Мощи святого угодника Божьего святителя Николая Чудотворца прибыли из Бари в Россию. Слава Богу!
Сам факт того, что из крипты Базилики Святого Николая было отделено ребро святого, заключено в ковчег и мы теперь имеем возможность приложиться к мощам и в молитве обратиться ко святому меня радует. Сам я, если будет на то воля Божья, конечно, пойду и приложусь. Не по причине того, что это мощи «свежие», а многочисленные мощевики в наших храмах (в том числе и в нашем приходском) «старые», «поддельные» или еще какие-то не такие, а по причинам иным.
Во-первых, когда святые мощи привозят из постоянного места пребывания для поклонения православным это всегда событие и касается православных тех мест, куда мощи привозят самым непосредственным образом – выходя им на встречу или отстояв очередь и приложившись, мы тем самым соделываем некоторый труд и оказываем почести святому угоднику, а, значит, и Богу приносим труд и почитание. Это полезно в первую очередь нам, но и для остального общества и для властей это служит индикатором того, что православные это не аморфная масса, далекая от Церкви, а сила и сила, с которой непременно следует считаться.
Во-вторых, для кого-то такое событие может оказаться еще и некоторым личным воспоминанием. Вот, как, для меня. Божьей милостью в 2012 году нам с женой довелось побывать в городе Бари, помолиться за Божественной Литургией, которую служили на его мощах, Причаститься. Конечно, умом мы понимаем, что нет разницы между частицей в мощевике, что в нашем храме и той, что прибыла только что, разве только в размере, но есть еще личное восприятие – последняя была тогда там, в крипте, где мы, счастливые и радостные прикладывались, отстояв огромную очередь, видя, как священники, терпящие жару в облачениях, помогали нам, паломникам, освящать наши иконочки, предавали над головами из рук в руки, чтобы нас всех удовлетворить. Это память. И вот теперь частица этой памяти в Москве, рядом со мной. Разумеется, сердце радуется этому и велит мне прикоснуться к этой частице, хотя, повторю, де юре она ничем не отличается от той, что я могу приложиться (и прикладываюсь) несколько раз в неделю.
Совершенно иной вопрос – как обставлено это радостное событие…
А обставлено оно на редкость тревожно. И самое большее. что меня тревожит, это не наличие римокатолического епископата в нашем храме во время богослужения, даже не то, что святейший патриарх столько раз в своей проповеди назвал папу Франциска и архиепископа Бари Франческа святейшими, что я стал внимательно приглядываться – на станет ли последний излучать видимый свет уже тут, в храме Христа Спасителя…
Самое страшное и неприятное по моему разумению то, что имя святителя Николая пытаются использовать для некоторого непонятного православному человеку возможному объединению церквей. Православному не ясно, как нарушение догматов римокатоликами может быть названо «какими-то древними богословскими разногласиями» и как можно объединить то, что мы исповедуем как неразделенное. И с чем и на каком основании, разве что на основании покаяния тех, кто впал в ересь? Но об этом, как раз ни слова.
Однако, много слов о том, что святитель Николай почитается и нами и теми и что вот оно (как, возможно, думается некоторыми) то общее, что может привести к миру, согласию и объединению.
Да не будет!
Не стоит забывать о том, что святитель Николай ревностно обличал еретиков во время своей земной жизни, нет основания полагать, что ныне он бы одобрял разного рода примирения непримиримого, т.е. православия и ереси.
А то, что он помогает всем людям, кто нуждается в его заступничестве и кто его о том просит (а. возможно, и не просит даже), не смотря на их веру или неверие, говорит только о том, насколько этот святой угодник обладает широким и любящим сердцем, а вовсе не о том, что он ратует за объединение всех религий в одну. Вовсе нет, и полагаю, что за подобные предложения он неприминул бы ныне надавать по щекам тем, кто ратует за унию и экуменизм.
А то, что мощи прибыли в Россию это милость Божья!
Господу же нашему Иисусу Христу слава честь и держава со безначальным Его Отцом и со Святым Духом всегда ныне и присно и во веки веков!
Аминь.
С любовью,
рБ Дмитрий