filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Великий старец Клеопа Илие, Румынский чудотворец. Заместитель наместника. Во время войны. (ч.5)

Продолжение...
начало тут:http://filin-dimitry.livejournal.com/104871.html


На другой день отец Клеопа послал послал почтовую открытку отцу Паисию в скит Козанча и попросил его совета, что делать в этом тяжком испытании. А сам постился три дня и втайне молился Богу, да будет Его воля.
Через десять дней он получил от отшельника Паисия почтовую открытку со следующим ответом: «Дорогой сын, от меня, грешного, - будь как не имеющий ничего и не получивший ничего! Не радуйся, когда тебя будут ставить настоятелем, и не огорчайся, когда тебя будут снимать с настоятельства! Оказывай послушание старцу настоятелю и собору отцов и во всем полагайся на волю Божию!».

Поняв, что речь идет о наказе, отец Клеопа встал, выпрямился и сказал со всей серьезностью:

- Если это из послушания старцу, принимаю. Но не оставляйте меня, отцы, без вашей помощи.

Антоний, пораженный произошедшей неожиданностью, сказал слово нелепое, вроде как для себя, но достаточно громко:

- И он даже не диакон!

Привели его в монастырь, отправили помыться, принесли ему белье, подрясник и рясу из рухлядной, дали ботинки, в которых он и ходить не умел по человечески, и замет повели в храм для совершения чина введения в должность. Таково было правило.
Пришел и старец в храм. Секретарь зачитал без энтузиазма решение об избрании, а старец вручил ему настоятельский жезл без единого слова, ибо он никогда не произносил речей. Затем все зашевелились, собираясь уйти, и тут новоизбранный поднял руку, прося тишины.

- Старец наш умеет говорить! – сказал кто-то смеясь.

Он действительно доказал им, что умеет говорить. Два часа говорил он из святых отцов, рассказывал им, как он понимает ведение их по пути спасения, анализировал грехи «большие» и «тонкие» ума и воображения, давал им советы, читал по памяти страницу за страницей, как по книге, из святого Исаака Сирина, из Ефрема Сирина, из Иоанна Дамаскина, из Лествичника, из Максима Исповедника, из Паисиевых[11] рукописей, сказал, как думает ремонтировать сгоревшие строения, и что будет впредь сохранять распорядки, установленные старцем, и все поняли, что перед ними стоит настоящий преемник старца.
В конце все выстроились, чтобы поцеловать ему руку, первым подошел старец, а мимо настоятеля все проходили сокрушенно, с уважением и почтительностью.
Разгадка тайны была проста. Один только старец знал, что все эти пятнадцать лет, сколько он был у овец, у отца Клеопы в котомке не переводились книги, которые он тайком получал то в Нямце, то в Секу – соседних монастырях,когда приближался к ним, выходя с отарой из леса, монастырях с богатыми библиотеками, благодаря которым он за пятнадцать лет воспитал в себе настоящую богословскую культуру. Позднее он встал в один ряд с великими богословами и книжниками, которые любили его и слушали…

Старец Иоанникий говорил однажды: «Оказывайте любовь и уважение каждому человеку, потому что никогда не знаете, перед кем вам придется стоять». Но все вспомнили его слова и поверили ему только теперь.
Отец Клеопа возобновил монастырь, основал известные ныне общины и в других местах, а на его место в Сихастрии пришел Иоиль, как предсказал старец, который к тому времени преставился ко Господу.
Отец Клеопа был несколько лет настоятелем монастыря Слатина, затем снова вернулся в монастырь Сихастрия, занял простую келию и в свою очередь стал послушником молодого настоятеля, своего ученика, как некогда и сам он был учеником Иоанникия. Мирские порядки меняются, ка времена года, а мудрость молодеет с каждым поколением.
Отец Клеопа заверит вас со всей искренностью, что он обычных монах, что лучше него постится Кирилл, образованнее Петроний, смиреннее Паисий, полезней для общения Каллиопий, нестяжательнее Валериан, больше любит уединения Каллиник.

_______________
[11]- из рукописей прп. Паисия Величковского, подвизавшегося в Нямецком монастыре.

прп_Паисий_Величковский
(преподобный Паисий Величковский)
_______________


Иеродиакон Макарий Тэнасе[12]

Во время войны


Шел 1943 год, 1 апреля. Я пришел в скит Сихастрия с мыслью остаться в нем. Сначала я пошел к отцу настоятелю Иоанникию Морою, у которого исповедовался и сказал о своем желании.

- Хорошо, - сказал Батюшка, - мы примем тебя, но временно, посмотрим, подходишь ли ты для монашества.

_______________
[12] – Отец Макарий Тэнасе был учеником отца Клеопы как в монастыре Сихастрия, так и в монастыре Слатина. В настоящее время он насельник румынского скита Продом на Святой Горе Афон. Его святость благоволил прислать нам эти строки, чтобы описать отца Клеопу в 1940-е годы.
_______________

И я пошел к отцу Клеопе, чтобы передать ему мои документы, потому что он занимался канцелярией. Отца Клеопу я нашел возле хлева, одетый в рясу, он держал на руках ягненка дымчатого цвета. Тогда я сказал в уме: «Вот добрый пастырь, нашедший потерянную овцу». Я подошел у его святости, поцеловал ему руку и сказал:

- Отче, причтите и меня к словесным овцам вашей святости.

Батюшка выпустил ягненка, посмотрел на меня и сказал:

- А у тебя есть какой-нибудь документ, брат? А то мы в состоянии войны, и так положено.

Я подал ему документы, говоря, что отец настоятель послал меня к его святости. Тогда он распорядился, чтобы я жил в одной комнате с племянником его святости.
Отец Клеопа покорил меня с первой встречи: своей благостностью, своим смирением, своей речью. Каждый вечер мы, все братия, собирались в келию его святости и там жадно слушали его слова из святых отцов, истории из монастырской жизни или задавали ему всякие вопросы, на которые он отвечал нам аргументами из Священного Писания или святых отцов. Когда мы его спрашивали, где он научился всему этому, он отвечал:

- В университетах Редкие Соты, Большая Вязанка, или в Тэчунах, вместе с овцами.

Когда я пришел в монастырь, он почти весь был разрушен пожаром 1941 года. Только дом настоятеля и хлев не были тронуты огнем. Отцы вместе с отцом Клеопой очень много трудились, чтобы восстановить скит. Все лето и всю осень 1943 года мы таскали материалы: еловые бревна из лесу для балок, песок и щебень из Озаны, доски и цемент из монастыря Нямц. Руководство Нямецкого монастыря отдало нам все бесплатно, включая четыре повозки, запряженные быками, а иногда давало нам и грузовик, на котором мы возили доски до Секу, где складывали их, потому что невозможно было на грузовике подъехать к Сихастрии.

Нямецкий_монастырь_во_имя_Вознесения_Господня_румыния
(современный Нямецкий монастырь во имя Вознесения Господня. РУмыния)

Летом 1943 года много работали, так что к концу осени северный корпус был выстроен и покрыт дранкой.
Вспоминаю, что в сентябре того года отец Клеопа беседовал с Крайским, начальником станции Вынэторь, о ходе восточной войны. Начальник станции говорил:

- Батюшка, мы близки к победе, - а отец Клеопа ему отвечал:

- Я читал в книгах, особенно у Агафангела[13], и узнал, что русские разобьют немцев.

- Это невозможно, Батюшка, - отвечал ему начальник станции, - фронт у излучины Дона. Кто еще сомневается в победе?

Но кто верил, что менее чем через шесть месяцев русские будут у границ Румынии?
Вестой 1944 года, в марте, поступило распоряжение верховной власти, чтобы все население фортификационной линии: монастырь Нямц –Вынэторь-Тыргу Нямц- Грашь- Блебя оставило свои дома и искало себе приют кто где сможет. Тогда многие семьи пришли в Сихастрию, со всем, что они могли в спешке погрузить на телеги, и даже из Рэдэшен пришли семьи две.

_______________
[13]- речь идет о книге пророчеств под названием «Агафангел», написанной на греческом языке в 1750г.
_______________

Тогда отец Клеопа принял всех со всей любовью. Одни заняли все северное здание, каким оно тогда было, без дверей и окон, а летом каждый оштукатурил комнату, в которой остановился. С внешней стороны ограды, справа, стояла постройка, сооруженная на скорую руку, - и её заняли беженцы. Те, кто не поместился в скиту, сделали себе шалаши на Черешневой поляне.
Еду варили в больших котлах, на улице, а столовая была в хлеву, в помещении, где раньше стояли телеги, бочки и другие вещи.
Русские постоянно наступали; а апреле они были в Оглинзь, а наши заняли фортификационную линию, о которой было упомянуто выше, - здась русские были задержаны до августа.[…]

Продолжение следует...
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/123853.html
Tags: Клеопа Илие, Православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments