filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

Великий старец Клеопа Илие, Румынский чудотворец. По ту сторону могилы... (ч.52)

Продолжение...
начало тут:http://filin-dimitry.livejournal.com/104871.html


О ценности души


Γέροντας Κλεόπα Ηλιέ
(архимандрит Клеопа Илие)


Вы слышали, как в Божественном Евангелии Спаситель наш Христос говорит: что даст человек взамен души своей? (ср.: Мк. 8, 37). Но неужели столь высокой может быть цена нашей души? Неужели цена нашей души может быть так высока, что ее нельзя выкупить и ценой всего мира? Ибо послушай, что говорит Спаситель: если человек приобретет весь мир, а душу свою погубит, то какая ему польза? (ср.: Мк. 8, 36). Ты слышишь, как велика цена человеческой души? А затем, если такова ее цена и до такой ценности и чести возвысил ее Сам Христос Бог, тогда кто бы мог возразить на это и сказать, что человеческая душа дешева и не столь дорога, чтобы быть дороже всего мира?
Божественное Писание обыкновенно называет человека душой. Вот послушай, что оно. говорит в Бытии: а душ, вошедших с Иаковом в Египет и вышедших из чресл его, было всего шестьдесят шесть душ, кроме жен его сыновей (ср.: Быт. 46, 26). Так вот, Писание называет здесь человека только душой. Не говорит, что столько-то людей вышло из чресл Иакова, но столько-то душ. А почему человек во многих местах Писания называется душой? Вот почему: из-за огромной и несоизмеримой ценности души в сравнении с телом.

Но разве можно называть душу человеком? Нет! Человека можно называть душой, а душу нельзя называть человеком. А почему? Потому, что у души есть своя особая ипостась, а у тела — своя ипостась, то есть лицо. И когда эти две ипостаси, души и тела, соединяются в одну, то это называется человеком. Но ни душа не называется человеком без тела, ни тело не называется человеком без души, ибо человек есть единая ипостась, соединенная из двух естеств: одного видимого, тела, и другого невидимого, души. А если все же в некоторых местах Священного Писания человек и называется душой, то это, как было показано, происходит по причине неизреченной чести души по сравнению с телом.
Но что такое человек? Человек — это сердцевина и средоточие всего мира, созданного Богом на небе и на земле. Человек — это ядро, связанное с четырьмя видами миров, которые сотворил Бог во вселенной. Он имеет общение со всеми неодушевленными субстанциями, то есть с минеральным и растительным миром, а также с миром животным и миром сверхчувственным, миром Ангелов, то есть с миром мыслящим. Таким образом, он является центром мира видимого и невидимого. Этого человека, взятого в его целостности, с телом и душой, Писание называется великим (ср.: Сир. 3, 18).

Послушай, что говорит Соломон: великое и досточестное дело — человек милостивый (ср.: Притч. 20, 6). А почему он называет его великим? Я сказал вам: потому что человек соединяет все миры — минеральный, растительный, животный и духовный — воедино и, что важнее всего, он есть образ и подобие Бога, Творца нашего. Потому великое дело есть человек, как говорит и Писание. Но посмотрим, как же связывает человек два вида миров — мысленный и чувственный, которые составляют мир в его целостности (см.: Св. Григорий Назианзин. Слово 38, на Богоявление)[164].

Человек в своем составе имеет из мира минерального, то есть из мира твари неодушевленной, железо, соль, фосфор, камень, воду, землю — коротко говоря, почти все вещества, открытые химией в мире минералов, находятся в человеке. Подобно этому, человек имеет в своем составе и многое из мира вегетативного, из мира растений, которые растут и опадают, рождаются и погибают, ибо в нем находятся насаждения, травы и семена всяческого рода из обретающихся по лицу земли. Затем, человек связан с миром животных четырьмя жидкостями, находящимися в нем и называемыми четырьмя влагами, то есть связан желчью черной, желчь желтой, кровью и водой (см.: Св. Иоанн Дамаскин. Догматика. Гл. 12)[165]. Он, имея в себе эти четыре вида жидкостей, из которых состоит тело животных, поддерживает связь и с неразумными, то есть с животными. Итак, вот как человек образует связь между тремя мирами: минеральным, растительным и животным.
Но неужели человек останавливается на этом? Никоим образом! Человек — я сказал вам вначале — поддерживает связь и с небесным миром умопостигаемых, понимающих, умных. Он выше мира растительного и животного, находясь в общении, имея сильную связь с умным миром Ангелов (см.: Св. Иоанн Дамаскин. Догматика. Кн. 1. Гл. 3). Итак, поскольку человек объединяет эти четыре мира в малом объеме, он называется «микрокосмос», то есть малый мир[166].

_______________________
[164]
– § 11: «…Искусное Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство то и другое, то есть невидимое и видимая природа» // Ср.: Свт. Григорий Богослов. Творения: В 2 т. М., 2007. Т. 1. С. 446.

[165] – См.: Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 12. М., 1894 (репр.: М., 2004). С. 82.

[166] - См.: Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 12. М., 1894 (репр.: М., 2004). С. 83.


Но называется ли человек только малым миром? Нет! Человек, согласно великому богослову Григорию и другим великим философам Церкви, называется и по-другому, а именно — «макрокосмос». Он является не только малым миром в мире великом, микрокосмосом в макрокосмосе, потому что синтезирует в себе нечто из всех миров, но является и макрокосмосом в микрокосмосе, то есть и миром великим в малом, будучи более всех миров, потому что он не только объединяет в себе нечто из мира видимого и невидимого, но, сверх всего, составлен по образу и подобию Божию (см.: Быт. 1, 26). Потому человек называется и макрокосмосом, и микрокосмосом, миром великим в мире малом, потому что он содержит по существу нечто из всего и все превышает, превосходя с известной точки зрения даже Ангелов.
Но оставим касающееся видимой стороны человека, то есть состава его телесного и осязаемого естества, и продолжим дальше слово о высших способностях нашей души, которые, я говорил вам, причастны свойствам мира умопостигаемого и даже превосходят мир.
Умный мир Ангелов состоит из девяти чинов, иерархизированных в три триады. Первая триада — Ангелов, Архангелов и Начал. Вторая триада, она же средняя, — Властей, Сил и Господств, и третья триада, высшая, — блаженнейших Престолов, Херувимов и Серафимов.
Итак, посмотрим далее, в каком виде находятся развитые и сконцентрированные в человеке силы, подобные силам, находящимся в этих девяти чинах ангельских.

икона Девять Ангельских Чинов
(икона Девять Ангельских Чинов)


Ангелы[167] составляют чин, наиболее близкий к нам, им вверена на хранение эта земля, и они детальнее других чинов служат спасению людей. «Ангелы» толкуется как «слуги Божии», как говорит Писание: Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Пс. 103, 5). Ангелы — это те, кто помогает нам в бедах, скорбях и искушениях. Они присно радуются о тех, кто возрастает в добродетелях, и присно печалятся о тех, кто впадает в грехи, и помогают им восстать из грехов и затруднений. Ангелы служат спасению человеческих душ и никогда не оставляют нас, пока мы не отдадим душу в минуту кончины.
Душа человека обладает тем же действием, что и Ангелы. У нее есть вера и любовь к Богу, и через эту веру и любовь она служит Богу в страхе и трепете. Душа также наделена силой помогать своим братиям, утешать их во время искушений, укреплять, служить им и всегда прибегать к ним на помощь, будь то советом, будь то делом, самыми разными способами. Поэтому и человек, таким образом, тоже представляет собой некий вид Ангела, состоящий из двух естеств, как называет его святой Иоанн Дамаскин («Догматика»)[168], то есть ангел во плоти.

Ангел летает как молния по небу, в мгновение ока спускается в ад, в мгновение ока облетает землю. Его не задерживают ни литосфера, ни атмосфера, ни стратосфера, ничто не препятствует ему (см.: Св. Иоанн Дамаскин. Догматика. Кн. 2. Гл. 3)[169]. Такова и душа человека с умом. Душа со своей зрительной частью, которая есть ум, в миг пересекает небо, спускается в ад, представляет себе вечные муки, думает о чем хочет, мчится куда хочет. Никто не может остановить мысль и ум наш. Куда только захочет, туда и направляется.
Вот сходство души с Ангелом. Что имеет ангел во плоти, то имеет человек с умом. Потому говорит святой Григорий Нисский, великий духовный философ, что «человек брат Ангелу по разумной душе» («Комментарий на жизнь Моисея»)[170].

Что есть ум человека — то же есть и Ангел. Ангел с телом своим[171] так быстро проникает через все, что он может пройти сквозь все четыре элемента, и сквозь небо, и в ад, повсюду. Душа так же быстро проникает через все, как Ангел перемещается с телом своим.

______________________
[167]
– Начиная с чина Ангелов и до Серафимов все силы, свойства и дарования каждого чина описаны по «Небесной иерархии» и «Церковной иерархии» святого Дионисия Ареопагита и по слову из «Житий святых» за 8 ноября. — Старец Клеопа.

[168]
– См.: Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 12. С. 80.

[169] – См.: Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3. С. 47.

[170] – Ср.: Свт. Григорий Нисский. Жизнь Моисея законодателя. § 45. М., 2009. С. 39.

[171] - Совершенно бестелесен один только Бог, ибо у всех Ангелов есть тела, хотя часто они и называются бесплотными. Но тела их невыразимо тонки, они состоят из эфира, из небесного огня, и потому Ангелы называются в церковных писаниях бесплотными. — Старец Клеопа.


Архангелы. Это второй чин, принадлежащий низшей иерархии. Им дана от Бога такая миссия — принимать от Бога поручения, то есть заповеди, раскрывать пророчества Божии и в свое время благовествовать Его тайны народам и людям на земле. Как вы видели, Архангел Гавриил и другие Ангелы, посланные Богом, благовестили рождение святого Иоанна Крестителя, рождение Спасителя нашего…
Таким образом, миссия Архангелов такова: они принимают поручения от Бога — которые открываются им чинами, высшими их, — и хранят эти поручения до того момента, пока получат, мысленно, повеление донести их на лицо земли, каждой душе в отдельности.

Душа человека тоже не чужда действию Архангелов. У нее есть память, она помнит все, у нее есть ум, очищенный Духом Божиим, и она повсюду сообщает и благовествует Евангелие и слово Божие, равно как и благие учения, как, вы видели, проповедовал святой Петр в Иерусалиме, и уверовали в один только день около трех тысяч человек, а на второй день — около пяти тысяч (см.: Деян. 2, 41; 4, 4). И так проповедовали апостолы до края земли, что исполнилось слово, записанное в Писании: во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенным глаголы их (Пс. 18, 4).

Вот вам и архангелы во плоти — апостолы и благовестники Евангелия Христова. Вот и бывают подобны Архангелам люди, благовествующие и имеющие дар пророчества. Ибо очень многие из них — это святые, имевшие дар прозрения в будущее и дар проповедания. Такими были святые пророки и патриархи, апостолы, мученики и преподобные.
Итак, вот и причащается душа наша дара Архангелов через благовествование слова Божия, через пророчество. И говорит божественный Григорий Двоеслов, что у Архангелов есть еще одна миссия: они умножают святую веру среди людей[172]. А как вы знаете, и это может совершать душа человеческая. Человек может благовествовать, проповедовать, учить и просвещать всех, умножать веру по всей земле.

Начала.
Служение этого чина — охранять все пределы земных царств. Все страны, все края, все города, все села, все регионы мира имеют своего Ангела, которому дана от Бога великая власть блюсти, чтобы не происходили войны, — а если Бог попустит случиться им, то они случаются, но Начала хранят каждый народ и каждый род под солнцем.

И душа человека обладает тем же свойством, как учат святые отцы. Человеку Бог дал разум создавать законы, которыми управляются большие царства и сильные государства, создавать законы военные, законы гражданские, законы административные, законы уголовные. Вот множество сил человека, которыми он обладает подобно чину Начал. И он властвует над городами, странами, царствами и краями, потому что Бог сказал ему вначале: растите и умножайтесь и владейте землей и птицами небесными и рыбами морскими (ср.: Быт. 1, 28).

Итак, этой силой властвовать и царствовать обладает и душа человека, и человек вообще, взятый в целом, вместе с его душой.

Власти. Этот чин, очень сильный, стоящий выше первой иерархии, имеет миссию владычествовать над бесами. Очень много вредили бы бесы людям, если бы не было этого чина, наделенного от Бога силой властвовать над ними. Миллиарды бесов кишат в поднебесье, на земле, в воде, в воздухе, они обходят всю вселенную, как сказано у Иова: обойдя землю и пройдя поднебесную, вот он я (ср.: Иов. 1, 7), или как говорит и апостол Павел: духи злобы поднебесные (ср.: Еф. 6, 12). Итак, повсюду находятся бесы, и они очень навредили бы творению Божию, потому что один бес имеет такую силу, что — если бы позволил ему Бог — он одним своим когтем перевернул бы всю землю, как говорит нам святой Серафим Саровский[173]. Но сила сатаны и слуг его ограничена силой Божества через этот чин Властей, который властвует над ними, не позволяя им причинять зло людям сверх того, что позволит Бог, как это произошло в Евангелии, когда они и в свиней не могли войти, и Иова не могли искушать, пока не позволил им Бог (см.: Мф. 8, 31–32; Иов. 1, 12). Итак, вот какова миссия чина Властей: властвовать над бесами, когда они хотят напасть на творение Божие.

И душа человека имеет в себе эту силу. Человек, имеющий дар Божий, властвует над своими страстями, которые суть от бесов, ибо говорит святой Ефрем Сирин: «Сколько страстей у человека, столько в нем и бесов». И если он блудник, и если драчун, и если курильщик, и если сквернослов, и если вор — сколько у него страстей, столько в нем бесов. Итак, душа чистая и просвещенная благодатию Божией властвует над этими бесами и не желает исполнять волю их и таким образом не побеждается страстями, потому что у нее есть сила самообладания и противления злым духам, нападающим на нее, но это бывает только по благодати Божией (см.: Мф. 16, 18; Мк. 3, 15; 6, 7; 16, 17; Лк. 9, 1 и др.).

______________________
[172]
– См.: Свт. Григорий Двоеслов. Беседы на Евангелия. Беседа 34. М., 2009. С. 324–325.

[173] - м., напр.: Митр. Вениамин (Федченков). Житие прп. Серафима, Саровского чудотворца. М., 2006. С. 88–90.

Продолжение следует…
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/1039212.html

Tags: Клеопа Илие, Румыния
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments