Преподобномученица Анастасия Угличская, игумения Угличского Богоявленского монастыря и иже с нею

(Образ святых блаженных убиенных игумении Анастасии, двух иереов, двух чтецов, тридесяти пяти инокинь, двухсот дев, шестидесяти жен)
Память 19 марта (вероятно, день убиения), 10 апреля и 22 декабря (дни тезоименитства), в Соборе Ростово-Ярославских святых, в субботу мясопустную и 14 мая
(общая панихидная память убиенных в Угличе в годы польско-литовской интервенции)
Сведения о ней содержатся в «Угличском летописце» (XVIII в.). В Смутное время при разорении Углича польско-литовские отряды разграбили и сожгли Угличский Богоявленский монастырь, а его насельницы - 35 инокинь и с ними 2 иерея, 2 чтеца, 200 дев и 60 жен - были замучены, их останки были погребены на Благовещенском погосте.
До начала XIX в. могила «убиенныя игумении с дружиною» находилась на Благовещенской улице, вблизи Благовещенской и Флоровской церквей. В 1870-х гг. могила прмц. Анастасии оказалась во дворе одного из домов. Могила была обнесена палисадником, на ней стоял памятник из белого камня и крест, в который была вставлена икона Божией Матери «Страстная». Жители поддерживали горение лампады и обращались к игумении за помощью, существовала рукописная молитва преподобномученице Анастасии.
В настоящее время на территории Угличского кремля, где находился прежде Богоявленский монастырь, установлен памятный крест.
Святая благоверная Мария Шварновна, в иночестве Мария, схиме Марфа, великая княгиня Владимирская

Память 19 марта в день кончины (местн., Владимир.), в Соборе Владимирских святых
Дочь чешского князя Шварна и была крещена в Православной вере. С детства отличалась христианским благочестием. Сделалась женой Владимиро-Суздальского князя благоверного Всеволода Большое Гнездо. Мария сумела родить и вырастить восьмерых сыновей и четырех дочерей Владимирского князя. Четверо из ее сыновей почитаются в лике святых - благоверные князья Юрий (Георгий); Ярослав; Димитрий; Святослав (Гавриил).
Незадолго до рождения последнего сына великая княгиня Мария тяжко занедужила и лежала на одре болезни до самой своей кончины около семи лет. По свидетельству современников, она "посещением Божиим была в великой скорби," но по-христиански претерпевала страдания: "И пришла к ней рана искушения, и лежала в немощи семь лет, и никакого слова хульнаго не произнесла, но благодарно терпя, часто молясь и поминая праведного Иова, сказавшего: аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим (Иов. 2, 10)".
Вероятно, предчувствуя приближающуюся кончину, великая княгиня Мария вместе с супругом решила создать новый женский монастырь во Владимире, задуманный как усыпальница княгинь из Владимирского рода. По благословлению епископа Иоанна это в 1200 году была построена каменная Успенская церковь и обустроена обитель. Готовясь расстаться с детьми, княгиня преподала им последнее наставление:
"...Сыновья мои, хочу отойти от света сего. Имейте между собою любовь, Бога бойтесь всею душею своею, епископам, и иереям, и диаконам, и всякому чину священническому не стыдитесь подклонять главы, потому что они пастыри словесных овец и предстатели Тайной Трапезе Его. И в монастырях поусердствуйте взыскать домы святых и молитвы, и благословения от них принимайте. Особенно же всякого монаха не минуйте без поклона. Больных посещайте, алчущих и жаждущих накормите и напоите, нагих оденьте. Имейте чистоту в себе, пост и молитву любите, более же всего милостыню, ибо она поставит вас пред Богом. И преклоняйте главу пред всяким старейшим среди вас, не давайте сильным обижать меньших, судите сироте и оправдайте вдовицу. Трезвость имейте, гордость возненавидьте, ибо она и ангелов с неба свела... "
За 19 дней до своей кончины княгиня покинула с согласия мужа семью и удалилась в основанный ей монастырь. Провожали ее до монастыря всем городом - сам великий князь, сын Георгий, дочь Всеслава Ростиславова, епископ Иоанн, ее духовник игумен Симон, иные игумены и монахи, бояре и боярыни, и горожане, "все проводили ее со слезами многими до монастыря, потому что была она ко всем безмерно добра".
2 марта приняла монашеский постриг с именем Марии, а потом и схиму с именем Марфа. Скончалась 19 марта 1206 года и была захоронена в основанной ей обители, где ее мощи покоятся и ныне, в Успенском храме.
Мученик Николай Караман или Кассети, Смирнский (греч. Νικόλαος Καραμάνος ἢ Κασσέτης)

Память 19 марта (Греч.), 6 декабря (Греч.)
Благочестивый мирянин Николай жил в XVII столетии в Смирне. Однажды в пылу ссоры он яростно воскликнул, что скорее готов стать турком, нежели уступить. Услышав такие слова, присутствовавшие при этом турки немедленно повели его к судье, требуя выполнения обещания. Однако Николай, придя в себя, твердо заявил:
"Не приведи Бог, чтобы когда-нибудь я отрекся от моего Господа Иисуса Христа - истинного Бога, грядущего судить живых и мертвых!" Разгневанный судья велел подвергнуть Николая битью батогами и прочим истязаниям, но мученик стойко продолжал исповедовать веру Христову, невзирая даже на стенания и мольбы матери и жены.
После тридцати шести дней пыток мученик Николай был повешен 19 марта 1657 года в 9 часов утра. До самого конца мужественный раб Христов укреплял единоверцев - христиан Смирны - в отеческой вере, вызывая восхищение своей стойкостью даже у находившихся в то время в городе иностранцев-латинян. Некие мореплаватели из их числа выловили тело мученика, брошенное в море, и перевезли его в Европу.
Память мученика Николая почитается в Греческой Церкви дважды - в день его кончины и в день тезоименитства. В Месяцеслов Русской Православной Церкви память св. Николая не включена.
Святой принц Алкмунд Нортумбрийский

Св. Алькмунд из Дерби или из Лилльшаля, также известный как Элхмунд, или Алхмунд, был сыном Альхреда Нортумбрийского и его жены королевы Осгиты (Осгифу ,Osgifu), дочери Эдберта Этинга (Eating).
В 774 году, когда Св. Алькмунд был ещё совсем молод, его отца свергли с престола, и тот был вынужден вместе со своей семьёй бежать из Нортумбрии в страну пиктов, спасаясь от восставших подданных. Когда Св. Алькмунд стал старше, он стал наставлять приютивший его народ в вере Христовой, так как к VIII веку по – видимому христианское просвещение у пиктов находилось в упадке.
В 789 году погиб в бою король Нортумбрии Элвальд, и брат Св. Алькмунда Осред вернул своей династии престол, продержавшись у власти около года (789 - 790), после чего был низвергнут. В то время Нортумбрийское королевство погрузилось в пучину междоусобной борьбы за престол, и сторонники Алькмунда упросили его встать во главе армии и идти на родину добывать корону отца и брата. Вернувшись в Нортумбрию, юный принц во главе верной дружины одержал несколько побед над своими врагами, но затем погиб. В подробностях мученической смерти Алькмунда хронисты и агиографы несколько расходятся друг с другом. Скорее всего, он был захвачен в плен сторонниками действующего монарха Эрдульфа (правил в 795 – 806 годах) и предательски убит 19 марта 800 года.
Первоначально Св. Алькмунд был погребён в селении Лиллешаль (Lilleshall) (ныне графство Шропшир), где в его честь была возведена церковь. Спустя некоторое время, из-за угрозы датских нападений его святые мощи были перенесены в город Дерби (Derby), где его гробница в церкви его имени превратилась в объект паломничества верующих до времён Реформации и Роспуска монастырей при короле Генрихе VIII.
Исповедник Иоанн
(Блинов Иван Михайлович, +1.04.1932)

(Собор Святых новомучеников и Исповедников, в земле Казахстанской просиявших)
Исповедник Иоанн родился в 1874 году в селе Красное Шуйского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Михаила Блинова. В 1886 году Иван окончил школу в селе Красном, а затем вместе с отцом занимался крестьянским хозяйством. После смерти в 1889 году отца он в летнее время крестьянствовал, а зимой вместе с братом уходил на заработки в Оренбургскую губернию. С 1915 года Иван Михайлович стал заниматься исключительно крестьянством и уже никуда не выезжал из села. В 1920 году он поступил псаломщиком в Знаменскую церковь в селе Красном.
10 февраля 1930 года сотрудники ОГПУ арестовали священников, служивших в храмах сел Красного и Палеха, и псаломщика Иоанна, обвинив их в антисоветской деятельности, в том, что они противодействовали организации колхозов, используя для этого религиозные чувства верующих, и заключили их в шуйскую тюрьму. Обвинения строились на показаниях коммунистов и комсомольцев Палеха и Красного, а также председателей колхозов и сельсоветов, которые сводили счеты со всеми, к кому они недоброжелательно тогда относились. Все они о псаломщике Иване Блинове показали, что он был глубоко верующим человеком и часто вслух заявлял: «Сдохну с голода, но душу бесам не отдам, пострадаю за веру Христову».
На допросе Иван Михайлович сказал: «Мне действительно с крестьянами нашего села приходилось разговаривать на политические темы. В этих разговорах я высказывал недовольство советской властью, что велики налоги, плохо снабжают крестьян товарами и хлебом, нигде ничего нет, что при царе жилось лучше, но кому я это говорил, я уже забыл. Виновным себя не признаю».
После ареста Ивана Михайловича крестьяне села Красного направили властям прошение об освобождении псаломщика, о котором они готовы свидетельствовать, что он никакой антисоветской агитации не вел. Под прошением поставили свои подписи более пятидесяти жителей села.
После окончания следствия сотрудники ОГПУ потребовали для части обвиняемых, в том числе и для Ивана Михайловича, три года заключения в концлагере. Но затем предложили некоторым обвиняемым стать осведомителями, и кто дал согласие, того освободили. Сделано было такое предложение и Ивану Михайловичу, он дал на это согласие и вернулся домой. С этого дня его обязали регулярно являться в ОГПУ и давать нужные сведения. Иван Михайлович являлся, но сведений не давал, а когда возвращался домой и односельчане его спрашивали, где он был, то Иван Михайлович откровенно заявлял, что был в ОГПУ, и сотрудники ОГПУ в конце концов решили его арестовать.
Были допрошены свидетели, которые показали, что Иван Михайлович является активным религиозным человеком и ведет среди крестьян агитацию за укрепление Христовой веры: ходит по деревням и в беседах с крестьянами рассказывает о чудесах, призывает крестьян стойко держаться за веру и не позволять советской власти издеваться над ней.
Другой свидетель показал, что как-то возвращался вместе с псаломщиком с сенокоса и тот сказал: «Вот смотрите, мы потрудились, теперь Богу помолимся, и на нашу молитву Бог пошлет нам за наши труды Свой дар. А что делается у этих проклятых коммунистов? Сколько бы они ни работали, а все равно у них толку никакого не будет – будут зиму с голоду издыхать. А все потому, что Бога забыли».
21 января 1931 года Иван Михайлович был арестован и заключен в тюрьму в городе Шуе. 2 февраля следователь допросил псаломщика. Отвечая на его вопросы, Иван Михайлович сказал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. В отношении разговоров с населением о религии и о насилии над духовенством со стороны советской власти – что дождались, что заберут и последних священнослужителей, – то я их с верующими крестьянами имел, говоря им, что советская власть таким путем заберет всех священников и служить будет некому. Также имел разговор, что советская власть обкладывает как духовенство, так и самих крестьян непосильными налогами. Агитации же против советской власти я не вел».
3 июля 1931 года тройка ОГПУ приговорила псаломщика к трем годам ссылки в Казахстан, и он был сослан в Семипалатинскую область. Псаломщик Иван Михайлович Блинов скончался в ссылке 1 апреля 1933 года и был погребен в безвестной могиле.
Был реабилитирован по закону Республики Казахстан от 14.04.1993 (по 1931 году репрессий).
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 2001 года.
Преподобномученица монахиня Матрона
(Алексеева/…/Яковлевна, +01.04.1938)
Преподобномученица Матрона родилась в 1862 году в деревне Замятино Зубцовского уезда Тверской губернии в семье крестьянина Иакова Алексеева. Поступив в Новодевичий монастырь в Москве, она прожила в нем до его закрытия при советской власти. Но и когда монастырь был закрыт, она осталась жить в одной из келий, превращенных к тому времени в коммунальные квартиры. В конце тридцатых годов безбожные власти стали арестовывать последних монахинь, и 21 марта 1938 года монахиня Матрона была арестована и заключена в тюрьму. Почти сразу же после ареста она тяжело заболела и была помещена в больницу при Бутырской тюрьме, но здесь она пробыла недолго. Монахиня Матрона (Алексеева) скончалась 1 апреля 1938 года в тюремной больнице и была погребена в безвестной могиле.
Причислена к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 1 октября 2004 года.