filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Великая Пятница. Слово к братиям и сестрам во Христе...

И взяли Иисуса и повели.
И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

(Ин. 19: 16-19)

терновый_венец

Христос посреди нас!

Сколько я с содроганием вспоминаю Великих Пятниц в своей жизни, проведенных в пьяных загулах, разврате, веселии, оргиях…как угодно, только не тихо. Хотя бы тихо…
Сколько раз мы, даже воцерковившись, осуетившись различного рода предпасхальными заботами: рынок, магазин, подарки – тратим этот день впустую. Или, лучше сказать, в свое погубление. Потому что каждый раз, когда мы предаемся в этот день суете или веселию мы там, в той самой толпе, где вперемешку стояли язычники, еще не просвященные апостолами и иудеи, которые уже отвергли Спасителя. И мы в той толпе вместе со всеми кричим:
- Эй! Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. (Мф. 27: 40).

А Он терпит и ждет нашего к Нему обращения…
Что такое смерть на кресте?
«Самая ужасная из всех казней, какие придумали люди» - писал марк Тулий Цицерон о распятии.
Раньше я об этом не задумывался – отчего так? Пока не попалась мне в руки статья протодиакона Андрея Кураева ( да, в то счастливое время он более писал спасительные книги, нежели в дни нынешнии) о смерти на кресте.

«Вот человека прибили за руки – он висит на кресте. Оказывается, что смерть у распятого человека наступает от удушья… Когда человеческое тело висит под углом, то при этом руки не являются опорой, ноги в общем-то тоже. И вся тяжесть тела держится грудным поясом мышц. Поскольку на них приходится главная нагрузка, то они начинают просто деревенеть – они не могут расслабиться. Они находятся в состоянии крайнего напряжения – из минуты в минуту, из часа в час. И тогда, в конце концов, наступает такой момент, когда грудной пояс мышц сводит судорога. Они не могут расслабиться и, значит, не дают вдохнуть человеку – человек не может вобрать в себя воздух. И вот тогда он может умереть от удушья.

Как же эта смерть, тем не менее, является страшной, мучительной – почему? Человек ведь не сразу умирает от удушья.… Нет. Он пробует дышать, пробует. Как может он вздохнуть? Для того чтобы вздохнуть, он должен ослабить давление на грудную клетку. Для того чтобы ослабить это давление, он должен найти какую-то другую точку опоры. Не грудь, не диафрагму, а другую. Эту точку опоры он может найти только в ногах своих. Но ноги его тоже пробиты гвоздями. И надо (в таком случае) – опереться на те гвозди, которыми пробиты ноги человека. Он опирается на те гвозди, которыми прибит. И выпрямляет колени… Его тело (верхняя часть тела) начинает подниматься – он может вдохнуть воздух… Но дело-то в том, что он не просто поднимается. А его руки фиксированы в распятом положении. Поскольку они фиксированы гвоздём, то его рука начинает вращаться – вокруг гвоздя.

То есть, получается, для того чтобы вздохнуть, человек должен не только опереться на те гвозди, которыми пробит внизу, но, поднимаясь, он должен по сути дела вращать свои руки вокруг гвоздей, которыми они пробиты. При этом представьте себе, что это были не те гвозди – штампованные, которые мы сегодня знаем, из проволоки. Это гвозди кованные, когда берётся кусок железа, и на наковальне молотом им придаётся соответствующая форма. Обычно это трёхгранный гвоздь. Дело в том, что в XX веке во время раскопок в Палестине было найдено захоронение одного юноши – Ионафана по имени, который был распят. И он не просто был распят, а гвоздь, которым были прибиты его ноги, войдя в дерево, запнулся о сучок и покорёжился. Там оказался загнутый гвоздь – его вытащить не удалось. Поэтому, когда этого юношу Ионафана хоронили, то просто отпилили этот кусок дерева. И вместе с кусочком своего креста и гвоздём он так и остался лежать в могиле. И вот мы знаем, какие гвозди использовали при распятии: это кованные трёхгранные гвозди.

рука_с_гвоздем

Вокруг этого кованного гвоздя – с заусеницами сложной геометрии – рука начинает вращаться… Теперь представьте себе: в человека воткнули нож и ещё поворачивают в нём. А здесь сам человек для того, чтобы дышать, должен этот нож поворачивать в себе… Не просто поворачивать в ране. Гвоздь перебивает пучок нервов, который идёт к кисти. Человек редко испытывает прикосновение к обнажённому нерву. Может быть, обычно это знакомо людям по зубной боли, когда нам вскрывают канал, пытаются удалить нерв. Представьте, что это один единственный нерв испытывает такую дикую боль. А тут целый пучок этих нервов без всякой анестезии. Мало того, что они пробиты гвоздём, но ещё этот гвоздь, получается, вращается. В течение нескольких часов – каждый раз, когда надо вздохнуть. Человек должен приподыматься и неслыханно умножать свои мучения. Теперь понятно, почему Цицерон называл это самой страшной из всех казней, которую придумал человек... Но для того чтобы ускорить казнь, существовала такая мера: человеку распятому перебивались ноги ударом меча. Когда ломались ноги, человек больше не мог опираться на те гвозди, которыми прибиты его ноги. Тогда через несколько минут человек уже задыхался совсем.

Нечто подобное произошло на Голгофе…
» (Распятие. о. Андрей Кураев).

распятие

Я прочитал и ужаснулся. Вернее – я перечитывал и перечитывал…
Меня не отпускала страшная картина: Господь на Кресте, руки с пронзенными нервами и гвозди в стопах, на которые надо опираться, если хочешь вдохнуть воздух.
А вдохнуть хочешь с неописуемой силой – проверить не сложно – попробуйте минуту не вдыхать. А потом, вдохнув, опять не дышать…А потом опять… И так много часов. И это, разумеется, никак не может сравниться с тем, что испытывает человек распятый, у которого ко всем этим страданиям добавляются боли и спазмы от поврежденных и постоянно раздражаемых нервов и судороги перенапряженных мышц.

Помните, какая боль от сведенной судорогой ноги? А тут Вы не в состоянии изменить положение тело, чтобы эта боль Вас оставила.

Свидетельства исторические говорят, что часто подобные мучения продолжались несколько суток. Почему же Господь Иисус Христос умер на Кресте спустя шесть часов?

лик_христа

«Ответ на это мы можем найти и на Туринской плащанице, и в Евангелиях. Туринская плащаница показывает нам, что человек, который был распят (она являет нам тело распятого человека), он был ещё иначе наказан: он подвергался бичеванию. Вот само по себе это достаточно странно. Дело в том, что Иудея в то время, во время Туринской плащаницы, во время Христа, входила в состав Римской империи. Римская империя жила по законам римского права. Один из основных постулатов этого права гласит, что человека за один и тот же проступок нельзя наказывать дважды. А здесь перед нами совершенно очевидное двойное наказание одного и того же человека: он был сначала наказан бичеванием, а затем он тут же был распят… Других таких случаев двойного наказания, по сути, мы из истории Римской империи не можем себе вспомнить.
…Когда медики исследовали Туринскую плащаницу, им удалось выяснить, в частности, как именно бичевали Христа.

…оказалось, что это такая плётка трёххвостная, то есть не просто один бич, а три ремня. В конец каждого кожаного ремня был зашит свинцовый шарик с шипами. И вот бичевание происходило как? Человека привязывали к столбу. Это был небольшой столбик высотой примерно сантиметров 70. Руки его складывали и привязывали к вершине этого столба. Таким образом, он стоял в наклонной позе. По бокам от него – слева и справа – стояли 2 палача-экзекутора, которые и приводили наказание с исполнение. Удалось установить даже, какого роста были эти палачи: один был повыше, другой пониже. Человек стоит в наклонённой позе, и, когда ремень бьёт его по спине, то он обкручивается вокруг его торса – это удар не только по спине, это удар и по бокам, и по груди. Ремень просто взрезает кожу человека по всему периметру его тела. Взрезает и напоследок ещё чрезвычайно больно, дробя кости, рёбра, бьёт шариком с шипами, закрутившимся со страшной силой. Вот уже эта казнь: 39 ударов было нанесено Христу – уже это было страшным мучением и ослаблением для человека…

Бичевание он выдержал более чем достойно. Даже Понтий Пилат, когда увидел, с каким мужеством проповедник переносит страдания, сказал: "Се человек" (Это по истине человек).
» (Распятие. о. Андрей Кураев).

бичевание_Христа

И вот, это тело, уже истерзанное бичами, прибитое гвоздями в Кресту мучается в ожидании смерти, которая нам, человекам, принесет возможность спасения…
А мы, человеки, преданы развлечениям и суете. Спасение проходит мимо нас. Как в свое время прошло мимо иудеев Рождение Богомладенца Христа, когда лишь несколько пастухов, извещенные силами Небесными, да волхвы-чужестранцы пришли поклониться родившемуся Спасителю мира.
Прочие же иудеи были заняты теми делами, что принято называть неотложными: обустройством на ночлег, ужином, питием, развлечениями, хлопотами домашними и служением начальствующим. Все эти заботы столь глубоко сидели в них, что чудо рождения Христа ими было вовсе незамеченно…
И наши сердца также безмерно отягощены тленными сокровищами, оттого и Великая Пятница становится всего-то лишь лишним днем, отделяющим нас от Светлого Христова Воскресения.

А будет ли для нас это Воскресение светлым? Что произойдет с нами, когда мы растеряв все то малое, все те крохи, что с Божьей Помощью смогли скопить за дни Великого Поста услышим радостный возглас:

- Христос Воскресе!

Будет ли для нас это ликованием духовным, если смерть Господа мы прозевали, пока допекали куличи, докрашивали яйца, дорассказывали анекдоты и делились светскими новостями?
Нет, не случится.… В самую тяжелую минуту для Спасителя мы вновь, наравне с толпой равнодушных и предателей, отходим от Него, чтобы не мешал нам в нашей земной жизни.

«где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»- предупреждает нас Господь.

Давайте, ради Светлого Воскресения Христова, ради обетованных нам будущих благ, оставим нашу суету, наше земное тленное ложное богатство оставим, а лучше вовсе расточим, и хоть малые крохи сокровища нетленного себе приобретем, пока не поздно, пока есть еще время…
И тогда не в ожидании застолья и подзабытых бутербродов и куличей мы будем стоять в храме, маясь от ожидания, а в радости духовной, которая поможет нам перенести боли в спине и гудящие ноги не отвлекут сильно нас от торжества события. Потерпим. Это не на Кресте висеть, это мы можем потерпеть. Затихнем на недолгое время, если не можем сострадать Спасителю. Хотя бы затихнем в благоговейном молчании перед Его Искупительным подвигом, перед Его Страданиями, чтобы мимо нас не пролетели хотя бы крохи тех сокровищ, которые «ни червь, ни тля тлит» и «татие не подкопывают, ни крадут…»

kiril

И тогда не пройдет мимо нас радостный миг Воскрешения Господа, победа над смертью и на ликующий возглас священника:

- Христос Воскресе!

Мы сможем с сердцем, а не одними только устами возликовать все вкупе:

- Воистину Воскресе!

Ему, Господу нашему Иисусу Христу, Слава со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Животворящим Духом во веки веков. Аминь!

С любовью,
рБ Дмитрий

Tags: Великая Пятница, Кураев, Православие, Размышления, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments