filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

31 марта (13 апреля) 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…


Святой Благоверный Великий Князь Иван I Данилович Калита, в схиме Анания

св. благ. князья Александр Невский и Иван Калита
(св. благ. князья Александр Невский и Иван Калита)

День памяти — 13 апреля и в Соборах Московских и Тульских святых.

В 2001 г. решением Святейшего Патриарха Алексия II причислен к лику местночтимых святых г.Москвы


Великий князь Иван Калита был сыном святого благоверного московского князя Даниила (память 17 марта). Начал княжить в Москве с 1325 г. после гибели своего брата Юрия, в 1328 г. получил ярлык на великое княжество Владимирское.
Восемнадцать лет его правления были эпохой усиления Москвы и ее возвышения над остальными русскими городами. Главным средством к этому усилению было особенное умение Ивана ладить с ханом. Он часто ездил в Орду и вскоре заслужил расположение и доверие Узбека. В то время как другие русские земли страдали от татарских вторжений, владения князя Московского оставались спокойными, наполнялись жителями и, сравнительно с другими, находились в цветущем состоянии. "Перестали поганые воевать русскую землю, – говорит летописец, – перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле".

В его правление митрополит Петр покинул Владимир и переехал в Москву, сделав ее своей резиденцией, что означало превращение Москвы в духовный центр Руси. По словам летописца, Иван Данилович избавил Русскую землю от татей и разбойников, всегда чинил правый суд, помогал бедным и нищим, защищал вдов от насильников. В княжение Ивана Даниловича в Москве был построен дубовый Кремль.
Свое прозвище Калита Великий Князь получил, как считают, от привычки носить с собой постоянно кошелек ("калиту") с деньгами для раздачи милостыни. Он построил в Кремле Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника, в Переяславле-Залесском Иван I основал Горицкий (Успенский) монастырь.

Умер, приняв схиму с именем Анания. Скончался 31 марта 1340 года.


Преподобный Власий Аморийский

Преподобный Власий Аморийский

Память 20 декабря, 18 февраля, 31 марта (греч.)


Родился около 830 года в мест. Аплатианаида, недалеко от г. Аморий (Малая Азия), в знатной и богатой семье. Отца Власия звали Ираклис, возможно, это было родовое имя. Старший брат Власия получил хорошее образование и стал священником в храме Св. Софии в Константинополе.
Власий, названный при крещении Василием, вскоре после 847 г. был рукоположен во иподиакона Евстратием, митр. Пессинунтским, учеником свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (Аморий, разрушенный арабами в 838, тогда еще не был восстановлен).
Затем Власий отправился к брату в Константинополь и был рукоположен свт. Игнатием во диакона храма Св. Софии. Однако через некоторое время покинул столицу, вероятно, в связи с низложением Игнатия и переходом патриаршего престола к свт. Фотию (858) и отправился в Рим через Болгарию. Там недобросовестный спутник продал Власия в рабство, из которого тот освободился, по-видимому, через несколько лет благодаря сочувствию своего хозяина и других новообращенных в христианство знатных болгар.

Покинув Болгарию, Власий отправился в Рим по Дунаю, но был схвачен пиратами, ограблен и оставлен в безлюдном месте. По молитве святого ангел вывел его обратно в пределы Болгарии, где Власий познакомился с неким епископом, представившим его Борису-Михаилу, первому христианскому правителю Болгарии (852-889).
Вместе с этим епископом Власий прибыл в Рим, где принял монашеский постриг от Евстратия (грека из Кизика), игумена монастыря св. Кесария. В этом монастыре Власий в течение более чем 18 лет исполнял должности канонарха, экклесиарха и переписчика книг. Там же он был рукоположен во иерея. В Риме Власий совершил несколько исцелений, а у «первого из римлян» (πρῶτος τῶν ῾Ρωμαίων, возможно, имеется в виду должностное лицо) по его молитве родился наследник, восприемником которого стал Власий.
Затем Власий под предлогом путешествия в Путеолы для поправки здоровья покинул Рим вместе с учениками Лукой, Симеоном и Иосифом и отплыл в Константинополь. Здесь он был радушно принят игум. Студийского монастыря Анатолием, который представил его патриарху Константинопольскому свт. Антонию II Кавлею (893-901) и имп. Льву VI Мудрому (886-912). Житие так описывает встречу Власия с императором: оставленный стражниками ожидать аудиенции в специальном помещении дворца, Власий заглянул в единственную открытую дверь и, увидев императора, занятого переписыванием книг, принял его за простого писца. Власий спросил его, где же обитает император. Тот, восхищенный простосердечием святого, усадил его рядом с собой на подставку для ног и стал с ним беседовать. Когда же Власий догадался, кто перед ним, Лев рассказал, что Христос за три года до того показал ему во сне облик старца.

После четырехлетнего пребывания в Студийском монастыре Власий испросил у игум. Анатолия позволение отплыть вместе с учениками на Афон. Там Власий был сначала враждебно встречен местными жителями, однако затем сумел расположить их к себе. Преподобный пробыл на Св. Горе двенадцать лет, основав там монастырь, название которого неизвестно. Однако из-за возникших разногласий относительно права на владение этими местами, доставлявших братии немалое беспокойство, Власию пришлось вновь отправиться в Константинополь, где ему удалось получить от императора Льва хрисовул с земельными пожалованиями.
В столице Власий заболел и вскоре умер, за три дня узнав о предстоящей кончине. Его кончина датируется 18 февраля 910/911/912. Власий был похоронен в алтарной части Георгиевской церкви Студийского монастыря, находившейся по левую сторону от главного монастырского храма во имя Иоанна Предтечи.

Житие Власия было написано еще при жизни игум. Анатолия одним из пострижеников последнего по заказу и, возможно, со слов Луки, ученика Власия, который стал его преемником в качестве игумена на Афоне. Вероятно, упоминаемая в сохранившемся фрагменте хрисовула Льва VI афонским монастырям «обитель Луки» есть не что иное, как монастырь, основанный Власием. В силу близости к описываемым событиям житие Власия является ценнейшим источником по истории начала монашеской жизни на Афоне. Оно также проливает свет на связи первых святогорских обителей со Студийским монастырем. В состав жития входит повесть о прп. Евфросине Поваре. По-гречески житие сохранилось в одной рукописи, однако оно оказалось в составе Четий Миней, переведенных на церковнославянский язык во второй половине XII в. Впоследствии этот же перевод был включен в Великие Четьи Минеи. На основе славянского перевода уже на русской почве была составлена проложная статья, изобилующая ошибками: Власий частично спутан с Евфросином, монастырь св. Кесария с г. Кесарией и т. д. Эта статья вошла в русский Пролог второй редакции.


Мученик Махлуф Сайднайский

Память Махлуфа из Сайднаи находится в рукописном арабском синаксаре. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.


Tags: Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments