filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Великий старец Клеопа Илие, Румынский чудотворец. Поступление в монастырь. (ч.3)

Продолжение...
начало тут:http://filin-dimitry.livejournal.com/104871.html


Если бы мне прожить до тридцати лет

Клеопа_Илие_3

С первых дней братия были подвергнуты искусу игуменом монастыря протосингелом Иоаникием Мороем, и полтора года брат Константин нес послушание по уходу за коровами, а Василий – за овцами. Им назначена была и епитимия – три месяца не общаться друг с другом.
С самого начала брат Константин был очень усерден к монашеским подвигам. В понедельник, среду и пятницу он вкушал пищу однажды в день, клал сотни поклонов, а ночью шел на утреню – зачастую босиком, даже в зимнее время. Подвиг с тех пор стал его всегдашним другом, до самой смерти. Даже когда он уже был Старцем, у него в келии не было ничего, кроме маленького столика, кожуха и рясы.
Вскоре после поступления в монастырь брат Константин очень тяжело заболел и уже думал было, что умрет молодым, как умерли его братья. И вот теперь, уже в возрасте усталости и болезней, он так рассказывал нам об этом:

«Однажды я очень сильно заболел. Ничего не мог делать. Лежал не вставая; у меня был очень сильный жар. Отец настоятель поручил одному брату, Стефану, растирать меня спиртом. А я, ребенок умом, молился тогда в мыслях: «Господи, если бы мне прожить до тридцати лет!». Посмотри, а теперь я уже гнилой старик, развалина, перетянутая проволокой, мне восемьдесят шесть лет, у меня было шесть операций, руки переломаны вот тут и тут и два ребра выбиты, три раза меня арестовывали за проповеди, я скрывался в лесах и чужих домах девять дет и семь месяцев… Ребята, дай вам Боже прожить столько же, сколько прожил я, но только не терпеть таких бед, какие претерпел я».

Военная служба

Когда пришло время исполнить долг перед царем земным, брат Константин постриг волосы, отросшие уже до плеч, и был определен в связной полк в Ботошанах. Когда мы слушали его рассказы о том, как он на азбуке Морзе посылал сообщения в учебном пункте и на маневрах, то забывали обо всех неприятностях.
Много раз старшие по званию убеждали его остаться в армии и не возвращаться в монастырь, но им не удалось отвести его думы от монастырских отцов и братий, от духовника Паисия.

«На маневрах офицеры ставили меня поближе к себе, чтобы я рассказывал им, как живут в монастыре, но они еще и искушали меня некоторыми вопросами:

- Илие, а как монахи обходятся без жен?

А я отвечал им, что жизнь преходяща. Иные говорили:

- Да, вот начнется война, и тогда бес нас поберет…

Помню, когда я был разводным капралом и ночью вел часовых на смену караула, то, дойдя до поста номер 5, останавливался и смотрел на горы. А один солдат, Пантя, спрашивал меня, почему я всегда смотрю туда.

- Я оттуда, - отвечал я.

И думал о том, что сейчас в монастыре идет утреня, час первый.
Обычно ночью я шел за солдатами, и если меня спрашивали, почему я не иду впереди, я отвечал им, что хочу проверить, знают ли они пароль, а на самом деле мне надо было читать молитвы.
Оставалось несколько месяцев до демобилизации, когда мне дали отпуск, и я пошел к отцу Паисию, потому что он строил тогда новое здание с часовней. А когда пришло время возврашаться в полк, он пошел провожать меня через поле и спросил тогда:

- Скажи мне, брат Константин, когда закончишь службу, ты не вернешься ко мне?
- Преподобный отце, я не хочу тебя обманывать. Я привязан душой к монастырю Сихастрия, туда я поступал с самого начала и там умерли мои браться. Здесь, в Козанче, очень близко до моего села, а мне хочется быть подальше, чтобы не знали обо мне односельчане и родня. Поэтому после демобилизации я вернусь в Сихастрию.

Он, услышав это, прослезился и сказал:

- Я надеялся, что у меня будет ученик из вашей семьи, но если ты не собираешься возвращаться сюда после армии, тогда давай дадим обещание друг другу. Но сначала положим по три поклона.
А когда мы положили по три поклона, он сказал:

- Пресвятая Троице, Боже наш, молитвами Пресвятой Богородицы и всех Твоих святых, распорядись, если брат Константин умрет раньше меня, чтобы мне стоять у его изголовья, а если раньше умру я, то чтобы он стоял у моего изголовья!

Затем мы, пролив много слез. распрощались. Это наше расставание происходило летом 1936 года
».

Десять лет университетов

Вернувшись из армии, брат Константин получил послушание пасти монастырских овец. Уходя с овцами, он никогда не забывал взять с собой котомку с книгами для чтения. Когда его спрашивали, откуда он столько знает и где всему этому научился, он с удовольствием отвечал:

- Науку я проходил в горах Тэчуны (Тэчуны – головни, головешки), когда пас овец.

Он рассказывал об этом времени так:

« Самую большую духовность я получил в первые десять лет, когда пас монастырских овец. Овчарня, овцы, жизнь в безмолвии и уединении в горах, на лоне природы были для меня высшей школой монашества и богословия на всю мою жизнь. В эти годы я больше всего молился и прочел множество писаний святых отцов, каковы: «Патерик», «Лествица» святого Иоанна Лествичника, святой Ефрем Сирин,«Кладезь» святого Иоанна Златоуста, «Шестоднев» святого Василия Великого, жития святых и Священное Писание.
Книги я брал в библиотеках монастырей Нямц и Секу[7] и носил с собой в переметной суме, ходя с овцами по горам. А молитва моя была такая, какую назначил мне мой старец. Когда я заканчивал правило, перекусывал чем-нибудь из сумы, а потом вынимал писания святых отцов и читал. сидя возле овец до вечера. Мне были так дороги слова святых отцов, что они запечатлевались, как на воске, в моей памяти.
Однажды я встретился со святым Иоанном Иаковом[8], который был тогда библиотекарем монастыря Нямц, и он дал мне почитать книгу «Алфавит душевный».
Затем я встречался с некоторыми пустынниками, подвизавшимися в окрестных лесах, спрашивал у них душеполезных советов и благословения и приносил им что-нибудь съестного из овчарни.
Были и в монастыре старцы умудренные, опытные, весьма внимавшие себе, совершавшие свои послушания с умной молитвой, у которых я многому учился.
Однажды подозвал меня к себе один старец, Косма Фермуш, он толок в ступе пшеницу для кутьи, и говорит мне:

- Внучек, подойди сюда. Батюшка настоятель велел мне толочь здесь и сказал, чтобы я каждый раз, как нажму на педаль, произносил: «Господи Иисусе», а я два раза забыл сказать.

Бедный старик, он исповедовался мне!
Тот же старец, когда впервые увидел машину в Сихастрии, это было в 1932-м, подозвал меня к себе и говорит:

- Внучек, это конец света, конец света!..

Он никогда не видел машины. Если бы он жив был сейчас, то какой «конец света» увидел бы при стольких машинах!
Другим старцем, у которого я многому научился, был мой восприемник от Евангелия Прокл Попа (Попа- поп, священник).
Отец Вениамин Йорга испытывал великое благоговение к Божией Матери и называл Ее «Цвет незатеняемый». Вот так у него лились слезы, когда он произносил эти слова…
По воскресениям старики-отцы звали меня, чтобы я почитал им из аввы Арсения[9]. После чего говорили:

- Ах, внучек, вот это были настоящие монахи!

Я очень много пользы получал от смирения старцев
».

***

Однажды мне рассказывал один пастух, который пас овец с Батюшкой в Тэчунах, что как-то ночью у них потух костер, и он от этого проснулся и подумал, что Батюшке теперь не будет видно и он не сможет читать Псалтырь. Но вдруг било Батюшки засияло, и он стал читать при этом свете, а сам он (пастух) никому об этом не мог рассказать до сих пор.

_______________
[7]- Нямц и Секу – монастыри, освященные подвигами прп. Паисия Величковского.
[8]- Иоанн Иаков Хозевит (1913-1960), исихаст, румынский и иерусалимский святой.

Иоанн_Иаков_Хозевит_Румынскийjpg

Монашеский подвиг начинал в монастыре Нямц в 1930-1936 гг. Затем подвизался на Святой Земле, в Лавре святого Саввы Освященного, был игуменом румынского скита святого Иоанна Крестителя на Иордане, затем уединился в пещере святой Анны в пустыне Хозева близ Иерихона, где и провел в молитвенном подвиге остаток жизни. Спустя 20 лет нетленные мощи Иоанна Иакова Румына были обретены в этой пещере и перенесены в монастырь святого Георгия Хозевита, где и ныне почивают открыто для поклонения.

Иоанн_Иаков_Хозевит_Румынский_нетленные_мощи
(рака с нетленными мощами св. Иоанна Иакова Хозевита Румынского)

[9]- Житие прп. Арсения Великого составлено прп. Феодором Студитом и находится в его книге «Малое оглашение. Слова».
_______________

Продолжение следует….
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/111625.html

Tags: Клеопа Илие, Православие, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments