filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

13 (26) февраля 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1) Прощеное Воскресение...

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Неделя Сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

Прп. Мартиниана Кесарийского (Палестинского) (V); свт. Модомноха, еп. Оссорского (ок. 550; Кельт. и Брит.).

Прпп. Зои и Светланы (Фотинии) (V); прп. Евлогия, архиепископа Александрийского (607–608); прп. Симеона Мироточивого (в миру Стефана Неманя), царя Сербского (1200); свт. Георгия (Конисского), архиеп. Могилевского (1795; Укр.).

Сщмчч. Василия Триумфова, Гавриила Преображенского, пресвитеров (1919); сщмч. Сильвестра (Ольшевского), архиепископа Омского (1920); сщмчч. Зосимы Трубачева, Николая Добролюбова, Василия Горбачева, Иоанна Покровского, Леонтия Гримальского, Владимира Покровского, Парфения Грузинова, Иоанна Калабухова, Иоанна Косинского, Михаила Попова, пресвитеров, Евгения Никольского, диакона, прмцц. Анны Корнеевой, Веры Морозовой, Ирины Хвостовой, послушниц, мч. Павла Соколова (1938).

Икона Божией Матери: Долинская.


Святые дня, молите Бога о нас!


Прощеное Воскресение

Вечерня с чином прощения. Тамбов, Спасо-Преображенский кафедральный собор
(Вечерня с чином прощения. Тамбов, Спасо-Преображенский кафедральный собор)


Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). ПОУЧЕНИЕ В ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя!


Такими проникнутыми сыновней скорбью словами, возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры, Святая Церковь сегодня за вечерним богослужением обращается к Богу. И каждый из здесь стоящих, несомненно, пережил в своем сердце эти слова как свое личное обращение к Богу.


Не отврати Твоего лица, милосердный Господи, от нас! – просим мы. Но эту милость Божию мы должны заслужить. По зову нашей Православной Церкви мы собрались в этот святой вечер в храме, чтобы накануне Великого поста испросить себе благословение Божие на достойное вступление на поприще усиленных молитв и покаяния.

Собрались для того, чтобы по установленному в древние времена священному обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, простить взаимные обиды и согрешения.

Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом, и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного озлобления друг на друга, взаимного осуждения, неприязни. Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир – это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.
Но для этого, как вы все хорошо знаете нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним.

Не услышит Господь и наших слезных молений и воздыханий к Нему о помиловании нас, если не коснутся нашего сознания слова Спасителя: "...если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный" (Мф.6,14).

Господь говорит: прощай! – тогда и ты будешь иметь право просить себе прощения. Господь говорит: не обижай, а люби своего ближнего! А как часто мы любим только некоторых из тех, кто окружает нас, а иногда и никого не любим! Видим в людях только их недостатки и безжалостно осуждаем.
А ведь мы должны любить друг друга потому, что эта любовь, по слову Христа, – отличительный признак истинных христиан: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин.13,35).

Сегодняшний день, дорогие, это день проверки нашей духовной зрелости, день нашей строгой самопроверки – способны ли мы следовать за Христом, выполняя все Его повеления? Многие из нас из собственного жизненного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче чем самому испросить прощение у того, кого чем-либо обидел. Тут гордость наша мешает нам признать себя виновным.

Многие верующие любят этот святой вечер. С радостью спешат в церковь, чтобы участвовать в чине прощения. Но все ли отчетливо представляют себе, какую ответственность мы берем на себя? Ибо, к сожалению, нередко этот трогательный чин у некоторых из нас носит оттенок формального исполнения взаимного прощения.

Подошли друг ко другу, произнесли: "Прости меня!" – и даже с улыбкой поцеловались, а в сердце при этом ничего не изменилось. Затаенная обида, недоброжелательство так и остались. Не этого, дорогие, ждет от нас Господь. Он ждет, что в этот святой вечер откроются наши сердца для искренней взаимной любви. Ждет, что, победив с помощью Божией в себе гордость, мы обретем в себе силу и с чистым сердцем и открытой душой подойдем к обиженному нами и скажем: "Прости меня Бога ради!"

о. Иоанн Крестьянкин 2
(архимандрит Иоанн Крестьянкин)


Ждет, что мы вырвем из своих сердец и взаимное озлобление, и взаимное осуждение, и все то, что оскверняет нас и отдаляет нас от Бога. А способны ли мы простить именно так, как этого требует Правда Божия?

Знайте, что не нужно Богу наше лицемерие. Богу нужна наша готовность – никого, кроме себя самих, не осуждать, всех любить и всем прощать. Нужна наша решимость в наступающем уже завтра посту сложить с себя накопленные нами, возможно долгими годами, грехи.

Если с таким настроением мы сегодня пришли сюда, тогда мы можем присоединить свои голоса к звукам церковного хора и всей силой своих духовных возможностей вопиять к Богу: "Не отврати лица Твоего от отрока Твоего... Я Твой, Господи! И прошу Тебя: скоро услыши мя!"

Но прежде чем испрашивать прощение друг у друга, мы должны просить прощения у Господа за то, что платили Ему черствой неблагодарностью и за Его голгофские страдания, и за Его крестную смерть, которые Он перенес ради искупления наших грехов. За то, что так мало у нас любви к Нему.

Должны просить прощения у Матери Божией за то, что ради нашего спасения Ее Сын был распят на Кресте. А мы своими грехами все продолжаем распинать Его, нанося раны и Ее материнскому сердцу...

Должны простить не только здесь присутствующих, но и находящихся в данный момент далеко от нас, и тех, кои уже отошли в вечность. Сами должны простить и попросить и их простить нас. А Господь донесет до их сердец мир, который может дать только Он. И этот мир (взаимного прощения) исцелит и их, и наши души.

Дай нам, Господи, сегодня почувствовать Твой благодатный мир, который дается только при условии искреннего и сердечного взаимного прощения.
"Не отврати лица Твоего..."

Молитвенно-скорбный дух слышится в этом дивном обращении грешной души к Богу. И наши души скорбят. Ведь мы собираемся в дни Великого поста очистить свою душу от всего греховного. Но как много в нас всего того, что отдаляет нас от Бога!

И все же – Боже милостивый, "не отврати лица Твоего..."! Мы хотя и очень грешные, но мы любим Тебя, стремимся к Тебе! Мы немощны и телом, и духом, – и потому "скоро услыши нас!"

Человек состоит из тела и души, поэтому и наступающий завтра Великий пост у нас должен быть двояким. Для тела – воздержание от скоромной пищи, а для души – воздержание не только от худых дел, но и от худых мыслей и желаний.

Каждый из нас со всей строгостью пусть просмотрит прожитую жизнь. Пусть сердце наше затрепещет от сознания своей греховности и воззовет: "Милостиве, помилуй мя, падшего!" Сегодняшнему дню предшествовали три подготовительные седмицы, в песнопениях и молитвословиях которых раскрывалось перед нами учение Церкви о важности покаяния.

Мы должны вступить в пост в таком нашем душевном состоянии, при котором все люди, с которыми мы будем встречаться, были бы нам милы и дороги, как братья.

А для этого прежде всего каждый рассмотри самого себя со всей строгостью, со всей беспощадностью справедливого собственного суда. И ты поймешь, что сам-то ты ой как далек от жизни по евангельским заветам и не имеешь никакого права ни обижаться на кого-либо, ни ссориться, ни тем более кого-то обижать. Так торопись же скорее в этот день, специально установленный Святой Церковью для очищения твоей совести, со всеми примириться. Возымей намерение впредь никого не обижать и ни на кого не обижаться.

Ты собираешься в Великом посту коленопреклоненно и, быть может, даже со слезами просить Господа простить тебя... Прости сперва сам!

И в заключение и я от лица братии прошу вас ради Господа: простите нам все, чем мы обидели или огорчили вас! От имени всей братии нашей святой обители, также у всех вас, как прихожан, так и паломников, ближних и дальних, прошу прощения, елико согрешили пред вами словом, делом, помышлением и всеми нашими чувствами душевными и телесными. Благодатию своею Бог простит и помилует всех нас. Аминь


Тропари покаянные

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.


Преподобный Мартиниан Кесарийский (Палестинский), Преподобные Зоя и Светлана (Фотиния)

Преподобный Мартиниан Кесарийский


С 18 лет поселился в пустыне, близ города Кесарии Палестинской, где пробыл в подвигах и безмолвии 25 лет, удостоившись благодатного дара исцеления болезней. Однако враг не оставлял отшельника, наводя на него различные искушения. Однажды женщина-блудница поспорила с развратными людьми, что соблазнит святого Мартиниана, слава о добродетельной жизни которого распространилась по городу. Она пришла к нему в ночной час под видом странницы, прося ночлега. Святой впустил ее, так как погода была ненастная. Но вот лукавая гостья переоделась в дорогую одежду и стала соблазнять подвижника. Тогда святой вышел из келлии, зажег костер и встал босыми ногами на пылающие угли. Он говорил при этом себе: "Трудно тебе, Мартиниан, терпеть этот временный огонь, как же ты будешь терпеть вечный огонь, приготовленный тебе диаволом?" Женщина, пораженная этим зрелищем, раскаялась и просила святого наставить ее на путь спасения. По его указанию она отправилась в Вифлеем, в монастырь святой Павлы, где в строгих подвигах прожила 12 лет до своей блаженной кончины. Имя женщины было Зоя.

Преподобные Зоя и Светлана (Фотиния)

Исцелившись от ожогов, святой Мартиниан удалился на необитаемый скалистый остров и прожил под открытым небом несколько лет, питаясь пищей, которую ему время от времени привозил один корабельщик, а преподобный плел для него корзины. Однажды во время сильной бури разбился корабль и к острову, где спасался святой Мартиниан, волны принесли на обломках корабля девицу по имени Фотиния. Святой Мартиниан помог ей выбраться на остров. "Оставайся здесь, - сказал он ей, - вот хлеб и вода, а через два месяца приедет корабельщик", - а сам бросился в море и поплыл. Два дельфина вынесли его на сушу. С тех пор блаженный Мартиниан стал вести жизнь странника. Так продолжалось два года. Однажды, придя в Афины, святой заболел и, чувствуя приближение кончины, вошел в храм, лег на пол, призвал епископа и попросил предать свое тело погребению. Это произошло около 422 года.

прп_Фотиния_Палестинская

Блаженная девица Фотиния осталась жить на острове, где и провела в уединении 6 лет, а затем отдала Богу душу. Кончину ее открыл все тот же корабельщик, привозивший ей, как и преподобному Мартиниану, пищу. Он перевез тело блаженной Фотинии в Кесарию Палестинскую, где оно было с честью похоронено епископом и клиром. Память преподобных Зои и Фотинии празднуется в тот же день.


Тропарь Мартиниану Палестинскому
глас 8
Пламень искушений слез теченьми погасил еси, блаженне, / и, морская вол-нения, и зверей стремления обуздавый, взывал еси:/ препрославлен еси, Всесильне, огня и бури спасый мя.

Кондак преподобного Мартиниана
глас 2
Яко подвижника благочестия искусна,/ и страдальца произволением честнаго,/ и пустыни жителя и всельника,/ в песнех достойно восхвалим Мартиниана присночестнаго:// той бо змия попра.


Преподобный Евлогий, архиепископ Александрийский

святитель_Евлогий_Александрийский


Преподобный Евлогий, архиепископ Александрийский, был одним из просвещенных и деятельных иерархов VI века. В начале он был игуменом Богородичной Юстиниановой обители в Антиохии, а затем избран на кафедру города Александрии, где и прослужил 27 лет. Все годы своего управления неутомимо боролся святитель против различных ересей. О деятельности его известно из писем к нему святого Григория Двоеслова, высоко ценившего Преподобного.
Скончался преподобный Евлогий в 607 или 608 году. Творения его сохранились частично в выписках Патриарха Фотия, они раскрывают православное учение о естествах Господа нашего Иисуса Христа и направлены против современных святителю Евлогию ересей. В целом виде до нас дошла только одна из его бесед - на Неделю Ваий.


Преподобный Симеон Мироточивый, царь Сербский

прп_Симеон_мироточивый_Царь_Сербский


Став монахом Савва (святитель Савва Сербский) к родителям написал увещательное письмо о суете мира. Тогда родитель Саввы, царь Стефан, послушав благих советов сына своего, вознамерился оставить земное свое царство и идти в монастырь к сыну своему; но супруге своей сего не объявил, потому что она не согласна была его отпустить.

Он же к сыну своему Савве написал письмо, и обещался к нему приехать совсем на жительство, и назначил тому время. Потом сказал своей жене, якобы хочет повидаться с сыном своим, монахом Саввою, и царство свое препоручив на время другому своему сыну Стефану, сам от правился в путь, в Святую Гору Афонскую.

В то время монаха Савву, царевича, послал игумен в Константинополь по монастырскому делу. Царевич просил игумена, чтобы, когда приедет без него в монастырь родитель его, царь Сербский, - скоро его в братство не принимали, а искусили его - не принес ли он в монастырь царской важности. И говорил:

«Скажите ему таю ты царь, да уже и стар; послушания монастырскаго понести не можешь.
А у нас новоначальным послушание такое: пасти мулов. Ежели согласится, то приимите его, и пошлите его пасти мулов
». Игумен Савве сказал: «Нет, чадо; выше сил искушать царя не надобно».

Царевич же сказал игумену: «Отче, сотвори так, как я говорю»; а сам отправился в Константинополь. В скором времени приехал Сербский царь Стефан, родитель Саввы, в Афонскую Гору, в Ватопед.

Встретили его с честию и славою; ввели прежде в церковь, а потом на гостинице упокоили его, как дорогаго гостя и ктитора. Когда царь спросил о возлюбленном своем сыне Савве: ему сказали, что послан в Константинополь за послушание. Царь, погостивши три дня, пришел к игумену, упал ему в ноги, объявил намерение поступить в мо нашество, и просил принять его во святую обитель, в число послушников.

Игумен стал ему отказывать и говорил:

«Ты не можешь понести монашеской жизни, ибо ты царь, прожил свою жизнь в довольстве, изобилии и славе; в такой жизни и состарелся. Как ты можешь употреблять монашескую грубую пищу?
Как ты можешь стяжать иноческое смирение?
Как ты можешь понести монастырское послушание?
Первое у нас по слушание новоначальным - пасти мулов:
как же ты можешь такое послушание совершать?
»

Царь на все соглашался, и все обещался перенести, и со слезами просил принять его в обитель. Игумен, видя его глубокое смирение, принял его с любовию, причислил к братству, облек его в послушническую одежду, в подрясник, подпоясал его ремнем, надел на него рясу, на голову скуфью братскую, в руки дал четки, и из царя сделал почти монаха, и послал его пасти мулов. Царь, взявши благословение, с радостию пошел. Чрез несколько дней приехал из Константинополя царевич, и спросил у игумена о родителе своем.

Игумен сказал - что приехал, и принят в обитель, и теперь пасет мулов. Царевич весьма обрадовался такому смирению отца своего, и взяв пищи, пошел посетить и повидать сво его любезнаго родителя, прежде бывшаго царя, а теперь пастуха мулов. Увидавшись, много от радости плакали оба. Потом сын отдал отцу пищу, велел ему пообедать, а сам пошел прохаживаться по лесу. Внезапно возвратившись и подошедши к отцу своему, покачал головой, и сказал:

«Вот царь-то и есть царь, никогда не может быть монахом, не может оставить свою царскую гордость: для чего ты разостлал на земли платок, и положил на него пишу? Не лучше ли бы тебе положить пищу на зеленую траву? - Это бы было монаху приличнее».

Царь вскочил, упал сыну в ноги, и со слезами просил прощения, и обещался впредь так не делать. Сын простил, и приказал впредь быть осторожнее, и учиться монашеской нищете и смирению. Чрез несколько времени, царь пострижен был в монашество, и пожелал себе иметь старцем и наставником своим сына своего, монаха Савву.

И сделались, по духовному рождению, сын отцем, а отец сыном.

Потом явившись им обоим Божия Матерь сказала, чтобы они выстроили свой особенный монастырь в память Входа Ея во храм. Они избрали место, взяли благословение и выстроили монастырь Хилендарь. Потом Савву сделал Патриарх архиепископом, и послал его в Сербию, в отечество его.

А родитель его, прежде бывший царь Стефан, в иночест ве Симеон, препроводил остальную свою жизнь в Святой Горе Афонской, в своей обители Хиландарской (монастырь Хиландар), в монашеских подвигах, и с миром скончался. Супруга его такожде поступила в монашество, и в отечестве своем выстроила женский монастырь, в нем постриглась и препроводила свою жизнь, и с ми ром скончалась. Архиепископ Савва, по смерти отца своего, святого Симеона, восхотел мощи отца своего перенести из Афонской Горы в свое отечество, Сербию.

Приехавши в Святую Афонскую Гору, призвал в свою обитель Протоигуме нов, Ватопедскаго с братнею, и русскаго монастыря, и прочих множество монахов, и сделал в своей обители Хилсндарской великий праздник После малой вечерни откопали гроб святого Симеона, вынули из земли его мощи, и поставили в со борном храме среди церкви.

Потом начали всенощное бдение в соборном храме, - с греками, по-гречески, а Савва в другом храме с своей братией и с русскими по-славянски. Когда начали петь полиелей, то из гроба от мощей святого Симеона потекло миро, и наполнило весь храм неизреченнаго благоухания. Греки удивились сему, и сказали архиепископу Савве. Все прославили Бога, и назвали святого Симеона Мироточивым.

Потом Савва с мощами своего родителя отправился в Сербию, а из гроба святого Симеона выросла лоза виноградная, которая и доныне приносит плод и делает чудотворения. Таковых имеет ктиторов святая обитель Хилендарская! Жезл, который Савва принес из Лавры Саввы Освященнаго и поставил на келий Успения Богородицы, близ Карей, доныне стоит цел, и келия называется по жезлу Патерисса. По-болгарски называется жезл патерица.

чудотворная лоза св. Симеона Мироточивого в сербском монастыре Хиландар
(чудотворная лоза св. Симеона Мироточивого в сербском монастыре Хиландар)

Скончался преподобный Симеон 13 февраля 1200 года. Мощи его стали источать миро. Преподобный Савва перенес останки отца своего на родину, в Сербию, и положил в церкви Пресвятой Богородицы на реке Студенице (источник: isihazm.ru).

О чудотворной лозе в Афонском монастыре Хиландар вы можете подробно прочитуть тут:

http://expertmus.livejournal.com/84309.html

Тропарь преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого
глас 3
Божественною благодатию просветився,/ и по смерти показуеши светлость жития твоего,/ источаеши бо миро благоухания/ притекающим к раце мощей твоих,/ и люди твоя наставил еси к свету Богоразумия,/ Симеоне отче наш,/ Христа Бога моли/ даровати нам велию милость.

Кондак преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого
глас 6
Ангельское возлюбив на земли житие,/ миродержание и мир оставив,/ пощением Христу, Симеоне, последовал еси,/ к Немуже любящих тя апостольски наставил еси, вопия:/ возлюбите Бога, якоже Он возлюби нас.


Святитель Модомнох Оссорский (Modomnoc), епископ

МОДОМНОХ ОССОРСКИЙ


Ирландский епископ, ученик св. Давида Валлийского. Происходил из ирландской королевской семьи О’Нейл (O’Neil). завершил свой жизненный путь отшельником в Тибрахни (Tibraghny), что в Килькенни (Kilkenny).
Когда Модомнох вернулся в Ирландию после обучения у св. Давида, по преданию, рои пчёл покинули Уэльс, чтобы последовать за ним. Считается, что именно тогда пчёлы появились в Ирландии.

Тропарь
глас 4
Pomp and splendour held no attraction for thee, O Father Modomnock./ By leaving the glitter of the world, thou didst freely embrace thy poverty with the Waterman,/ praying for the salvation of all faithful souls.

Кондак
глас 7
Retiring from the company of men,/ thou didst serve God in solitude, O Father Modomnock,/ and thy Father, seeing thy virtue in secret,/ rewarded thee openly./ Therefore we glorify thy name/ and praise and bless thy righteous memory.


Святитель Георгий (Конисский), архиепископ Могилёвский, местночтимый святой Белорусского экзархата

Святитель Георгий (Конисский), архиепископ Могилёвский, местночтимый святой Белорусского экзархата


Память 13 февраля (Укр.) и в Соборе Белорусских святых


В миру Конисский Григорий Осипович, родился 20 ноября 1717 года в городе Нежине (ныне Черниговской обл.) в семье сотенного урядника, из западнорусского дворянского рода.
В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской академии, в совершенстве овладел латинским, польским, греческим, древнееврейским и немецким языками, философию слушал у архим. Сильвестра (Кулябки).
11 августа 1744 г. принял монашество, постриг в Киево-Печерской лавре совершил собор священнослужителей во главе с Киевским митр. Рафаилом (Заборовским).
С 1745 года - преподаватель поэтики (теории стихосложения) в Киевской духовной академии.
В 1747 г. рукоположен во священника, с того же года - профессор философии и префект.
В 1750 году составил инструкцию «О порядке преподавания предметов во всех класах...». Поощрял занятия музыкой и живописью, разработал программы ряда академических курсов.
С 1751 г. - профессор богословия, настоятель Киевского Братского Богоявленского мужского монастыря, член Киевской духовной консистории.
В 1752 году назначен ректором академии и возведен в сан архимандрита.

В 1754 г. умер Могилёвский еп. Иероним (Волчанский), возглавлявший единственную православную епархию на территории Речи Посполитой. Назначению нового православного епископа предшествовали активные попытки католической партии при поддержке папы Римского Бенедикта XIV перевести епархию в унию.
20 августа 1755 г. состоялась хиротония архим. Георгия (Конисского) во епископа Могилёвского. Хиротонию в Софийском соборе в Киеве совершили Киевский митр. Тимофей (Щербацкий), Черниговский еп. Ираклий (Комаровский) и Переяславский еп. Иоанн (Козлович). Король Речи Посполитой Август III, исполняя одно из условий «Вечного мира» 1686 г., гарантировавшее защиту прав православных, санкционировал назначение нового епископа декретом от 3 июня 1755 г.

Защищая права православных, святитель неоднократно обращался за помощью в Святейший Синод и российскую Коллегию иностранных дел, собирал древние королевские грамоты, составил реестр храмов, отобранных у православных. На базе этих материалов издал справочную книгу «Права и вольности исповедующих греко-восточную веру в Польше и Литве» (Варшава, 1767; на польск. языке). Ценность книги была отмечена Святейшим Синодом, впоследствии документы из «Архива Конисского» использовались православными в тяжбах с униатами и католиками. Святитель много проповедовал, в своих проповедях он не останавливался и перед опасными вопросами о социальном неравенстве и особенно об отношениях между помещиками и крепостными. Он обличал иноверцев: католиков, евреев и магометан, а также масонов, "премудростию Соломоновою хвалящихся". Подозрительной казалась ему таинственность масонства - этого "просвещения, во тьме деемого".

В 1759 и 1760 гг. на его жизнь были совершены покушения.

В 1762 году еп. Георгий был приглашен на коронацию имп. Екатерины II в Москву, 29 сентября произнес речь, в которой выразил тревогу за судьбу православных в Польше. Речь стала манифестом политической лояльности западнорусского духовенства к российскому правительству. Из Москвы святитель вместе с имп. двором переехал в Санкт-Петербург, где жил до 1765 г. Синод представлял его на Псковскую кафедру, но Екатерина II ответила, что «Георгий нужен в Польше». Святитель способствовал оформлению нового курса российской дипломатии в Речи Посполитой, подав в 1763 г. от имени всех православных Польши челобитную императрице. Летом 1765 г. поехал в Варшаву для представления новому королю Станиславу Августу Понятовскому, 27 июля произнес речь о тяжелом положении православных и всех некатоликов-«диссидентов» (она была переведена на ряд европейских языков как образец защиты веротерпимости). Позже подал королю «Мемориал об обидах православным» из 20 пунктов. Принимал участие в заседаниях сеймов, разрабатывал статьи о положении православных, способствовал созданию «Вечного трактата», подписанного 13 февраля 1768 г. и даровавшего православным права, равные с католиками. Одновременно, испытывая давление со стороны католической партии и не рассчитывая на поддержку короля, участвовал в работе «диссидентских» конфедераций, в частности Слуцкой 1767 г. В 1768 г. стал членом смешанного суда для разбирательства религиозных споров между католиками и «диссидентами», покровительства у святителя искали протестанты.

Еп. Георгий приветствовал первый раздел Польши 1772 г., уподобив его библейскому освобождению от египетского рабства. Южные из присоединенных к России территорий (составившие Могилёвскую, Оршанскую, Мстиславскую и Рогачёвскую провинции) были объединены в Могилёвскую, Мстиславскую и Оршанскую епархию, которую и возглавил святитель (с 10 января 1795 после расширения епархии стал именоваться Могилёвским и Полоцким).

Вернувшись в Могилёв, он выступил за немедленное массовое возвращение униатов в Православие, рассылал послания с призывом к этому по всей Белоруссии. Был одним из инициаторов императорского рескрипта от 2 июля 1780 г., разрешавшего назначать правосл. священников на освободившиеся униатские приходы. В 1781-1783 гг. в Белоруссии в лоно православной Церкви возвратились 112 578 чел. Еп. Георгий посылал духовенству увещательные грамоты о запрещении обливательного крещения (1783), небрежного исполнения таинства исповеди (1789). Предпринял ряд мер по укреплению материального положения кафедры, вел большое строительство. В мае 1780 г. в Могилёве приветствовал имп. Екатерину II и австр. имп. Иосифа II, в память об исторической встрече состоялась закладка собора во имя св. Иосифа Обручника.

22 сентября 1783 г. был возведен в сан архиепископа и назначен членом Синода.
Одновременно святитель продолжал помогать православным, оставшимся на территории Польши, поручил игум. Виктору (Садковскому) представлять себя в сейме. Стараниями святителя Георгия 27 марта 1785 г. на территории Польши была восстановлена Переяславская епархия в юрисдикции Русской Церкви, кафедру возглавил еп. Виктор (Садковский). Архиеп. Георгий составил для него рекомендации по управлению епархией. В годы гонений на Православие в Польше (1789-1792) святитель поддерживал тесную связь с Варшавой, информировал Синод о происходящих событиях.

Собрал за свою жизнь богатейшую библиотеку (1269 книг, 241 рукопись), открыл несколько госпиталей, странноприимниц, богаделен и др. Завел обычай раздавать по субботам в храмах деньги нищим, калекам, вдовам и сиротам. Перед кончиной составил завещание, в котором проявил заботу о богослужениях, монашестве, семинарии, пастве, клире, оставил средства для раздачи милостыни в храмах Могилёва.

Святитель Георгий (Конисский), архиепископ Могилёвский, местночтимый святой Белорусского экзархата 1

Скончался 13 февраля 1795 года в г. Могилёве. Погребен в приделе во имя вмц. Варвары Преображенского собора в Могилёве. Над могилой была прибита медная доска с надписью, составленной самим преосвященным:

Колыбель Нежин, Киев мой учитель,
Я в тридцать восемь лет сделался святитель.
Семнадцать лет боролся я с волками.
А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами.
За претерпенные труды и непогоду,
Архиепископом и Членом стал Синоду,
Георгий именем, я из Конисских дому,
Коню подобен бывал почтовому.
Сего тут падла закрыл грешны кости.
Год седмисотый пятый девяностый.


Гробница вскрывалась в 1812 г. французами и в 1875 г. во время ремонта храма, тело сохранилось нетленным. К 2005 г. собор был уничтожен, могила утеряна.
Почитание святителя началось почти сразу после кончины: у гробницы в соборе служились панихиды, молебны. 5-6 августа 1993 г. в Могилёве состоялось прославление святителя Георгия в лике местночтимых святых. Торжество возглавил Патриарший Экзарх всея Беларуси Минский митр. Филарет (Вахромеев). В 1993 г. было составлено житие, в 1995 г.- акафист святителю. Ему посвящены храмы в Могилёве и Слуцке.


Икона Богородицы Долинская

Икона Богородицы Долинская


Долинская икона Божией Матери — православная икона Девы Марии с Младенцем на руках, почитается как чудотворная.
Время написания и автор иконы неизвестны, по крайней мере она появилась не позже конца XIX века. Один из источников сообщает, что икона явилась во Франции в местечке Долис.

Другой источник утверждает, что икона прославилась многими чудотворениями, в том числе и перед Второй мировой войной, когда из глаз Богоматери произошло истечение кровавых слёз. Этот же источник говорит о том, что икона и сейчас находится во Франции.
Третий источник, ссылаясь на журнал "Кормчий" (1897 г., № 6), сообщает, что Долинский образ Богородицы был высечен во Франции (Долисс) из камня.
В России в настоящее время не существует ни одного списка с этой иконы.
Также отсутствуют сведения в ежегодно издаваемых Русской Православной Церковью церковных календарях.
Образ Божией Матери "Долинский" относится к иконографическому типу "Одигитрия". Но композиция несколько необычная. Богоматерь держит младенца Иисуса, сидящего на левой руке с отвернувшимся от неё лицом, направленным в ту же сторону, что и лик Богородицы.

Tags: Белоруссия, Богослужение, Православие, Святые дня, Сербия, икона Божьей Матери Долинская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments