Преподобный Иоанникий Девиченский, Чернорецкий, Сербский
Память 26 апреля (серб.), 30 августа и 1 декабря (серб.), 2 декабря (греч., Служебник МП)
Еще в отрочестве оставил дом своего детства в Зете, стремясь к уединению и созерцательной жизни. Он выстроил себе келью в лесистой местности Черной реки, продолжив тем самым традицию преподобного Петра Коришского, который провел здесь долгие годы в молитве и брани с бесами. Вокруг него собралось множество учеников, привлеченных его великими подвигами и святостью.
Избегая людских похвал, преподобный перешел в Девиченский лес и продолжал подвизаться в безмолвии. За это ему был ниспослан дар непрестанной молитвы со слезами и дар изгнания бесов. Услышав о его святости, деспот Георгий привел к нему свою больную дочь и в благодарность за ее исцеление построил Девиченский монастырь.
Скончался в старости, и мощи его являются до наших дней источником многих чудес и исцелений.
Священномученик Павел Понятский, пресвитер
Священномученик Павел родился 20 июня 1867 года в селе Бородино Можайского уезда Московской губернии в семье священника Александра Понятского. Окончил духовное училище и был в 1896 году рукоположен во диакона к Вознесенскому собору города Можайска. В начале 1920 х годов он был рукоположен во священника к тому же храму.
17 ноября 1932 года власти арестовали отца Павла, выдвинув обвинение в том, что он «организовал контрреволюционную антисоветскую группировку из числа бывших монахинь и священников церквей, окружающих город Можайск, руководил деятельностью данной группировки, направленной против хозяйственных, политических мероприятий советской власти». После ареста священник был помещен в Можайскую тюрьму.
«В церковной сторожке Вознесенской церкви, – показал отец Павел на допросе 11 декабря, – я поселился на жительство в феврале 1931 года. В этой сторожке проживали монахини несколько человек. Меня посещали священники близлежащих к Можайску церквей. Проживавшие в сторожке монашки вместе со мной по религиозным праздникам ходили по деревням, входящим в церковный приход, а также ходили без меня по сбору подаяний. Занимались ли монашки антисоветской агитацией, я не знаю. Посещавшие меня священники разговоров антисоветского характера не вели. Считаю, что советская власть – Божие попущение, посланное за грехи людей. От дальнейших суждений в этом направлении отказываюсь. В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю».
16 февраля 1933 года тройка ОГПУ приговорила священника Павла Понятского к ссылке в Казахстан сроком на три года. 17 января 1934 года отец Павел был от ссылки освобожден Кустанайским отделением ОГПУ и через некоторое время выехал в Можайск. В 1934 году обновленцы захватили Вознесенский храм. В том же году властями он был окончательно закрыт.
Прибыв в Можайск, отец Павел нигде не служил, жил на иждивении детей, но продолжал встречаться с духовенством города. 5 декабря 1937 года он был арестован по обвинению в том, что «установил свои прежние связи со священниками, прибывшими из ссылки, контрреволюционно настроенными монашками и другим контрреволюционным элементом и систематически ведет контрреволюционную деятельность». После ареста священник был заключен в Можайскую тюрьму и 7 декабря допрошен. Поинтересовавшись, кого из священников города Можайска отец Павел знает, следователь спросил:
– С кем из них вы имеете хорошие связи?
– Самые хорошие связи у меня со священником Константином Никитичем Некрасовым, которого я знаю с детства, вместе с ним я учился в духовном училище, и по день ареста я несколько раз ходил молиться в Ильинскую церковь, где он служит настоятелем, и также приходилось встречаться с ним в городе.
– Какие вы вели разговоры со священником Некрасовым во время вашей встречи?
– При встрече мы с ним вели разговоры о здоровье, о домашних делах, о службе в церкви.
– Какую контрреволюционную деятельность вы вели среди населения?
– Антисоветской агитации среди населения я не вел и виновным себя не признаю.
В тот же день следователь допросил двух свидетелей – женщин, которые занимались агитационной работой по выборам 12 декабря 1937 года в Верховный Совет СССР. Одна из них о контрреволюционной деятельности священника показала: «На мой вопрос: все ли вам понятно о технике голосования в день выборов и за кого вы будете голосовать, священник Понятский, улыбаясь, ответил: как же, знаю, знаю, только чего же их выбирать, когда они уже выбраны. Я ему ответила, что наши кандидаты еще не выбраны, и стала рассказывать, кто имеет право выдвигать кандидатов. Во время беседы священник Понятский спрашивал, можно ли в бюллетень вписывать своих кандидатов, поэтому мне вторично пришлось объяснять порядок выставления кандидатов. “У вас только можно голосовать за, а если против, то нужно вычеркивать?” – спрашивает Понятский. Я ему ответила, что можно вычеркивать».
8 декабря следствие было закончено и отца Павла перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 9 декабря тройка НКВД приговорила его к расстрелу.
Священник Павел Понятский был расстрелян 15 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. Перед казнью тюремный фотограф сфотографировал его, чтобы при массовых расстрелах, производимых в то время, палач не ошибся.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 18 августа 2004 года для общецерковного почитания.
Преподобномученицы Маргарита (Закачурина), Феврония (Ишина), Тамара (Проворкина)
В 1937 году богоборческой властью было заведено групповое судебное «Дело монахини Маргариты Закачуриной и др. г. Павлодар». Мать Маргарита была арестована в ссылке вместе с проживавшими с ней в одной комнате монахинями Февроньей Ишиной, Тамарой Проворкиной и Марией Ивановной Дмитриевской. Так 15 декабря 1937 года в 2 часа ночи в Павлодарской области Казахстана были расстреляны четыре женщины, жизни которых объединились сначала в служении Христу, а затем и в святом мученичестве.
Маргарита Ксенофонтовна Закачурина родилась в деревне Пахота Лежневского района Ивановской области в 1884 году. С 1902 по 1926 год она подвизалась в монастыре, а после его закрытия, не оставляя молитвенного делания, вынуждена была работать в светском трудовом объединении. Перед первым арестом она состояла в качестве портнихи в артели «Трудовая игла». 22 марта 1937 года матушку Маргариту арестовали и обвинили в «контрреволюционной деятельности», а также в том, что она «участница к/р группы монашества и церковников».
Феврония Николаевна Ишина родилась 25 июня 1872 года в селе Тихвинка Кирсановского уезда Тамбовской губернии. С 9-летнего возраста она была послушницей в Тихвинском женском монастыре города Кирсанова (Тамбовская губерния), в котором пробыла до 1919 года. Известно, что матушка во время пребывания в монастыре ездила в Иерусалим, где была 1 год и 7 месяцев. Из Иерусалима, как хорошая художница, она была отправлена в Рим учиться, и там тоже прожила больше двух месяцев. Повидавшая свет молитвенница была тверда в вере,и когда Русскую Церковь захлестнула волна нестроений, она не поддалась на соблазны обновленчества, но придерживалась, как тогда говорили, «Тихоновской ориентации». 25 февраля 1934 года ее арестовали и поместили в тюрьму в Тамбове. Предъявленное обвинение сводилось к «принадлежности к к/р церковно-монархической группе, состоящей из реакционного духовенства и монашества». Виновной себя матушка Феврония не признала и 21 марта 1934 года тройка при ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной области приговорила ее к 3 годам исправительно-трудовых работ условно. На тот момент ее освободили из-под стражи. Следующий арест состоялся 22 марта 1937 года. Матушка Февронья Ишина наряду с общим обвинением, что «является активной участницей к-р группы монашества и церковников», обвинялась также в том, что " На сборищах в своей квартире вела антисоветскую агитацию и распространяла к-р провокационные слухи о колхозах. Способствовала тайному крещению детей школьного возраста и вовлечению их в религиозную деятельность, за что была ранее сослана".
Тамара Ивановна Проворкина родилась в селе Анохино Егорьевского уезда Рязанской губернии 20 февраля 1880 года в семье священника. С 1902, с 15 лет, и до 1928 года она подвизалась во Владимирском женском монастыре в городе Ивано-Вознесенске (Владимирская губерния). После закрытия монастыря она не оставила монашеского подвига, была противницей обновленчества и придерживалась Тихоновской ориентации. Проживая с игуменией монастыря Августой и еще двумя монахинями, она работала при Деткомиссии глухонемых, затем занималась стеганьем одеял. 27 апреля 1932 года матушка Тамара была арестована и обвинена в «а/с агитации» и «распространении провокационных слухов». Ввиду неподтверждения преступления материалами, следствие постановило освободить ее из-под стражи. 22 марта 1937 года последовал второй арест с обвинением в «контрреволюционной деятельности».
Мария Ивановна Дмитриевская родилась в Москве в семье священника в 1879 году. Она закончила среднее учебное заведение и вышла замуж. Муж ее служил священником и у них было две дочери. Строгий внутренний настрой и желание творить добрые дела отличали Марию Ивановну, ей был близок монашеский образ жизни с его установкой на служение Христу и ближним. Она стала членом «сестричества преподобного Киприана», сформировавшемся в основном из Ивановских монашествующих, чьи монастыри оказались закрыты. Вместе с монахинями, которым она помогала, Мария Ивановна была арестована 27 апреля 1937 года.
Монахини Маргарита, Феврония, Тамара и жена священника Мария Ивановна проходили по одному групповому делу «Сестричества прп. Киприана, Ивановская о., 1937 г.». Матушки Маргарита и Тамара были приговорены к 5 годам, а матушка Феврония и Мария Ивановна к 3 годам ссылки в Казахстан. В ссылке они тоже держались вместе и поселились в поселке Майское Бескаргайского района Павлодарской области, подвизаясь в совместной молитве. 3 декабря 1937 их всех снова арестовали и составили новое групповое дело «Маргариты Закачуриной и др. г.Павлодар, 1937». 4 декабря следствие по этому делу было завершено с окончательным приговором: ВЫСШАЯ МЕРА НАКАЗАНИЯ – РАССТРЕЛ.
(Икона Cобора Иваново-Вознесенских святых. Палехские мастера)
Преподобномученицы входят в Собор Иваново-Вознесенских святых.
Священномученик Феодор Алексинский, пресвитер
(Священник Феодор Алексинский. Москва. Бутырская тюрьма. 1931 год)
Память 2 декабря, в Соборе новомучеников и в Соборе Бутовских новомучеников.
Родился 21 октября 1875 года в с. Каменки Мышкинского уезда Ярославской губернии. Из семьи священника.
Обучался в Ярославской Духовной семинарии.
В 1900 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. По окончании Академии он поступил на должность учителя русского и церковнославянского языков в Краснохолмское духовное училище Тверской губернии.
В 1909 году был рукоположен во священника. Стал служить в Страстном монастыре в Москве.
После закрытия монастыря в 1928 году о. Феодор был назначен в храм Знамения Божией Матери на Каретной улице в Москве.
14 апреля 1931 года власти арестовали отца Феодора, и он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Отца Феодора и всех арестованных, более трех десятков священнослужителей и мирян, обвиняли в том, что они, «монахи и монашки ликвидированных монастырей, члены церковных советов, попы и бывшие торговцы, будучи активными церковниками-антисоветчиками, считающими советскую власть “властью антихриста”, группируясь вокруг реакционных московских церквей, проживая группами и в одиночку, занимались активной антисоветской деятельностью, выражавшейся в организации нелегальных антисоветских “сестричеств” и “братств”, оказании помощи ссыльному за контрреволюционную деятельность духовенству, произнесении проповедей контрреволюционного характера, антисоветской агитации о религиозных гонениях, якобы чинимых советской властью...» Будучи допрошен, отец Феодор сказал, что ни сам не вел антисоветских разговоров, ни при нем его знакомые таких разговоров не вели, а что было без него и какие разговоры вели его знакомые в его отсутствие, он не знает.
30 апреля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило по ст.58-10 УК РСФСР отца Феодора к трем годам ссылки в Северный край, в г. Котлас Архангельской области.
Из ссылки он вернулся в 1934 в Москву, где оставалась его семья, но власти не разрешили ему жить в городе и заявили, что он может поселиться не ближе ста километров от Москвы. Отец Феодор выехал в Тулу, как ближайшую от Москвы область, но здесь не смог получить места священника и поехал в Патриархию, которая направила его священником в храм в селе Ивакино Уваровского района Московской области.
(Церковь Димитрия Солунского - Ивакино - Можайский район - Московская область, разрушен. В настоящее время создана община, Бог даст- храм будет восстановлен)
Отец Феодор был арестован 1 декабря 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 2 декабря сотрудники НКВД допросили его и лжесвидетелей.
Первым был допрошен сын расстрелянного в 1918 году священника; в тридцатых годах он стал учителем начальной школы в поселке. Он показал, что старушка, хозяйка дома, в котором жил отец Феодор, говорила ему, что священник после службы сказал верующим: «Православные, настало тяжелое время. Жить становится все хуже и хуже. Все идет по Священному Писанию. Скоро настанет время кровопролития». В августе 1937 года он, возвратившись из школы, зашел к священнику домой, и тот будто бы сказал ему: «Вот смотрите, если вы следите, а я знаю, что вы человек ученый, какое есть сходство со Священным Писанием. Писано, что церкви будут разоряться, на нас будут гонения».
Затем был допрошен председатель колхоза в деревне Потапково, где отец Феодор жил с августа 1937 года. Он показал, что со времени перехода священника на жительство в деревню Потапково стало заметно падение дисциплины в колхозе, колхозники стали посещать церковь, а контрреволюционная деятельность священника проявилась в факте посещения домов колхозников. Священник даже пытался заходить в правление колхоза и вести разговоры о религиозных обрядах, но им, председателем, был дан отпор. В августе священник вел среди колхозников разговоры на религиозные темы, говоря: «Православные, грешно в праздничные дни работать, Бог вам за это не даст хорошей жизни. У Бога всё, от Него зависит ваша судьба — и в вашей семейной жизни, и в крестьянстве, без Бога ни до порога». «В сентябре 1937 года священник пришел в канцелярию колхоза, — свидетельствовал председатель, — и просил, чтобы я не притеснял колхозников и разрешил им ходить в церковь, и говорил: “Трудное время настало. Бога забыли, а Бог вас стал забывать. Всюду настало уныние, войны, и придет время, что люди опомнятся, но будет поздно”. Я с ним не стал разговаривать и попросил выйти».
Затем был допрошен отец Феодор.
— Следствием установлено, что вы в августе 1937 года в беседе о существующем государственном строе высказывали недовольство советской властью и распространяли провокационные слухи о войне. Вы признаете это? — спросил священника следователь.
— Нет, не признаю. Это клевета на меня. Я против советской власти никогда ничего не высказывал.
— Следствием установлено, что вы среди колхозников деревни Потапково проводили агитацию за то, чтобы колхозники в религиозные праздники не работали. Этим самым вы разлагали трудовую дисциплину в колхозе. Вы признаете в этом себя виновным?
— Нет, я не признаю себя виновным. Я такой агитации не проводил. Никому я не говорил, что в религиозные праздники нельзя работать, — ответил священник.
На этом допросы были закончены и следствие завершено.
5 декабря тройка НКВД по ст.58-10 УК РСФСР, "активная антисоветская агитация", приговорила отца Феодора к расстрелу.
(Священник Феодор Алексинский. Москва. Таганская тюрьма. 1937 год)
Священник Феодор Алексинский был расстрелян 15 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 12 марта 2002 года для общецерковного почитания.
Священномученик Владимир Проферансов, пресвитер
(Протоиерей Владимир Проферансов. Москва. Бутырская тюрьма. 1932 год)
Священномученик Владимир родился 29 июня 1874 года в Москве в семье священника Александра Проферансова.
В 1898 году Владимир Александрович окончил Московскую Духовную семинарию и стал служить учителем.
В 1902 году он был определен псаломщиком к Георгиевской церкви, что на Лубянке. С 1905 года состоял действительным членом Московского общества народных чтений и библиотек. В 1907 году за усердные труды на поприще народного просвещения он получил благодарственную грамоту от Святейшего Синода. В 1909 году был награжден серебряной медалью на Александровской ленте и в том же году – серебряной медалью на Владимирской ленте в память 15 летия приходских школ, а в 1914 году – золотой медалью на Аннинской ленте.
С 1915 года он стал исполнять обязанности старосты в Георгиевской церкви. В 1916 Владимир Александрович был рукоположен в сан диакона к Георгиевской церкви. В 1917 году диакон Владимир был назначен делопроизводителем Георгиевского приходского попечительства. С 1918 года он состоял сотрудником Московского епархиального совета. В 1920 году диакон Владимир был награжден двойным орарем. В том же году рукоположен в сан священника к Георгиевской церкви. С 1923 года он состоял секретарем при Святейшем Патриархе Тихоне. В 1924 году отец Владимир был награжден наперсным крестом за труды по канцелярии Церковного управления при Святейшем Патриархе Тихоне.
Высокое положение священника, хорошо знавшего как Патриарха Тихона, так и заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия, у которого он исполнял многие церковные поручения, а также близкое расположение храма, где служил отец Владимир, к зданию ОГПУ на Лубянке натолкнули сотрудников ОГПУ на решение привлечь священника к сотрудничеству.
9 января 1932 года власти вызвали протоиерея Владимира для допроса и предложили сотрудничество с ОГПУ. Но священник не согласился на это предложение ни под влиянием уговоров, ни под нажимом угроз, и следователь вынужден был потребовать от него расписку, что тот обязуется «хранить в абсолютной тайне от всех лиц происходивший разговор между мною и представителем ОГПУ и в случае разглашения я буду отвечать перед Коллегией ОГПУ вплоть до применения ко мне самой высшей меры наказания». 8 февраля священник был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На следующий день состоялся допрос.
– Что вы можете сказать по поводу группирования вокруг себя антисоветски настроенных церковников? – спросил следователь.
– Никакой группировки я не устраивал, – ответил священник.
– Происходили ли нелегальные собрания актива церкви при вашем руководстве?
– Таких собраний не было. У нас при церкви вообще собраний почти не было.
– Часто ли вами поминаются в церкви заключенные за контрреволюционную деятельность?
– Насколько часто, я сказать не могу, но когда подаются записки о поминовении заключенных, я всегда поминаю.
– Говорили ли вы среди верующих о том, что скоро конец советской власти и Россией будет управлять царь, потерпите немного и так далее?
– Никогда против советской власти я не говорил.
15 февраля ОГПУ приняло окончательное решение об аресте священника. 25 февраля, после нескольких дней угроз, снова состоялся допрос. Но священник держался мужественно и спокойно, казалось отсутствуя на допросе, и следователь вынужден был спросить его:
– Слышали ли вы, в чем вас обвиняют?
– Да, слышал.
– Признаете ли вы себя виновным в этом?
– Виновным себя в антисоветской агитации и группировке вокруг себя антисоветского элемента не признаю.
2 марта 1932 года уполномоченный ОГПУ составил заключение по «делу» отца Владимира, где написал: «По своим убеждениям Проферансов является реакционно-настроенным человеком. Долгое время работал в канцелярии у Патриарха Тихона, а в последующем – в Синоде митрополита Сергия. Одновременно являлся священником церкви Георгия на Лубянском проезде, где группировал вокруг себя антисоветский элемент и занимался систематической антисоветской агитацией».
14 марта 1932 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Владимира к трем годам ссылки в Семипалатинск. Здесь он познакомился со священником Константином Некрасовым, который, по видимому, и пригласил его приехать по окончании срока ссылки в город Можайск, зная, что отбывшим ссылку запрещено жить в Москве.
В 1935 году отец Владимир вернулся из ссылки и поселился в Можайске. Вернулся он тяжело больным. Власти вновь предложили священнику стать осведомителем и в обмен за согласие на сотрудничество обещали дать хороший приход, но отец Владимир от этих предложений отказался, и за это власти не дали ему возможности служить. Свой дом в Москве, где жила его жена, Мария Петровна, он мог посещать только тайно, не задерживаясь в нем более суток.
5 декабря 1937 года власти арестовали священника, и он был заключен в тюрьму в Можайске. Отца Владимира обвинили в том, что он, «имея крепкие связи со священниками, возвратившимися из ссылки, проживающими в городе Можайске, и с другим контрреволюционным элементом, проживающим вне города Можайска, будучи враждебно настроен против советской власти, среди окружающего населения проводил скрытую контрреволюционную деятельность».
– Что вам известно о контрреволюционной деятельности со стороны духовенства? – спросил его следователь.
– О контрреволюционной деятельности мне ничего не известно.
– Какую контрреволюционную деятельность вы проводили и проводите в данный момент?
– Никакой контрреволюционной деятельности я не проводил и не провожу, – ответил священник.
9 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила протоиерея Владимира к расстрелу. Священник Владимир Проферансов был расстрелян 15 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
28 июня 1989 года был реабилитирован.
В августе 2000 года был причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Тропарь
глас 4
Новаго священномученика Владимира, / людие, ныне почтим, / той бо кровию своею землю московскую обагри / и, яко жертва живая, Христу принесеся. / Темже благодать предстательства стяжав / и в сонме новомучеников Российских водворився, // молится присно о спасении душ наших.
Кондак
глас 2
Первосвятителю Всероссийскому Тихону споспешник был еси, / с нимже и чашу гонений испив, / Христу даже до смерти верен явился еси. / Сего ради Ему яко Великому Царю ныне предстоиши, / отче Владимире, / и молиши непрестанно // о чтущих любовию святую память твою.
Священномученик Сергий Кудрявцев
Память 2 декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых.
Родился 1 июля 1881 года в селе Фряново Богородского уезда Московской губернии (ныне в Щелковском районе Московской области), второй ребенок псаломщика фряновской Иоанно-Предтеченской церкви Димитрия Федоровича Кудрявцева. В семье Кудрявцевых, кроме Сергея, было еще трое детей: сыновья Николай (+ 1937) и Алексей и дочь Мария (в 1902 вышла замуж за Михаила Никологорского (+ 1938), будущего священника).
Сергей поступил в Московскую духовную семинарию. В 1902 году он был уволен из 5-го класса семинарии, после чего состоял помощником учителя в Воскресенской, на Шоше, церковно-приходской школе, Клинского уезда; а затем перемещен на должность учителя в Ермолинскую церковно-приходскую школу.
В 1905 году был определен на вакансию псаломщика в погост Нерский Бронницкого уезда Московской губернии.
Женился. Жена Екатерина Ивановна (в девичестве Павлова), происходила из крестьянской семьи. У них родилось четверо детей: дочь Ольга и сыновья Борис, Николай и Василий.
В 1908 году рукоположен во диакона к Богородице-Рождественской церкви села Анискина Богородского уезда.
19 июня 1911 года был рукоположен во иерея и определен на место второго священника в тот же храм села Анискина, в котором служил диаконом. Иерейскую хиротонию совершил епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).
С началом в июле 1914 года войны между Россией и Германией о. Сергий был направлен на фронт. К приходскому служению он вернулся в 1916 году, получив назначение в Космодамиановскую церковь села Кузьмино Серпуховского уезда Московской губернии.
С 1924 года состоял священником при Успенской церкви села Шматова Серпуховского округа Московской области.
В 1930 году община верующих с. Анискина испрашивает на служение в местном приходе своего прежнего священника, и с 25 июля о. Сергий становится настоятелем Богородице-Рождественского храма.
Около 1934 года был приговорен к ссылке за «101-м километре», переезжает в город Киржач Ивановской промышленной области (ныне во Владимирской области). Здесь о. Сергий принимает решение ходатайствовать о переводе в Саратовскую епархию. В документах этого периода он упоминается уже в сане протоиерея, но точная дата получения им этой награды неизвестна.
Получив назначение из канцелярии патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), о. Сергий вместе с сыном Николаем переезжает в город Хвалынск Саратовской области, где прот. Сергий был назначен настоятелем храма в честь Воздвижения Креста Господня. Прот. Сергий стал последним настоятелем этого храма. Еще весной 1931 года с церкви были сняты и отправлены на переплавку колокола. В конце 1936 года в церкви устроили зернохранилище, которое размещалось там до окончания Великой Отечественной войны.
(Церковь Воздвижения Креста Господня - Хвалынск - Хвалынский район - Саратовская область)
27 ноября 1937 года протоиерей Сергий был арестован Хвалынским РО УНКВД и препровожден в Вольскую тюрьму. При обыске у него был изъят паспорт, два послужных списка, 15 крестиков, 10 «разных молитвенных книг», иерейское облачение, около 400 рублей денег и дореволюционное удостоверение личности «с маркой царья Николая».
Всего по «делу хвалынских церковников» было арестовано 28 человек. 10 декабря 1937 года в заседании судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области двадцать фигурантов дела были приговорены к высшей мере наказания, остальные восемь человек — к 10 годам лишения свободы. Рядом с именем прот. Сергия в смертном приговоре стоит пометка: «Вел к/р высказывания на соввласть, что она притесняет религию».
Расстрелян 15 декабря 1937 года в городе Вольске. В тот же день в Вольске были казнены еще 11 человек, арестованных по «церковным» делам в самом Вольске и селах Вольского округа. Они были погребены в безвестных братских могилах.
26 марта 1956 года постановлением Саратовского областного суда «дело хвалынских церковников» было прекращено за недоказанностью обвинения.
21 августа 2007 года определением Священного Синода прот. Сергий Кудрявцев был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Тропарь
глас 1
Смирением и кротостию украсився, / преподобному Сергию тезоименит сый, / мужески на войне и добре в мире подвизався, / напоследок даже до крове от безбожных пострадал еси. / Сего ради мученический венец стяжав, / велие дерзновение имееши ко Господу, / отче священномучениче Сергие, // моли Христа Бога спасти души наша.
Кондак
глас 2
Яко смиренный Христов служитель, / гонения, заточение и убиение от богоборцев претерпел еси. / Мученическими же кровьми яко царскою багряницею украшен, / с лики новомученик Российских Престолу Божию предстоиши. / Темже, отче наш Сергие, / моли, Егоже преискренне возлюбил еси, / еже нам в вере Павославней утвердитися / на недвижимем камени Христовых заповедей // и спастися душам нашим.