filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

15 (28) января 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Преподобный Афанасий Паросский (Парийский), иеромонах, греч. богослов и просветитель, участник движения колливадов


Преподобный Афанасий Паросский (Парийский)


Родился в 1721 году в деревне Костос на острове Парос, в благочестивой семье. Первоначальное образование получил, по-видимому, на родине.
В 1745 г. прибыл в Смирну, где поступил в Евангелическую школу, где обучался шесть лет.

Затем Афанасий направился в Афонскую академию, которую возглавлял ее основатель Неофит Кавсокаливит, а с 1753 г.- Евгений Вулгарис, учитель и наставник Афанасия.
В 1757 г. Афанасий был назначен преподавателем.
В 1757/58 г. был рукоположен во диакона.
в 1758-1762 гг. руководил греч. школой в Фессалонике. Четыре года Афанасий блистал не только как преподаватель, но и как проповедник. Его слова, насыщенные верой и упованием на Господа, стяжали ему всенародную любовь.

Когда из-за эпидемии чумы школа была закрыта, преподобный Афанасий отправился на остров Корфу, чтобы пополнить свои знания в области философии, физики и риторики. Здесь он учился у Никифора Феотокиса (+ 1800), одного из наиболее образованных церковных деятелей того времени.
Затем некоторое время преподавал в г. Месолонги в школе, основанной его соучеником по академии Панайотисом Паламасом. Преподобный Афанасий много сделал для развития этого учебного заведения, которое было очень известно вплоть до революции 1821 года.
В 1771-1777 годах возглавлял Афонскую академию. В этот период он был рукоположен во священника св. Макарием Коринфским.

Вместе со святым Никодимом Святогорцем Афанасий принимал участие в трудах по изданию и восстановлению первоисточников православной духовности. Этим трудам, которые были справедливо названы «возрождением Добротолюбия», весьма содействовал и святой иерарх Макарий.
Как активный участник движения колливадов он претерпел гонения и даже был извергнут из сана, покинул Афон и до 1786 г. преподавал в Фессалонике. В 1781 г. священнический сан ему был возвращен.
Преподобному Афанасию предлагали стать главой Патриаршей школы в Константинополе и обещали поставить епископом, но он решительно отказался, объяснив, что предпочитает славе и материальным благам тишину монашеской жизни и служение народу Божию у себя на родине. Святой подал в отставку и отправился на Парос. Однако во время плавания стало известно о начале русско-турецкой войны, и корабль был вынужден остановиться на Хиосе. Преподобный Афанасий удалился в один из маленьких монастырей на этом острове, чтобы в безмолвии дождаться возможности продолжить путешествие. Вскоре о его присутствии стало известно местным жителям, и они попросили возглавить их школу на Хиосе. Подвижник ответил решительным отказом, но им все же удалось уговорить его по крайней мере преподавать риторику до конца войны. Когда преподобный Афанасий закончил вести курс, война все еще продолжалась. Тогда он стал давать уроки догматического богословия и логики. Его преподавательская деятельность имела такой успех, что по окончании войны местные жители и знатные люди с помощью церковных властей сумели уговорить преподобного возглавить школу.

С 1786 или 1788 по 1811 г. возглавлял философскую школу на острове Хиос, где преподавал логику, метафизику, богословие, риторику, этику. Под его руководством школа достигла расцвета и приобрела известность за пределами греч. мира.
Только в глубокой старости преподобный Афанасий оставил преподавание и ушел в маленький монастырь св. Георгия вместе с несколькими последователями и бывшими учениками, чтобы наконец обрести тишину, которой желал всю жизнь. В это время святой написал множество сочинений, пополнивших его библиографию, которая состоит в основном из апологетических трактатов, защищающих чистоту православной традиции в противовес западным влияниям. Пламенный ревнитель этой традиции, преподобный Афанасий прежде всего старался сохранить православное понимание веры, исповеданной через принесение в жертву собственной жизни. Именно поэтому он был одним из наиболее активных инициаторов почитания новомучеников.

Во время работы над книгой «Об истинной вере и о том, что есть истинная философия» его постиг апоплексический удар. Он скончался через несколько дней, 24 июня 1813 года. В его келье нашли только простую поношенную одежду, светильник и чернильницу.
Его почитание установлено Константинопольским Патриархатом в январе 1995 г. по прошению Элладской Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.


Труды

Автор ок. 60 сочинений апологетического, догматико-канонического, литургического, агиографического и учебного характера, а также проповедей, писем, эпиграмм и служб святым. Важнейшие среди них:

• «Антипапа, или Подвиги иже во святых отца нашего Марка, архиепископа Эфеса»,
• «Христианская апология» (сочинение, направленное против идей Французской революции),
• «Изложение Православной веры»,
• «Объявление истины о святогорской смуте»,
• «О новомучениках»,
• «О поминовении усопших».



Преподобная Ита Киллидийская, пустынница, игумения


Преподобная Ита Киллидийская, пустынница, игумения

Святая Ита (Ita), или Деирдр (Deirdre), или Дороти (Dorothy), или Ида (Ida), или Ид (Ide), или Меда (Meda), или Мида (Mida), или Йита (Ytha) - наиболее известная ирландская святая после святой Бригиты. Она, как считают, была из королевского рода и родилась в баронстве Десиз (Decies) около Драма, что в графстве Уотерфорд. Ее назвали Деирдр.

На ней хотел жениться один аристократ, но после молитв и трехдневного поста с Божией помощью, она убедила своего отца позволить ей вести жизнь девы. Она отправилась в Хи Конэйл (Hy Conaill), или Киллиди (Killeedy), в западной части Лимерика, и основала общину для женщин, посвятивших себя Богу, которая скоро привлекла много молодых женщин. Она также основала и стала окормлять школу. Считается, что Эрк (Erc), святой епископ, поручил ее заботам святого Брендана (память 16 мая), который стал известным игуменом и миссионером (хотя хронология делает этот маловероятным). У нее долгие годы окормлялись многие другие ирландские святые. По этой причине ее часто называют "матерью-кормилицей святых Ирландии". Брендан однажды спросил ее, какие три вещи особенно любит Господь. Она ответила: "Истинную веру в Бога с чистым сердцем, простую жизнь с религиозным духом и щедрость, вдохновленную милосердием".

Ей приписывают ирландскую колыбельную для Младенца Иисуса. Предание подчеркивает физическую аскезу святой Иты. Подобно другим ирландским монашествующим, она проводила много времени в уединении, молясь и постясь, а в остальное время служила тем, кто искал её помощи и совета.
Она и ее сестры помогали лечить больных из своей местности. Ей приписывают многие чудеса, в частности, тот случай, когда она снова прикрепила голову к телу обезглавленного человека. По преданию, она питалась лишь небесными дарами.


Преподобный Ллеудадд (Лаудат) Бардсийский (лат. Lleudadd, Laudatus), игумен

Родом валлиец, был настоятелем монастыря на острове Бардси. Помогал преподобному Кадфану в его миссионерской деятельности в Бретани.
Возможно, одно и то же лицо со святым Ло (Лаутом) Кутанским (память 22 сентября).


Преподобный Кеолвулф (Кеовулф) Линдисфарнский (лат. Ceolwulf, Ceowulf, Ceolwulph), монах


В миру был королём Нортумбрийским. По одной версии, отказался от престола после восьми лет правления, чтобы стать монахом в Линдисфарне. По другой, Кеолвулф взошел на трон Нортумбрии в 729 году, два года спустя был взят в плен и насильно пострижен в монашество, однако позже в том же году был освобождён и продолжил своё правление. Так или иначе, но в 737 или 738 году Кеолвулф уже добровольно предпочёл жизнь монаха в Линдисфарне. Обитель тогда процветала, и Кеолвулф поощрял в ней изучение Священного Писания и строгий монашеский образ жизни.

Преподобный Кеолвулф скончался в 764 году (или, возможно, несколькими годами позже) и был похоронен рядом со святителем Кутбертом. По молитвам к святому королю и монаху стали совершаться чудеса, явившие миру его святость.

Святой Беда Достопочтенный посвятил "преславному королю Кеолвулфу" свой труд "Церковная история народа Англов". Он хвалил Кеолвулфа за его набожность и монашеские подвиги, однако полагал, что его королевское правление оставляло желать лучшего.


Преподобный Блайтмайк (Блайтмак, Блатмак, Блайтмал) Ионский (лат. Blaithmaic, Blaithmac, Blathmac, Blaithmale), игумен


Родился около 750 года в Ирландии в королевской семье. Избрав добровольную нищету, стал настоятелем одной из ирландских обителей, а потом, желая стяжать венец мученичества за Христа, уехал в Шотландию, подвергавшуюся тогда набегам язычников-датчан и вступил в братию монастыря на острове Иона.
Около 823 года, когда настоятель Дермайт был в отъезде, святой Блайтмайк предсказал скорое нападение датчан на монастырь. Чтобы уберечь от поругания мощи преподобного Колумбы, он тщательно спрятал их, а над местом захоронения был аккуратно выложен свежий дёрн. После этого Блайтмайк попрощался с братией и посоветовал желающим бежать из обители. Язычники ворвались в храм как раз тогда, когда святой Блайтмайк совершал Божественную литургию. Они убили всех находившихся в храме братьев и пообещали Блайтмайку сохранить жизнь, если он отдаст им мощи святого Колумбы. Преподобный отказался и тут же, на ступенях алтаря, был изрублен на куски.

Вернувшиеся в обитель монахи похоронили преподобного Блайтмайка на месте его мученического подвига. Вскоре на его могиле стали совершаться чудеса. В 849 году мощи святого, вероятно, были перенесены в Данке́лд.

Память преподобного Блайтмайка Ионского, ранее отмечавшаяся 15 января, в римо-католическом календаре впоследствии была перенесена на 19 января.


Tags: Православие, Святые дня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments