filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

Дела минувшие...вопросы и ответы ( ч.20)

Христос посреди нас!

часть двадцатая.
Часть первая тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/12230.html

Вопрос 146: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» Лука 14:26.
Это демонстрация отношения вашего культа к семье, на фоне Ваших лицемерных причитаний по поводу её разрушения.

Ответ: Совсем не так.
Это говорит только о приоритете ценностей.
Кто-то или что-то всегда у человека стоит на первом месте. Господь говорит, что у Его ученика на первом месте должен стоять Бог.

Вот как пишет протоиерей Владимир Воробьев:

К сожалению, нередко получается так, что именно те люди, которые теснейшим образом связаны с христианами земной жизнью, не солидарны с христианством в вопросах Жизни Вечной. Господь специально обратил на это внимание, сказав что «враги человеку – домашние его» (Евангелие от Матфея, глава 10, стих 36). В каком смысле «враги»? Не всегда, конечно, но нередко именно самые близкие по «крови и плоти» люди становятся самыми настоящими врагами христианину в вопросах веры и духовной жизни. Конечно, это не те враги, «которых уничтожают», однако надо четко понимать, что они могут стать серьезным препятствием к самому важному для христиан – спасению. Поэтому, любя их как людей, ни в коем случае нельзя следовать их антихристианским требованиям.

История Церкви подтверждает эти слова Спасителя. Достаточно вспомнить великомученицу Варвару, которую предал на казнь родной отец-язычник (начало IV века). И в наши дни есть много случаев, когда родители, в прямом смысле этого слова, мучают своих детей. Например, я знаю девушку, которую родители выгнали из дома за то, что она крестилась и стала настоящей христианкой.

Или представьте – отец и мать были воспитаны еще при Советской атеистической власти, а дети стали верующими людьми. Родители не дают им вести духовную жизнь, сами являясь ярыми противниками Церкви. И в этом смысле отец и мать – это духовные враги своих детей. Конечно, родители будут всегда оставаться родителями. Более того, несмотря ни на что, их нужно любить и почитать. То же можно сказать и о супругах, и о детях, и о братьях с сестрами.


Не стоит никогда бездумно выдергивать фразы. Гораздо более полезно их читать в контексте и еще полезнее ознакомиться- что об этом говорили святые отцы.

Вопрос 147: Что такое исповедь? Это когда вы докладываете церковнику о своих делах и помыслах, а он даёт им свою оценку и указывает вам, что вы должны делать и как мыслить дальше.

Ответ: Не так.
Исповедь - это примирение человека с Богом. Священник лишь свидетель.

Простое перечисление своих грехов на исповеди ни к чему хорошему для человека не приводит.
Покаяние- а именно это состояние человека является составляющей исповеди связано с ожиданием исцеляющей помощи от Господа. Покаяние подразумевает твердое намерение человека бороться со своими страстями и грехами, а непростое перечисление их.

Священник же не дает оценку нашим поступкам- эту оценку уже дает сам кающийся, осознавший совершенные им беззакония пред Господом. Священник может подсказать действенные способы (для различных людей они разные) противостояния греху, и чем опытнее священник, тем более благодатны его помощь, его советы. Священник, данной ему властью от Бога разрешает человека от исповеданных грехов.

Вопрос 148: Чистейшей воды манипулирование.

Ответ: Врачевство.
Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши (Из молитвы священника перед началом исповеди).

Вы же не назовете манипулированием выслушивание врача жалоб пациента на свое здоровье, потом осмотр его и назначение лечения?
Так отчего Вы полагаете, что душа человеческая не нуждается в здоровье?
Или - тело заболело - идем ко врачу, а душа сама исцелится? Нет, и для души тоже требуется помощь в исцелении.

Вопрос 149: Содом и Гоморра могли быть уничтожены за любые грехи (не за то, то сейчас называется грехом содомским) - в Библии Бог не упоминает за что именно.
Похоже, там царил просто разврат.

Ответ: Могли. Но уничтожены были за это.
Вспомните, что произошло, когда два ангела были приняты Лотом в его доме:

Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.
Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал [им]: братья мои, не делайте зла; 8вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.
Но они сказали [ему]: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь
(Быт. 19: 4-9).
Слова "да познаем их" имеют в Библии весьма специфический смысл. Например тут:

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала (Быт. 4: 1),
или тут:

девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж (Быт. 24: 16).
Так что каким образом желали "познать" прекрасных юношей (а именно в их облике пришли в дом Лота ангелы) совершенно очевидно. И как называется этот грех Вы тоже знаете.

Бог называет содомский грех мерзостью и предупреждает, что ожидает тех, кто предается мерзости:

Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость.
И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить [семя] и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно.
Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас: и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней
(Лев. 18: 22-25).

Нарушение Божественной воли о взаимоотношении полов означает грех:

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют
(1 Кор. 6: 9-10).
В Новом Завете в Соборном послании святого апостола Иуды мы читаем прямое указание, за какой именно грех (хотя Вы правы в том, что грехов у содомлян было множество великое) Господь таким образом покарал города:

Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример,- так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти (Иуд. 1: 7-8).

Вопрос 150: Цитата: «Патриарх Кирилл:
— У людей должны быть дни отдыха, и человек должен иметь возможность поправлять свое здоровье, для того нам день субботний и дан.
Немного позже слова Патриарха прокомментировал Юрий Белановский, заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве.
Юрий Белановский, заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве:
— Суббота в православной традиции, как и полагается, имеет особый статус. Отменить празднование субботы, установленное Богом, никто не может. Никто не может и перенести значение и смысл субботы на воскресенье. Если внимательно отнестись и к православному богослужению, и к богословию, то со всей очевидностью станет понятно, что суббота — праздничный день.»
Это тогда все о чем?

Ответ: День субботний, как он был дан нам в Ветхом Завете в Новозветное время перестал существовать, т.к. мы теперь имеем Воскресение- день, в который мы каждый раз заново переживаем Светлое Христово Воскресение. Воскресный день так и называется еще у православных- Малая Пасха.
По этому в день воскресный не положено работать.

Впрочем, есть исключения- если этот труд не на себя, а на других направлен, то можно.
Например, некоторые православные после воскресной службы идут волонтерами и помогают в онкоцентрах, в больницах в детдомах, помогают многодетным семьям и т.п. - такой труд допустим в любые дни. Равно как и труд врачей, например или труд солдата.

Но повторю- в том смысле, о котором говорит Ветхий Завет, мы субботу не почитаем.

Вопрос 151: можно цитату из первоисточника? Идеально будет ссылка на новый завет или на решение Вселенского собора.

Ответ: 9-е правило Лаодикийского собо¬ра:

Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам.(http://www.pravlib.ru/pomest6.htm)

Кстати, "аще могут" как раз описывает случай, который интересовал Вас - про рабочий воскресный день.

В книге Деяний апостольских мы видим воскресный день установленным для преломления хлеба:

В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи (Деян. 20:7).

Традиция праздновать воскресный день относится к апостольским еще временам. А позднее её поддержал и святой император Константин Великий. Он освободил воинов-христиан от воинских занятий в воскресные дни, чтобы они могли свободнее приходить в церковь к общественному богослужению. Он же запретил производить в воскресные дни торговлю, и это позже было подтверждено законом византийского императора Юстиниана. Дозволялось торговать толь¬ко необходимыми для жизни предметами. Кроме того, святой Константин Великий и многие последующие императоры запретили производить в воскресенье судебные дела, разве когда долг человеколюбия и сохранение общественного порядка не допускали отсрочки.

В воскресение было запрещено поститься (64-е апостольское правило) и преклонять колени на молитве (20-е правило I Вселенского собора; 90-е правило VI вселенского собора).

Что касательно дел милосердия, помощи ближнему, оказания врачебной помощи, то эти деяния благословил своим примером сам Господь наш Иисус Христос (исцелением больных и т.п. чудесами, совершаемыми в субботу).

Вопрос 152: (вопрос от язычника - родновера) Практика - критерий истины. Вы можете на практике доказать истинность вашей веры и неистинность моей?

Ответ: Я, если позволите, отвечу словами дьякона Андрея Кураева, раз уж сегодня я про него вспоминал...:

Разве можно оценивать религии по шкале «лучше – хуже», «выше – ниже», «совершеннее – примитивнее»? Разве все религии не одинаково ценны с духовно-нравственной точки зрения? Не будет ли проявлением нетерпимости и шовинизма отдать предпочтение одной религии перед другими, пусть даже весьма своеобразными? Как можно сравнивать религии между собой? ...
...Как ни странно – да. Чтобы это осознать, даже не нужно становиться лично религиозным человеком. Можно оставаться рядовым атеистом и считать, что все религии – это не более чем попытки человеческого ума мыслить об Абсолютном. И вот так, «со стороны», взглядом не богослова, а «религиоведа» можно легко увидеть: все религии схожими образами мыслят и в схожих словах говорят о Непостижимом и Беспредельном. Конечно, это всё человеческие слова и проекции человеческих представлений на Непознаваемое. Любая такая попытка «проекции» человеческого на Сверхчеловеческое есть определенная дерзость.

Но разные религии решаются «узнать» в Абсолютном бытии разные человеческие свойства. Некоторые решаются «узнать» в Божестве – Разум. Некоторые – Действие. Некоторые – Закон. Некоторые – Силу. И вот, предположим, мы встречаем двух проповедников, один из которых говорит: «Я в Боге вижу Творца, Вечный Вселенский Разум, Владыку и Судию…» А второй дополняет: «Да, Вы правы, все это можно и должно сказать о Боге. Но я бы дерзнул добавить еще одно имя к тем, что Вы назвали… Еще Бог есть Любовь…»

И какую же из этих двух предложенных концепций следовало бы признать более высокой, более человечной (хотя это слово здесь звучит несколько парадоксально), более гуманной?

Даже человеку нерелигиозному при изучении многообразия религиозных мнений становится очевидно, что формула «Бог есть любовь» – высочайшая из всех возможных человеческих представлений о Божестве.

Но раз это так, – значит, мы подобрали ключ к решению исходной проблемы религиоведения. Теперь мы знаем, на каком именно основании можно сравнивать религиозные учения между собой. У нас появился тот идеал, с которым можно соразмерять реальные исторические религии. Мерилом «Бог есть любовь» мы можем – как «лагом» – замерять реальную «глубину» разных религиозных течений...
...И в классическом язычестве, в греко-римской религии, мы не найдем убеждения «Бог есть любовь». Понятие о Едином Боге здесь как будто присутствует. Но греки не случайно слово «Бог» (Qe`oz) считали происходящим от глагола q`ew – «бежать». Единый Бог для греков был безымянен и недоступен. К Нему нельзя было обращаться с молитвами...
...Если же даже в верховном божестве нельзя увидеть ту Любовь, «что движет солнце и светила», – то тем менее у нас оснований прилагать формулу «Бог есть любовь» к божествам меньшего ранга.
Зло может прийти оттуда, откуда человек ожидал помощи. И потому, по замечанию А.Ф. Лосева, религиозное чувство римлян остается «очень осторожным, малодоверчивым. Римлянин не столько верит, сколько не доверяет» своим богам. Греки в этом отношении мало отличались от римлян: «Понятие любви к богу отсутствует в древнегреческом лексиконе» ...
...Кроме того, не будем забывать, что языческие боги суть олицетворения стихий природы. Природные же силы и процессы в принципе аморальны. В их осуществлении нет категории цели, а значит, они сами не могут придать смысла своей деятельности и не могут дать ей оценку. Они просто действуют – и все. Можно ли сказать, что гроза есть любовь? Нет. Но значит, и о богах-громовержцах (славянском Перуне, греческом Зевсе, древнеарийском Варуне) нельзя сказать, что они есть любовь. Можно ли сказать, что море любит человека? Нет. И значит, формула «Нептун есть любовь» столь же неуместна. Можно ли сказать, что солнце любит человека? Да, конечно, солнце – источник жизни. Но солнце может и убивать. Это прекрасно знали жители Египта, ибо их жизни всегда угрожали пустыня и солнце. И потому об их солнечном боге Ра также нельзя сказать, что «Ра есть любовь».

Отсюда происходит коренное убеждение всего язычества (как древнего, так и новейшего), что пути добра и зла нераздельны...
...Мы уже много говорим о любви, но еще не дали ее определения. Что ж, самую глубокую формулу любви можно почерпнуть из Евангелия: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих(Ин. 15, 13). Подлинная любовь стремится отождествить себя с любимым человеком. Здесь поистине двое в одну плоть да будут (см.: Быт. 2, 24) [1]. В любви нервная периферия любящего расширяется и вбирает в себя боли и радости любимого человека. И потому путь любви – это вынесение своего жизненного центра из себя в другого. Это – дарение, отдача, жертва.

Такой любви к людям не открывает ни один богословский образ во внеевангельском мире. И мы спрашиваем Бога Евангелия: «Как Ты любишь людей?» И Он отвечает: «До Моей смерти…» Его любовь не только создала мир. Его любовь не только подарила людям свободу. Его любовь не только дала нам Закон. Его любовь не только даровала нам Пророков и мудрость. Его любовь не только приняла человеческий лик. Он не казался – Он стал человеком. «Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя» (Федор Тютчев). И Его любовь к нам пошла до конца, до предельной точки, до полной отдачи Себя, до полного отказа от Себя, до Жертвы и смерти. «Как будто вышел человек, И вынес, и открыл ковчег, И все до нитки роздал» (Борис Пастернак)…

Любить означает вобрать в себя беды и радости любимого как свои. И последнее, пожалуй, сложнее первого. «Плакать с плачущими нетрудно, а радоваться с радующимися (ср.: Рим. 12, 15) не очень легко: мы легче сострадаем находящимся в несчастье, нежели сорадуемся благоденствующим. Зависть и недоброжелательство не дозволяют не очень любомудрому сорадоваться благоденствующим. Поэтому будем стараться сорадоваться благоденствующим, чтобы очистить свою душу от зависти».

Любовь сорадующаяся выше любви сострадающей и реже ее. Если я узнал, что у нашей сотрудницы (которую весь наш дружный коллектив по праву – как нам кажется – терпеть не может) погиб сын, то даже я смогу испытывать к ней чувство сострадания. И наличие этого сочувствия никак не будет свидетельством того, что я достиг нравственных высот. Труднее было бы разделить ее радость, а не ее скорбь. Например, если однажды я узнаю, что Фонд Сороса выделил нашей сотруднице десять тысяч долларов на издание ее никому не нужной книжки – смогу ли я ликовать вместе с нею? О нет, скорее уж, в то время как она будет от счастья по потолку бегать, я будут плестись зеленым, как ее доллары…

Сорадование редко. А Христос сорадовался с людьми. И первое Свое чудо Он сотворил в атмосфере радости. Не на кладбище произошло первое чудо Спасителя, но на брачном пиру в Кане Галилейской… И самую главную радость Бог разделяет с людьми: На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7).

Этот Бог есть любовь; Он не просто любит, Он есть любовь. Он не просто имеет любовь, не просто проявляется в любви: Он есть любовь.

Что ж, мы начали свой разговор с сомнения в том, что религии можно сравнивать между собой. Но стоило нам разговор о религиозных верованиях перенести в ясную сферу разума, рациональных аргументов, формулировок и сопоставлений, как выяснилось, что религии сравнивать можно и что при этом сравнении различия между религиями можно выражать в оценочной форме.

Именно обращение к тому чувству человека, тому стремлению человеческого сердца, которое является наиболее таинственным и наименее рациональным, – чувству любви – помогло нам найти способ вполне рационального сопоставления религий между собой. И когда я говорю, что христианство – не просто одна из религий, но что это – высшая религия, «абсолютная религия» (скажем так вслед за Гегелем), единственная религия, предлагающая действительный образ Бога, то я так говорю не потому, что к столь высокой оценке меня понуждает моя собственная принадлежность к христианству. Этот вывод меня понуждает сделать обычная человеческая логика...
(Дары и анафемы. о. Андрей Кураев).

Простите, что много...

С любовью,
рБ Дмитрий


Продолжение следует...
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/132558.html

Tags: Вопросы и ответы, Православие, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments