filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

01 (14) октября 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…


Блаженная Сидония

Блаженная Сидония


Иудейка из грузинской Мцхеты, сестра раввина Елеазара.

Услышав о Господе Иисусе, она от всего сердца поверила в Него как во Христа и Спасителя мира. Когда ее брат вместе отправлялся в Иерусалим, она умоляла его привезти со Святой Земли какую-нибудь вещь, принадлежащую Христу. Елеазар, ставший свидетелем распятия Спасителя, купил Его Хитон у одного из воинов-совершителей казни и привез его во Мцхету. Святая Сидония встретила брата у ворот. Он рассказал ей, что произошло на Голгофе, и отдал Хитон. Сидония прижала Хитон к груди и от великой скорби о крестных страданиях Спасителя и великой благодати, исходящей от Хитона Господня, бездыханная упала на землю.


Память и почитание

Весь город собрался возле мертвой девы. Царь Амазаер (Адарнас) узнал о случившемся и захотел взять Хитон, чтобы самому облечься в него. Но никакая сила не могла разжать рук мертвой девушки. Ее погребли в царском саду вместе с Хитоном на груди. На этом месте вырос могучий кедр, который покрыл могилу Сидонии своими корнями. Дерево считалось целительным и пользовалось благоговейным почитанием народа, хотя многие забыли о том, что покоилось под ним. После пришествия в Грузию святой Нины с проповедью Христа в начале IV века, от чудесного кедра над могилой святой было явлено множество чудес и на этом месте был построен первый православный храм страны - в будущем главный собор Грузинской Церкви - Светицховели.

На иконах святую Сидонию изображают держащей в объятиях Хитон Господень. На образе Слава Грузинской Церкви её тело показано лежащим под Животворящим Столпом (Светцховели) с Христовым Хитоном на груди.

Собор Светицховели, где хранится Хитон, это сердце Грузинской Церкви, закованное в камень и гранит. Имя «Сидония» на финикийском языке значит «рыба». Рыба – символ христианина, так как в воде, при крещении, человек получает вечную жизнь.

Сидония стала первой христианкой Грузии. Не видя Христа, она полюбила Его всей душой, как одна из жен-мироносиц, и мысленно следовала за ним, как Мария Магдалина. Когда она услышала страшную весть о казни Христа, то ее любовь превратилась в страдание и боль, и она упала мертвой на землю, как лань, пронзенная стрелой охотника в самое сердце. Ее грудь стала священным престолом Хитона Господня. Так в древней Церкви в темницах на груди мучеников узники-христиане совершали литургию. Существует предание, что во время Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа Сидония выйдет Ему навстречу, держа в руках Хитон, как свидетельство своей вечной любви


Святитель Мелхиседек I, католикос-патриарх всея Грузии

Святитель Мелхиседек I, католикос-патриарх всея Грузии


Происходил из знатной семьи. Был воспитан грузинским царем Багратом III. По кончине католикоса-патриарха Симеона III, в 1010 году стал предстоятелем Грузинской Православной Церкви. Пользовался значительным влиянием при грузинском дворе при царях Баграте III, Георгии I и Баграте IV, будучи в то же время близким к Восточно-Римскому двору и поддерживая отношения с императорами Василием Болгаробойцей, Константином VIII и Романом Аргиром. Часто посещал Константинополь.

Однажды, когда католикос был в Царьграде в составе посольства возглавляемого грузинской царицей Мариам, он обратился к императору с просьбой о восстановлении Мцхетского патриаршего собора Светицховели. В этой связи при святом католикосе Мелхиседеке собор Светицховели был перестроен и принял те величественные пропорции, которые сохранялись на начало XXI века. В "Завещании Мелхиседека," где первосвятитель описывает свои патриаршеские труды, он перечисляет свои пожертвования Мцхетскому собору Светицховели: золотые, серебряные, мозаичные иконы, богослужебную утварь, рукописи (в т.ч. рукопись Жития Андрея Юродивого, подаренную католикосу его дядей), "монастыри и села." По просьбе католикоса-патриарха царь Баграт освободил принадлежавшие Светицховели деревни от податей, что было закреплено грамотой. Забота патриарха Мелхиседека о Светицховели также видна в том, что в "Завещании" им перечислены дары сделанные для собора царем Багратом и Восточно-Римскими императорами; здесь же отмечено что тбилисский эмир Али освободил Светицховели от уплаты налога на овец, лошадей и вино.

По указу католикоса Мелхиседека был также расширен и обновлен другой храм Мцхеты - Самтаврский Преображенский.
При католикосе-патриархе Мелхиседеке благодаря Грузинской Церкви Православие твёрже укреплялось в горах Кавказа. Свидетельством этому служат датируемые этим периодом храмы с грузинской эпиграфикой в Датуне (Дагестан) и Тхаба-Ерды (Ингушетия). Известна надпись Мелхиседека из церкви в Тхаба-Ерды: "Господи, возвеличь патриарха всего Востока Мелхиседека, аминь."

Католикос-патриарх Мелхиседек сошёл с предстоятельского престола в 1033 году. Вероятно скончался в том же году.


Память и почитание

В новейшее время особое внимание стало уделяться католикосу-патриарху Мелхиседеку I в связи с тем, что надпись в храме Пархали - старейший текст называющий Грузинского предстоятеля не только католикосом, но и "патриархом Картли и всего Востока," - была отнесена к времени его служения. Из-за этого некоторое время он считался первым Грузинским патриархом и первым предстоятелем объединённой Грузинской Церкви. Однако, к началу XXI века принятая датировка пархальской надписи на основе палеографии и отчасти лексико-грамматических характеристик была передвинута назад, и католикос-патриарх Мелхиседек I стал считаться третьим в ряду Грузинских патриархов.

Был причислен к лику святых Грузинской Православной Церковью 17 октября 2002 года.



Мученики Вериссим, Максима и Иулия Лиссабонские или Олисипонские


Вериссим (Verissimus, Вериссимо), Максима (Maxima) и Иулия (Iulia, Жулия) считаются одними из первых мучеников, пострадавших в Лиссабоне за Христианскую веру. На сестер и брата донесли, что они не приносили жертв к идолам, что было в то время обязательно.
Вериссимо и его сестры без ропота вынесли изощренные пытки, которым были подвергнуты: несколько дней в темнице без окон, без воды и пищи; терзание скорпионами, каленым железом — ничто не могло обратить непокорных, и заставить поклониться идолам. В назидание другим мучеников привязали за ноги к собачьим хвостам и гнали свору по всему городу. Несломленных мучеников обезглавили.
Их не удостоили погребения: бросили тела на съедение псам. Поскольку животные не притрагивались к ним, к останкам привязали камни, и бросили их в реку Тагус (совр. Тежо).

Чудесным образом тела Вериссима, Иулии и Максимы вынесло на берег близ другой христианской общины, которая и произвела захоронение со всеми почестями.
Место, где были похоронены мученики, после освобождения христианства получило название «Сантуш», по велению короля Афонсу I там была возведена церковь.

При сыне его, короле Саншу, на месте почитания Лиссабонских мучеников образовался монастырь.
Сегодня там находится Национальный Музей Старинного Искусства.


Святитель Ремигий, епископ Реймса, "апостол франков"

Святитель Ремигий, епископ Реймса


Родился в 437 году, его рождение было предсказано его престарелым родителям святым отшельником по имени Монтан. В молодости мальчик-дворянин успешно изучал светские и божественные науки, затем он ушел в маленький дом около Лаона, чтобы вести одинокую жизнь. Его жизнь была столь свята, что как только освободилось место епископа в Реймсе, духовенство и народ города пришли к нему, чтобы изъять его из уединения и провозгласить епископом, несмотря на то, что ему было только 22 года.

Молодой прелат стал скоро наиболее знаменитым деятелем Бельгии и севера Галлии. Своей горячей проповедью он обращал язычников и приводил еретиков-ариан к раскаянию. Он создавал епархии, поставлял священников и вдохновлял жителей этих регионов, опустошённых недавними варварскими вторжениями, на любовь к врагам, на бескорыстие и желание небесных благ. Везде, где он проповедовал, являлись многочисленные чудеса, дабы подтверждать правду его учения. Во время трапез прилетали птицы и кормились с его рук. Он исцелял больных, отчитывал одержимых; и однажды, когда в городе начался пожар, он бросился в пламя и заставил его отступить.

В те годы, когда римский Запад агонизировал под вторжениями варварских народов, Юг Галлии был занят визиготами и бургундцами, сторонниками арианства; берега Рейна - аламанами; север - франками, остававшимися язычниками. После смерти своего отца Хильдериха в 482 году Хлодвиг I, которому было только 15 лет, стал во главе суровых воинственных франков. Он был еще идолопоклонником, но восхищался монахами и выражал большое почтение православным епископам, в особенности Ремигию, чьим разумным советам он следовал. В 493 году он женился на святой Клотильде, которая оказала на него благотворное влияние.
Столкнувшись с аламанами в битве при Тольбиаке, войска Хлодвига отступили. Правитель обратился тогда к Богу Клотильды и Ремигия и одержал яркую победу. Исполняя свой обет, он решился на обращение в их веру и попросил у святого Ремигия обучить его основам этой веры. Внимая епископу, который ему описывал события, сопровождавшие Страсти Христа, благородный воин воскликнул: "Эх, почему я не был там с моими франками, чтобы освободить Его!".

Базилика Святого Ремигия (фр. Basilique Saint-Remi)
(Базилика Святого Ремигия (фр. Basilique Saint-Remi), Реймс, Франция)


Двумя годами позже (25 декабря 498 или 499 года) Хлодвиг I пригласил всех знатных людей как из своего королевства, так и из-за его пределов, чтобы те присутствовали на его крещении в Реймсе. В ночь, предшествующую таинству, Святой Ремигий привёл короля и его свиту в храм, чтобы произнести перед ними краткую речь о тщетности веры в языческих богов и о великих тайнах христианской религии. Тогда храм вдруг наполнился светом и небесным ароматом, и раздался голос свыше: "Да будет мир вам!" Во время погружения короля в воды нового рождения Ремигий сказал ему: "Склони голову, гордый Сикамбр, возлюби то, что ты сжег, и сожги то, что ты обожал". Но во время помазания новокрещёного святым миром Иерарх заметил, что мира недостаточно. Тогда он поднял глаза к небу, прося Бога о помощи, и белый голубь спустился от неба, неся сткляницу, полную чудесной жидкости. Две сестры правителя и ещё три тысячи человек крестились вместе с Хлодвигом, отметив окончательную обращение ко Господу этого варварского народа и рождение христианской французской нации. Под духовным руководством святого Ремигия Хлодвиг I, этот новый Константин, продолжил впоследствии унификацию варварского и галло-римского народонаселения в Галлии и утвердил свой народ в истинной вере.

Базилика Святого Ремигия (фр. Basilique Saint-Remi), могила свт. Ремигия
(Базилика Святого Ремигия (фр. Basilique Saint-Remi), могила свт. Ремигия)


Достигнув преклонного возраста, святой Ремигий ослеп, но по его настойчивой молитве и надежде был чудесно исцелён и, отслужив в последний раз Божественную Литургию, с миром почил в 533 году.


Преподобный Баво или Бавон Гарлемский


В молодые годы проводил время в разбое и грабежах. Он возглавлял шайку буйных рыцарей и наводил ужас на обширный район, где как раз в это время подвизался свт. Аманд Маастрихтский. Епископу удалось обратить разбойника, который с тех пор стал его ближайшим другом и сподвижником. Его пример послужил к обращению множества людей, в том числе членов его шайки. Прп. Бавон пожертвовал награбленное добро на устройство монастыря, в котором принял постриг и предался умерщвлению своих страстей с таким же жаром, с каким прежде служил этим страстям. Впоследствии он ушел в строжайший затвор и еще при жизни прославился многочисленными чудотворениями.

Святые, в земле Бельгийской просиявшие
(Святые, в земле Бельгийской просиявшие. На иконе - в нижнем ряду крайний слева)


Преподобный Иоанн Кукузель, Афонский

Прп. Иоанн Кукузель. Фреска, зографы Корчинские братья Константин и Афанасий, 1744 г., Арденицкий Богородице-Рождественский монастырь
(Прп. Иоанн Кукузель. Фреска, зографы Корчинские братья Константин и Афанасий, 1744 г., Арденицкий Богородице-Рождественский монастырь)

Память 1 октября, в Соборах Болгарских святых и Афонских преподобных

Родился в Диррахии (ныне Дуррес, Албания). В детстве, оставшись сиротой, поступил в придворную константинопольскую школу. По чрезвычайно нежному голосу, по миловидности и отличным дарованиям, обратил на себя внимание императора и двора, скоро опередил всех школьных своих товарищей и наконец сделался единственным придворным певцом. Юного Иоанна осыпали ласками, лелеяли за трогательное его пение и скромность, но сердце его при всем этом томилось неизъяснимым для него чувством тайной скорби и пренебрежения ко всем удовольствиям жизни. Страдания его умножились, когда проведал он, что император думает принудить его ко вступлению в брак. Мысль, что ради временных наслаждений жизни можно потерять радости Царствия Божия, до того тревожила его, что он решился бежать и скрыться в какой-нибудь отдаленной пустыни.

Когда со Святой Горы Афонской прибыл в Константинополь по монастырским делам лаврский игумен, Иоанн открыл ему свои намерения. Когда старец благословил их, Иоанн, вслед почти за ним, скрылся из столицы и в виде странника явился на Святую Гору, у Лаврской Порты. Назвавшись пастухом, он был принят в братию, пострижен в монашество, и определен пасти на горных пажитях монастырское стадо. Любимым его занятием стало богомыслие и молитва.
Между тем, император, узнав о бегстве любимца, крайне огорчился и послал нарочных для отыскания певца, но Иоанн остался в совершенной неизвестности. Но однажды, думая что никто не слышит его, Иоанн начал петь Божественные песни-молитвы, которые сам составлял. Один пустынник, таившийся близ него в дикой трещине скалы, подслушивал его. Звуки растрогали отшельника до слез, и вдобавок он обнаружил что животные также окружили своего пастуха, неподвижно стояли пред ним и не сводили с него глаз. Пустынник отправился в Лавру и известил игумена о дивном пастухе и его пении. Иоанн был вызван из сокровенной пустыни и, нехотя, открылся игумену. По слезной просьбе скромного Иоанна настоятель оставил его при прежнем послушании. При этом, боясь царя, игумен отправился в Константинополь и испросил у государя позволения Кукузелю остаться в обители.

С той поры Иоанн остался спокоен - он выстроил себе келью с церковью во имя Архангелов и, уединяясь там шесть дней, в воскресенье и другие праздники приходил в собор, становился на правый клирос и умилительно пел в числе других певцов.

Однажды, пропев в субботу акафист, после бдения, он сел в форму - так называются братские седалища - напротив иконы Богоматери, пред которой читался акафист, и уснул. Вдруг он услышал кроткий голос: "Радуйся, Иоанн!" и увидел стоящую в сиянии небесного света Богородицу. "Пой и не переставай петь. Я за это не оставлю тебя" сказала Она, и, положив в руку Иоанна червонец, стала невидима. Потрясенный чувством невыразимой радости, Иоанн проснулся и увидел, что действительно в правой его руке лежит червонец (златница). В благодарность умиленный подвижник привесил червонец к Богоматерней иконе, и впоследствии поразительные чудеса совершались от иконы и от самой златницы.

С тех пор Иоанн усерднее прежнего начал проходить клиросное послушание. От его подвигов и стояний, ноги его отекли, на них открылись раны и завелись черви. Вскоре ему, как и прежде, в тонком сне, явилась Богоматерь и тихо произнесла: "Будь отныне здрав!" Раны исчезли, и признательный Иоанн остаток дней своих провел в подвигах созерцательной жизни.

Преподобный Иоанн Кукузель, Афонский 1


Он удостоился провидеть час и день своей кончины. Умилительно простился он с собравшейся к нему братией и, заповедав похоронить свое тело в Архангельской, созданной им, церкви, с улыбкой на устах отошел ко Господу. Случилось это около 1341 года.



Преподобный Григорий доместик, Глики́с (Глика, греч. Γρηγόριος ο Δομέστικος, Γλυκύς]), иеромонах, византийский мелург, доместик

Память 1 октября (Греч.) и в Соборе Афонских преподобных

Вероятнее всего, согласно указаниям в рукописях, он был доместиком церкви св. Апостолов в Константинополе, а не служил в Великой церкви. В наиболее ранней рукописи он упоминается как «Григорий Гликис, иеромонах, доместик», но в более поздних его называют только «Григорий доместик» и реже «Григорий Глика». Некоторые исследователи считают, что Григория называли также Григорием Кукузелем, уподобляя его прп. Иоанну Кукузелю.

В некоторых рукописях песнопения, которые приписываются Григорию доместику, надписаны именем Григорий Агиорит (напр., стихира вмц. Анастасии Узорешительнице «Живоноснаго Воскресения тезоимените» 4-го гласа) по той причине, что Григорий доместик подвизался в Великой Лавре на Афоне во время патриаршества Каллиста I. По преданию, когда Каллист I в первый раз занял Константинопольскую кафедру (1350-1353), он направил на Афон постановление петь на литургии свт. Василия Великого вместо «Достойно есть» «О Тебе радуется», но его преемник свт. Филофей Коккин отменил это нововведение, из-за чего на Афоне возникли разногласия. Во время второго пребывания на патриаршем престоле (1355-1363) Каллист возобновил свое постановление.

Григорию доместику приписывается сочинение мелоса «О Тебе радуется» 4-го плагального гласа с обозначением «древний» (ἀρχαῖον). Согласно преданию, накануне Богоявления Григорий спел «О Тебе радуется» и позже увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая поблагодарила его за песнопение в Ее честь и подарила золотую монету. С тех пор утвердилось правило петь «О Тебе радуется» вместо «Достойно есть».

Деятельность Григория доместика в качестве мелурга относится к периоду расцвета калофонического пения. Наиболее часто в рукописях встречаются его калофонические стихи полиелея λατρινός «Раби Господа» 1-го гласа, стихи полиелея Николая Кукумы 1-го гласа, а также полиелея Халивуриса (Χαλιβούρης) 1-го плагального гласа.

Также он составил мелосы:

• антифонов на Богородичные и Господские праздники «Слово благо» (Пс 44. 2a) 1-го гласа,
• стихов антифонов в дни памяти святителей «Блажен муж, бояйся Господа» 4-го гласа, иногда с указанием «фессалоникийские» (θεσσαλονικαία) или «городской» (πολιτικός),
• антифонов «Блаженни непорочнии» 2-го гласа.

Автор множества матим и кратим. Так, ему приписываются

• кратимы ὁμόνοια 4-го плагального гласа (Eεερετερε) в песнопении «Cвыше пророцы»,
• стихиры арх. Михаилу «Чиноначальник вышних сил» 1-го гласа,
• стихиры вмц. Анастасии Узорешительнице «Живоноснаго Воскресения тезоимените» 2-го гласа,
• стихиры свт. Василию «Всех святых собрал еси добродетели» 1-го гласа,
• стихира вмч. Феодору Тирону ἔξω «Богодарованную благодать» (Τὴν θεοδώρητον χάριν) 2-го гласа.

Впоследствии калофонические стихи Григория доместика «Слово благо» были транскрибированы хартофилаксом Хурмузием в нотацию Нового метода.

Лавра Святого Афанасия или Великая Лавра (греч. Ιερά Μονή Μεγίστης Λαύρας.), Афон
(Лавра Святого Афанасия или Великая Лавра (греч. Ιερά Μονή Μεγίστης Λαύρας.), Афон)


Преподобный Григорий упоминается в службе, составленной прп. Никодимом Святогорцем в честь св. отцов, во Св. Горе Афонской просиявших (2-е воскресенье по Пятидесятнице). Мощи святого пребывают в Великой Лавре.

Tags: Афон, Грузия, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments