а также вместе со святым Олимпом, был усечен мечом и апостол Иродион.
Святой апостол Агав обладал даром пророчества. Он предрек (Деян. 11, 27 - 28) голод во времена императора Клавдия (41 - 52) и предсказал страдания апостола Павла в Иерусалиме (Деян. 21, 11). Апостол Агав проповедовал в разных странах и многих язычников обратил ко Христу. Апостол Руф, которого приветствует святой апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим. 16, 11), был епископом в греческом городе Фивы; апостол Асинкрит (Рим. 16, 14) - епископом в Гиркании (Малая Азия); апостол Флегонт - в городе Марафоне (Фракия), апостол Ерм - в Далматии (известен также еще один апостол от 70 по имени Ерм, который занимал кафедру во фракийском городе Филиппополе).

Все апостолы за свое бесстрашное служение Христу перенесли жестокие страдания и удостоились мученической кончины.


Тропарь апостолов
глас 3
Апостоли святии,/ молите милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостолов
глас 2
Явистеся Христовы ученицы и апостоли всечестнии,/ Иродионе славне, Агаве и Руфе,/ Асинкрите, Флегонте со Ермом,/ присно молитеся Господеви// подати нам согрешений прощение, поющим вас.

Ин кондак апостолов
глас 4
Явися днесь/ апостол честное торжество,/ подающее яве всем/ прегрешений оставление,// совершающим их память.


Мученик Ермий Команский

Мученик Ермий Команский


Пострадал за Христа в городе Команы зо время гонений при императоре Антонине Пии (138 - 161).
Правитель Севастиан, прибывший в Каппадокию для исполнения приказа о преследовании христиан, предложил святому принести жертву языческим богам, обещая за это почести и милость императора. Но убеленный сединами воин мужественно исповедал свою веру во Христа. После долгих уговоров правитель повелел мучить святого. Его били по лицу так, что содрали с лица кожу, а потом бросили в раскаленную печь. Когда через 3 дня печь открыли, мученик Ермий вышел из нее невредимым.

Правитель Севастиан приказал волхву отравить святого Ермия ядом. Отравленное питье не принесло святому никакого вреда. Так же и второй кубок с сильнейшим ядом не умертвил мученика. Волхв уверовал, принес покаяние Христу Спасителю и был немедленно обезглавлен, крестившись собственной кровью и восприняв мученический венец.
А святой Ермий был предан еще более жестоким мукам: из него вытягивали жилы, бросали в кипящее олово, выкололи глаза, но он смиренно благодарил Господа Иисуса Христа. Потом мученика Ермия повесили головой вниз. Три дня висел он в таком положении. Люди, посланные правителем удостовериться в смерти мученица, нашли его живым. Пораженные чудом, они ослепли от ужаса и начали взывать к святому, чтобы он помог им. Святой мученик велел подойти ослепшим к нему, возложил на них руки и исцелил Именем Иисуса Христа. В ярости правитель приказал содрать с тела святого всю кожу, но страстотерпец по-прежнему оставался живым. Тогда обезумевший Севастиан собственноручно отрезал ему голову ножом. Христиане тайно погребли тело мученика Ермия, от святых мощей которого подавались многочисленные исцеления.


Кондак мученику Ермию Команскому
глас 6
Иже по Христе усердно подвизався, в сединах доблих мужество стяжал еси, мучениче Ермее: беззаконных злоумышление поправ Христовою силою, от чаровных напоений невредимь пребыл еси зовый: Бог есть со мною и никтоже на мя.



Мученик Крискент (Криский, Крискентиан) Сассарийский, Сардинийский (греч. Κρήσκεντος, Κρήσκης, лат. Crescentian)

Родом из города Сассари на острове Сардиния. Был замучен за исповедание веры во Христа во время правления императора Адриана (117 - 138).



Мученик Маг волхв


Пострадал вместе с мучеником Ермием в гонение императора Антонина Пия (138 - 161).

Правитель Севастиан приказал волхву отравить святого Ермия ядом. Отравленное питье не принесло святому никакого вреда. Так же и второй кубок с сильнейшим ядом не умертвил мученика. Волхв уверовал, принес покаяние Христу Спасителю и был немедленно обезглавлен, крестившись собственной кровью и восприняв мученический венец.


Мученик Философ Александрийский



Пострадал за Христа в Александрии в гонение императора Декия (249 - 251). Юношу принуждали отречься от Христа, но он оставался непоколебимым. Тогда мучители решили склонить его ко греху. Святого привели в цветущий сад и связанного оставили наедине с распутной женщиной. Чтобы не поддаться греху, святой откусил себе язык и этой страшной болью оградил себя от плотской страсти. Он выплюнул окровавленный язык в лицо блудницы. Палачи, видя мужество и бесстрашие мученика, отрубили святому мечом голову.


Святитель Филофей, в схиме Феодор, митрополит Тобольский


Святитель Филофей, в схиме Феодор, митрополит Тобольский

Филофей (Лещинский), в схиме Феодор (1650 - 1727), митрополит б. Сибирский и Тобольский, святитель. Знаменитый просветитель Сибири, положивший начало духовного образования в Сибирском крае.

Память 31 мая, в Соборах Брянских и Сибирских святых.

Родился в 1650 году в Малороссии, в небогатой дворянской семье Лещинских.
Образование получил сначала в малороссийских школах, затем в Киевской духовной академии.
По окончании академии женился и был рукоположен во иерея. Несколько лет был приходским священником.
Овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где и пострижен в монашество. С особой ревностью предался он здесь подвигам благочестия, поста и молитвы. Через некоторое время избран экономом Лавры.

В 1701 году назначен наместником Брянского Свенского Успенского монастыря Орловской епархии, с оставлением в должности эконома.
4 января 1702 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. Хиротонию совершали свт. Димитрий Ростовский, митрополит Стефан (Яворский) и митрополит Парфений Лаодикийский.
Огромная епархия, где ему предстояло служение, охватывала территорию от Северного Ледовитого Океана до Китая и от Уральских гор и до Камчатки. «Пришед в Сибирския страны, писал святитель Филофей царю, в церквах Божиих обрел великое нестроение, а какое, нелепо есть и писанию предати. Чинится то за великою простатою и нищетою священников». Святителем Филофеем была создана первая в Тобольске Славяно-латинская школа для детей духовного звания, учителями в ней были образованные киевские монахи.

В 1704 году святитель снаряжает миссию из двух монахов к Хутухте в Монголию, но неудачно. В 1705 году отправленная им в Камчатку миссия архимандрита Мартиниана крестит камчадалов, а свт. Филофей заводит сношения с остяцким князем Шешукой и обдорским Тучабалдой. В 1707 году митрополит отправляет миссионеров к березовским и сургутским остякам.

Борьба со светскими властями, страшные беспорядки в Сибирской митрополии и суровый климат надломили здоровье митрополита.
В 1711 году в результате тяжелой болезни был уволен от управления епархией, удалился в Тюменский Троицкий монастырь и принял схиму с именем Феодор.
В 1712 году поправился настолько, что смог приступить к исполнению царского указа, полученного еще в 1710 году, с предписанием отправиться лично на проповедь в землю остяков и вогул. Совершил несколько дальних поездок, построил много церквей, проник даже в дикую страну на р. Конде.
В 1715 году по смерти свт. Иоанна Тобольского вторично вступил в управление епархией.

За время своего архипастырства митрополит Филофей выстроил 288 церквей (было 160, а стало 448), 37 монастырей, основал много приходов и тем самым заложил основу для распространения христианства среди язычников. Почти все время своей архипастырской деятельности провел в беспрестанных поездках по дикой окраине, по степям и болотам, тайге и тундре, просвещая самоедов, вогулов, остяков. В период с 1712 по 1727 год святитель с сотрудниками просветил и крестил до 40000 сибирских инородцев. В 1712 году совершил свое первое миссионерское путешествие в Березовский край, а за год до смерти, больной, посетил Низовский край, и доехал до отдаленного Обдорска. Он выстроил новый архиерейский дом в Тобольске, увеличил его доходы и привел в лучшее состояние его вотчины, умножил количество духовенства как в церквах, так и в монастырях и увеличил получаемое ими содержание; учредил несколько духовных школ, в которых обучались дети инородцев, и сам немало трудился в обучении детей.

В 1721 году снова удалился на покой в Тюменский Троицкий монастырь, жил в большой бедности, продолжая заведовать делом христианской миссии в Сибири. Сам он теперь редко оставлял монастырь, но под его руководством трудились многие из бывших его спутников.

Троицкий мужской монастырь - Тюмень
(Троицкий мужской монастырь - Тюмень)


В 1726 году святитель предпринял последнее путешествие к обдорским остякам.
Скончался 31 мая 1727 года. Во исполнение его завещания, тело святителя было погребено в Троицком монастыре напротив входа, «дабы, как гласит завещание, мимоходящие попирали прах ногами».

Митрополит Филофей был тихого нрава, снисходителен ко всем, не тщеславен.



Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси на Соловки


святитель_Филипп_Московский_Колычев

О святителе Филиппе Московском (Колычеве) можно подробно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/366173.html


Священномученик Философ Орнатский, пресвитер и сыновья его, мученики Борис и Николай

сщмч. Философ Орнатский и прав. Иоанн Кронштадский
(сщмч. Философ Орнатский и прав. Иоанн Кронштадский)


Священномученик протоиерей Философ Николаевич Орнатский родился 21 мая 1860 года на погосте Новая Ерга Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье сельского священника. Один из его братьев был женат на племяннице святого праведного Иоанна Кронштадтского. Обучался Философ сначала в Кирилловском Духовном училище, а затем в Новгородской Духовной Семинарии. В 1885 году он со степенью кандидата богословия окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Летом 1885 года Философ вступил в брак с Еленой Заозерской, дочерью бывшего иподиакона митрополита Исидора, и вскоре принял священство. Первоначально батюшка служил настоятелем в храме приюта Принца Ольденбургского, где до этого преподавал Закон Божий.
С 1892 по 1912 годы он служит настоятелем храма при Экспедиции заготовления государственных бумаг. Двадцать шесть лет он являлся председателем «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», успешно противодействуя антицерковным течениям.

В 1893 году Философ был избран гласным Санкт-Петербургской городской Думы от духовенства и нёс свои полномочия до 1917 года. Он принимал участие в устройстве в городе ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен, его стараниями в Санкт-Петербурге и окрестностях было возведено 12 храмов, самый большой из них — храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Кроме того, можно назвать церкви Петра и Павла в Лесном, преподобного Сергия Радонежского на Новосивковской улице, преподобного Серафима Саровского за Нарвской заставой, Предтеченский храм на Выборжской стороне, Герасимовскую церковь, Исидоро-Юрьевский храм.

Сам батюшка, имея большую семью (у него было десять детей), жил очень скромно. Всё множество общественных званий и должностей, которые он нёс во славу Божию, средств к существованию не приносили. Через его руки, как Председателя комитетов по строительству храмов, проходили огромные суммы денег, а он давал частные уроки, чтобы прокормить семью.

Известен был батюшка и как редактор и цензор таких столичных духовных журналов как «Санкт-Петербургский Духовный Вестник» (издавался с 1894 года), «Отдых христианина» (с 1901 года), «Православно-Русское слово» (с 1902 года).

Отец Философ был одним из ближайших сподвижников священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) которого, в бытность того студентом Духовной Академии, батюшка активно привлекал к проповеднической деятельности в рабочей среде Санкт-Петербурга. Узы духовной дружбы связывали его и со Святейшим Патриархом Тихоном.

Почти двадцать лет отец Философ являлся духовным сыном святого праведного Иоанна Кронштадтского, который часто бывал у него дома и благословлял все его начинания во благо Церкви. Святой пастырь доверил отцу Философу быть посредником в своей переписка со Святителем Феофаном, Вышенским затворником.

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге. Фотография 1890-х годов
(Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге. Фотография 1890-х годов)


В 1913 году батюшка был назначен на должность настоятеля Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге. Во время 1-й Мировой войны отец Философ отдал свою квартиру под лазарет для раненых воинов, а сам с семьёй переехал в небольшое казённое помещение. Неоднократно и сам он выезжал районы боевых действий, сопровождая транспорты с необходимыми воинам вещами и продуктами, стремясь всеми силами вдохновить и поддержать защитников Отечества.

мч. Николай Орнатский, 1918
(мч. Николай Орнатский)


Его сын Николай (родился в 1886 году) — военный врач, находился в составе 9-й Русской Армии; сын, Борис (родился в 1887 году), штабс-капитан 23-й артиллерийской бригады, закончивший Константиновское артиллерийское училище, геройски сражался на Австро-Венгерском фронте. Проповеднический дар батюшки привлекал искавших живого слова и он не раз призывал свою паству не принимать разлагающих идей большевизма, понимая, что Православие является основой русской родной жизни, батюшка призывал интеллигенцию знать это: «Нашей интеллигенции надо стать русскою», — не уставал повторять он.

На его глазах во время революции был расстрелян муж сестры его жены, священномученик протоиерей Пётр Скипетров (память 20 января). Батюшка при его отпевании произнёс проповедь, бесстрашно обличив большевиков. Неоднократно выступал он перед паствой с призывами к объединению русичей вокруг храмов для защиты святынь своей земли. В январе 1918 года, когда в Лавре был убит отец Пётр Скипетров, батюшка организовал защиту святынь Александро-Невской Лавры, устроив к ней крестные ходы со всех храмов столицы.

мч. Борис Орнатский, 1918
(мч. Борис Орнатский)


9 августа 1918 года его вместе с двумя старшими сыновьями, Николаем и Борисом, арестовали. Во время ареста он был совершенно невозмутим и спокоен. Прихожане собрались в многотысячную толпу и шли по Невскому проспекту на Гороховую в Ч. К., требуя освободить своего пастыря. Делегацию верующих чекисты приняли, коварно обещая выполнить их требования. Но в ту же ночь (предположительно на 20 июля 1918 года) батюшку перевезли в тюрьму города Кронштадт. Предположительно около 30 октября 1918 года вместе с сыновьями и другими 30 заключёнными офицерами отца Философа повезли на расстрел. По дороге батюшка читал вслух отходную над приговорёнными. Место казни находилось, по одним предположениям в Кронштадте, по другим — неподалёку от Финского залива между Лигово и Ораниенбаумом. Тела расстрелянных, по-видимому, были сброшены в залив.

Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Тропарь священномученику Философу, пресвитеру Петербургскому
глас 5
От юности премудрость Божию возлюбив, досточудне отче Философе,/ во вся дни жития твоего последовал еси Пастыреначальнику Христу,/ Иже яви тя граду святаго Петра пастыря добра./ Ты же, душу свою положив за паству,/ сам востекл еси на страдания от беззаконных/ со чады твоими Николаем и Борисом,/ темже и ныне молим ти ся:/ не остави предстательством твоим всех почитающих память твою


Мученица Петронилла, дева


Жила и пострадала в I или III веке. В катакомбах Домитиллы в Риме сохранилась датируемая IV веком фреска, изображающая мученичество святой Петрониллы.
Она была дочерью благородных родителей. Будучи принуждаема выйти замуж за некоего аристократа по имении Флакк, категорически отказалась, потому что желала сохранить девство ради Христа. Из-за этого была арестована и увенчала свою жизнь мученичеством.

Долгое время принято было считать (возможно, из-за сходства имён), что Петронилла была дочерью апостола Петра и его верной ученицей, помогавшей отцу в его апостольских трудах. Однако это предание появляется только в книгах гностиков, относящихся к VI веку, и большинство современных исследователей-агиографов считают его недостоверным.


Исповедник Пасхасий (Пасхазий) Римский (греч. Πασχάσιος, лат. Paschasius), диакон


Был диаконом Римской Церкви, глава одного из семи церковно-административных округов Рима. Автор многих богословских работ, не сохранившихся до нашего времени. Его мирная кончина последовала в 512 году.

О святом Пасхасии упоминает святитель Григорий Двоеслов:

"Когда я был ещё юношею и в мирской одежде, то слышал рассказ от старших и знающих людей, что Пасхазий, диакон нашего апостольского седалища, от которого есть у нас книги о Св[ятом] Духе, исполненные света и истины, был человек удивительной святости, преданный делам милосердия, питатель нищих до пренебрежения к себе самому. Пасхазий в том споре, который вели с горячею ревностью верующие относительно Симмаха и Лаврентия, избранных на первосвятительский престол, держал сторону последнего. Побеждённый единодушным сопротивлением других, он, однако ж, до конца жизни остался при своём мнении, любил и предпочитал Лаврентия, которого суд епископов не удостоил предстоятельства над Церковью. Так он и умер во время управления апостольским престолом первосвятителем Симмахом. Когда несли тело Пасхазия для погребения, то один беснующийся прикоснулся к покрову, положенному на гроб, и тотчас получил исцеление. Спустя много времени Герману, епископу Капуи, о котором я выше упоминал, врачи присоветовали для излечения болезни мыться в ангулянских купальнях. Вошедши в купальни, он увидел упомянутого диакона Пасхазия, который стоял тут и прислуживал. Герман чрезвычайно изумился его присутствию и спросил, что тут делает такой муж. Пасхазий отвечал ему: "Не за другую какую вину я поставлен в этом месте наказания, а только за то, что держал сторону Лаврентия против Симмаха. Но прошу тебя, помолись за меня Господу; а что принята будет молитва твоя, узнаешь, когда, пришедши сюда снова, не найдешь меня здесь". Св. муж Герман с сокрушением сердца молился о нем, и спустя несколько дней пришедши снова в купальни, уже не нашёл в них диакона Пасхазия. Он мог очиститься по смерти от греха своего, потому что погрешал не по злобе, а по заблуждению. Должно, однако ж, верить, что своим милосердием к бедным Пасхазий заслужил возможность получить прощение тогда, когда уже ничего не мог делать".
(Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. Книга четвёртая. Гл. 40 "О душе диакона Пасхазия")



Святитель Лупикин, епископ Веронский

Современники характеризовали святителя Лупикина, как "наиболее святого, лучшего среди епископов". Он почил в мире.


Мученики Кантий, Кантиан, Кантианилла и Прот Аквилейские


Братья Кантий, Кантиан и их сестра Кантианилла происходили из благородной римской семьи. Их учителем и духовным наставником был благочестивый христианин по имени Прот. Когда в царствование императора Диоклетиана начались гонения на христиан, святые продали всё что имели, раздали деньги нищим и бежали из Рима. Однако военачальник Сиссиний и правитель Дулькидий, неотступно отыскивавшие христиан, узнав об этом, тут же повелели догнать и схватить их. Дулькидий написал императору письмо с вопросом, как поступить с такими известными и знатными людьми, если они откажутся поклониться римским богам. Диоклетиан ответил: "Если они откажутся принести жертву, обезглавить".

Кантий, Кантиан, Кантианилла и Прот на колеснице были уже довольно далеко от Рима, однако вблизи Аквилеи их догнали и привели к Дулькидию. Правитель потребовал от них принести жертву идолам, но святые отказались и твёрдо исповедовали свою веру во Христа. В соответствии с приказом Диоклетиана их обезглавили. Произошло это около 290 или 304 года. Благочестивый священник Зоил с благоговением взял святые останки и предал их земле.

В IV веке над могилой мучеников была построена базилика с мозаичным полом, фрагменты которого сохранились до наших дней. Ныне их святые мощи хранятся в алтаре церкви коммуны Сан-Канциан д'Изонцо, построенной на месте базилики. Части мощей Кантия, Кантиана и Кантилианы с XI века находятся также в соборе немецкого города Хильдесхайма. Сохранилось похвальное слово святым Кантию, Кантиану и Кантилианы составленное в V веке Максимом, епископом Туринским.


Святитель Евстафий I (греч. Εὐστάθιος), патриарх Константинопольский (июль 1019 - нояб./дек. 1025)

Сведений о его жизни сохранилось немного. Евстафий был протопресвитером церквей Большого дворца в Константинополе и взошел на Патриарший престол после смерти патриарха Сергия II, в июле 1019 года. По свидетельству византийского хрониста Георгия Кедрина, Евстафий был в преклонном возрасте и с трудом выдерживал длительные патриаршие службы.

Ок. 1024 г. патриарх Евстафий по указанию имп. Василия II Болгаробойцы отправил посольство в Рим к папе Иоанну XIX с богатыми дарами с целью добиться от папы признания за Константинопольским патриархом титула «Вселенский». Предположительно папа Иоанн XIX согласился признать за Константинопольским патриархом этот титул. Однако известие об этом вызвало недовольство на Западе, сообщал в письме папе аббат монастыря Сен-Бенинь в Дижоне (Франция) Вильгельм. Не желая идти против мнения собственной паствы, папа был вынужден отказаться от этого предложения, и посольство византийцев вернулось, ничего не добившись. Сведения об этих переговорах сохранились только в латинских источниках.

От патриаршества Евстафия сохранились синодальная грамота от 12 сентября 1019 г. о снятии запрета с Николая Агиоматика на служение в пределах столицы, датируемое маем 1024 г. синодальное постановление о монастыре св. Епифания в Керасунте и др..

Патриарх Евстафий I скончался в ноябре или декабре 1025 года.
Сохранилось Жизнеописание патриарха Евстафия, составленное неизвестным автором.



Икона Богородицы «Нерушимая Стена»

Икона Богородицы «Нерушимая Стена», киевский Софийский Собор, мозаика
(Икона Богородицы «Нерушимая Стена», киевский Софийский Собор, мозаика)


Согласно преданию, икона Божией Матери, именуемая «Нерушимая стена», прославилась видением старца Гавриила Спасо-Елеазаровой пустыни. Он видел перед собой на возвышении чудесный город, куда ему нужно было идти, к городу вела широкая, пологая дорога, по которой было идти очень легко. Множество людей поднималось по этой дороге, не замечая, что над ними навис огромный, страшный великан, который набрасывал на идущих сеть и захватывал себе. Старец призадумался как же ему пройти в Великий город и не попасть в сеть к великану. Вдруг сбоку он приметил незаметную более крутую тропинку, поднимающуюся вдоль высокой до неба стены к городу. По этой тропинке шли редкие путники, великан пытался набросить на них сеть, но она ударялась о стену и возвращалась к нему пустой. Тут в голове старца всплыли слова из Акафиста к Пресвятой Богородице: «Радуйся, Царствия Нерушимая Стено…», поняв чья сила защищает путников на этой тропинке, старец свернул на этот путь. Сеть со свистом пролетала над его головой, но ни разу даже не задела, отброшенная стеной возведенной Богородицей. Он добрался до города, а там… красота, свет, цветы, благоухание, все в благоговении и радости… Так дошёл он до самого Престола Великого Царя…

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» выполнена в стиле мозаики на стене над горним местом главного алтаря киевского Софийского собора. Божия Матерь изображена на золотом фоне, стоящей во весь рост на четырехугольном золотом камне с воздетыми руками.
Икона получила свое наименование «Нерушимая Стена» ввиду того, что на протяжении девяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и собор, и город неоднократно подвергались разрушению. Сохранилось старинное описание этой иконы: «Рост Богородицы исполинский, как и все Ее дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, на знамение Ее покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах: ибо Она Сама, Матерь Незаходимого Света, была для нас зарею Незаходимого Солнца».

По киевскому преданию, стольный град не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь «Нерушимая Стена».

Необоримая Заступница земли русской и в самые тяжкие времена подавала ей благодатную помощь. На большой дуге полусвода, во всю ее длину и почти во всю ширину, изображена греческая надпись черною мозаикою. Надпись эта так переводится: «Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45, ст. 6).

Исходным образом для создания этого образа стала икона Богоматери Влахернитиссы, помещенная на алтарной стене Влахернского храма в Константинополе.

Богоматерь Влахернитисса
(икона Божьей Матери Влахернитисса)


Тропарь
глас 4
Яко нерушимую стену и всемощный покров стяжахом Тя, раби Твои, Владычице Богородице, мрак грехов и скорбей отгоняющую. Темже вопием Ти: мир мирови даруй и душам нашим свет и спасение.

Tags: Православие, Святые дня, икона Божьей Матери Нерушимая стена
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments