Преподобный Алексий Голосеевский, иеромонах
Память 11 марта (Укр., Греч.) и в Соборе Киевских святых
В миру Шепелев Владимир Иванович, родился в день Пасхи 14 апреля 1840 года в Киеве в семье дворянина, капитана Киевского арсенала.
Был немым от рождения, что было предречено его матери Воронежским архиеп. Антонием (Смирницким) при открытии мощей свт. Митрофана Воронежского в августе 1832 г. В 3 года он лишился отца. Иеросхим. Китаевой киевской пуст. блж. Феофил (Шаронин) предрек мальчику иночество.
В день Пасхи 1853 г. был исцелен от немоты митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым) и поступил к нему келейником в Киево-Печерскую лавру.
Вскоре потерял мать. Брал частные уроки у профессоров Киевской духовной академии, Киевского университета и у киево-печерского иеросхимонаха Парфения (Краснопевцева).
В 1857 г. служил в типографии Киево-Печерской лавры.
В 1872 г. принял постриг с именем Алексия, был рукоположен во иеродиакона, в 1875 г.- во иеромонаха.
С 1879 г. ризничий Ближних пещер, с 1887 г. - духовник братской больницы.
В 1891 г. переведен в Спасо-Преображенскую пустынь.
В 1895 г. назначен ризничим Голосеевской Покровской пустыни.
9 сентября 1896 года о. Алексий, как опытный в обращении с мощами, был приглашен на открытие мощей и прославление святителя Феодосия Черниговского.
За несколько лет до смерти (не ранее 1907 года), отец Алексий начал ослабевать и ему стал прислуживать келейник Азария (Надточенко), будущий старец-духовник. В начале 1916 года старец Алексий серьезно заболел: плохо работало сердце, распухли ноги. Его по болезни освободили от очередного богослужения, которое он нес до того времени в течение 43 лет.
Известны случаи тайных постригов, совершаемых старцем. Так, в Великий четверг 1911 года он тайно постриг в Межигорье послушницу Покровского женского монастыря Анну Сидоркину.
Скончался 11 марта 1917 года. Похоронен в Голосеевской пустыни у восточной стены храма в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник".
Нес подвиг старчества, был духовником многих иерархов Русской Церкви, в т. ч. киевских митрополитов. Среди них были митрополиты Иоанникий (Руднев), Флавиан (Городецкий) и Владимир (Богоявленский), архиепископ Черниговский Антоний (Соколов). Для бесед со старцем в Голосеевскую пустынь приезжал архиепископ Димитрий (в схиме Антоний (Абашидзе), а также священномученик Пимен (Белоликов), епископ Верненский.
(Киевский Свято-Покровский монастырь (Голосеевская пустынь))
Обладал даром предвидения: предсказал убийство императора Александра II, первую мировую войну, свою кончину. Отличался нищелюбием и милосердием.
В 1993 г. состоялось обретение его мощей, которые в настоящее время почивают в Голосеевской пустыни.
В 1999 г. Синодом Украинской Православной Церкви прославлен в лике преподобных как местночтимый святой.
Преподобный Иоанн Мосх, византийский духовный писатель
Подвизался в Иерусалиме и Иорданской пустыне; много путешествовал по разным монастырям вместе со своим учеником Софронием, впоследствии патриархом иерусалимским.
В разных источниках указывают разные года кончины преподобного: 620, 622, 634.
Составил сборник повестей о благочестивых людях и подвижниках, который обыкновенно носит название "Луга Духовного" (Λειμών). В списках древнего русского перевода он называется "Лимонарь" (Λειμωνάριον), или (чаще) "Синайский патерик".
Преподобная Феодора Артская
Святая Феодора жила в XIII веке, она была правительницей, а стала небесной заступницей Арты. Происходила Феодора из Сербии, из аристократического рода Петралифов, приходилась дочерью Иоанну, правителю Македонии и Фессалии. А супруг Феодоры – Михаила, герцог Комнинский, был правителем Эпирского княжества. Жизнь святой Феодоры связана со вторым по значимости после Янины городом Эпира – Артой. После смерти мужа в 1267 году Феодора приняла монашеский постриг в монастыре святого Георгия в Арте, но еще более десяти лет правила Эпиром. Даже на вершине власти она оставалась подвижницей и истиной христианкой, жертвенно отдававшей себя делам милосердия. Почила Феодора в конце 70-х годов XIII столетия и вскоре была причислена к лику святых.
Главная достопримечательность и прославленный памятник архитектуры Арты – храм святой Феодоры, где хранятся ее мощи и чудотворный образ. Святая почитается покровительницей города, поэтому дни ее памяти – 11 и 20 марта, а также третье воскресенье после праздника Пятидесятницы отмечаются с особой торжественностью.
(Крестный ход в Арте в Праздник святой Феодоры Артской)
Обычно крестный ход сопровождают дети и взрослые в исторических костюмах, звучит греческая народная музыка и церковные гимны. В шествии принимают участие все общественные и благотворительные организации города, педагоги и учащиеся школ, музыкальные коллективы, администрация и военные.
Священномученик Евлогий Кордовский, митрополит
Митрополит Кордовский Евлогий был хорошо известен своей просветительской деятельностью и пастырской ревностью, утешал христиан в их страданиях и воодушевил мучеников, составив для них «Воспоминания о святых». В 859 году он сам был схвачен и затем обезглавлен за защиту святой Левкритии, обратившейся из ислама.
Один из наиболее почитаемых в Испании мучеников.
Преподобный Энгус Кульдей (ирл. Aengus Céli Dé), игумен Клоненахский, епископ
Родился в Ирландии, в роду Дальриадов (Dalriadans), королей Ольстера. В его юности он был послан отцем, Энгобой (Oengoba), учиться в монастыре Клоненах под началом знаменитого игумена Малатгени. Здесь он приобрёл огромный духовный опыт и знания, которые стали столь широко известны в тогдашней Ирландии, что считалось что никто не мог сравниться с ним в благодетели и знаниях о божественном.
Чтобы избежать мирской славы, он уединился в месте на семь миль от своей обители (которое и ныне называется "Дайзерт" (Dysert - "Пустынь") и предался суровой аскезе. За день он клал триста земных поклонов и читал всю Псалтирь, одну треть ее прочитывая в погруженным в холодную воду, привязанным за шею с столбу. Но и здесь его беспокоили посетители, и Энгус скрылся в монастыре Тамлахт (Tamlacht, Tallacht Hill), что в трёх милях из Дублина, где и жил неузнанным в течение семи лет под видом послушника-мирянина. Там он выполнял всякую тяжелую домашнюю работу дома, внутренне совершенствуясь в любви ко Господу и Богообщении. Однажды, когда он помог неудачнику-ученику отлично выучить урок, его тайна была раскрыта. Игумен обители, святой Мэльруайн Таллахтский (Maelruain of Tallaght), распознал в невиданном учителе пропавшего Энгуса. С этого времени они сделались друзьями, и Энгус начал работу над над своим знаменитым Мартирологом.
Энгус считал себя презреннейшим из людей, отрастил волосы и бороду и ходил в лохмотьях, чтобы его презирали и окружающие. Преподобный много и усердно трудился, и его вера была столь глубока, что по одной легенде, когда он, рубя деревья, отрубил свою левую руку, он спокойно приставил ее обратно, и она тут же приросла.
Когда святой Мэльруайном скончался в 792 году, Энгус возвратился в Клоненах, где стал вести жизнь по самому строгому правилу. Здесь он наследовал своему учителю Малатгени, будучи избран игуменом и хиротонисан во епископа.
Почувствовав приближение смерти, Энгус снова уединился в своей Пустыни (Dysert/Disertbeagh), где скончался около 824 или 830 года. Ныне это место известно как Энгусова пустынь (Desert Aenguis/Dysert Enos) - впоследствии здесь вырос известный монастырь.
Наследием Энгуса в ирландском монашестве стало так называемое движение "кульдеев" от старо-ирландского Céli Dé что приблизительно значит "преданные, подданные Божии" или "дружина Божия". Изначально так именовали самого Энгуса, затем - его подражателей, а в одно время даже вообще всех монахов и отшельников ирландской традиции. Особенностью движения стало то что монахи, оставаясь отшельниками, собирались малыми группами (обычно по 13 человек по образу Христа и апостолов) в одном месте.
Труды
Преподобным Энгусом были составлены более длинный и более короткий Ирландский мартирологи, а также написаны пять других книг о святых его страны, содержавшихся в книге известной по-ирландски как "Saltair-na-Rann". Короткий мартиролог составил знаменитый метрический гимн "Felire" (Felire Aengus Ceile De) или "Festilogium". Более длинный мартиролог - "Мартиролог Таллахтский" - был составлен им совместно со святым Мэльруайном Таллахтским. Кроме мартиролога сохранилась его молитва ко Христу о прощении.