Мчч. Сергия и Вакха (290–303).
Прп. Сергия Послушливого, Печерского, в Ближних пещерах (ок. XIII); прп. Сергия Нуромского (Вологодского) (1412); Обре́тение мощей прп. Мартиниана Белозерского, игумена (1513); сщмчч. Иулиана, пресвитера и Кесария, диакона (I); мц. Пелагии девы, Тарсийской (290); сщмч. Полихрония, пресвитера (IV); свт. Марка, папы Римского (336); свт. Дубтаха, еп. Армахского (513; Кельт. и Брит.); мц. Оситы, кн. Чичской (700; Кельт. и Брит.); прмч. Иосифа Мохеве, чудотворца (1763/XIX; Груз.).
Сщмч. Ионы (Покровского), еп. Ханькоуского (1937); сщмч. Алексия (Могильницкого) протоиерея, Лельчицкого (1937); сщмч. Николая Казанского, пресвитера (1942).
Икон Божией Матери: Красногорская; «Умиление» Псково-Печерская.
Святые дня, молите Бога о нас!
Мученики Сергий и Вакх Римлянине
(Икона святых Сергия, Вакха и Юстина письма Михаила Дамаскина. Икона написана в честь победы христиан над турками в военно-морском сражении при Нафпактосе в 1571 году. Церковь Панайия Антивуниотиса (Panaghia Antivouniotissa). Корфу, Греция. О Византийском музее и этой церкви я уже упоминал в рассказах о путешествиях на Корфу и тут, где был рассказ об одной интересной византийской иконе: http://filin-dimitry.livejournal.com/5130.html)
Святых мучеников Сергия и Вакха император Максимиан (284 – 305) назначил на высокие должности в войске, не зная о том, что они христиане. Недоброжелатели донесли Максимиану, что два его военачальника не почитают языческих богов, а это считалось государственным преступлением.
Император, желая удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам, но они ответили, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются.
Максимиан приказал снять с мучеников знаки их воинского сана, облечь в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Затем опять призвал Сергия и Вакха к себе и дружески советовал не прельщаться христианскими баснями и обратиться к богам римским. Но святые были непреклонны. Тогда император повелел отослать их к правителю восточной части Сирии Антиоху, лютому ненавистнику христиан. Антиох получил эту должность с помощью Сергия и Вакха. «Отцы и благодетели мои! – сказал он святым, – будьте милостивы не только к себе, но и ко мне: я не хотел бы предавать вас мучениям». Святые мученики ответили, что для них жизнь – Христос, а смерть за Него – приобретение. Разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами без милосердия, и святой мученик отошел ко Господу. Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом (ок. 300 г.).
Тропарь мучеников Сергия и Вакха
глас 5
Удобрение Христовых страстотерпец/ и очи Христовы Церкве,/ очи просветите душ наших,/ Сергие многострадальне и Вакше преславне:/ молитеся ко Господу,/ яко да убежим тьмы греховныя/ и Света явимся общницы невечерняго// молитвами вашими, святии.
Кондак мучеников Сергия и Вакха
глас 2
Разум на враги мужески вооруживше,/ всю тех лесть разрушисте,/ и победу свыше приимше, мученицы всехвальнии,/ единомысленно вопиюще:// добро и красно еже быти с Богом.
Преподобный Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский
Преподобный Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский чудотворец, начал иноческие подвиги на Святой Горе Афон. Затем приехал в Россию и поселился в обители Живоначальной Троицы под руководством Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября). Через несколько лет, по благословению Преподобного игумена, пошел преподобный Сергий в Вологодские леса и остановился на берегу реки Нурмы. Там он водрузил крест и построил часовню с келлией, в которой подвизался в глубоком безмолвии, «равноангельскую жизнь проводя», и терпеливо перенося искушения от бесов и недобрых людей.
Господу было угодно призвать святого из его уединения, чтобы он, исполненный премудрости и духовного опыта, послужил другим во спасение. К нему из разных мест собралось 40 человек, жаждущих благочестивой жизни. Общими усилиями братия построила большой храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Вокруг храма были сооружены келлии.
Недалеко от Нуромского монастыря совершал свой подвиг преподобный Павел Обнорский (память 10 января), которого преподобный Сергий часто навещал для душеполезных бесед. Скончался преподобный Сергий 7 октября 1412 года. С 1546 года началось церковное почитание святого.
Сергиев Нуромский монастырь просуществовал до 1764 года, когда был упразднен в ходе секуляризации.
Монастырский храм, где почивали мощи святого Сергия, был обращен в приходскую Спасо-Нуромскую церковь, которая была действующей на 1912 год. В советский период церковь пришла в запустение и начала разрушаться. С падением атеистического режима в храме начались восстановительные работы.
Сейчас храм выглядит так:
(Спасо-Нуромский храм вид издали)
(Спасо-Нуромский храм)
Тропарь преподобного Сергия Нуромского (Вологодского)
глас 8
Желанием духовным разгарашеся, пребогате,/ слез твоих течением душу свою напоил еси/ и еже из глубины воздыханьми уязвляше сердце свое,/ и бодренными молитвами, и всенощным предстоянием Владыце Христу/ многодобродетелен плод принесе сам себе./ И сего ради яко Божий угодник светло миру показася,/ сияя чудесы, Сергие отче наш,/ теплый молитвенниче к Богу, всегда о нас Того моли,/ да спасет души наша.
Кондак преподобного Сергия Нуромского (Вологодского)
глас 8
Яко звезда пресветлая, от Святыя Горы провозшедши,/ доброты чудес твоих весь просветил мир,/ Христов бо крест взем, последова Ему,/ в пустынном озлоблении, в молитвах же и пощениих,/ во бдениих же и злостраданиих изнурив плоть свою,/ тем и Христос даром чудес одари тебе,/ Емуже о нас моляся, посещай чад своих, да зовем ти:/ радуйся, Сергие отче наш, пустынный жителю.
Преподобный Мартиниан Белозерский, игумен, обретение мощей
Преподобный Мартиниан родился около 1397 года в деревне Березниках и во святом крещении был назван Михаилом. Первоначальное воспитание он получил в своей благочестивой семье; когда же достиг отроческого возраста и стал обнаруживать наклонность к учению, благоразумные родители задумались о его образовании. Не зная, кому бы отдать своего сына учиться грамоте, они привели его в монастырь к святому Кириллу, в 30 верстах от их села. Это было около 1410 года, когда Михаилу не исполнилось еще и 14 лет. Увидев преподобного старца, благочестивый отрок упал ему в ноги и неотступно умолял его: «Возьми меня к себе, господин!»
Тронутый детскими мольбами, подвижник с радостью и отеческой любовью принял его к себе. В то время близ Кирилловой обители жил дьяк Алексий Павлов, который был известен по округе своим искусством в обучении грамоте. Преподобный призвал его к себе и сказал: «Друг, исполни для меня заповедь любви Божией: научи грамоте отрока, которого видишь, и сохрани его, как зеницу ока, во всякой чистоте».
Дьяк взял с собою отрока и усердно выполнял поручение преподобного. Михаил скоро научился грамоте и по окончании книжного учения был снова приведен к преподобному Кириллу. Тогда подвижник, испытав юношу и видя его душевную чистоту и незлобие, постриг его в иноческий образ с именем Мартиниана. Мало того, видя усердие новопостриженного и желая дать ему наилучшую подготовку к иноческой жизни, святой старец сделал его своим ближайшим учеником и повелел ему жить у себя в келлии.
Под руководством великого подвижника и наставника иноков вступил преподобный Мартиниан в подвиги иночества. Мартиниан видел, что ни естественная слабость, ни недуги не могли ослабить подвигов святого старца, и усердно подражал своему учителю.
Преподобный Кирилл радовался успехам своего ученика и, благодаря Бога, говорил братии: «Этот будет искусный инок».
По прошествии некоторого времени преподобный дает Мартиниану новое и притом более тяжелое послушание — посылает его на службу в хлебню и поварню. Здесь юный инок смиренно выполнял трудные работы: носил воду, рубил дрова и приносил хлеб братии, прося у всех молитв и благословения. С благословением же и в строгом молчании он выходил из келлии и также возвращался в нее с послушанием к своему начальнику.
Видя его ревность, святой Кирилл сделал его клириком, а спустя немного времени преподобный Мартиниан был посвящен во иеродиакона, потом во иеромонаха.
Удостоенный священного сана, преподобный Мартиниан благоговейно совершал Божественную службу, руководясь примером своего наставника. Своими трудами и смирением, а также и близостью к святому Кириллу преподобный Мартиниан скоро снискал себе любовь и уважение братии. «Блажен брат сей, — говорили они, — что сподобился быть учеником такового подвижника», — и молили за него Бога.
Но находились между иноками и такие, которые ему завидовали и осуждали его. Блаженный Мартиниан терпеливо переносил все это, не обращая внимания на оскорбления. К друзьям и недругам он относился одинаково: всем воздавал равное послушание, и если к нему обращались, всегда отвечал почтительно и с любовью, побеждая любовью и смирением своих недоброжелателей.
Но вот приблизилась кончина блаженного Кирилла. 9 июня 1427 года он мирно отошел ко Господу. Со слезами проводил преподобный Мартиниан останки преподобного Кирилла к месту погребения, благодаря Бога за то, что сподобился наставлений святого старца. И во всей своей последующей жизни он непрестанно поминал своего учителя в молитвах, а его добрый пример хранил в своем сердце, как бы написанный на хартии.
Прошло уже немало времени с тех пор, как Мартиниан был пострижен в монашество. Ища высших подвигов для себя, преподобный пожелал теперь безмолвствовать. Для этого, помолившись Богу и поклонившись гробу святого Кирилла, он удалился на безлюдный лесистый остров озера Воже, в 120 верстах от монастыря, и начал там пустынную жизнь.
Но недолго пришлось преподобному быть в уединении. Прослышали о месте его подвигов и стали к нему стекаться сподвижники. Одна мысль одушевляла собравшихся — как бы воздвигнуть церковь на месте их пустынных подвигов. Все просили об этом преподобного Мартиниана, и общими трудами они создали церковь в честь Преображения Господня. Преподобный освятил ее и снабдил всем необходимым, а в возникшем монастыре ввел чин общежития.
Раз преподобный Мартиниан отправился помолиться в Ферапонтов монастырь. Расположенные к нему игумен и братия монастыря просили его навсегда остаться с ними, но преподобный сказал: «Если Господь Бог изволит и Пречистая Богородица не отринет, то в будущем я готов поселиться с вами».
Теперь же, зная, что не пришло еще к тому время, он возвратился в свою пустынь, где он прожил в трудах и подвигах около десяти лет. За это время его пустынь разрослась и братия умножилась; преподобный убедился, что он может со спокойной совестью покинуть созданный им монастырь. Тогда он оставляет свою обитель и дает заповедь ученикам своим иметь особенное попечение об устроенной им церкви. Сам же, помолившись, снова отправился в Ферапонтов монастырь, где и был принят с великой честью и радостью игуменом и братией.
В Ферапонтовом монастыре преподобный Мартиниан начал подвизаться с обычным усердием. Благодаря своему смирению и благоговению, а также и знанию устава монашеской жизни он скоро сделался образцом для всех и заслужил уважение всей братии, видевшей в нем своего наставника. В это время игумен Ферапонтова монастыря оставил свое место и инокам следовало выбрать себе нового игумена. Естественно, что выбор пал на преподобного Мартиниана, которого и начали просить принять игуменство. Но, ссылаясь на свое недостоинство, преподобный смиренно отказался от предлагаемой ему чести. Собравшись снова, братия опять умоляли преподобного Мартиниана, и он покорился их мольбам. Тогда братия вместе с преподобным отправились бить челом князьям-братьям Иоанну и Михаилу Андреевичам, в вотчине которых находился монастырь, прося князей утвердить выбранного ими игумена. Хорошо зная преподобного Мартиниана и любя его, князья утвердили новоизбранного игумена и, одарив его, отпустили в монастырь. Это произошло около 1435 г.
Теперь началась новая усиленная деятельность преподобного Мартиниана. К заботам о подвигах личного самоусовершенствования присоединились попечения о вверенном ему монастыре. Преподобный неустанно заботился о благоустройстве Ферапонтовой обители и за образец себе взял устав и обычаи монастыря преподобного Кирилла Белозерского. Он старался ввести порядок не только в церкви, но и в келейной жизни инока и на трапезе братии, установив общую трапезу — «равную для всех и в строгом молчании».
Строгим сохранением иноческих правил преподобный Мартиниан возвысил и прославил Ферапонтову обитель. Как пчелы слетаются на медовые цветы, так стекались к преподобному иноки и миряне: одни — чтобы, приняв пострижение, поселиться с ними, другие — чтобы слушать его наставления и видеть иноческую жизнь, устроившуюся под его руководством.
Под управлением преподобного Мартиниана Ферапонтова обитель пришла в цветущее состояние и долго называлась его именем, как именем устроителя, «обителью Мартиниановой». При этом много помогали святому игумену в средствах к поддержанию и украшению монастыря князья Иоанн и Михаил Андреевичи, которые часто посылали милостыню и жертвовали обители свои вотчины.
Вступив на московский престол, Василий Васильевич вызвал в 1448 году преподобного Мартиниана и назначил его игуменом в обители преподобного Сергия, выбрав его к тому же своим духовником. В грамоте Московского Собора от 29 декабря 1448 года, в которой Шемяка в случае нераскаяния предавался отлучению от Церкви за кровавые смуты, имя Мартиниана уже в сане игумена Троицкого монастыря стоит первым между именами других игуменов.
Высокое положение игумена великой лавры и великокняжеского духовника впрочем нисколько не изменило строгого подвижника, ставившего правду выше всяких расчетов.
Но жизнь в обители, близкой к столице, тяготила пустыннолюбца, приходившего уже в старость и искавшего безмолвия. Он припоминал слова своего наставника преподобного Кирилла: «Хорошо иноку соблюдать молчание и нестяжательность и избегать всего, что может возмущать душевные чувства». С другой стороны преподобный Мартиниан желал докончить устроение любезной ему Ферапонтовой обители. И вот, несмотря на увещания всей троицкой братии не разлучаться с ними, преподобный собрал своих духовных чад и, преподав им свое последнее поучение, сдал управление монастырем. Потом помолился Пресвятой Троице, облобызал мощи преподобного Сергия и простился со всей братией. Оставив монастырь, преподобный отправился в Ферапонтову обитель. Это было в начале 1455 года.
Сильно обрадовались ферапонтовские иноки возвращению любимого игу¬мена. Они встретили его как своего отца и по случаю его прибытия устроили праздник. Игумен уступал ему свое место, и все братия просили преподобного Мартиниана снова быть их пастырем и руководителем. Но преподобный смиренно уклонялся от их предложения, указывая на свое недостоинство и сла¬бость сил. «Для того, — говорил он, — я ушел из обители преподобного Сергия, чтобы в старости найти покой и безмолвие и оплакивать свои грехи».
И только после неотступной просьбы со стороны игумена и братии согласился он снова принять на себя бремя управления монастырем.
Подвижник достиг глубокой старости. Но несмотря на то, он не оставлял не только келейного правила и поста, но и служб церковных. Когда он одряхлел и не мог ходить, его водили под руки или возили в храм на Божественную службу — такова была верность преподобного иноческим обетам!
Чувствуя приближение своей кончины, святой старец созвал к себе всю братию, подвизавшуюся с ним, и пред всеми заповедал игумену сохранять предание и устав обители. «Отцы и братия! Поступайте так, как я учил и поступал. Божия же любовь и милость и Пречистая Богородица да будет со всеми вами!» — так закончил свою речь подвижник и затем простился с игуменом и братией. Причастившись Святых Таин, преподобный Мартиниан мирно скончался в воскресенье 12 января 1483 года на 86 году от рождения, прожив в иночестве более 70 лет.
Игумен и братия торжественно погребли честные мощи преподобного близ церкви Пресвятой Богородицы, на левой стороне от алтаря.
Бог, дивный во святых Своих, скоро прославил Своего угодника. Спустя 31 год после кончины преподобного Мартиниана в Ферапонтовом монастыре скончался его ученик и постриженник Иоасаф, бывший архиепископ Ростовский, потом долго живший на покое. Игумен и братия решили похоронить его вблизи преподобного Мартиниана. Сотворив молитву, начали копать могилу, и когда открыли гроб преподобного, то с изумлением увидели, что не только тело, но и одежды святого остались целыми и не подверглись тлению, хотя весь гроб был наполнен водою. Все видевшие это прославили Бога, а некоторые из них, будучи особенными почитателями памяти святого, с верою взяли воды из гроба в свои сосуды на благословение. И не тщетной оказалась их горячая вера. Эта вода послужила источником исцелений. Так, инок Ферапонто¬вой обители Памва, будучи одержим тяжким недугом всего тела, взял воды из гроба святого Мартиниана и полный веры к преподобному выпил той воды, помазал ею все тело и тотчас выздоровел.
Много и других исцелений было совершено при мощах преподобного Мартиниана.
Ферапонтов монастырь был закрыт в 1924 году, а его тогдашняя игуменья расстреляна коммунистами. В монастыре размещается музей. Монастырский храм Богоявления с 1990 года используется для богослужений.
(Ферапонтов монастырь)
(рака с мощами прп. Мартиниана Белозерского. Над ракой сохранившиеся фрески иконописца Дионисия, 1502 год.)
Тропарь преподобного Мартиниана Белоезерского
глас 2
Богу от юности, отче, избравшу и возлюбившу тя/ и провидящу твое доброе произволение,/ наставляет тя приити к преподобному Своему угоднику -/ Кириллу всеблаженному,/ от негоже наставлен бысть на путь спасения,/ страхом Божиим, и чистотою душевною, и благоговением,/ и непрестанными к Богу молитвами/ во мнозе подвизе жизнь свою препроводил еси/ и заповеди Божия непорочно соблюл еси,/ пастырь и наставник иноком предивен был еси,/ и ныне Престолу Христову со дерзновением предстоиши на Небесех,/ со Ангелы светлоликовствуя,/ отче преподобне, Мартиниане всеблаженне,/ не престай молися Христу Богу/ спасти и помиловати души наша.
Кондак преподобного Мартиниана Белоезерского
глас 8
Благоизволив, преподобне,/ от юнаго возраста работати Господеви день и нощь,/ в страсе Божий и благоговении чистоту душевную соблюл еси,/ в молитвах же и бдениих ум твой предочистил еси,/ в подвизех же, злостраданиих тело твое изнурив,/ вся добродетели духовный исправил еси/ и образ хотящим по тебе спастися явился еси./ Темже ныне, присно зря на Небесех Пресвятую Троицу,/ молися, всеблаженне, даровати душам нашим спасение,/ и житию нашему исправление,/ да вси верою вопием ти:/ радуйся, преподобне Мартиниане, отче наш.
Молитва преподобным отцем Ферапонту и Мартиниану Белоезерским
О Богоблаженнии и преподобнии отцы наши, Ферапонте и Мартиниане! Молимся вам и от сердца с любовию вопием, да нас, непотребных, вразумите и просветите и своими молитвами укрепите некая похвальная словеса принести в память вашего преставления не бо в мудрости слова дерзаю глаголати, но со многою верою и любовию чадолюбивым отцам сия приношу. Вы убо, преподобнии, сами наши недостатки наполните, без вашея бо помощи, блаженнии, ничтоже можем благо сотворити, но, пребывающе в дому Пречистыя Богородицы вашея ограды, надеемся вами, благими предстателями, свободни пред Богом явитися, необладанными быти от враг видимых и невидимых. О пастырие добрии, истиннии строители винограда Христова, отцем славо, преподобным единонравнии, праведным единовсельницы, иноком наставницы и общему житию совершители изряднии. Ныне на Небесех Святей Троице предстоите со всеми угодившими Ей. Ныне убо, о Богоблаженнии и преподобнии отцы, помяните стадо свое, еже мудре собрасте, и соблюдите Богодарованную вашу паству и, яко чадолюбивии отцы, посещайте и не презрите нас, чтущих верою и любовию пречестную и многорадостную вашу память. Сохраняйте нас и соблюдайте от всех видимых и невидимых враг, приидйте посреде нас невидимо и всех нас моления, Богови возсылаемая, пришлите и принесите, сия ходатайственне всех Творцу и Избавителю, Иже в Троице Святей покланяемому истинному Богу нашему, яко да согрешением нашим оставление получим в День Судный благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже Отцу слава и Святому Духу вкупе, Трисиянному Божеству, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Мученица Пелагия Тарсийская
Святая Пелагея (Пелагия) родилась в Тарсе (в Малой Азии) от знатных родителей — язычников. Отличалась она необыкновенной красотой и блестящим образованием. Император Диоклетиан (284-305 гг.) хотел женить на Пелагее своего усыновленного наследника, но она, уверовав во Христа, пожелала посвятить Ему свою жизнь и отказала в своей руке царскому наследнику. Приняв крещение, Пелагея решила посвятить верой Христовой и свою мать-язычницу, но та упорствовала и в злобе привела дочь к отвергнутому ею жениху и отдала ее ему в руки. Жених же, зная, что Пелагея не откажется от христианской веры и что ее будут пытать, как и других христиан, от великой скорби покончил с собой.
Это еще более озлобило мать Пелагеи, и она отвела ее к Диоклетиану на суд. Увидев Пелагею, царь сам пленился ее красотой и захотел на ней жениться. «У меня жених — Христос, за которого я готова умереть», — отвечала Пелагея. Тогда царь приказал отдать святую деву на мучения. После страшных истязаний Пелагею ввергли в раскаленного медного быка, где она и предала Богу душу в 287 году.
Тропарь мученицы Пелагии
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Пелагия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Той молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша.
Кондак мученицы Пелагии
глас 3
Временная презревши/ и Небесных благ причастница бывши,/ венец страдания ради приимши,/ Пелагие всечестная,/ яко дар принесла еси кровныя потоки Владыце Христу./ Моли от бед избавити нас,/ твою память почитающих.
Святитель Марк, папа Римский
Марк (лат. Marcus) — епископ римский с 18 января по 7 октября 336, пребывал всего 8 месяцев епископом Рима. Перед тем, как его избрали, был епископом Остии (предместье Рима). О нём известно мало, только что он — римлянин. Скорее всего, во время его пребывания в должности начались записи ранних списков епископов и мучеников, известные как Depositio episcoporum и Depositio martyrum. Время его папства падает на эпоху сильных споров вокруг арианства.
Он распорядился соорудить в Риме две базилики: церковь св. Марка и св. Бальбины. В последней церкви он был погребён. Чтят память святого Марка 7 октября. Его часто путают с римским мучеником Марком, рядом с которым он погребён.
Священномученик Полихроний , пресвитер
Сын земледельца. Был воспитан в любви к труду и в христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, Полихроний ушел из родительского дома в Константинополь и стал трудиться на одном из богатых виноградников. Хозяин виноградника удивлялся трудолюбию и подвижнической жизни юноши. За хорошую работу святой получил много денег, на которые построил храм. Вскоре и он был посвящен в сан пресвитера.
По преданию, святой Полихроний участвовал в деяниях I Вселенского Собора (325 г.). Он был убит еретиками (арианами) в алтаре храма (IV в.).
Святитель Дубтах Армахский (Dubtach), архиепископ
Был архиепископом в Армахе (Armagh), что в Ирландии с 497 года до своей кончины.
Тропарь
глас 1 (англ.)
Compassionate pastor and inspired teacher of Armagh's flock, O Hierarch Dubtach,/ thou art a model of piety for both the pastors and the laity of Christ's holy Church./ Intercede with Christ our God that we may be given grace to emulate thee/ in bringing others to Him that we all may be saved.
Мученица Осита Чичская (Osyth, Osith, Osgyth)
Доподлинно известно, что святая Осита была помолвлена с Сигхером, королём Эссекса, и что она основала монастырь в Чиче, где окончила свои дни.
Предание, относящееся к XII веку, гласит, что Осита была дочерью короля Мерсийского по имени Фритвальд (Frithwald) и его жены Вильбурги (Wilburga), которая была дочерью короля Пенды. Она была воспитана в монастыре, быть может в Айлсбери (Aylesbury), и хотела стать монахиней. Её родители обручили её с Сигхером, который, быть может, был тем самым отступником, про которого говорит св. Беда Достопочтенный и который воссоединился с Церковью стараниями епископа Джарумана (Jaruman).
Женитьбе не суждено было состояться. Сигхер был страстным охотником, и Осита, убежав, стала искать покровительства св. епископов Акки Данвичского (Acca de Dunwich) и Бедвина Эльмхэмского (Bedwin d'Elmham). Сигхер, не желая понуждать упрямую невесту, позволил ей принять постриг и даровал ей земли в Чиче, в бухте Кольна (Colne), для строительства монастыря. Она была схвачена и умучена датскими пиратами, которые отсекли ей голову (+ 700 г., по другим источникам - 653).
(Часовня св.Оситы в монастыре Сент-Осит)
Селение Сент-Осит (Saint-Osyth) в Эссексе, которое изначально именовалось Чич, приняло имя этой женщины. Её мощи были перенесены из Айлсбери, где они сберегались во время нашествия датчан. Её могила в Чиче включена в трактат "О местах упокоения святых".
Св. Осита особо почитается в Колчестере (Colchester).
Имеется служба св.Осите, игумении Чичской (на английском): http://www.orthodoxengland.btinternet.co.uk/servosyt.htm
Преподобномученик Иосиф Мохеве, иеромонах, чудотворец
Сведения о святом Иосифе крайне скудны. Известно, что он был уроженцем области Хеви на севере Грузии и служил священником в Казбеги.
По сведениями историка Давида Батонишвили, преподобный Иосиф был известен любовью к святыням, строгостью в посте и выдающимися добродетелями.
Однажды святой Иосиф, по воле Божьей взошедший в труднодоступный Вифлеемский монастырь на Казбеке, преподнес царю Ираклию частицу от шатра Авраама.
Время его жизни относят к XVIII или XIX веку.
Святой принял мученическую смерть во время Литургии. Точно не известно, от чьих рук погиб священник: по местному преданию, убийство совершили горцы-осетины, бывшие мусульманами. Отца Иосифа похоронили на крыльце церкви, где он погиб - в Казбеги (Большой Кавказ), в ущелье Трусо (Казбегский район).
После вскрытия в конце 2011 года могилы святого было обнаружено, что тело (в том числе — сердце) усопшего оказалось нетленным. Данные вскрытия также показали следы насилия на мощах святого - на лице усопшего заметны ранения в области глаза (штыком) и рта (пулей). В связи с этим открытием версия, согласно которой святой, достигнув высот прозорливости и чудотворения, почил с миром, была показана маловероятной.
Священномученик Николай Казанский, пресвитер
Священномученик протоиерей Николай Федорович Казанский родился в 1874 году в селе Дмитровка Таврической губернии в семье священнослужителя. По окончании Духовной Семинарии Николай Федорович женился и вскоре принял священный сан. Служил он в родной Таврической губернии. Революция застала отца Николая, когда он был клириком Александро-Невского кафедрального собора в городе Симферополе.
В 1922 году отец Николай был арестован вместе с архиепископом Никодимом (Кротковым) и другими священниками за протест против изъятия богослужебной утвари. По групповому «Делу крымского духовенства» его приговорили к 3 годам тюремного заключения. С 1922 по 1925 год священномученик находился в городской тюрьме в Нижнем Новгороде. Выйдя на свободу, священник вновь стал служить в Симферополе. Он открыто проповедовал против обновленчества, и вскоре последовал новый арест. Несколько лет отец Николай провел в заключении. В начале 30-х годов он вернулся в Симферополь и служил во Всехсвятской церкви. Он вел переписку с бывшим Таврическим архиереем Димитрием (Абашидзе) и получал от него ценные духовные советы и наставления.
Отец Николай объединил вокруг себя наиболее твердых и верных священнослужителей и мирян и руководил их духовной жизнью. С 1932 года он стал ближайшим помощником епископа Порфирия (Гулевича), их объединяло совпадение взглядов на духовную и общественную жизнь. В это время в храм, где служил отец Николай, устроился на работу староста Николай Тайнов, секретный сотрудник НКВД, который доносил властям на священнослужителей и прихожан. Вскоре отца Николая арестовали в третий раз. Его продержали в тюрьме 3 месяца. Вернувшись в церковь, отец Николай рассказывал прихожанам о гонениях на Церковь, о творящихся беззакониях, о том, что обновленцам помогает НКВД. За каждым богослужением он призывал молиться о всех владыках, священнослужителях и мирянах, томящихся в лагерях и тюрьмах. Об этих беседах и проповедях церковный староста сообщал в НКВД.
Отца Николая снова арестовали. В это время было сфабриковано групповое «Дело епископа Порфирия (Гулевича)». Отец Николай был арестован вместе с владыкой Порфирием и еще десятью священнослужителями. Он перенес множество допросов, на которых следователи старались сломить подследственного и заставить его оклеветать себя. Но священник в свои 62 года держался бодро, на вопросы отвечал просто и кратко. Его обвинили в поминовении гонимых священнослужителей во время литургии. Отец Николай подтвердил это: «Да, при каждом богослужении я, как священнослужитель, призываю верующих молиться за заключенных в тюрьмах и находящихся в изгнании, подразумевая в последнем случае высланных советской властью людей», – сказал священномученик. На обвинение в том, что он называл советскую власть антихристовой, отец Николай ответил: «Да, я заявляю, что советская власть, как распространяющая безбожие, является антихристианской властью». Далее отца Николая спросили, к какой церковной ориентации он себя относит, и священник твердо заявил, что он принадлежит к тихоновской ориентации. Это означало, что он не признает обновленчества, которое поддерживала советская власть, и является последователем Патриарха Тихона, которого большевики называли своим «открытым врагом».
Отец Николай был приговорен к 5 годам ссылки и отправлен в Красноярский край. Ссыльный священник ни при каких обстоятельствах не соглашался снять священническую одежду. И его арестовали в пятый раз. Заключение при обвинении гласило: «Ярый тихоновец и враг советской власти». Без суда и следствия священник получил еще 10 лет. Здоровье отца Николая было подорвано, и его поместили в колонию для инвалидов. В 1939 году из Красноярской колонии отец Николай отправил жалобу начальнику Управления НКВД о том, что он осужден без суда и даже не знает за что. Эта жалоба действия не имела. В 1942 году протоиерей Николай Казанский скончался в заключении в Устьвытлаге.
13-16 августа 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви протоиерей Николай Казанский был канонизирован как мученик.