filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

26 января (08 февраля) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня Православная Церковь чтит память:


2-я приуготовительная седмица к Великому Посту. Седмица о блудном сыне.

Прпп. Ксенофонта Константинопольского, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна (V–VI).

Прп. Ксенофонта Робейского, игумена (1262); мчч. Анании, пресвитера, Петра, темничного стража, и с ними семи воинов (295); прп. Симеона Ветхого, игумена (ок. 390); прп. Павлы вдовы, Римской (404; Греч.); прп. Гавриила, игумена Иерусалимского (ок. 490; Греч.); свт. Конона, епископа острова Мэн (648; Кельт. и Брит.); перенесение мощей прп. Феодора Студита, игумена (845); свт. Иосифа, архиеп. Солунского, песнописца (830/833), брата прп. . Феодора Студита; свт. Иосифа, архиепископа Солунского (Фессалоникийского) (830); прп. Климента столпника, Стиридского (1111; Греч.); блгв. Давида III Возобновителя (Строителя), царя Иверии и Абхазии (1125) (Груз.).

Мч. Иоанна Попова (1938).


Святые дня, молите Бога о нас!


Преподобный Ксенофонт, супруга его Мария и сыновья их Аркадий и Иоанн

56679_original.jpgПреподобный Ксенофонт, супруга его Мария и сыновья их Аркадий и Иоанн


Преподобный Ксенофонт, супруга его Мария и сыновья их Аркадий и Иоанн, знатные константинопольские граждане, жили в V веке. Несмотря на богатство и знатность, они отличались душевной простотой и добрым сердцем. Желая дать своим сыновьям. Иоанну и Аркадию, более полное образование, они отправили их в финикийский город Бейрут. Промыслом Божиим корабль, на котором отправились оба брата, потерпел крушение. Братья были выброшены волнами на берег в разных местах. Скорбя о разлучении, братья посвятили себя Богу и приняли иночество. Родители долго не получали известий о своих детях и считали их погибшими. Однако преподобный Ксенофонт, уже будучи старцем, сохранял твердое упование на Господа, утешал свою жену Марию, советовал не скорбеть и верить, что дети будут сохранены Господом. Через несколько лет супруги совершили паломничество по Святым местам и встретили в Иерусалиме своих сыновей, подвизавшихся в разных монастырях. Обрадованные супруги благодарили Господа, промыслительно соединившего всю семью. Оставшуюся жизнь преподобные Ксенофонт и Мария посвятили Богу, приняв иночество. Преподобные Аркадий и Иоанн, простившись с родителями, отошли в пустыню, где после долгих подвигов прославились даром чудотворений и прозорливости. Преподобные старцы Ксенофонт и Мария, подвизаясь в безмолвии и строгом постничестве, также получили от Бога дар чудотворений.

Преподобный Ксенофонт почитается иноками Ксенофонтского монастыря на Афоне как основатель их обители. По хранимому здесь преданию, он возвел первый храм на том месте в 520 году. На древней иконе святого Георгия, святой Ксенофонт изображен с этим храмом в руках, вместе со своей женой и сыновьями Аркадием и Иоанном.

АФОНСКИЙ КСЕНОФОНТСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(АФОНСКИЙ КСЕНОФОНТСКИЙ МОНАСТЫРЬ)


Тропарь преподобных
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобных
глас 4
Житейскаго моря избегше,/ Ксенофонт праведный/ с сопружницею честною/ на Небесех свеселятся с чады,// Христа величающе.

Ин кондак преподобных Ксенофонта, Марии и чад их
глас 4. Подобен: Явился еси:
В заповедех бодрствовал еси Владычних,/ нищим расточйвый твое богатство, блаженне,/ тихо с сопружницею и чады твоими,/ темже наследуете/ Божественное наслаждение.


Святые мученики Анания, пресвитер, Петр, темничный страж, и с ними 7 воинов

Cвятые мученики Анания, пресвитер, Петр, темничный страж, и с ними 7 воинов


Святой Анания от младенчества отличался благочестием. Отданный в книжное научение, он в отрочестве прилежал чтению божественных книг. Посему, когда он возрос, то был сделан народом, хотя и против воли, диаконом, а потом и пресвитером, несмотря на свои юные годы.

В гонение Диоклитиана, Анания, как христианин, был представлен суду. Несмотря на убеждения и угрозы, он оставался непреклонен и всенародно исповедовал Христа, осмеивал языческих богов в храме, одним дуновением ниспроверг идолов и самый храм разрушил. После того Анания был заключен в темницу, где на седьмой день удостоился явления Христова, а на двенадцатый день - явления Святого Духа в виде голубя.

После этих видений темничный страж, по имени Петр, уверовал во Христа, и оба они были представлены новому правителю, который приказал положить Ананию на раскаленную сковороду, после чего тело его строгать и посыпать солью, а Петра - на горячие уголья; затем они заключены были в сильно натопленную баню, но чрез три дня найдены невредимыми.

При этом чуде семь воинов обратились ко Христу и за это были жестоко биты плетьми. Потом все девять человек были брошены в огонь, но, после того как явился им Дух Святой в виде голубя, остались невредимы. Анания был предан диким зверям, но остался цел. Наконец, все они были потоплены в море. На пути Анания крестил семь обратившихся воинов. Тела святых мучеников волнами были вынесены на берег, с честью погребены христианами, причем источали многоразличные исцеления.


Преподобный Симеон Ветхий

Преподобный Симеон Ветхий, назван так в отличие от преподобного Симеона Столпника (память 1 сентября), подвизавшегося в Сирии в V веке, в детские годы ушел в пустыню в Сирии и поселился в пещере, в совершенном уединении. Непрерывная молитва, внутреннее самоуглубление и Богомыслие были постоянным его занятием.

Подвижник питался только травами, росшими вокруг его пещеры. Когда к нему стали приходить люди, чтобы получить наставление, он, желая сохранить безмолвие, оставил пещеру и переселился на одну из гор Аманского хребта. Но и здесь уединение подвижника нарушалось множеством посетителей. Тогда преподобный Симеон удалился на Синайскую гору, где некогда пророк Моисей (память 4 сентября) получил откровение от Бога. Божиим Промыслом, после недолгого пребывания на Синае, святой подвижник возвратился в Аман и там основал две обители: одну на вершине горы, другую у ее подножия. Являясь настоятелем этих обителей, преподобный Симеон духовно назидал иноков, предупреждал их о кознях врага рода человеческого и учил бороться с искушениями, ободрял и укреплял в подвигах, возбуждая к размышлению о спасении. За святость жизни преподобный Симеон получил от Бога дар благодатных чудотворений. После многотрудной подвижнической жизни преподобный Симеон преставился к Богу около 390 года.


Преподобный Феодор Студит, игумен, перенесение мощей

Преподобный Феодор Студит, игумен

Об этом угоднике Божьем можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/727928.html


Святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский исповедник

Святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский исповедник

Память 26 января, 14 июля (Греч.), 15 июля (Рум.)

Святитель Иосиф был младшим братом преподобного Феодора Студита, вместе с которым он подвизался под руководством преподобного Платона в монастыре Сакудион. За подвижническую жизнь преподобный Иосиф был единогласно избран архиепископом города Солуни в 807 году.
Вместе с братом он выступил против незаконного брака императора Константина VI, за что после мучений был заточен в темницу на пустынном острове. Император Михаил Рангави освободил святителя Иосифа из заточения и вернул на Солунскую кафедру в 811 году.

При императоре Льве V Армянине святитель вновь пострадал вместе с братом, преподобным Феодором, за почитание святых икон. В темнице его подвергали пыткам, но святитель был непоколебим в своей вере. Император-иконоборец потребовал, чтобы он подписался под иконоборческим исповеданием веры, но святитель отказался за что был брошен в другую смрадную темницу. При императоре Михаиле II Косноязычном святитель Иосиф, вместе с другими иноками пострадавшими за иконопочитание, был освобожден.

Последние годы он провел в Студийском монастыре, где преставился в 830 (или, по другим данным, в 833) году.
Святитель Иосиф Солунский известен как духовный песнописец. Им составлены трипеснцы и стихиры Триоди Постной, канон покаянный в Неделю блудного сына и другие песнопения. Им написаны несколько слов на праздники, из которых наиболее известно Слово на Воздвижение Честного Креста Господня.


Святой благоверный Давид III Возобновитель

икона_царь_давид_3_возобновительjpg


Святой благоверный Давид III Возобновитель, царь Иверии и Абхазии (1089 - 1125; по другим источникам 1084 - 1125; в современных изданиях Давид IV Строитель), - выдающийся государственный, культурный и церковный деятель Грузии. Был воспитан своим духовником - преподобным Арсением Икалтойским, известным богословом и ученым-энциклопедистом (+ 1127; память 6 февраля).

Наименование "Возобновитель" дал святому царю Давиду грузинский народ за его великие труды по восстановлению Грузии и укреплению Грузинской Православной Церкви. Грузия, безжалостно опустошенная турками, страдавшая от междоусобиц, под скипетром Давида Возобновителя объединилась в сильное централизованное государство. Грузинская Церковь, в процветании которой царь видел залог незыблемости и единства государства, являлась предметом его особого попечения. Святой Давид отличался глубоким благочестием, свято чтил церковные каноны и своей властью охранял их и утверждал. По инициативе святого Давида Возобновителя, в 1103 году был созван Церковный Собор в Руиси, постановления которого содействовали укреплению канонической жизни Церкви и утверждению церковного благочиния.

Человек высокообразованный, святой Давид поощрял развитие наук. Он основал Гелатскую и Икалтойскую академии. В царствование святого Давида Возобновителя в Грузии были воздвигнуты десятки храмов и монастырей, создавались новые и расширялись старые города. Много забот уделял благоверный царь благосостоянию и процветанию грузинских обителей в Палестине и Синае, Антиохии и на Святой Горе Афон. Когда святой Давид решил воздвигнуть храм во имя великомученика Георгия, к помощи которого он постоянно прибегал в своих освободительных битвах, то святой Георгий явился ему в видении и указал место постройки храма.
Понимая миротворчество как осуществление заповеди Господней (Мф. 5, 9), царь Давид примирил кипчакского хана Атрака с осетинами и водворил мир в Дарьяльском ущелье.

В 1123 году, незадолго до кончины, благоверный царь освободил Армению от турецкого засилья. Он повелел вновь освятить храмы, превращенные турками в мечети. По преданию, когда царь подошел в одном из храмов ко гробу своей бабки, супруги Армянского царя Гагика I, и сказал: "Радуйся, царица! Бог избавил храм твой от агарян", внезапно послышался глас: "Богу благодарение". Забота царя Давида о воссоединении с Армянской Церковью выразилась в созыве Церковного Собора в городе Ани, на котором часть армянских епископов-монофизитов склонилась к принятию Православия (однако в целом Собор не привел к желаемым результатам). Патриотические подвиги святого Давида не мешали ему совершать подвиг духовный. С юных лет святой имел основу премудрости - страх Божий (Притч. 1, 7), побуждавший его к добрым делам и намерениям. Любимым занятием святого Давида было чтение Священного Писания. О его высокой духовности свидетельствует составленный им "Покаянный канон", состоящий из девяти скорбных и умилительных песней.

Почувствовав приближение смерти, святой царь Давид составил духовное завещание, в котором, передавая управление страной своему сыну Димитрию, писал: "Ныне Промыслом Правосудного Бога отзываюсь я, а на царство наследственное призывается он... Все совершил я силой Честного Животворящего Древа и ему вручаю это осчастливившее меня Знамение". Причастившись Святых Таин. "со славословием на устах он предал свою душу Господу, на 53-м году жизни, в субботу 24 января 1125 года".

Гелатский монастырь Богородицы близ Кутаиси
(Гелатский монастырь Богородицы близ Кутаиси)

Царь был погребен в Гелатском монастыре, при входе в привратную церковь. Спустя некоторое время мощи его, прославленные знамениями милости Божией, были перенесены под престол соборного храма. В конце XIII века святой царь Давид III Возобновитель был прославлен, тогда же ему была составлена служба.


Преподобный Ксенофонт Робейский

Преподобный Ксенофонт Робейский

Преподобный Ксенофонт Робейский принадлежит к числу великих новгородских чудотворцев - угодников Божиих. Но имя преподобного Ксенофонта можно считать затерявшемся в длинном списке этих чудотворцев. Не встречается имя этого великого подвижника в наших «святцах» и календарях. Скудны сведения о жизни преподобного Ксенофонта. История, почти не коснувшаяся его обители, не сохранила нам ни времени его рождения, ни имени, ни звания его родителей.

«Сей преподобный отец Ксенофонт, рода коего и коего града, или веси откуду бе не изобретено бысть», - читаем сказание на раке преподобного, (единственное связное, но краткое жизнеописание).

Рано сказалась в преподобном его благочестивая настроенность. И вот опять читаем на раке: «Сие изыскахом, что сей блаженный Ксенофонт, Божиим мановением, уразуме мира сего настоящую жизнь, что весьма кратка, скоропреходяща и исполнена бесчисленных и горестных бедствий. Другая же есть бессмертная, вечная и всяких сладостей и увеселений преисполненная, их же око не виде, и ухо не слыша и на сердце человеку не внидоша. Сия вся блаженный оный муж, в сердце своем о сих рассуждая, воспалися зело желанием о получении оныя бессмертныя вечности; и ведая яко оплетшиися лестными сладострастиями мира сего и привезавшии сердца своя неразрешимою веригою к скорогибнущим вещам света сего не токмо не могут наследовати оныя, но еще за сие ожидает их вечная мука и огнь не угасающий. Вмени убо блаженная та душа, вся красная мира сего в ничто, поелику бессмертная душа наша создана по образу Божию и по подобию и ни чем из скорогибнущих вещей века сего удовольствована быть не может, но единственно стремится к высочайшему своему предмету. Вся бо благая века сего суета суетствий и всяческая суть суета по Соломону: тем же праведный сей муж преподобный отец Ксенофонт, последуя святейшим словам апостол Христовых, рекших: се мы вся оставихом и вслед Тебе, дражайший наш Учителю, идохом, отвержеся мира сего и возлюби Христа. И прииде в монастырь Рождества Пресвятыя Богородицы, нарицаемый Лисицкий к пречестному тоя обители игумену Варлааму и вдаде себе в научение иноческого и постнического жития и в скором времени пострижен бысть от него во ангельский образ».

О Лисицком монастыре читаем следующее: «Лисицкий, Лисичий или Лисий-Рождество Богородицкий мужской, совсем уничтоженный, монастырь находился в 7 верстах к северу от Новгорода и в 3-х – от Хутынского монастыря на правом берегу р. Волхова». Под 1395 г. в летописи значится: «Того же лета поставиша церковь камену Рождества Пресвятыя Богородицы на Лисичьи горе и монастырь устроиша». Но в этом году он был только возобновлен после пожара 1392 г., существовал же по той же летописи с 1391 г., когда в нем была построена деревянная церковь. В XVII в. приписан к Иверскому монастырю, в 1764 г. упразднен; последним игуменом был Герман. В начале XIX в. здесь существовала еще церковь Рождества Богородицы, другая же разобрана в 1781 г. для ограды Антониева монастыря. В 1425 г. священноинок монах Евфимий был избран Новгородским владыкою. Невысокий холм и стоящий на нем черный крест указывают ныне (1899 г.- Сост.) на местоположение этой обители).

Когда преподобный Варлаам со своим достойным учеником осматривали место, где бы «обитель создати, воста буря велия и страшная, и абие блаженный Ксенофонт нача звати угодника Божия преподобного Варлаама в хижину. Разгневася же о сем на него преподобный, отсла его от себе, дав ему в благословение четвертину хлеба, посади его на плот и отлучи его от себе».

«Блаженный же Ксенофонт, плыв на оном плоту, вниз по Волхову, доплы до реки Робейки (Устье Робейки в 4 верстах от «Хутыня»), по которой Божиим мановением направляем, несен бысть против быстрины водныя по подгория идеже плот приста. И сошед преподобный Ксенофонт со онаго и воздев руце свои на небо, излия утробу свою пред престолом величиствия Божия, прося от него с теплейшими слезами всесильные помощи, да проженет от него лукаваго духа всесильною Своею десницею в бездну адскую. И нача ту обитати и улови на оном месте на снедение себе рыбы довольно».

Варлаамо-Хутынский женский монастырь - Хутынь - Новгородская область
(Варлаамо-Хутынский женский монастырь - Хутынь - Новгородская область)

«По времени же многом, блаженный Ксенофонт, иде к духовному наставнику своему, преподобному Варлааму Хутынскому, ради испрошения себе во оскорблении его прощения и благословения о построении на том месте часовни и для пребывания своего малой келлии и еже от него прияв, пойде восвояси с миром. И расчистив тамо лес, первее постави крест, а потом часовню и малу хижину своими руками согради».
«Послежде и церковь каменную во имя святителя Христова, Николая Мирликийскаго чудотворца создаша и по приятии от архипастыря, правящаго престол великия церкве Новаграда, благословения, освятиша ю».
«В сей пустыне преподобный отец наш Ксенофонт, проводив остатки дней своих в посте, молитвах и слезах и протчих богоугодных делах и доспев старости маститыя, почи о Господе с миром и погребен бысть честно со псалмы и пении духовными, душею же на небеси со всеми святыми неустанно славить Триипостаснаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Вот и все краткие и недостаточно полные сведения о жизни преподобного Ксенофонта, которыми испещрены стенки раки, стоящей над могилою преподобного.

Из истории Хутынскаго монастыря известно об одном очень крупном событии жизни преподобного Ксенофонта, о котором умолчала подпись на раке преподобного. Преподобный Ксенофонт был настоятелем обители своего наставника. Это настоятельство в Хутынском монастыре было очень непродолжительным (вероятно, посему и умолчала надпись на раке). С именем Исидора, предшественника преподобного Ксенофонта по настоятельству в «Хутыни», встречаемся под 1243 г. Из сказания же о преподобном Ксенофонте на раке видно, что после построения церкви во имя святителя Николая Мирликийскаго на Робейке, он отсюда никогда не удалялся; он здесь «проводил остатки дней своих», здесь и «погребен бысть». Построение же церкви падает на 1251 г.

Следовательно, настоятельство в Хутынской обители надо полагать между 1243 и 1251 гг. Согласовать это со «сказанием» тоже не трудно. Сказав о посещении преподобным Ксенофонтом Варлаама Хутынского, надпись на раке как бы приостановила свое повествование и перешла прямо к «послежде - и церковь каменную... создаша...».
Смерть преподобного Ксенофонта последовала 26 января 1262 г. Вскоре после смерти преподобного Ксенофонта от его могилы потекли «обильныя струи чудес и исцелений». Память преподобнаго святая церковь стала праздновать ранее XV века.

А ранее и сказание, и другие повествования говорят лишь об одном преподобном и его единоличных подвигах. С 1251 г. он является первым «игуменом и строителем» обители, и эти наименования усвояются последующим настоятелем ее. Братия обители была немногочисленна. Глухое местоположение обители, многочисленные внешние бедствия, обрушившиеся на Новгород, как например, нашествия московских князей, «ломавших порядки Новгорода», особенно страшное нашествие Иоанна Васильевича Грозного, нашествие и опустошения шведов, не миновавшие и Ксенофонтовой обители, и, в особенности, бедность обители - не могли привлекать в обитель многих. А сколь была бедна обитель - об этом ясно свидетельствуют исторические судьбы ее существования. Обитель никогда не отличалась ни количеством храмов, ни их благолепием. Все ли время до 1418 г. существовала построенная преподобным Ксенофонтом церковь или нет, и сказать трудно. Только в этом году (1899 г. – Сост.) на место этой церкви построена была новая во имя Святой Троицы с приделом во имя святителя Николая чудотворца. Сведений о помещениях для братии и о жизни ее не сохранилось.

Более подробно про обитель можно прочитать тут:
(http://vn-eparhia.ru/novgorodskaya-svyatost/108-svyatye-novgorodskoj-zemli-xiii-vek/116-prepodobnyj-ksenofont-robejskij)/

Тропарь преподобного Ксенофонта Робейского
глас 4
Пустыни явился еси доброе прозябение, / отче преподобне, / от юности бо чистое житие изволил еси, / духовному учителю последуя, / и, того учением ум твой к Небесным вперив, / в пустыню вселился еси, / и в ней обитель создал еси, / и стаду твоему премудр наставник показался еси, / великому же Новуграду похвала и утверждение, / темже и Христос, яко пресветла светильника, / чудесы обогати и прослави тя. / Ксенофонте, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.


Преподобная Павла Римская, Вифлеемская, вдова, игумения

Павла Римская, Вифлеемская

Память 26 января (Греч.), 28 августа (Груз.-Палест.)

Родилась 5 мая 347 года в одной из самых знатных семей Рима. 15-летней её выдали замуж за богатого и известного аристократа язычника Токсотия, который не препятствовал ей быть христианской и позволил свободно устроить жизнь дома по своему усмотрению. От их брака родилось пятеро детей, двое из которых прославлены во святых: Влесилла, Павлина, преподобная Евстохия, Руфина и Токсотий.

Когда Павле исполнилось 32 года, Господь неожиданно открыл ей новый путь через кончину мужа. Пролив много слёз, преподобная решила отныне посвятить всю жизнь служению Господу и бедным. Она последовала примеру преподобной Маркеллы, которая превратила свой дворец на Авентинском холме в монастырь, ставший примером евангельского совершенства посреди развращённого Рима. В этой обители преподобная Павла встретилась c блаженным Иеронимом, приехавшим в Рим в 382 году вместе с Павлином Антиохийским и святителем Епифанием Саламинским. Преподобная Павла приняла почтенных представителей Восточной Церкви в своём доме. Она c воодушевлением слушала их рассказы о святых подвижниках Египта и Палестины и решила покинуть Рим, семью и земные блага, чтобы подвизаться в пустыне. Ещё некоторое время её удерживала любовь к детям. Однако после скоропостижной кончины святой Влесиллы она решилась и вместе с преподобной Евстохией и несколькими девами села на корабль. По дороге они посетили Кипр и Антиохию, где снова встретились c блаженным Иеронимом, который в дальнейшем руководил их паломничеством по Сирии и Палестине.

По прибытии в Иерусалим преподобная Павла отказалась от почестей, c которыми её встретил проконсул Палестины, поселилась в скромном жилище и всё свое время посвящала поклонению святым местам. Так она обошла всю Святую Землю, посетила монахов в египетской пустыне и через год вернулась в Вифлеем, желая основать близ пещеры Рождества монастырь для сопровождавших её дев и вдов и другой монастырь для блаженного Иеронима и его друзей. Павла руководствовалась примером преподобной Мелании, основавшей монастырь на Масличной горе, и тем опытом, который она вынесла из посещения монастырей преподобного Пахомия в Египте.
Женскую общину она разделила на три группы - по социальному происхождению и уровню образования монахинь, и над каждой группой поставила старшую. Группы работали и трапезничали по отдельности, но на богослужении все монахини собирались вместе для молитвы. Каждый день целиком прочитывалась Псалтирь, которую сёстры должны были знать наизусть. Кроме того, каждая инокиня должна была прочесть определенный отрывок из Священного Писания и в течение дня размышлять над ним. Сама преподобная Павла изучила древнееврейский язык и под руководством блаженного Иеронима занималась толкованием самых сложных мест Священного Писания, стремясь к раскрытию их духовного смысла. Она настолько прониклась словом Божиим, что во всех жизненных обстоятельствах, в частых скорбях, болезнях, обидах и радостях умела находить соответствующие слова из Писания и присоединять их к своим постоянным молитвам, вознося душу ко Господу.
Для духовных дочерей преподобная Павла была живым примером всех добродетелей, готовности к молитве, усердия в работе, строгости в посте. Она ни в чём не позволяла себе излишеств, кроме как в милостыне и любви к бедным. Желая сама стать нищей духом и возвратить Господу все те земные блага, которые Он ей даровал, святая раздавала их всем приходившим в монастырь беднякам. Преподобная Павла отдавала и то, что было необходимо для содержания общины, и брала на себя тяжёлые долги, невзирая на упрёки блаженного Иеронима и его призывы держаться в разумных пределах. Она не могла отказать человеку, не имеющему одежды или пропитания. Когда преподобную Павлу упрекали в том, что она чрезмерно истязает своё тело воздержанием, она отвечала: "Как раньше я много заботилась о том, чтобы нравиться мужу и другим людям, тщательно белила и румянила своё лицо, так теперь я желаю быть угодной Христу, изнуряя тело, прежде жившее в роскоши".

Кроме монашеской обители, преподобная Павла открыла странноприимный дом для паломников.
Несмотря на добродетели и ее любовь ко всем, преподобная Павла стала жертвой клеветы приверженцев Оригена. Они обрушили на неё свою ненависть за дружбу c их заклятым врагом - блаженным Иеронимом. Преподобная Павла была более терпелива, чем вспыльчивый Иероним. Она призывала его к кротости и великодушию, к подражанию поступкам Спасителя в Его обращении c врагами.

Через некоторое время, когда возникла угроза нашествия гуннов, преподобная Павла приготовилась бежать из Вифлеема вместе c духовными дочерьми. Но уже садясь на корабль, святая узнала, что милостью Божией варвары повернули назад.
Материнское сердце преподобной Павлы было жестоко ранено смертями двух других её детей, Павлины и Токсотия. В последние годы жизни ей также пришлось претерпевать ежедневные страдания из-за тяжёлой болезни. При ней постоянно была кроткая Евстохия. Преподобная Павла переносила боль c изумительным терпением и самоотречением. Её душа уже еле теплилась в теле, но она продолжала неустанно повторять, едва шевеля губами: "Господи! Возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей" (Пс. 25, 8); "Истомилась душа моя, желая во дворы Господни" (Пс. 83, 3).

После того как преподобная Павла ободрила духовных дочерей, епископов, монахов и священников, во множестве собравшихся вокруг одра, её лицо внезапно озарилось светом. Она приподнялась, чтобы лучше слышать слова, которые говорил ей Христос: "Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Приди, горлица моя, ибо зима миновала!" (Песн. 2, 10-11). Она с радостью отвечала Ему: "Настало время жатвы, но я верую, что увижу благость Господа на земле живых" (ср. Пс. 26, 13). Так преподобная Павла предала Богу душу (26 января 404 года). Ей было 56 лет.

Похороны преподобной Павлы стали настоящим торжеством, на которое собралось множество монахов, пришедших со всей Палестины, и местных жителей, оплакивавших её как свою мать и покровительницу.
Житие преподобной Павлы было написано блаженным Иеронимом. Её память отсутствует в "Синаксаре" св. Никодима, но 28 августа она поминается вместе c блаженным Иеронимом и преподобной Маркеллой в "Палестино-грузинском календаре" X века. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.


Преподобный Гавриил Иерусалимский, игумен

Скончался мирно в V веке. Он упоминается в житии прп. Евфимия Великого.


Святитель Конон Мэнский (Conon, Conan), епископ

Считается, что он был наставником детей короля Евгения IV Шотландского, а затем учителем св. Фиакра. Затем он отправился на остров Мэн, где проповедовал и был рукоположен во епископа. Он, епископ острова св. Патрика ("Bishop of Inis-Patrick"), отличался своим рвением в борьбе за души в Мэнкслэнде (Manxland).

Скончался в 648 году.


Преподобный Климент Столпник

Преподобный Климент Столпник прославился совершенством своей духовной жизни и иноческими подвигами во славу Христа.
Скончался он в 1111 году.


Мученик Иоанн Попов

Мученик Иоанн Попов

Память 26 января и в Соборах новомучеников и исповедников Радонежских, Соловецких и всей Церкви Русской

Родился 17 января 1867 года в семье священника Воскресенской церкви города Вязьмы.
Окончил Смоленскую духовную семинарию. 1-й магистрант XLVII курса (1888-1892), оставлен профессорским стипендиантом.
С 1893 года исполнял должность доцента по кафедре Патристики.
В 1897 году удостоен степени магистра богословия за работу «Естественный нравственный закон» (Сергиев Посад, 1897). Утвержден в звании доцента. С 1898 года - профессор, а с 1917 года - ординарный профессор по первой кафедре Патрологии.

В 1901-1902 находился в научной командировке в Германии, стажировался в Берлинском и Мюнхенском университетах. Отличался своими либеральными взглядами. В 1903-1906 редактировал журнал «Богословский вестник».
Одновременно с педагогической деятельностью в МДА преподавал в Московском университете, где с 1907 года был приват-доцентом. Первоначально читал факультативный курс «Происхождение современного церковного сознания», а в 1909-1915 годах - курс «Философия средних веков».
В 1917 году стал доктором церковной истории, защитив в Петроградской духовной академии диссертацию: «Личность и учение блаженного Августина».
По данным протопресвитера М. Польского, И. В. Попов написал второй том своего труда о блаженном Августине, оставшийся в рукописи.
В 1917-1918 годах - член Поместного Собора Российской Православной Церкви от МДА.
В 1917 был профессором Высших женских богословско-педагогических курсов.
После прекращения деятельности Московской духовной академии в 1919 году, читал лекции на неофициальных богословских академических курсах в Москве. В 1918-1923 годах продолжал читать лекции в Московском университете на кафедре философии (средних веков).

Архиепископ Иларион (Троицкий), уже находясь в Соловецком лагере, в присутствии других заключенных - архиереев и клириков - говорил о нем так: "Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича".

В декабре 1924 И. В. Попов был арестован и приговорен к трем годам лишения свободы. В 1925-1927 находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения, где работал учителем в школе грамотности для заключенных-уголовников. Был одним из авторов "Соловецкого послания" (1926).
С 1928 года жил в ссылке в деревне Ситомино Сургутского района на реке Обь, где продолжал работать над исследованием о Григории Нисском.

В 1931 году был арестован в Сургуте, осенью того же года приговорен к ссылке еще на три года в село Самарово (ныне вошло в состав города Ханты-Мансийска). В 1932 году ему было разрешено вернуться в Центральную Россию - видимо, в связи с болезнью (сердечной слабостью, опухолью ног) и преклонным возрастом.
Жил в Подмосковье, в 1935 году вновь был арестован и приговорен к пяти годам ссылки. Выслан в село Игнатово Пировского района Красноярского края.

В 1937 году был арестован в ссылке по обвинению в контрреволюционной деятельности. Тройкой УНКВД Красноярского края приговорен к высшей мере наказания.
Расстрелян 8 февраля 1938 года.

Причислен к лику святых Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments