Святитель Феофил, епископ Антиохийский
Святитель Феофил Антиохийский был христианским апологетом, уроженцем Месопотамии, шестым епископом Антиохии. Близким по духу к философу Иустину.
Рожденный в язычестве, святой Феофил получил обширное образование того времени, но узнал об истине из Св. Писания. «И сам я не верил, – говорит он, – воскресению, а теперь верю, после того, как внимательно размышлял…». (Книга к Автол. §19).
Ряд автобиографических заметок встречается в сочинении «К Автолику» самого св. Феофила. Здесь он в частности говорит, что раньше был неверующим, но затем обратился к Богу и уверовал; это случилось, по словам святого, после того, как он прочитал «Священные Писания пророков, которые Духом Божиим предсказали и то, что уже произошло, и способ, каким это осуществилось; предсказали пророки также настоящее и то, каким образом оно происходит; наконец, предвозвестили они еще будущее в той последовательности, в какой оно произойдет. Получив доказательства относительно происходящего и относительно того, что оно случается так, как было предсказано, я не пребываю уже в неверии, но верую, повинуясь Богу».
Исходя из данного самосвидетельства, св. Феофил разделил судьбу многих апологетов II в.: свет Благовествования Христова объял внезапно его душу, соделав из бывшего язычника верного служителя Церкви.
Судя по всему, он был уроженцем Сирии, ибо, говоря о реках Тигре и Ефрате, замечает, что они знакомы ему, ибо «находятся в непосредственной близи к нашим странам» (11, 24).
Другими конкретными деталями жития святого мы, практически, не обладаем. С уверенностью можно лишь констатировать, что жил он во второй половине II в. и что расцвет его деятельности приходится на 70–80-е гг.
По смерти Эрота — пятого епископа антиохийского, св. Феофил возведен был (в 168) на престол антиохийский.
Пастырской деятельности его предлежало много трудов и он действовал со всей ревностью к святой вере. «Так как в это время, – пишет Евсевий, – еретики готовы были погубить стадо Божие и подобно плевелам опустошали чистую ниву апостольского учения: то пастыри церкви по всему мiру напрягали силы свои, чтобы истребить их, и разогнать этот род диких зверей; они утверждали братию частью увещаниями и предостережениями, частью наставлениями еретиками, то устными, то письменными. В числи их вступал в бой с еретиками и Феофил, как это видно из сочинения его против Маркиона». Далее Евсевий говорит, что Феофил писал и против Гермогена и в этом сочинении приводил свидетельства из Апокалипсиса Иоаннова.
По другим памятникам известно, что Феофил писал еще краткие, но прекрасные, наставления в назидание церкви, иначе — огласительные поучения.
Сам Феофил говорит, что писал он «Бытие мiра», где рассуждал о родословиях Патриархов, о диаволе искусителе первого человека и о ничтожестве богов. К тому же занимался он толкованием Св. Писания и наконец трудился для просвещения язычников.
Он управлял церковью 13 лет и скончался ок. 181 г., пережив тяжкое время Императора Марка Аврелия. В 3 кн. к Автолику он говорит, что Вер (т.е. Марк Аврелий Философ) управлял империей 19 лет и следовательно пережил он сего государя (180 г.). К тому же сочинение его для Автолика уже приводил в своем сочинении св. Ириней, писавший при П. Елевферие.
Сочинение св. Феофила свидетельствует о том, что он получил приличное для своего времени образование. Впрочем, считается, что он вряд ли был «философом-профессионалом», наподобие св. Иустина и Афинагора, ибо у него отсутствует «интеллектуальная строгость» и логическая дисциплина ума, что впрочем отнюдь не снижает достоинств св. Феофила, как богослова, ибо богословие не сводится только к логике.
Судя но некоторым нюансам, отраженным в его произведении (толкование еврейских слов и имен: «Суббота», «Ной» и т.д.; см.: 11, 12 и 24; 111, 19), св. Феофил обладал и некоторыми познаниями в еврейском языке. Однако данный факт совсем не позволяет делать таких крайних выводов, которые, например, делает Р.М. Грант (ученый вообще склонный к крайностям и гиперкритицизму), считающий, что св. Феофил был «больше иудеем, чем христианином» и что он принадлежал к «христианскому иудаизму» (?), тесно смыкавшемуся с «либеральным иудаизмом диаспоры». Абсурдность подобных выводов становится самоочевидной даже при самом беглом чтении творения св. Феофила. Неправомочность такого рода крайних суждений изобличается и церковным Преданием, признающим св. Феофила одним из столпов доникейской ортодоксии.
Святитель Авраам (Авраамий), епископ Кратейский
Родился в 474 году в Эмесе (совр. Хомс, Сирия), где принял монашество.
В 491 г. из-за участившихся набегов арабов переселился в окрестности Константинополя.
В 500 г. был рукоположен в сан пресвитера и назначен настоятелем храма в г. Кратея (в Онориаде, М. Азия).
В 511 г., желая удалиться от людей, собиравшихся вокруг него, отправился в Иерусалим, в монастырь Евдокии, но в 515 г. был призван игум. Платоном обратно в Кратею.
После 518 г. был поставлен во епископа Кратейского.
В 536 г., уже в преклонном возрасте, вернулся в монастырь Евдокии, где и скончался в 557 или 558 году.
Святитель Максим, митрополит Киевский и всея Руси
Память 6 декабря и в Соборе Владимирских святых
Преемник Киевского митрополита Кирилла III (1243-1280), родом грек, прибыл на Русь, страждущую под татарским игом, в сане митрополита в 1283 году. Святитель полагал остановиться в Киеве, но от грабительских набегов татар город совершенно опустел. Митрополит Максим удалился в Брянск, а оттуда в Суздаль.
Во время посещения Южной Руси на Волыни святителя встречал игумен Ратского монастыря святитель Петр, будущий преемник митрополита. В 1295 году во Владимире святитель низвел с епископской кафедры Иакова и посвятил Симона. В это тяжелое время великокняжеский престол находился то во Владимире, то в Переяславле, то в Твери. Опасаясь обидеть южных русских князей своим переселением на север, святитель в горячих молитвах обращался к Божией Матери и был удостоен внушения Пресвятой Богородицы, Которая указала на Владимир как место его пребывания.
В 1299 году митрополит Максим переселился во Владимир, а в следующем году в Новгороде посвятил во епископа святого Феоктиста. В 1301 году митрополит Максим прибыл в Константинополь на патриарший Собор, где по воле святителя Сарайский епископ Феогност предложил для решения вопросы о нуждах Русской Церкви. Заботясь об укреплении сил порабощенной Руси, святитель убеждал Московского князя Юрия Даниловича примириться с тверским князем Михаилом Ярославичем и не советовал Юрию ехать в Орду для получения великокняжеского престола. В 1304 году святитель во Владимире посадил на великокняжеский престол святого благоверного князя Тверского Михаила Ярославича.
Подавая всем пример высокодуховной жизни, митрополит Максим неустанно заботился о духовном возрастании своего словесного стада. Так, святитель установил правило о постах, назначив, кроме Великого поста, Апостольский, Успенский и Рождественский посты, и определил, когда разрешается пост среды и пятка. Особым попечением святого митрополита было утверждение законного брака: "Пишу и о том затем, чтобы вы, чада мои, рожденные в купели, новосвященныя, принимали жен от святой Соборной и Апостольской Церкви, жена для спасения человеческого. Если же держите их в блуде, без венчания: что за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай их, пусть, стары ли или молодые оне, венчаются в церкви".
Преставился святитель 6 декабря 1305 года; тело его было погребено в Успенском Владимирском соборе. Над местом погребения святителя была устроена позолоченная сень, на которой было написано золотыми буквами: "Максим грек священ бе в лето бытия мира 6791 от Рождества Христова в 1283 в Киев прииде, частого же ради нахождения татарского преселися из Киева в великороссийский град Владимир, пас Церковь Христову Максим 23 года, преставися в лето бытия мира 6812".
На стене над гробом святого была поставлена Максимовская икона Божией Матери, написанная в 1299 году по видению митрополиту Максиму. Надпись об этом видении была укреплена на лицевой стороне гробницы.
(Максимовская икона Божией Матери. Об этом образе я подробно писал тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/487558.html )
О мощах святого Максима существует следующее известие от половины XIX столетия: «рассказывают, что при поправке пола в соборе нечаянно сдвинута была несколько крышка с гроба митрополита Максима, в котором видели мощи его и одежду».
Мученик Николай Караман или Кассети, Смирнский (греч. Νικόλαος Καραμάνος ἢ Κασσέτης)
Память 19 марта (Греч.), 6 декабря (Греч.)
Благочестивый мирянин Николай жил в XVII столетии в Смирне. Однажды в пылу ссоры он яростно воскликнул, что скорее готов стать турком, нежели уступить. Услышав такие слова, присутствовавшие при этом турки немедленно повели его к судье, требуя выполнения обещания. Однако Николай, придя в себя, твердо заявил:
"Не приведи Бог, чтобы когда-нибудь я отрекся от моего Господа Иисуса Христа - истинного Бога, грядущего судить живых и мертвых!" Разгневанный судья велел подвергнуть Николая битью батогами и прочим истязаниям, но мученик стойко продолжал исповедовать веру Христову, невзирая даже на стенания и мольбы матери и жены.
После тридцати шести дней пыток мученик Николай был повешен 19 марта 1657 года в 9 часов утра. До самого конца мужественный раб Христов укреплял единоверцев - христиан Смирны - в отеческой вере, вызывая восхищение своей стойкостью даже у находившихся в то время в городе иностранцев-латинян. Некие мореплаватели из их числа выловили тело мученика, брошенное в море, и перевезли его в Европу.
Память мученика Николая почитается в Греческой Церкви дважды - в день его кончины и в день тезоименитства. В Месяцеслов Русской Православной Церкви память св. Николая не включена.