filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

12 (25) мая 2017 года. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Вознесение Господне

Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (прославление 1913)
; свт. Епифания, епископа Кипрского (403); свт. Германа, патриарха Константинопольского (740).

Прп. Дионисия Радонежского, архимандрита (1633); Второе обре́тение мощей прав. Симеона Верхотурского (Меркушинского) (1992); свтт. Савина, архиепископа Кипрского (V) и Полувия, епископа Ринокирского (V); мч. Иоанна Влаха (Валаха) (1662) (Румын.); собор преподобных отцев Молченских (Конотоп.); мч. Иоанна Серрского (XV-XVI; Греч.); прп. Феодора Киферского (X; Греч.).
Мучеников, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших (XVII) (Груз.) (переходящее празднование в день Вознесения Господня).

Сщмч. Петра Попова, пресвитера (1937); мц. Евдокии Мартишкиной (1938).

Иконы Божьей Матери Кипрской-Нижегородской (1771).


Святые дня, молите Бога о нас!


С праздником Вознесения Господня всех поздравляю!

Вознесение_Господне


Вознесе́ние Госпо́дне (греч. ᾿Ανάληψις τοῦ Κυρίου; лат. Ascensio Domini) - церковный праздник, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи - в четверг шестой недели.

В этот день вспоминается одно из главных событий Священной истории - восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима "и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо". (Лк. 24, 51). "И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1, 9-11).

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в Лк. 24, 26; Деян. 5, 31; (Еф. 4, 8-10; Флп. 2, 6-11; 1 Тим. 3, 16; Евр. 1, 3, 5; Евр. 2, 9; Евр. 5, 5; Евр. 12, 2; Откр. 3, 21; Евр. 12, 5; о «прославлении» после Воскресения - в 1 Пет. 1, 21; о «седении одесную Бога» - в Рим 8, 34; Еф 1, 20; Еф. 2, 5-6; Кол 3, 1). Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Пс 109, говорит о Своем «седении одесную Бога» (Мк. 12, 35-37; Мк. 14, 62). В Откр. 3, 21 со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа (Евр 4, 14; Евр. 6, 20; Евр. 7, 26; Евр. 8, 1; Евр. 9, 11-12, 24; Евр. 10, 12).

Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф. 16, 27; Мф. 24, 30; Мф. 26, 64; Мк. 8, 38; Мк. 13, 26; Лк 21, 27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному (Ин 3, 13; Ин 13, 1-3; Ин 16, 5, 28) предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин 3, 17, 31; Ин. 6, 38; Ин. 8, 23; Ин 13, 3; Ин 16, 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф 4, 8-10 и 1 Пет 3, 18-22 (ср.: Пс 67, 19 и Пс 138, 8).


Богословие Вознесения

Уже в древнейших вероисповедных формулах I-II веков о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа. В большинстве древних Символов веры Вознесение Господне упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Цареградском Символе: «И воскресшаго в третий день по писанием. И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца»). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин. 6, 22-71)).
Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (Евр 1, 3; Евр 9, 12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр 9, 12, 24-26). Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян 7, 55-56) говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян 1, 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф 24, 30; Лк 21, 27).

Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям - все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1 Фес 4, 16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».


Установление праздника Вознесения Господня

До конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день (напр., Тертуллиан называет ее «laetissimum spatium» (радостнейший период)). В IV веке Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи (ср.: 20-е правило I Вселенского собора), но и как самостоятельный праздник (напр., 43-е правило Эльвирского Собора (после 300 г.)). Вслед за Пятидесятницей в особое празднование выделилось и Вознесение Господне.


На Востоке

Храм Вознесения Господня на Елеонской горе
(Храм Вознесения Господня на Елеонской горе)


Несмотря на то что уже стараниями св. императрицы Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до конца IV века Вознесение Господне и Пришествие Св. Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи. Одной из последних, видимо, об этой практике пишет западная паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении. Впрочем, Эгерия отмечает и совершение праздничной службы в Вифлееме на 40-й день после Пасхи, но, по мнению исследователей, в данном случае речь идет не о празднике Вознесения, а об иерусалимском празднике вифлеемских младенцев 18 мая (если это предположение верно, паломничество Эгерии следует относить к 383 г., когда эта дата приходилась на 40-й день после Пасхи - Devos. 1968). По мнению Ж. Даньелу, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Св. Духа в домостроительстве спасения.

Указания на отдельное празднование Вознесения встречаются у свт. Григория Нисского и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста. Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как Вознесесения Господня говорится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380). Высказывались не получившие полного подтверждения предположения о том, что под «четыредесятницей» (τεσσαρακοστή), о которой идет речь в 5-м правиле I Вселенского собора, следует понимать праздник Вознесения Господня. Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.


На Западе

Первые сведения о праздновании Вознесения Господня встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388-407) и в «Книге о различных ересях» еп. Филастрия Брешианского (383-391), где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который «Он взошел на небо около Пятидесятницы», что может указывать на неразделенность 2 праздников (Вознесения Господня и Пятидесятницы). В другом месте Филастрий говорит, что Вознесение справляется именно на 40-й день, причем ему предшествует и последует пост. Видимо, появление нового рубежа в пасхальном периоде (Вознесения, празднуемого на 40-й день) вызвало недоумение относительно времени начала поста - до или после Пятидесятницы; к VI веку было признано правильным начинать поститься только после Пятидесятницы, хотя символически 40-дневный период радости противопоставлялся 40 дням Великого поста. К V веку практика празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно - напр., блж. Августин называет «четыредесятницу Вознесения» (Quadragesima Ascensionis) праздником «древнейшим и повсеместным».


Иконография

Самым ранним дошедшим до нас изображением Вознесения Господня является рельеф на деревянных дверях (ок. 430) церкви Санта-Сабина в Риме: стоящий Христос со свитком в руке окружен символами Евангелистов в медальонах, по сторонам фигуры буквы A и Ω , внизу - Богоматерь, над Ней 2 апостола держат крест в круге. Этот образ Богородицы традиционно истолковывают как символическое изображение Церкви; подобная трактовка сохраняется и по отношению к памятникам средневековья. Описание Вознесения в Свящ. Писании и изображение этого события в христ. иконографии отличаются одной важной чертой, свидетельствующей о том, что в основе иконографии лежит литургическая традиция, прославляющая триумфальное вознесение плоти Христовой на небеса.

Вознесение Господне. Рельеф на двери базилики Санта Сабина, V век
(Вознесение Господне. Рельеф на двери базилики Санта Сабина, V век)


На рельефе и на всех последующих изображениях в центре композиции представлена Богородица; о Ее присутствии при Вознесении Господнем свидетельствует Церковное Предание: творения св. отцов, тексты службы праздника Вознесения. На ампуле Монцы представлена полностью сложившаяся композиция: мандорлу с возносящимся Христом, который сидит на престоле, поддерживают 4 ангела, внизу изображена Богоматерь оранта и 12 оживленно жестикулирующих апостолов. На миниатюре Евангелия Раввулы Христос со свитком в руке стоит в ореоле, под ним - колесница прор. Иезекииля (тетраморф и колеса), 2 ангела поддерживают ореол, 2 других подносят победные венки, внизу, в центре,- Богоматерь, по сторонам - ангелы и апостолы, в т. ч. ап. Павел с книгой в руках.

В миниатюрах Псалтири Вознесение Господне иллюстрирует несколько псалмов. Так, в Хлудовской Псалтири на миниатюре к Пс 23, 9-10 («Возмите врата князи ваша», л. 22) стоит Христос в сиянии, мандорлу несут 2 ангела, в небесном сегменте - двери; на другой, к Пс 46, 7 («Взыде Бог в воскликновении», л. 46 об.), Христос сидит на радуге. Последний тип изображения стал наиболее распространенным.
В храмовых росписях Вознесение Господне помещается в куполе или на сводах. В XII в. в композиции увеличилось число ангелов, которые несут ореол с возносящимся Христом.

В церкви вмч. Георгия в Курбинове (Македония), 1191 г., в мандорле Христа изображены фантастические облачные фигуры зверей и рыб. Сцена Вознесения на миниатюре из Слов Иакова Коккиновафского, XII в., представлена в интерьере 5-купольного храма, в люнете которого - «Сошествие Св. Духа», в боковых пространствах - пророки Исаия и Давид с развернутыми свитками. На иконах XV в. Богоматерь, стоящая фронтально, обычно представлена не с воздетыми руками, а с раскрытой ладонью перед грудью.

Встречающееся у русских паломников («Хождение игумена Даниила», нач. XII в.) описание камня с оставленными на нем, по преданию, отпечатками стоп Спасителя оказало влияние на сложение иконографии Вознесения Господня в псковских иконах XVI в., где этот камень изображен на горе, под мандорлой возносящегося Спасителя (напр., икона 1542, ПИАМ).
(источник: http://drevo-info.ru/articles/817.html)


Тропарь Вознесению Господню
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / радость сотворивый учеником / обетованием Святаго Духа, / извещенным им бывшим благословением, / яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак Вознесению Господню
глас 6
Еже о нас исполнив смотрение,/ и яже на земли соединив небесным,/ вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/ никакоже отлучаяся,/ но пребывая неотступный,/ и вопия любящим Тя:\ Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Величание Вознесению Господню

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем Еже на небеса, / с Пречистою Твоею плотию, / Божественное Вознесение.

Молитва Вознесению Господню

Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную Бога и Отца! В сей “ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения” Твоего “земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари”, человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще: Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?! Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть, здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха. Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи, оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире, возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити, но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем, дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Праведный Симеон Верхотурский (Меркушинский), второе обретение мощей

прав_Симеон_Верхотурский


Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.
С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость «Сотворившего вся».

Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.
Другим любимым занятием праведного Симеона было ужение рыбы. Для этого он нередко с удочкой в руках уходил из Меркушино верст за десять, в уединенное место. Там, сидя под развесистой елью на берегу Туры, размышлял о величии Творца и «мысль к Богу имел… да не удицею греха уловлен будет от вселукавого врага спасения нашего». Но и в ловле рыбы он проявлял умеренность: ловил рыбу только для дневного пропитания.

И теперь еще указывают на камень у берега Туры, на котором сиживал праведник во время ловли рыбы. Камень этот будто нарочно был приспособлен для ужения: нижняя часть его выступала вперед так, что рыбаку, сидевшему на нем, весьма удобно было ставить на него ноги. Возле же камня некогда стояла ель, но в настоящее время ее уже не существует. Благочестивые богомольцы, почитая память святого Симеона и благоговея перед всеми предметами, которые были освящены его присутствием, отламывали от этой ели ветви и уносили их в свои дома. От этого она засохла, а около 1854 года ее сломало бурею, и ствол, вероятно, был унесен водою вниз по течению Туры.

Страдая болезнью живота, вероятно, от строгого воздержания, праведный Симеон отошел ко Господу еще в довольно молодых летах. Это произошло между 1642 и 1650 годами. К сожалению, точная дата его кончины осталась неизвестной. Жители села Меркушино, питавшие глубокое уважение к праведнику, с честью похоронили его у недавно построенной приходской Михаило-Архангельской церкви.

Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя примерно 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» — явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», — и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

12 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В этот день Церковь празднует вторую память святого праведного Симеона Верхотурского (первая — 18 декабря).

Обстоятельства земной жизни праведного Симеона известны значительно меньше, чем его посмертные чудеса.

25 сентября 1920 года в день памяти Симеона Верхотурского представители большевистской власти решили провести вскрытие его святых мощей. Для совершения этого кощунства была назначена комиссия, в которую вошли: председатель Екатеринбургской ЧК Тунгусков, председатель Верхотурского уездного исполкома Ларичев, доктор Петров и другие.

Вскрытие наметили провести примерно в час дня, сразу по окончании Божественной литургии. В этот день в монастыре собралось около пятнадцати тысяч человек. Люди, которые не смогли войти в переполненный Крестовоздвиженский собор, стояли на соборной площади. Монахи и священники, возглавляемые архимандритом Ксенофонтом, торжественно и нарочито медленно служили литургию, вслед за ней так же медленно совершали молебен, за молебном читали акафист… Богослужениям не виделось конца. Отовсюду были слышны вздохи, плач, прерываемые выкриками. Начало вскрытия откладывалось уже на два часа. Власти потребовали прекратить богослужение и начать вскрытие мощей, но получили отказ. Тогда вооруженные красноармейцы по-военному решительно начали выталкивать людей из собора и пробиваться к раке с мощами, где плотной стеной стояли монахи и монахини. Оттеснив монахов, красноармейцы с большим трудом подняли мощи, вынесли их на паперть и установили на столе. Перед собором вдоль всей площади стояли вооруженные красноармейцы, выстроенные в две шеренги лицом друг к другу, чтобы предотвратить возможные эксцессы и в случае необходимости защитить большевистскую комиссию.

Вскрытие начал сам архимандрит Ксенофонт. Он снял покров с мощей, но от дальнейших действий отказался. После короткого совещания с членами комиссии председатель Екатеринбургской ЧК Тунгусков подошел к гробу, опустил в него руку и, вынув голову святого Симеона Верхотурского, высоко поднял ее для всеобщего обозрения. Толпа в ужасе ахнула. Так началось надругательство над мощами Верхотур¬ского чудотворца, в течение двух с половиной столетий щедро благотворившего всем, кто приходил к нему с верою. Его святые мощи были подвергнуты расчленению, изъяты из гроба по частям и разложены на столе. После этого члены комиссии перевернули гроб и вывалили на стол то, что в нем оставалось. Это был лебяжий пух, который в 1704 году в селе Меркушино архимандрит Израиль положил на дно гроба, специально изготовленного для перенесения мощей в Верхотурье. Проходившие мимо верующие, плача и крестясь, успевали тайком взять со стола лебяжьи пушинки и спрятать их в складках одежды. Стояла глубокая тишина. Только кое-где слышались всхлипывания.

Не успела комиссия по вскрытию мощей закончить свою работу, как за ее спинами, у главных дверей собора монастырский архидиакон Вениамин во всеуслышание провозгласил: «Прошу не кощунствовать». Красноармейцы мгновенно подскочили к архидиакону, закрутили ему руки за спину и, расталкивая народ, повели в один из корпусов. Председатель исполкома Ларичев, указав на плачущих монахов и монахинь, сказал верующим мирянам, которые тоже плакали: «Вот эта стая черных воронов триста лет обманывала народ». Наконец, монахам было разрешено вернуть мощи на место. Братья вместе с отцом Ксенофонтом, обливаясь слезами, сложили святые останки в гроб. Народ долго не расходился. Мощи вновь внесли в храм и положили в раку. Было разрешено продолжать богослужения в соборе по-прежнему.

На другой день архимандрит Ксенофонт после произнесенной в соборе проповеди, обличавшей безбожную власть, был заключен в тюрьму за «антисоветскую пропаганду». Почти одновременно с ним были арестованы настоятельница женского Покровского монастыря и другие духовные особы.

Мощи праведного Симеона оставались в Крестовоздвиженском соборе до его закрытия в 1926 году, после чего были отправлены в Нижнетагильский краеведческий музей. Но православный народ продолжал тянуться к праведному Симеону. Люди, заплатив за билеты, шли к нему на поклонение и в музей. Когда началось откровенное паломничество, мощи были изъяты из экспозиции, увезены в Свердловск и выставлены в музее атеизма, размещенном в Ипатьевском доме, где была расстреляна Царская семья. Здесь святые останки находились продолжительное время. Затем мощи убрали в запасники краеведческого музея, который размещался в здании собора Александра Невского закрытого Ново-Тихвинского женского монастыря, и с тех пор среди православных они считались безвозвратно потерянными. На все запросы Церкви о мощах музейные работники отвечали, что их в запасниках нет. След их потерялся. Так было до тех пор, пока в конце 1980-х годов одна простая благочестивая женщина, работавшая в краеведческом музее, не попросилась на прием к Владыке и не сообщила, что своими глазами видела в запасниках железный ящик со святыми останками, на которых лежал акт их вскрытия от 25 сентября 1920 года.

После этой радостной новости епархиальное начальство начало переговоры с руководством музея. В результате мощи вернули без всякой огласки, составив соответствующий акт. Владыка Мелхиседек, несколько священников и протодиакон Владимир сами вынесли их из музея.

Все время, пока для них готовилось достойное место, святые мощи хранились в келье Владыки. Вскоре, весной 1989 года святые мощи торжественно при огромном стечении духовенства и верующих были внесены в храм Всемилостивого Спаса в Свердловске.

Крестный ход с мощами св. Симеона 25 мая 1989 г.
(Крестный ход с мощами св. Симеона 25 мая 1989 г.)


А 24 сентября 1992 года, то есть через шестьдесят три года после изъятия, мощи святого праведного Симеона в канун празднования их первого перенесения были возвращены в Верхотурский Николаевский монастырь, в котором почивают и поныне. Вновь, как в былые времена, к раке с мощами Верхотурского чудотворца и к его цельбоносному источнику в Меркушино едут паломники со всех концов России и получают помощь. Празднование святому Симеону совершается трижды: 12/25 мая — в день второго обретения его мощей, 12/25 сентября — в день перенесения мощей праведника из Меркушино в Верхотурье и 18/31 декабря — в день прославления праведного Симеона.

Свято_Николаевский_Верхотурский_мужской_Монастырь
(Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь)


Подробное житие праведного Симеона Верхотурского Вы можете прочитать тут:
http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/index.php/saints/625-svyatoj-pravednyj-simeon-verkhoturskij


Тропарь праведного Симеона Верхотурского
глас 4
Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.

Ин тропарь на прославление праведного Симеона Верхотурского
глас 4
Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.

Кондак праведного Симеона Верхотурского
глас 2
Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследиши,/ возлюбив незлобие и чистоту души и тела./ Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче./ Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.

Молитва праведному Симеону Верхотурскому

О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Собор преподобных отцев Молченских, местное празднование Конотопской епархии


Собор преподобных отцев Молченских


Празднование установлено Священным Синодом Украинской Православной Церкви в честь угодников Божиих, в разное время несших послушание в Софрониево-Молченском Рождества Пресвятой Богородицы Печерском мужском монастыре (село Нова Слобода Путивльского района Сумской области).

В Собор входят:

• Прп. Софроний (Батоврин), мон. (+ 1692)
• Прп. Серапион, иером. (+ 1718)
• Прп. Феодосий (Маслов), архим. (+ 1802)
• Блаж. Сергий Тихонов, послушник (+ 1879)

Тропaрь
глас 3
Самовидцы бывше чудесем от иконы Владычицы, преподобнии отцы наша Молченстии, молите Приснодеву и Рождшагося от Нея Господа, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак
глас 3
Веселится обитель Молченская, ликует же и гора Чудная, се ублажаем верных сынов ея, в подвизе добрем просиявших, и Богови житием своим угодивших, тем же ныне любовию вопием: не престайте молити за ны Всещедраго Бога.


Мученик Иоанн Серрский (греч. Ιωάννης εκ Σερρών, Ιωάννης ο Σερραίος)

Мученик Иоанн Серрский


Родился в XV веке в богатой православной семье в городе Серры (Σέρρες) в северной Греции, оккупированной в тот период турками. Его красота, его смелость в обращении с захватчиками, его богатый внешний вид вызывали раздражение и злобу мусульманских властей. Поэтому последние обвинили Иоанна в том, что своими смелыми поступками и отказом принял ислам он публично оскорбляет магометанскую веру.
Мусульманский судья, к которому привели Иоанна, лживыми обещаниями и посулами пытался принудить юношу отречься от праведной веры, надеясь, что этому примеру могут последовать и другие христиане.

Но Иоанн твердо и решительно отверг нечестивые обещания, и тогда турки начали пытать юношу. Мученика бросили в тюрьму, потом лишили одежды и проволокли по земле, вырвали волосы и потом стали избивать его палками. Однако, святой, несмотря на страшные муки, продолжал славить Господа Иисуса Христа. И тогда близ него появился величественный всадник, лицо которого сияло как солнце, который сказал Иоанну ничего не бояться и не терять мужества.
Турки, видя, что никакими пытками невозможно принудить храброго юношу отречься от истинной веры, решили убить его. Иоанна привели на городскую площадь и связанного положили на кучу хвороста, который подожгли. Мученик Иоанн оставался спокойным на протяжении всего ужасного страдания и громко славил Бога. Один из его мучителей, чтобы Иоанн замолчал, убил его, вогнав деревянный кол в рот мученика.
Житие святого составлено великим ритором Великой церкви Христовой Мануилом Пелопоннесским, вероятно, в период 1451-1481 г.г.

Tags: Православие, Праздник, Святые дня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments