filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

06 (19) декабря 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Святитель Феофил, епископ Антиохийский

Святитель Феофил Антиохийский


Святитель Феофил Антиохийский был христианским апологетом, уроженцем Месопотамии, шестым епископом Антиохии. Близким по духу к философу Иустину.

Рожденный в язычестве, святой Феофил получил обширное образование того времени, но узнал об истине из Св. Писания. «И сам я не верил, – говорит он, – воскресению, а теперь верю, после того, как внимательно размышлял…». (Книга к Автол. §19).

Ряд автобиографических заметок встречается в сочинении «К Автолику» самого св. Феофила. Здесь он в частности говорит, что раньше был неверующим, но затем обратился к Богу и уверовал; это случилось, по словам святого, после того, как он прочитал «Священные Писания пророков, которые Духом Божиим предсказали и то, что уже произошло, и способ, каким это осуществилось; предсказали пророки также настоящее и то, каким образом оно происходит; наконец, предвозвестили они еще будущее в той последовательности, в какой оно произойдет. Получив доказательства относительно происходящего и относительно того, что оно случается так, как было предсказано, я не пребываю уже в неверии, но верую, повинуясь Богу».

Исходя из данного самосвидетельства, св. Феофил разделил судьбу многих апологетов II в.: свет Благовествования Христова объял внезапно его душу, соделав из бывшего язычника верного служителя Церкви.

Судя по всему, он был уроженцем Сирии, ибо, говоря о реках Тигре и Ефрате, замечает, что они знакомы ему, ибо «находятся в непосредственной близи к нашим странам» (11, 24).

Другими конкретными деталями жития святого мы, практически, не обладаем. С уверенностью можно лишь констатировать, что жил он во второй половине II в. и что расцвет его деятельности приходится на 70–80-е гг.

По смерти Эрота — пятого епископа антиохийского, св. Феофил возведен был (в 168) на престол антиохийский.

Пастырской деятельности его предлежало много трудов и он действовал со всей ревностью к святой вере. «Так как в это время, – пишет Евсевий, – еретики готовы были погубить стадо Божие и подобно плевелам опустошали чистую ниву апостольского учения: то пастыри церкви по всему мiру напрягали силы свои, чтобы истребить их, и разогнать этот род диких зверей; они утверждали братию частью увещаниями и предостережениями, частью наставлениями еретиками, то устными, то письменными. В числи их вступал в бой с еретиками и Феофил, как это видно из сочинения его против Маркиона». Далее Евсевий говорит, что Феофил писал и против Гермогена и в этом сочинении приводил свидетельства из Апокалипсиса Иоаннова.

По другим памятникам известно, что Феофил писал еще краткие, но прекрасные, наставления в назидание церкви, иначе — огласительные поучения.

Сам Феофил говорит, что писал он «Бытие мiра», где рассуждал о родословиях Патриархов, о диаволе искусителе первого человека и о ничтожестве богов. К тому же занимался он толкованием Св. Писания и наконец трудился для просвещения язычников.

Он управлял церковью 13 лет и скончался ок. 181 г., пережив тяжкое время Императора Марка Аврелия. В 3 кн. к Автолику он говорит, что Вер (т.е. Марк Аврелий Философ) управлял империей 19 лет и следовательно пережил он сего государя (180 г.). К тому же сочинение его для Автолика уже приводил в своем сочинении св. Ириней, писавший при П. Елевферие.

Сочинение св. Феофила свидетельствует о том, что он получил приличное для своего времени образование. Впрочем, считается, что он вряд ли был «философом-профессионалом», наподобие св. Иустина и Афинагора, ибо у него отсутствует «интеллектуальная строгость» и логическая дисциплина ума, что впрочем отнюдь не снижает достоинств св. Феофила, как богослова, ибо богословие не сводится только к логике.

Судя но некоторым нюансам, отраженным в его произведении (толкование еврейских слов и имен: «Суббота», «Ной» и т.д.; см.: 11, 12 и 24; 111, 19), св. Феофил обладал и некоторыми познаниями в еврейском языке. Однако данный факт совсем не позволяет делать таких крайних выводов, которые, например, делает Р.М. Грант (ученый вообще склонный к крайностям и гиперкритицизму), считающий, что св. Феофил был «больше иудеем, чем христианином» и что он принадлежал к «христианскому иудаизму» (?), тесно смыкавшемуся с «либеральным иудаизмом диаспоры». Абсурдность подобных выводов становится самоочевидной даже при самом беглом чтении творения св. Феофила. Неправомочность такого рода крайних суждений изобличается и церковным Преданием, признающим св. Феофила одним из столпов доникейской ортодоксии.


Святитель Авраам (Авраамий), епископ Кратейский

святитель Авраамий Кратейский

Родился в 474 году в Эмесе (совр. Хомс, Сирия), где принял монашество.
В 491 г. из-за участившихся набегов арабов переселился в окрестности Константинополя.
В 500 г. был рукоположен в сан пресвитера и назначен настоятелем храма в г. Кратея (в Онориаде, М. Азия).
В 511 г., желая удалиться от людей, собиравшихся вокруг него, отправился в Иерусалим, в монастырь Евдокии, но в 515 г. был призван игум. Платоном обратно в Кратею.
После 518 г. был поставлен во епископа Кратейского.

В 536 г., уже в преклонном возрасте, вернулся в монастырь Евдокии, где и скончался в 557 или 558 году.


Святитель Максим, митрополит Киевский и всея Руси


Святитель Максим, митрополит Киевский и всея Руси

Память 6 декабря и в Соборе Владимирских святых

Преемник Киевского митрополита Кирилла III (1243-1280), родом грек, прибыл на Русь, страждущую под татарским игом, в сане митрополита в 1283 году. Святитель полагал остановиться в Киеве, но от грабительских набегов татар город совершенно опустел. Митрополит Максим удалился в Брянск, а оттуда в Суздаль.
Во время посещения Южной Руси на Волыни святителя встречал игумен Ратского монастыря святитель Петр, будущий преемник митрополита. В 1295 году во Владимире святитель низвел с епископской кафедры Иакова и посвятил Симона. В это тяжелое время великокняжеский престол находился то во Владимире, то в Переяславле, то в Твери. Опасаясь обидеть южных русских князей своим переселением на север, святитель в горячих молитвах обращался к Божией Матери и был удостоен внушения Пресвятой Богородицы, Которая указала на Владимир как место его пребывания.

В 1299 году митрополит Максим переселился во Владимир, а в следующем году в Новгороде посвятил во епископа святого Феоктиста. В 1301 году митрополит Максим прибыл в Константинополь на патриарший Собор, где по воле святителя Сарайский епископ Феогност предложил для решения вопросы о нуждах Русской Церкви. Заботясь об укреплении сил порабощенной Руси, святитель убеждал Московского князя Юрия Даниловича примириться с тверским князем Михаилом Ярославичем и не советовал Юрию ехать в Орду для получения великокняжеского престола. В 1304 году святитель во Владимире посадил на великокняжеский престол святого благоверного князя Тверского Михаила Ярославича.

Подавая всем пример высокодуховной жизни, митрополит Максим неустанно заботился о духовном возрастании своего словесного стада. Так, святитель установил правило о постах, назначив, кроме Великого поста, Апостольский, Успенский и Рождественский посты, и определил, когда разрешается пост среды и пятка. Особым попечением святого митрополита было утверждение законного брака: "Пишу и о том затем, чтобы вы, чада мои, рожденные в купели, новосвященныя, принимали жен от святой Соборной и Апостольской Церкви, жена для спасения человеческого. Если же держите их в блуде, без венчания: что за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай их, пусть, стары ли или молодые оне, венчаются в церкви".

Преставился святитель 6 декабря 1305 года; тело его было погребено в Успенском Владимирском соборе. Над местом погребения святителя была устроена позолоченная сень, на которой было написано золотыми буквами: "Максим грек священ бе в лето бытия мира 6791 от Рождества Христова в 1283 в Киев прииде, частого же ради нахождения татарского преселися из Киева в великороссийский град Владимир, пас Церковь Христову Максим 23 года, преставися в лето бытия мира 6812".

На стене над гробом святого была поставлена Максимовская икона Божией Матери, написанная в 1299 году по видению митрополиту Максиму. Надпись об этом видении была укреплена на лицевой стороне гробницы.

икона_Божьей_Матери_Максимовская
(Максимовская икона Божией Матери. Об этом образе я подробно писал тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/487558.html )

О мощах святого Максима существует следующее известие от половины XIX столетия: «рассказывают, что при поправке пола в соборе нечаянно сдвинута была несколько крышка с гроба митрополита Максима, в котором видели мощи его и одежду».


Мученик Николай Караман или Кассети, Смирнский (греч. Νικόλαος Καραμάνος ἢ Κασσέτης)

мученик Николай Караманос

Память 19 марта (Греч.), 6 декабря (Греч.)


Благочестивый мирянин Николай жил в XVII столетии в Смирне. Однажды в пылу ссоры он яростно воскликнул, что скорее готов стать турком, нежели уступить. Услышав такие слова, присутствовавшие при этом турки немедленно повели его к судье, требуя выполнения обещания. Однако Николай, придя в себя, твердо заявил:
"Не приведи Бог, чтобы когда-нибудь я отрекся от моего Господа Иисуса Христа - истинного Бога, грядущего судить живых и мертвых!" Разгневанный судья велел подвергнуть Николая битью батогами и прочим истязаниям, но мученик стойко продолжал исповедовать веру Христову, невзирая даже на стенания и мольбы матери и жены.

После тридцати шести дней пыток мученик Николай был повешен 19 марта 1657 года в 9 часов утра. До самого конца мужественный раб Христов укреплял единоверцев - христиан Смирны - в отеческой вере, вызывая восхищение своей стойкостью даже у находившихся в то время в городе иностранцев-латинян. Некие мореплаватели из их числа выловили тело мученика, брошенное в море, и перевезли его в Европу.

Память мученика Николая почитается в Греческой Церкви дважды - в день его кончины и в день тезоименитства. В Месяцеслов Русской Православной Церкви память св. Николая не включена.

Tags: Православие, Святые дня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments