filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

Великий старец Клеопа Илие, Румынский чудотворец. По ту сторону могилы... (ч.53)

Продолжение...
начало тут:http://filin-dimitry.livejournal.com/104871.html


Părintele Cleopa
(архимандрит Клеопа Илие)


Силы. Это чин, стоящий выше чина Властей и являющийся вторым чином во второй триаде. Этот чин Сил имеет следующую миссию: он обладает от Бога великой силой совершать чудеса по всей земле. Великую силу и великие чудеса являет этот чин Сил, но этим даром от Бога наделены бывают и люди, которых избрал Бог и которым Он благоволил подать этот дар. Вы слышали о святом Николае, о святом Спиридоне чудотворцах? Через этот чин Сил дар чудотворения снисходит от Бога на святых, сподобившихся принять подобный дар.

У чина Сил имеется и другая миссия: он управляет и движет небесными сферами, землей, планетами и звездами небесными, точнейшим движением всех небесных светил в удивительной красоте и гармонии. Они же управляют и воздухом, властвуют над движением и переменой ветров, которых двенадцать, по «Догматике»[173]. Они размеряют силу ветров, чтобы не обрушилось слишком сильное бедствие на одну из стран и чтобы ветры не навредили стране той и ее городам, — или, если попустит Бог, насылают циклоны, тайфуны, всяческого рода ураганы, и через этот чин наказываются Богом люди грешные в известных краях света.
Но и у человека имеется тот же дар, каким обладает этот чин Сил, потому что он, молясь Богу, получает дар совершать чудеса. Сколько пророков совершали чудеса и воскрешали из мертвых, подобно Илие и Елисею? Сколько апостолов совершали великие чудеса и воскрешали из мертвых, подобно Петру, Павлу и святому Иоанну евангелисту? Сколько святителей и мучеников совершали великие чудеса и воскрешали из мертвых, подобно святому великомученику Георгию и другим?
Человек, таким образом, обладает даром чудотворения, и вместо того, чтобы управлять небесными сферами, он управляет другим — членами своего тела. В теле человеческом, как мы уже говорили, собран весь мир, и у души человека есть сила управлять этими членами, по воле Божией: глаза твои да видят правое, и уши твои правое да слышат (ср.: Притч. 4, 25; 2, 2). Итак, благочиние органов тела — одна из сил души, уподобляющая нас небесным Силам.

Господства. Этот чин называется Господствами, потому что он господствует над бесами, а также над всеми царствами земными и всеми странами, вверенными им Богом. Этот чин Господств также господствует над всеми чинами, низшими себя, которых пять. Они — Господства и служат Господу Богу не из страха, а по свободной воле и по любви, и совершенно изринули из себя рабский страх. Другие чины служат и из страха, имея страх чистый, как написано: служите Господу со страхом (Пс. 2, 11), или: страх Господень просвещает очи (ср.: Пс. 18, 9; Рим. 8, 15; 1 Ин. 4, 18). А они не из страха, но только из любви служат Богу и совершенно отбрасывают рабский страх, не боясь никого. И у них есть великая сила господствовать над силами сатаны, над силами народов земли, и над силами стихий, и над всеми другими Силами, находящимися ниже их.

Но и у человека есть сила господствовать. Человек, по дару Божию, царствует и господствует над странами. Кто, как вы думаете, ставит владык на земле, царей, властителей и правителей? Бог! Вы не слышали, как говорит Божественное Писание в Премудрости Соломона? Внимайте, властвующие над множеством и гордящиеся пред народом! От Господа дана вам ваша держава, и сила — от Вышнего (ср.: Прем. 6, 2–3).
Посредством чина Господств ставятся от Бога цари и правители народов по всей земле. Ну, может сказать кто-нибудь: «Такой-то занимался политикой и стал большим человеком». Это неверно. Его Бог поставил. Об этом свидетельствует святой апостол Павел: всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога (Рим. 13, 1). Итак, все власти, поставленные для управления народами, все главы государств поставлены Богом через чин Господств. Господства выполняют эту миссию, когда им бывает поручено: «Иди и смести того-то, поставь того-то, укрепи того-то, возвысь того-то». Это их миссия — господствовать над бесами и ставить господ и царей и владык по лицу земли.
Чину Господств очень уподобляется душа человека, которая по дару Божию может господствовать над страстями тела и души. Вы слышали о святом Симеоне, Христа ради юродивом?[174] Ходил он по улицам города Емессы нагишом, прикрыв только срамные места лавровыми листьями. Лавровый венок носил на голове, а сам был весь вымазан в грязи, прикидываясь безумным, — это ради любви Христовой, — и никто не знал тайны его жизни, кроме диакона Иоанна из храма Святой Пятницы в том же городе. Святой Симеон ходил по улицам, стучал палкой по столпам крепостной стены и кричал:

— Праздник царя-победителя и крепости его!


Все видевшие его на улицах говорили:

— Этот безумец, этот умалишенный монах сам не знает, что говорит!

А «этот безумец» был умнее всего мира, как сказал святой апостол Павел: безумное Божие мудрее людей (ср.: 1 Кор. 1, 25).
Он пророчествовал о чем-то, и слова его имели смысл. Однажды отвел его диакон Иоанн за угол и сказал ему:

— Отче, мне стыдно видеть тебя голым и с головы до пят в грязи. Почему ты все время стучишь палкой и говоришь: «Праздник царя-победителя и крепости его»?

И тогда святой ответил ему:

— Возлюбленный брат Иоанн, тебе я поведаю тайну эту, ибо я открывал тебе и другие тайны до этого. Я, по дару Христову, больше не ввожусь в заблуждение миром сим грешным и обольщающим; душа моя — крепость Духа Святаго, а ум мой стал победителем над страстями. И меня больше не волнует, что одни меня ругают, а другие хвалят, одни бросают в меня камнями, а дети комьями грязи, одни натравливают на меня собак, другие считают сумасшедшим, одни говорят, что я святой, другие — что бесноватый, а меня не волнует все это. Знаешь, что сказал апостол Павел? Если бы я старался угождать еще и людям, то не был бы рабом Христовым (ср.: Гал. 1, 10). Итак, тебе я открою тайну, почему я так кричу: «Праздник царя-победителя и крепости его». Потому что душа моя — по дару Христову — стала крепостью Духа Святаго, а ум мой царствует над страстями. И все, кто хочет любить Бога, могут стать царями и владыками над страстями, подобно мне и более меня.

Итак, вот вам пример того, как человек по дару Божию может стать господином и царствовать над страстями. И, господствуя над страстями, он царствует и над бесами и над всей тварью, потому что тогда восстанавливается в нем образ и подобие Божие.

Престолы, или Троны, находятся выше чина Господств. Они называются так потому, что на этом чине почивает Бог, не существом Своим, а даром. Ибо существо Божие невместимо для всех творений Его, будучи безграничным. Итак, Бог покоится по дару в особенности на чине Престолов небесных; поэтому они еще называются, согласно святым богословам, «покоем Божиим и богоприятием» (Св. Дионисий Ареопагит)[175].

Монастырь Грачаница, Сербия, Косово. Ангельские чины - Престолы. 1-я половина XVI века.
(Монастырь Грачаница, Сербия, Косово. Ангельские чины - Престолы. 1-я половина XVI века.)


И душа человека имеет этот дар, что и у преблаженных Престолов небесных. Душа человека делается престолом Божиим и троном Его, когда и он может покоить Бога. Ибо говорит божественный отец Ефрем Сирин: «Два трона есть у Бога: небо — ибо написано: какой дом вы Мне построите? говорит Бог. Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих (ср.: Ис. 66, 1), — и второй трон Божий — это сердце смиренного человека»[176]. Но откуда выводит это божественный Ефрем Сирин? Из Исаии 66, 1–2, где говорится от лица Божия: на кого Я призрю? Только на смиренного и сокрушенного духом и трепещущего слов Моих (ср.: Ис. 66, 2). Вот, следовательно, Бог смотрит на человека и покоится на нем, как на Престолах небесных. Но и великий апостол Павел говорит нам: вы храм Бога Живаго, и Дух Божий почивает в вас (ср.: 1 Кор. 3, 16). Ты слышишь? Мы покоим Святаго Духа Божия, если очистили душу нашу от грехов.
Итак, вот каким образом и человек может стать разумным престолом для упокоения Божия, имеющим ту же миссию, что и Престолы небесные: покоя Бога в душе своей или совершая всякое доброе дело, но особенно этому способствуют любовь и смирение сердца.

__________________________
[173]
– См.: Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 8. С. 66–67.
[174] – Память прпп. Симеона Палестинского, Емесского, Христа ради юродивого († ок. 590), и Иоанна, спостника его, совершается 21 июля / 3 августа.
[175] – См.: Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Гл. 7. § 4 // Св. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. СПб., 2008. С. 77.
[176] – См.: Прп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу пророчества Исаии. Гл. 66 // Прп. Ефрем Сирин. Творения: В 8 т. М., 1995. Т. 5. С. 418.


Херувимы — это те, кто следуют за чином Престолов. «Херувим» на еврейском языке толкуется как «многое знание и излияние мудрости». И душа человека имеет это свойство, ибо и ему Бог дал ум, с помощью которого он может накапливать очень большие знания. Говорят, что Херувимы имеют самые глубокие духовные созерцания и что ум Херувимов содержит столько премудрости, что все рациональные умы Ангелов, стоящих ниже их, не могут обойти их вниманием так, чтобы они не узнали об этом; еще у них есть неизреченное и глубокое зрение, за что они еще называются бдящими, то есть многоочитыми, имеющими великую премудрость видеть насквозь во всех направлениях.

И человек тоже таков. У человека есть ум, которым он может бдительно наблюдать за страстями, который он может наполнять Божественной наукой, и человек тоже может изливать премудрость из накопленного им, из того, что он собрал по дару Божию и своим трудом. Он изливает мудрость свою на тысячи и десятки тысяч душ через посредство проповеди, поучений и советов. Таким образом, и человек может иметь многое знание и изливать премудрость.
Но у Херувимов есть еще одно имя — они называются «как младенцы», то есть невинные. Самая чистая невинность и бесстрастность из всех чинов ангельских обретается у Херувимов. Они называются «как младенцы», потому что имеют великую невинность и непорочность.

Это есть и в душе человека, особенно у невинных детей. Кто будет иметь — по слову Спасителя — мудрость змеиную и кротость голубиную, тот сделается невинным, как дитя, и того можно назвать херувимом во плоти, земным херувимом. И, таким образом, душа человека и человек вообще может уподобиться Херувимам через накопление знаний, через научение других мудрости, через стяжание невинности и душевной непорочности, по слову Спасителя нашего Иисуса Христа, Который сказал: если не обратитесь и не будете как младенцы, не унаследуете Царства Небесного (ср.: Мф. 18, 3; Мк. 10, 15; Лк. 18, 17).

Продолжение следует…
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/1049165.html


Tags: Клеопа Илие, Румыния
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments