Свт. Макария, митрополита Московского (1563); мц. Анисии Солунской (Фессалоникийской) (285-305); сщмч. Зотика Сиропитателя, пресвитера (IV).
Ап. от 70-ти Тимона, епископа Бострийского (I); мч. Филетера Никомидийского (311); прп. Феодоры Кесарийской (VIII); прп. Феодоры Константинопольской (940); свт. Эгвина, еп. Вустерского (717) (Кельт. и Брит.); прп. Даниила Переяславского (1540), память открытия мощей 1652г.;
прмч. Гедеона Афонского (1818) (Греч.).
Мц. Марии Даниловой (1946).
Святые дня, молите Бога о нас!
Святитель Макарий Московский, митрополит

Память 30 декабря, в Соборах Московских святителей и святых.
В миру Михаил, родился ок. 1482 г. в Москве в семье благочестивых родителей. Известно, что отца его звали Леонтий и что мать его приняла впоследствии монашеский постриг с именем Евфросиния. Его дальним родственником, братом прадеда, был прп. Иосиф Волоцкий (+ 1515).
Михаил поступил послушником в Пафнутьев-Боровский монастырь, где затем принял монашество и был назван при постриге в честь прп. Макария Египетского.
В обители он неленостно проходил школу монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную премудрость, постигал писание святых икон. Сохранилось свидетельство о трудах и подвигах инока Макария в те годы: «много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив».
15 февраля 1523 г. он был возведен в сан архимандрита Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Можайске.
Будучи настоятелем обители, он заводит монастырский синодик, устанавливая поминовение всей преждепочившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь прп. Макария Египетского.
Архиепископ Новгородский
4 марта 1526 года был хиротонисан в архиепископа Новгородского. Хиротония была совершена в Успенском соборе Московского Кремля.
29 июля того же года он прибыл на кафедру, которая вдовствовала без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель. Летописец говорит: «сед же святый на архиепископском столе, и бысть людем радость велия не токмо в Великом Новгороде, но и во Пскове и повсюде. И бысть хлеб дешев, и монастырем лекче в податех, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть».
Архиеп. Макарий заботился о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. Он неоднократно посылал священников для проповеди Евангелия, повелевая разорять языческие требища и искоренять языческие обряды. Святительская грамота с этими, по выражению архиепископа Филарета (Гумилевского), есть «памятник апостольских трудов Макария для распространения света Христова между оставшимися язычниками». Благословение на миссионерские труды на самом севере Новгородской области, а также антиминс, священные сосуды и книги получил от святителя и преподобный Трифон Печенгский (+ 1583).
В 1528 г., исполняя постановление Московского Собора 1503 г., святитель предпринимает решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях. По замечанию летописца, в обителях сразу возросло число иноков.
Большую заботу проявил святитель о создании и украшении храмов в своей епархии и, прежде всего, в Великого Новгорода. Он благоустраивает кафедральный Софийский собор.
Получив еще в Пафнутиево-Боровском монастыре навык иконописания, святитель «поновляет» великую святыню Новгородской земли — икону Богоматери «Знамение», которая сильно обветшала к тому времени. После окончания работы он сам с крестным ходом проводил икону в Спасский храм на Торговой стороне, где она постоянно находилась для поклонения благочестивым новгородцам.
Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. На Соборе 1553 г. была осуждена ересь Матфея Башкина и Феодосия Косого.
В 1542 г. по повелению святителя Макария на владычнем дворе строится храм святителя Николая.
По благословению святителя в Великом Новгороде составляется новый летописный свод, пишутся жития и службы русским святым. Племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей (Топорков), работает над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. Софийский священник Агафон составляет в 1540 г. новую Пасхалию на всю восьмую тысячу лет.
Московский митрополит
С 19 марта 1542 г. - митрополит Московский и всея Руси.
В 1547 г. в Москве впервые в истории состоялось царское венчание Московского государя, которое совершил святитель Макарий.
На Соборах 1547 и 1549 гг. решался вопрос общецерковного прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось на Руси решением местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Макарьевские соборы явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев», так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Хронология их имен охватывает чуть ли не весь период Христианства на Руси к тому времени. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе.
Прославление подвижников требовало написания им новых служб с литургическими указаниями типиконного характера о порядке их совершения, а также создания вновь или редактирования ранее написанных их житий.
Летописи свидетельствуют о том, что Святитель ослеп на один глаз. Это несчастье с ним могло случиться во время великого пожара в Москве в 1547 г. Покидая Успенский собор, в котором он чуть не задохнулся от дыма, святитель вынес из него образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Лица, сопровождавшие митрополита, погибли от ожогов и удушья. Святитель же чудом спасся, но при пожаре, как записал современник «опалеста ему очи от огня», так что, очевидно, правое око его совсем перестало видеть.
В начале 1551 г. в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамота, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, т. е. его материалы изложены в ста главах.
В 1552 г. митрополит Макарий благословил царя Иоанна Грозного идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. После казанской победы в Русской Церкви была создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность с поставленном туда первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (+ 1563).

(митрополит Макарий благословляет царя Иоанна Грозного идти на Казань)
3 февраля 1555 г. святитель Макарий поставляет на новую Казанскую кафедру святителя Гурия (+ 1563), другого же своего современника, преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI в.), еще раньше посвящает в игумены основанного им монастыря.
В 1555 г. на праздник апостолов Петра и Павла из Вятки в Москву приносится чудотворная икона святителя Николая Великорецкого. Промыслом Божиим поновлял эту великую святыню митрополит Макарий с благовещенским протопопом Андреем, «бе бо иконному писанию навычен». Святитель трудился со многим желанием и верою, постом и молитвою над поновлением святого образа великого чудотворца.
Митрополит Макарий постоянно заботился не только о всей пастве, но и о каждом человеке, милостивно относясь к отдельным, даже заблудшим, чадам Церкви. Так, однажды, в Успенском соборе, после вечернего богослужения некто «вражьим научением умысли кражу сотворити», но невидимой силой был удержан и не смог этого сделать. Утром его обнаружили и, когда пришел митрополит Макарий, ему рассказали, как в церкви застали вора. Однако святитель повели отпустить его, но земские судьи хотели по закону судить преступника. Тогда митрополит строго воспретил это делать и послал церковного сторожа проводить «татя» в безопасное место. Придя на Кулишки, к церкви Всех святых, тот стал ходить там с неистовым видом и вскоре умер. Некоторые роптали на митрополита за то, что вора отпустили безнаказанно, но святитель не досадовал на них, а тело умершего повелел предать погребению.
Кончина
15 сентября 1563 г. святитель совершал крестный ход, во времх которого сильно простудился и заболел. Он повелел сообщить о своей немощи в место своего пострижения, в Пафнутьев-Боровский монастырь, и попросить игумена прислать ему старца духовного. К святителю был прислан старец Елисей.
4 ноября святитель в последний раз молился в Успенском соборе. Затем святитель у всех смиренно испросил прощения.
3 декабря к митрополиту Макарию пришел царь Иоанн Грозный просить благословения. Святитель поведал ему о намерении удалиться в место своего пострижения — Пафнутиево-Боровский монастырь , но царь уговорил его остаться на кафедре. Перед самой кончиной митрополит выразил желание царю об удалении в обитель, даже написал ему об этом в письме, но по воле царя вынужден был вновь от этого отказаться.
Скончался 31 декабря 1563 г., когда колокол ударил к заутрени.
Когда перед выносом тела из митрополичьих покоев открыли его лицо, то оно было «яко свет сияя, за его чистое, и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети». Отпевали святителя 5 архиереев в присутствии царя и множества народа. После этого была прочитана первосвятительская прощальная грамота, которую перед концом своей жизни написал митрополит, прося у всех молитв, прощения и даруя всем свое последнее архипастырское благословение.
Почитание
Почитание Святителя началось сразу же после его кончины. Вскоре на гробнице появилась и первая его икона. Известно, что, возвратившись из Литовского похода 1564 г., царь прикладывался в Успенском соборе к образам святителей Петра, Ионы и Макария, «любезно их целоваше».
Имя святителя начиная с XVII в., встречается в «Сказании о святых иконописцах», где говорится: «Святый, и предивный, и чудный Макарий, митрополит Московский и всея России чудотворец, писаше многие святые иконы, и книги, и жития святых отцев во весь год, Минеи Четьи, яко ин никто ж от святых российских написа и праздновати повеле российских святых, и на Соборе правило изложи, и образ Пресвятой Богородицы Успения написа».

В 1988 году на Поместном соборе святитель был канонизирован для общецерковного почитания.
Тропарь
глас 4
Яко великим пастырем единонравна, и учителем вселенныя единомысленна, Божии Премудрости служителя изрядна, иже блаженству тезоимениту днесь вернии вси воспоим: Христа Бога моли, святителю Макарие, умирити мир и спасти души наша.
Кондак
глас 3
Богомудрым учением и книжным списанием потщался еси, святителю Макарие, люди Российския просветити, и святых земли нашея прославити. Сего ради чуден пронаречеся, преемниче первопрестольников Российских. Моли сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.
Мученица Анисия Солунская (Фессалоникийская)

Родилась в городе Солуни в Греции в конце III века. Ее богатые родители были благочестивыми и добрыми людьми. Они воспитали Анисию в христианской вере. Рано лишившись своих родителей, Анисия осталась единственной наследницей их большого богатства — золота и драгоценностей.
В то время христиан жестоко преследовали. По приказу императора Максимиана (284-305 гг.) все христиане, не соглашавшиеся отречься от Христа и принести жертву языческим богам, подвергались пыткам и казням. Зная, что богатым трудно войти в Царство Небесное, святая Анисия отпустила на волю своих рабов, распродала свои имения и стала помогать вдовам, сиротам, нищим и заключенным в темницах. И не только деньгами помогала людям святая Анисия, она сама ухаживала за больными, перевязывала раны мученикам, утешала скорбящих. Когда все ее средства истощились, святая Анисия стала жить в бедности и начала работать для своего пропитания. Однако она продолжала посещать заключенных и утешать скорбящих.
Однажды святая Анисия, идя на молитвенное собрание христиан, увидела, как народ в большом количестве спешил в языческий храм чествовать языческого бога солнца. Сторонясь шумной толпы, святая Анисия продолжала свой путь на молитвенное собрание. Ее остановил воин-язычник и потребовал, чтобы она пошла на языческий праздник. Святая Анисия кротко отказалась. Воин грубо схватил святую и хотел силой увести ее в капище (языческий храм), чтобы там принудить ее принести жертву идолу. Святая Анисия вырвалась из рук воина со словами: «Да запретит тебе Господь Иисус Христос». Услышав ненавистное имя Христа, свирепый язычник ударил мечом святую Анисию. Обливаясь кровью, она замертво упала на землю. Так юная Анисия предала свою чистую душу в руки Христа. Христиане похоронили тело святой мученицы в городе Солуни близ городских ворот, а над ее могилой был воздвигнут молитвенный дом.
На начало XXI века мощи святой мученицы находятся в городе Салоники в храме святого Димитрия Солунского.

(храм вмч. Дмитрий Солунского в Салониках)
Тропарь
Агница Твоя, Иисусе, Анисия, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою: но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко милостив, спаси души наша.
Священномученик Зотик Сиропитатель, пресвитер

Священномученик Зотик, сиропитатель, знатный и богатый римлянин, находился на службе у святого Константина Великого. Когда царь перенес столицу из Рима в Константинополь, туда же переселился и Зотик. Вскоре, однако, отвергшись мирских почестей, он принял священный сан, стал призирать в своем доме и кормить нищих и странников. Потом, получив деньги от святого Константина, устроил больницу, странноприимный дом, где принимал прокаженных, выкупая их у воинов, которым было приказано топить больных в море.
Когда на престол вступил сын святого царя Константина, Констанций, последователь арианской ереси, на святого было донесено, что он получил от покойного императора большие деньги. Допрошенный об этом, святой Зотик показал императору устроенные им больницу и странноприимный дом. Констанций разгневался, так как считал, что на полученные от его отца деньги святой Зотик приобрел драгоценности, и хотел получить их обратно. Он приказал привязать святого Зотика к диким мулам, которые влачили святого по камням. Все тело его было растерзано, и святой мученик предал душу Богу.
На месте его смерти забил источник чистой воды, от которой многие получали исцеление.
Тропарь
глас 4
И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Зотике, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак
глас 2
За любовь Христову, преподобне, нищия возлюбив, и сих удоволил еси, и Небесное богатство ныне восприял еси, Зотике пребогате. Сего ради вси тя почитаем, совершающе память твою.
Апостол от 70-ти Тимон, епископ

После Вознесения Господня и по ниспослания Святого Духа на Апостолов, число верующих в Иерусалиме значительно увеличилось; посему, по совету Апостолов, пребывавших в то время в Иерусалиме, избраны были семь мужей, исполненных Духа Святого и премудрости, на служение диаконское. Имена сих мужей были следующие: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай антиохиянин.
Святая Церковь совершает общую память этих первых диаконов Церкви Христовой 28 июля, хотя они скончались в разное время и в разных местах. Память св. Апостола Тимона совершается еще 30 декабря и 4 января (вместе с собором 70 Апостолов).
О самом избрании их книга Деяний апостольских повествует так:
«В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме».
Впоследствии апостол Тимон был избран епископом в городе Бостре Аравийском, где многих привел к Христианству и мученически скончался: за проповедь имени Христова много пострадал от иудеев и язычников. Его бросили в раскаленную печь, но святой Тимон силой Божией вышел оттуда невредимым. Затем он был предан крестной смерти.
Тропарь
глас 3
Апостоли святии Прохоре, Никаноре, Тимоне и Пармене, молите Милостиваго Бога да прегрешений оставление подаст душам нашим.
Преподобная Феодора Константинопольская

Преподобная Феодора была родом гречанка, имела большое богатство и жила сначала в христианском супружестве. По смерти мужа, она, по заповеди Господней, "взяла крест свой" и приняла монашеский чин, чтобы следовать за Христом. Это было в царствования Романа при жизни преподобного Василия Нового, который проживал в доме Феодоры, в нарочито для него устроенной моленной келлии и под руководством которого она проводила благочестивую жизнь. Дожив так до старости, она преставилась месяца декабря в тридцатый день. И когда душа преподобной Феодоры, по разлучении от тела, несена была святыми Ангелами, то преподобный Василий предупредительно дал им, на помощь ее душе, как бы некий капитал для выкупа, достав из своей пазухи ковчежец.
У того Василия было ученик, по имени Григорий, который молитвенно спрашивал Василия:
- Где пребывает Феодора?
И вот однажды, когда Григорий спал, к нему явился светлого вида юноша и сказал:
- Иди скорее, тебя зовет преподобный Василий, чтобы показать тебе Феодору.
Григорий тотчас восхищен был к вратам рая, потом введен был в места святые и там увидел он преподобного Василия и Феодору, и все они вместе возрадовались. И спросил Григорий:
- Госпожа Феодора! - как ты претерпела страшный час смерти и как избавилась от лукавых духов?
Она же рассказала по порядку:
- Когда я душою своею разлучилась от тела, то увидела страшных ефиопов, которые показывали мне свиток с начертанием всех моих первых дел и взвизгивали как свиньи, скрежеща на меня зубами. Потом взяли меня Ангелы и понесли по мытарствам.
Первое мытарство было - лживость; второе - клевета; третье - зависть; четвертое - ложная обидчивость по самолюбию; пятое -гнев с яростью; шестое - гордость; седьмое - брань и срамословие; восьмое - лихоимство и лесть; девятое - тщеславие; десятое - сребролюбие, одиннадцатое - пьянство; двенадцатое - злопамятование; тринадцатое - чародейство; четырнадцатое - волхвования и употребления талисманов; пятнадцатое - чревоугодия и идолослужение; шестнадцатое -прелюбодеяние; семнадцатое - убийство; восемнадцатое -воровство; девятнадцатое - блудодеяние; двадцатое - немилосердие.

(мытарства св. Феодоры)
И если в каком либо мытарстве для моего оправдания показания только моих добрых дел было недостаточно, то Ангелы прибавляли к моим добрым делам от дара добрых дел преподобного Василия. Так я и прошла беспрепятственно все мытарства и была введена в это блаженное место. Если же душа будет грешна, то предается тем ефиопам, а они, терзая, сведут ее в муки.
И тотчас Григорий проснулся и рассказал нам, что он видел и что слышал в состоянии своего сонного восхищения. Мы же, слышав то, удивлялись и благодарили великого Бога и Спаса нашего, сподобившего Феодору Своего достояния в небесных обителях.
Преподобный Даниил Переяславский, архимандрит, память открытия мощей в 1652 году

Об этом угоднике Божьей можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/860244.html
Мученик Филетер Никомидийский
Святой мученик Филетер дважды претерпел мучения за Христа: при Диоклетиане (284 - 305) и при Максимиане (305 - 311). Когда Диоклетиан прибыл в Никомидию, на суд привели святого Филетера, который был высокого роста с красивым лицом. Увидав его, император сравнил святого Филетера с языческим богом. На вопрос о звании и происхождении мученик сказал: "Я сын епарха, по вере - христианин и живу с христианами". Император склонял его ласками к отречению и хулил Господа Иисуса Христа, но святой сказал: "Да заградятся уста всякого, будь он царь или кто иной, кто дерзает хулить Христа моего". После этих слов мученик был брошен в раскаленную печь, но вышел оттуда невредим. Тогда Диоклетиан, под влиянием виденного чуда и, принимая во внимание знатность и красоту святого, отпустил его на свободу.
Императору Максимиану также донесли, что Филетер христианин. Представ на суд императора, святой мученик опять исповедал веру во Христа. За это его подвергли пыткам. Затем он был брошен на растерзание зверям, но остался невредимым. Тогда его приговорили к усечению мечом, но двое слуг, которым была поручена казнь, так и не смогли его умертвить: как только они заносили меч над головой мученика, руки сразу переставали действовать. Убедившись в том, что Господь незримо охраняет святого мученика, оба палача уверовали во Христа и сами пострадали за веру через усекновение мечом.
Святой мученик Филетер был приговорен к ссылке на Проконнис, один из островов Мраморного моря. По дороге в ссылку он совершил много чудес и сокрушил капища идолов. Сопровождавшие святого в ссылку шесть воинов вместе с начальником уверовали во Христа.
На пути к ним вышел святой Еввиот, тоже перенесший много страданий за Христа. Святые с радостью встретились, и в келлии Еввиота в горах Сигрианы прожили 7 дней вместе с воинами и их начальником. Там же святой Филетер скончался и был погребен Еввиотом. Было это в 311 году. Через 11 дней скончались воины и их начальник и были погребены около святого мученика Филетера.
Святитель Эгвин, епископ Вустерский

(Витраж с изображением св. Эгвина в Вустерском соборе - работа Джеффри Фуллера Уэбба)
Родился в VII веке. Возможно, происходил из королевской семьи Мерсии. Родители были благочестивыми христианами и сына своего воспитывали в вере. Ещё в детстве посвятил себя служению Богу. В возрасте 7 лет уже умел читать Псалтырь. В ранней юности отказался от богатств и всех мирских радостей, избрал добровольную нищету и проводил жизнь свою на богослужениях в храме и в постоянной молитве.
Со временем был рукоположен во пресвитера. По словам жизнеописателей святого Эгвина, уже тогда был "избранным сосудом Духа Святого."
Через несколько лет достойного служения в священническом сане, в 692 или 693 году, после смерти епископа Офтфора, Эгвин стал третьим епископом Вустерским - на западе Англии. По смирению он отказывался от этого сана, но Эгвина уговорили принять его, ибо и народ, и король, и духовенство, и архиепископ Кентерберийский видели в нём лучшего кандидата.
В то время Вустер был главным городом Хвиссы, бывшей не самостоятельным королевством, а провинцией Мерсии. Тогда Хвисса была все еще в основном языческой. Епископская кафедра Вустера была основана около 679 года стараниями благоверного короля Мерсии Этельреда и святителя Феодора Кентерберийского; каноническая территория этой епархии лежала в границах земель Хвиссы и включала сам город Вустер с его окрестностями и графством Вустершир, а также местности нынешних северного Глостершира, район Дадли, южную часть Уорикшира и, возможно, Бристоль.
Архиерейское служение святителя Эгвина было нелегким, поскольку на территории его епархии жили большей частью полухристиане, плохо знавшие христианское учение, очень суеверные и нередко практиковавшие языческие обычаи. Святитель всецело посвятил себя служению людям. С горячим усердием проповедовал он слово Божие. Народ сразу полюбил святителя Эгвина за его рассудительность, справедливость и честность; король Этельред тоже его любил, ценил его добродетели и ученость. Святитель Эгвин был кротким и приветливым по натуре, но мог быть и строгим и непоколебимым, если нужно было отстаивать правду Божию.
Люди, которых он обличал, оклеветали святителя, так что он едва не был лишен сана. Святитель со смирением воспринял случившееся, но, радея о вверенной ему пастве, решил, возложив все надежды на Бога, доказать свою невиновность. И он отправился в Рим, заковав свои ноги в кандалы, ключ же от них он бросил в реку Эйвон в местечке Хетхомм. Взяв с собой нескольких помощников, святой Эгвин сел на корабль в Дувре, графство Кент, и поплыл в Италию.
По легенде, в тот момент, когда святитель прибыл в Рим, колокола городских храмов зазвонили сами собой. В Риме святитель, все еще в кандалах, поспешил к гробницам святых апостолов, чтобы помолиться. По дороге он остановился на мосту и попросил своих спутников наловить в Тибре рыбы к обеду. Святитель долго и смиренно молился в храме святого Петра, отслужил там Божественную литургию. Когда же он выходил из храма, один из помощников обрадовал его, сообщив, что им удалось поймать огромную рыбу. И каким же было всеобщее удивление, когда при разделке рыбы в ее желудке нашли тот самый ключ от кандалов святителя, который он бросил в реку Эйвон в Англии! Этим чудом подтверждалась невиновность святителя, и с него сняли все подозрения. Согласно другому преданию, когда святой еще плыл в Рим на корабле, из воды вдруг вынырнула огромная рыба, во рту у которой чудесным образом оказался ключ.
Оправданный святитель вернулся в Вустер. Король Этельред, узнав о происшедшем, еще больше привязался к святому епископу и вскоре доверил ему обучение своих сыновей. Святой Эгвин с горячим усердием принялся за воспитание королевских детей. Он учил их слову Божиему и светским наукам, наставлял в добродетели, внушал им, что предаваться гордыне не следует, но должно всегда иметь страх Божий и просить Господа о даровании мудрости, без которой не может обойтись ни один правитель. Королевские дети полюбили святого Эгвина. Да и весь благочестивый народ сердечно чтил святителя за его любовь и усердие, так что его даже называли «родным отцом».
Вскоре святитель Эгвин вместе с королем Этельредом основали Ившемский монастырь («Ившем» переводится как «Дом Иова»). По одной версии, это произошло около 703 года, по другой – около 710 года. Большинство ученых придерживаются первой даты, поскольку известно, что вскоре после основания монастыря благочестивый король Этельред отрекся от престола в пользу своего племянника Кенреда и принял иночество в монастыре Бардни в Линкольншире, где и преставился (его память празднуется 4 мая). Король Кенред был тоже благочестив и во всем старался поддерживать святителя Эгвина.
Когда устроение Ившемского монастыря было закончено, святитель Эгвин поселил в него общину монахов. Ившемская обитель уже через короткое время стала процветать. Тем временем святой Эгвин всё больше стремился к затворнической жизни и уединенной молитве. В 710 году он стал первым игуменом основанного и любимого им монастыря. По одной версии, он в то же время сложил с себя епископство в Вустере, но хроники того времени указывают его и епископом Вустерским и игуменом Ившемским до кончины.

(Церковь св. Эгвина в Нортоне, Вустершир)
Последние годы жизни святой Эгвин провел в крайнем воздержании. При этом святой не забывал о вверенных его заботе монахах и пастве. Сохранилось предание о том, как святой Эгвин совершил миссионерскую поездку в городок Олкестер, жители которого - преимущественно кузнецы и мастера работы по металлу - не оставляли язычества. Горожане отвергли наставления святителя. Когда, выйдя из Олкестера, он оглянулся, то увидел, что нечестивый народ постигла кара Божия: земля разверзлась и поглотила заживо многих жителей. Предание говорит что с тех пор долгое время ни один кузнец не рисковал заниматься своим делом в Олкестере.
При святом Эгвине жизнь в Ившемской обители была устроена по уставу преподобного Венедикта Нурсийского. Главными занятиями монахов были молитва, изучение Священного Писания и других душеспасительных книг, различные ремесла.
Перед преставлением святой игумен был сражен долгой и мучительной болезнью. Страдая сам, он не переставал заботиться о других: утешал страждущих, кормил голодных и нищих, исцелял недужных возложением на них рук и молитвами ко Святой Троице. До последнего вздоха молитва оставалась его главным занятием: он непрестанно повторял псалмы, призывал имена святых.
Большую часть своей долгой жизни святой носил власяницу и не снимал ее до последнего дня, считая себя великим грешником, нуждающимся в особом покаянии. До последнего часа не позволял себе послабления поста. В конце своей земной жизни святитель особенно часто повторял своим братиям, чтобы они жили в соответствии с уставом и постоянно духовно совершенствовались, завещал им укрепляться в любви, милосердии, чистоте и смирении, воздержании и прочих добродетелях, жить в полном послушании игумену.
Почувствовав, что конец земной жизни близок, святой Эгвин собрал вокруг себя всю братию и дал им свое последнее наставление:
"Молю вас, преподобные и возлюбленные чада, со всем усердием и тщанием старайтесь соблюдать все заповеди и повеления Божии. Со всяким прилежанием исполняйте данные вами обеты, ибо сказано в псалме: 'Воздай Всевышнему обеты твои.' Храните мир и стремитесь к святости, без которой, по словам апостола, невозможно увидеть Бога."
Сказав это, святой Эгвин испустил дух 30 декабря 717 года.
Очень подробное Житие святителя Згвина вы можете почитать тут:
http://www.pravoslavie.ru/50899.html
Мученица Мария Данилова

Память 30 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родилась 25 февраля 1884 г.
Родилась в семье рабочего-ткача, два года училась в школе, потом пошла по стопам отца: работала мотальщицей и ткачихой. В 1917 г. была увлечена идеей рабоче-крестьянской власти, сочувствовала революции. В 1918 г. стала членом ВКП(б). Но в 1920 г. вышла из партии и стала ревностным членом Церкви.
Проживала в городе Гаврилов-Ям, семьи не имела. Выйдя на пенсию, работала в совхозе разнорабочей. Главной заботой Марии Петровны была Церковь. Она состояла членом церковного совета и исполняла должность церковного старосты.
Когда в октябре 1936 г. в г.Гаврилов-Ям церковь была закрыта, Мария Федоровна ходила по деревням и собирала подписи граждан против закрытия церкви, ездила в Ярославль и Москву ходатайствовать о ее повторном открытии. 10 марта 1937 г. группа верующих в количестве 70-80 человек при участии и организации Марии Федоровны пошла в сельсовет с требованием открыть церковь, но была разогнана милицией. Это послужило поводом для ареста Марии Федоровны.
25 октября 1937 года она была арестована и 16 ноября 1937 была осуждена как "участница контрреволюционной церковно-повстанческой группировки, участие в нелегальных сборищах, погромно-повстанческая пропаганда" и приговорена к 10 годам исправительно-трудовых работ.
Отбыв почти весь срок заключения в лагере, она умерла 12 января 1946 года. Обстоятельства ее смерти неизвестны. Похоронена в братской могиле лагеря.
11 августа 1956 года была реабилитирована Ярославским областным судом.
20 августа 2000 г. причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.