filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

19 января (01 февраля) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


1-я приуготовительная седмица к Великому Посту. Седмица сплошная.

Прп. Макария Великого, Египетского (390–391)
; свт. Марка Евгеника, архиепископа Ефесского (1444); блж. Феодора Новгородского, Христа ради юродивого (1392); прп. Макария Римлянина, Новгородского (XVI–XVII).

Прпп. Макария Печерского, постника, в Ближних пещерах (XII), Макария Печерского, диакона, в Дальних пещерах (XIII–XIV); Обре́тение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652); мц. Евфрасии девы (303); свт. Григория Богослова (389), перенесение мощей из Арианда в Царьград в 950 году; прп. Макария Александрийского, иеромонаха (394–395); прп. Альберта Кашелского, еп. (до 715; Кельт. и Брит.); мч. Антония-Раваха Дамасского (799/805; Антиох.); свт. Бранвалладера Корнуоллского (VI; Кельт. и Брит.); прп. Антония, столпника Марткопского (VI) (Груз.); свт. Арсения Керкирского, архиепископа (VIII); прписп. Евфимия (Кереселидзе), игумена (XX) (Груз.); прп. Макария (Нотары), еп. Коринфского (1805; Греч.).

Сщмч. Петра Скипетрова, пресвитера (1918); сщмч. Николая Восторгова, пресвитера (1930); мч. Феодора Гусева (1940).


Святые дня, молите Бога о нас!


Преподобный Макарий Великий, Египетский

икона_макарий_великий


Родился в Египте около 301 года. С любовью и усердием послужил он своим родителям в старости, исполняя заповедь о почитании родителей, и по кончине их сделался совершенно свободным от житейских забот. Под руководством опытного старца-инока преподобный Макарий стал проходить безмолвное иноческое житие и рукоделие. Сначала он поселился в пустынном месте недалеко от селения, где жил, потом преподобный переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне.

Прожив три года в пустыне, он пошел к преподобному Антонию Великому (+ 356 г.), отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком. Здесь преподобному Макарию приходилось бороться с бесами день и ночь, и они вопили, что не могут победить его, потому что он имеет великое оружие — смирение.

Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто посещал великого Антония, получая от наставления в духовных беседах. Вместе с двумя другими учениками преподобного Антония преподобный Макарий сподобился присутствовать при блаженной кончине его, и как некое богатейшее наследие, получил посох преподобного Антония, которым тот поддерживал в дороге свое немощное тело, удрученное старостью и постническими подвигами. Вместе с этим посохом преподобный Макарий принял сугубо и дух Антония Великого, как некогда воспринял таковой пророк Елисей после Илии пророка. Силой его духа преподобный Макарий сотворил многие дивные чудеса. Однажды преподобный Макарий разговаривал с черепом главного языческого жреца, который рассказывал о своих мучениях и о более тяжких и лютых, постигших тех, кто познал имя Божие, но отверг Его и заповеди Его не соблюдал.

По причине множества приходившего к нему народа, преподобный Макарий имел мало времени, чтобы в удалении предаваться богомыслию. Поэтому преподобный выкопал под своей келлией глубокую пещеру, длиной около полстадии, куда и скрывался от постоянно приходящих к нему и нарушающих его богомыслие и молитву. Преподобный Макарий достиг такого дерзновения в хождении перед Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение.
В годы царствования императора Валента арианина (364-378 гг.) преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там, по молитвам святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни. Кротость, смирение и милосердие преподобного преображали души человеческие. 60 лет провел св. Макарий в мертвой для мира пустыне. Более всего времени преподобный проводил в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Свой обильный и подвижнический опыт авва претворил в глубокие богословские творения. 50 бесед и 7 подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого. Высшее благо и цель человека — соединение душ с Богом, — основная мысль в творениях преподобного Макария.

Монастырь Макария Великого (Monastery of Saint Macarius the Great), Скитская пустынь, Египет
(Монастырь Макария Великого (Monastery of Saint Macarius the Great), Скитская пустынь, Египет)


Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины (+ ок. 390-391 г.) ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близким переходе его в блаженные небесные обители. Преподобный начал приготавливаться к своей смерти. Через девять дней преподобному Макарию явился Херувим со множеством Ангелов. Когда святая душа преподобного Макария была взята Херувимом и вознеслась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили, что избежал их св. Макарий.

Тропарь преподобного Макария Великого
глас 1
Пустынный житель, и во плоти Ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Макарие,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Макария Великого
глас 1
Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики,/ в земли кротких достойно водворяешися, богоносне Макарие,/ и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес,// темже тя почитаем.


Святитель Григорий Богослов, Перенесение мощей из Арианда в Царьград в 950 году

икона_григорий_богослов

Об этом вселенском учителе и святителе можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/384400.html


Святитель Арсений Керкирский

икона_арсений_Керкирский


Родом из Палестины в царствование имп. Василия I Македонянина (867-868) в семье благочестивых родителей; отец происходил из Иерусалима, мать - из Вифании. Долгое время они оставались бесплодными и, когда после долгих молитв родился Арсений, решили посвятить его на служение Богу. Арсения отдали в монастырь, где он был обучен иноческому житию и получил хорошее образование. В 12 лет принял постриг.
Затем он отправился в Селевкию (Сирия), где усовершенствовал свои познания в науках и был рукоположен во пресвитера. Корабль, на котором Арсений возвращался в Иерусалим, был захвачен пиратами. Святой обратился к разбойникам с мудрыми и кроткими речами, и его проповедь обратила их к покаянию.
Поклонившись святым местам, Арсений отправился в Константинополь. Патриарх Трифон (928-931) поручил ему «заботу о церквах» (ἐνεπιστεύθη τὴν φροντίδα τῶν ̓Εκκλησιῶν), возможно, Арсений получил должность иконома.

При патриархе Феофилакте за свои добродетели он был избран епископом Керкирским (ок. 933). Он стал первым из иерархов острова Керкира в сане архиепископа. Во время набега «скифов» на остров (возможно, нападение болгар в 941) святитель, вышедший к разбойникам со словами увещевания, был захвачен в плен. Растерявшиеся жители Керкиры, видя его самопожертвование, исполнились мужества и приложили все усилия для освобождения святителя.
Святитель Арсений прославился мудростью, ученостью, благотворительностью и неоднократным заступничеством за невинных перед властями. Так, уже в старости он отправился в Константинополь ходатайствовать за свою паству, которой угрожал неправедный гнев императора Константина VII Багрянородного. Возвращаясь из Константинополя, Арсений в пути заболел и скончался в Коринфе около 953 года.

Его мощи были перенесены на Керкиру и положены в соборе святых апостолов Петра и Павла. Еще при жизни святитель получил от Бога дар исцеления и чудотворения. Мощи его также прославились многими чудесами. Во время венецианского владычества обладателями мощей стали католики. В настоящее время мощи свт. Арсения находятся в Епископской часовне Керкирской митрополии. Тимофей, митр. Керкирский, в 1986 г. пожертвовал для мощей святителя драгоценную раку.
Свт. Арсения ошибочно отождествляют с монахом Арсением, который состоял в переписке с патриархом Фотием, и поэтому неправильно относят время жизни святителя к VIII в.
Сохранилось житие свт. Арсения, включенное в синаксарь не позднее второй пол. XVII в., и ода, написанная в честь святителя Арсения Иоанном Крассом. Пространное житие находится в «Великом Синаксаристе» Никодима Святогорца. Память Арсения Керкирского внесена в русские календари в XVII в., начиная с печатных Святцев 1656 г.

Известно богослужебное последование святителю Арсению, впервые изданное в 1694 г. В печатные Минеи, используемые ныне в греч. Церквах, это последование не вошло.
В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., в разделе «Песнотворцы» об облике свт. Арсения сказано: «Юный, с бородою едва показавшеюся, говорит: приидите, празднолюбцы и христолюбцы...».

Еще немного о святителе Арсении Керкирском можно почитать в моем рассказе о путешествии на о. Корфу тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/3600.html



Мученик Антоний-Равах Дамасский

По преданию, житель Дамаска Равах происходил из знатной арабо-мусульманской семьи и страстно ненавидел христиан. Но ряд происшедших с ним чудес и явившихся ему видений заставили его уверовать во Христа, и Равах отправился в Иерусалим к патриарху Илии (+ ок. 797) с просьбой совершить над ним таинство Крещения. Первосвятитель, не решившийся на это из страха перед мусульманами, отправил его в пустыню у Мёртвого мертвого. Там монахи-отшельники крестили Раваха в водах Иордана, дав ему имя Антоний. Более 6 лет Антоний-Равах провел со старцами в пустыне, потом отправился проповедовать христианство своим соплеменникам.
Вскоре он был схвачен в Дамаске и брошен в тюрьму. В течение нескольких месяцев мусульмане пытались уговорами и побоями заставить его вернуться к исламу; наконец мученик был доставлен для допроса в г. Ракка (Каллиник) к халифу Харуну ар-Рашиду. Их беседа вылилась в жаркий диспут о вере, после которого халиф повелел отрубить мученику голову.

Житие Антония-Раваха было составлено его современником; высказывалось предположение, что в основе повествования лежал автобиографический рассказ самого святого, записанный незадолго до его казни. Текст этого произведения дошел до нас в нескольких вариантах на арабском, грузинском, эфиопском языках. Среди ученых существует мнение, что оригинал жития мог быть написан по-арабски, и в таком случае оно является одним из самых ранних произведений арабо-христианской литературы.


Блаженный Феодор Новгородский, Христа ради юродивый

блаженный Феодор Новгородский


Родом из Новгорода, с Торговой стороны. Подражая жизни святых, св. Феодор налагал на себя строгий пост (в среду и пятницу вообще ничего не ел), часто посещал храмы Божии и подавал щедрую милость нищим. Укрепив свои силы такими богоугодными упражнениями, он принял на себя подвиг юродства. До конца жизни святой соблюдал полную нищету, не имея ни своего угла, ни теплой одежды. Изнуряя себя постом, он всю милостыню, получаемую от почитателей-сограждан, раздавал бедным. По ночам святой обходил новгородские церкви и горячо молился за родной город. По свидетельству летописца, «не раз спасалась его земная родина от предстоявших ей зол молитвами угодника Божия». Обличая взаимную вражду новгородцев, жителей Торговой и Софийской сторон, блаженный делал вид, что враждует с блаженным Николаем Кочановым, который подвизался на Софийской стороне. Когда блаженному Феодору случалось ходить на Софийскую сторону Волховским мостом, то блаженный Николай гнал его на Торговую, то же делал и Феодор, когда заставал Николая на своей стороне.

Однажды св. Николай, узнав, что блаженный Феодор находится на «его» стороне, стал гнать его и преследовать. «Спасаясь» от него, блаженный Феодор побежал по улицам, потом по огородам и наконец по реке Волхову, идя по воде, как по суше. Блаженный Николай продолжал погоню до половины реки, а потом бросил в убегавшего кочан капусты, вырванный перед тем в огороде. Своей мнимой враждой святые напоминали новгородцам неблаговидность их междоусобиц, которые часто оканчивались кровопролитными столкновениями.

Блаженный Феодор получил от Господа дар прозорливости и пророчества. Так он предсказал новгородцам неурожай и пожар, опустошивший улицы Торговой стороны. О времени своей кончины святой был предуведомлен через Ангела Божия и мирно почил 19 января 1392 г. Тело его было погребено у церкви вмч. Георгия на Торговой стороне. Приходившие с верой больные получали здесь исцеления.

Тропарь Феодору, Христа ради юродивому, Новгородскому, блж.

Иже на земли Христа ради волею в буйство преложився, / мира сего красоты отнюд возненавидел еси / и, плотская играния увядив постом и жаждею и на земли леганием, / от зноя же и студени, от дождя и снега / и от прочия воздушныя тягости никогдаже уклонился еси, / душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле, / отче преблаженне Феодоре, / и ныне на Небесех предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы, / но яко имея дерзновение многое, / моли Христа Бога спастися душам нашим.


Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, игумен, обретение мощей

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, игумен

Память 19 января на первое обретение мощей, 10 августа на второе обретение и перенесение мощей в 1998, 3 декабря на преставление, в Соборах Московских и Радонежских святых.

Очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского и принял от него постриг в монашество. Он был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия.

Под руководством этого наставника преподобный Савва научился послушанию, смирению, хранению помыслов, воздержанию и целомудрию. Преподобный любил безмолвие, поэтому избегал бесед с людьми. Он никогда не был праздным; часто плакал о нищете своей души. Святой питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь; он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что не только иноки, но и миряне открывали ему свои души.

По благословению преподобного Сергия инок Савва стал игуменом обители Успения Божией Матери. Ее устроил на реке Дубенке великий князь Московский благоверный Димитрий Донской в благодарность за победу над Мамаем. В 1392 году, когда преемник преподобного Сергия, игумен Никон, оставил управление монастырем и затворился в своей келлии, братия Троицкого монастыря умолили преподобного Савву вернуться в их обитель и принять игуменский жезл. В течение шести лет преподобный Савва, прибегая к молитвенной помощи преподобного Сергия, пас порученное ему стадо. По примеру преподобного Сергия святой Савва во время игуменства молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря.

Князь Юрий Дмитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия, избрал преподобного Савву своим духовником. По его просьбе преподобный основал близ Звенигорода новую обитель. Но, стремясь к уединению, преподобный Савва ушел на пустынное место — гору Сторожевскую. Там он построил деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и малую келлию для себя. Слухи о иноческих подвигах привлекли к нему многих искавших уединения и безмолвной жизни. В 1399 году преподобный основал на Сторожевской горе монастырь и с отеческой любовью принимал всех ищущих спасения, научал их иноческому послушанию и смирению. Преподобный Савва, несмотря на преклонные годы, много потрудился при устройстве обители. Подавая пример инокам, он выполнял все необходимые работы, предостерегая всех от праздности. Преподобный выкопал себе пещеру в версте от монастыря, в которой подолгу со слезами молился и предавался Богомыслию.

Саввино-Сторожевский монастырь
(Саввино-Сторожевский монастырь)


За высокую добродетельную жизнь Господу угодно было прославить преподобного даром прозорливости. Перед походом князя Звенигородского Юрия Димитриевича на войну, святой старец, помолившись, благословил его и предсказал ему победу и благополучное возвращение.

Скончался в глубокой старости 3 декабря 1406 года. В грамоте 1539 года преподобный Савва называется чудотворцем. В середине XVI в. было составлено описание чудес. От мощей преподобного исцелялись больные и изгонялись бесы из одержимых. Несколько раз преподобный Савва Сторожевский являлся насельникам обители, молитвенно обращавшимся к нему за помощью.

Однажды преподобный Савва явился во сне игумену Сторожевской обители Дионисию, который был иконописцем. После этого видения игумен Дионисий написал первую икону святого Саввы. Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году. Было определено совершать ему память 3 декабря. Нетленные мощи его обретены 19 января 1652 года.

14 февраля 1919 года было опубликовано постановление Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии мощей в Советской России. Через месяц, 17 марта, были вскрыты и святые мощи прп. Саввы Сторожевского.

Долгое время считалось, что святые мощи преподобного, которые в 1920-е годы были экспонатом выставки по охране здоровья при Наркомате здравоохранения, затем были переданы на Лубянку и пропали в её подвалах. Лишь в 1980-е стало известно, что, по милости Божией, честная глава преподобного Саввы более 50 лет тайно хранилась в одной православной семье. Супруги Михаил Михайлович и Софья Дмитриевна Успенские с большим риском для себя сберегли святыню. В 1920-е годы Михаил Михайлович, тогда сотрудник Государственного исторического музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник ЧК, вызвавший его, показал ему серебряное блюдо, накрытое материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде — останки Саввы Сторожевского, — поместите, куда сочтёте нужным». Вначале Михаил Михайлович хранил мощи на даче в Звенигороде. Затем решил спрятать святыню в более безопасное место: сложил мощи в чистый мешочек, положил в специально изготовленный сосуд с плотной крышкой и зарыл в землю в саду. Вскоре на даче произошёл пожар, дом выгорел дотла, но святые мощи не пострадали. После этого события он перевёз мощи преподобного в свою московскую квартиру.

За три года до смерти М. М. Успенский, беспокоясь о святыне, через протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви с. Жилино Люберецкого района Московской области, обратился к о. Евлогию (Смирнову) (тогда — эконому Троице-Сергиевой лавры) с вопросом, как ему поступить с мощами? О. Евлогий посоветовал передать их в Лавру. Позже, когда о. Евлогий уже был наместником Свято-Данилова монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени скончался, а его родственники сообщили, что они передали мощи священнику, который напутствовал М. М. Успенского перед смертью. «Пожалуйста, возьмите их, как и обещал Вам наш отец», — добавили они.

25 марта 1985 года святыня была передана в Московский Данилов монастырь, где почивала в алтаре храма Семи Вселенских Соборов.
В 1995 году началась передача Саввино-Сторожевского монастыря Русской Православной Церкви. 23 августа 1998 года состоялось перенесение мощей преподобного в его обитель. По благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II день 23 августа стал праздником «Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского».

рака с мощами прп. Саввы Сторожевского
(рака с мощами прп. Саввы Сторожевского)

Очень подробно об этом угоднике Божьем и ученике преподобного Сергия Радонежского вы можете прочитать тут:
http://www.savvastor.ru/


Тропарь преподобного Саввы Сторожевского

глас 8
Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне:/ от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя,/ и того учением ум к Небесным вперив,/ и стаду твоему премудр наставник показался еси;/ тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати,/ Савво, отче наш,// моли спастися душам нашим.


Кондак преподобного Саввы Сторожевского

глас 2
Господним желанием распалився,/ страсти плотския воздержанием оттряс,/ Божественнаго света незаходимое светило явился еси,/ чудес лучами всех просвещаеши,/ притекающих к мощем твоим,// Савво преподобне, отче наш.

Молитва преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому чудотворцу

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, Архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.


Преподобноисповедник Евфимий (Кереселидзе), игумен

Преподобноисповедник Евфимий (Кереселидзе), игумен

Память 19 января (РПЦ), 20 января (Груз.)

Родился в деревне Самели, район Рача в 1865 году у благочестивых супругов Соломона и Марты Кереселидзе. При рождении его назвали Евстатом. После окончания церковно-приходской школы пятнадцатилетний Евстат отправился в Кутаиси, потом в Тбилиси в поисках работы.
Вместе с еще одним благочестивым юношей Евстат организовал в Тбилиси нечто вроде богословского книжного клуба. Главной целью их начинания было стремление лучше понять древние церковные распевы и распространение знаний об этой древней церковной традиции среди широкой публики, а также укрепление православной веры среди грузинского народа. В 1890-х годах при активной помощи праведного Илии кружок приобрел печатные станки. В последующие 25 лет члены кружка с ревностью издавали богословские тексты и бесплатно распространяли их в народе.

Через некоторое время Евстат решил принять тяжелое бремя монашества, к которому он готовил себя с юности. Его духовный отец преподобный Алексий (Шушания) одобрил его решение. В 1912 году по благословению епископа Имеретинского Георгия (Аладашвили) Евстат начал подвизаться в качестве послушника в монастыре Гелати. 23 декабря 1912 года он был пострижен в монашество игуменом Анфимом с именем Евфимий – в честь святого Евфимия Афонского. В мае 1913 года он был рукоположен в иеродиакона, в 1917 году - в священнический сан тем же епископом Георгием.

В 1921 году коммунисты захватили власть в Кутаиси. Они посчитали преподобного неблагонадежным и арестовали его. Но по воле Божией он был освобожден за недостаточностью улик. В это безбожное время для клириков и монахов монастыря Гелати каждый день проходил в ожидании поругания и притеснений. Но, несмотря ни на что, стойкий отец Евфимий продолжал свои труды по собиранию древних песнопений. Им было найдено свыше сотни древних песнопений для последующей публикации в западной нотной транскрипции.

В 1924 году коммунисты разрушили собор царя Давида Строителя в Кутаиси, расстреляли митрополита Кутаисского Назария и служивших с ним клириков - преследования верующих ужесточились. Отец Евфимий решил покинуть монастырь Гелати и, взяв с собой рукописи, с которыми он работал, отправился в более безопасное место. Тогда на дороге, ведшей из Кутаиси в Тбилиси, были убиты тысячи путешественников, но отец Евфимий успешно добрался до Мцхеты и привез целую повозку рукописей. Манускрипты были помещены на хранение в собор Светицховели, а отец Эквтиме назначен настоятелем этого храма. В это смутное время отец Евфимий продолжал свою работу по изучению древних рукописей и переводу песнопений с древней невменной нотации в современную нотную. При этом преподобный нес служение духовника монахинь монастыря Самтавро, расположенного недалеко от Светицховели.
В 1929 году отец Евфимий был переведен в монастырь Зедазени за пределами Мцхеты. Он перевез древние рукописи в свой новый дом, вложил их в металлические футляры и закопал в землю. Шесть лет спустя, в ноябре 1935 года, он передал тридцать четыре сборника, включающие 5532 песнопения и несколько богословских рукописей, в Грузинский национальный музей.

Монастырь Иоанна Зедазенского,Мцхета, Грузия
(Монастырь Иоанна Зедазенского,Мцхета, Грузия)


Во время Второй мировой войны жизнь в грузинских монастырях была особенно трудной. Однажды настоятель монастыря Зедазени архимандрит Михаил (Мандария), отправившийся в Сагурамо за провизией для монастыря, не успел вернуться до наступления комендантского часа и был застрелен коммунистами. Немного позже молодого монаха монастыря, Парфения (Артсиаури), арестовали по ложному обвинению, а старец Савва (Пулариани) преставился. Так отец Евфимий остался единственным монахом в монастыре. Его духовные дети, монахини монастыря Самтавро, заботились о нем, уже старике. Зимой 1944 года монахиня Зоиль (Двалишвили) и несколько сестер направились в Зедазени, чтобы навестить старца. Они нашли его лежащим в изнеможении на кровати. Спустя некоторое время преподобный предал свою душу в руки Господа.

Преподобный Евфимий был монахом-аскетом и ученым, который непрестанно молился, с самой юности был образцом целомудрия, смирения и терпения. Древняя школа грузинских распевов во многом сохранилась благодаря бесстрашным трудам игумена Евфимия.


Почитание

Отец Евфимий был похоронен во дворе монастыря Зедазени, недалеко от алтаря. Часть его богатой библиотеки была перевезена в Самтавро. Некоторые из рукописей, собственноручно им написанные, – перевод древних напевов в нотолинейную нотацию, до сих пор находятся там.

Преподобноисповедник Евфимий (Кереселидзе), игумен 1


18 августа 2003 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви причислил игумена Евфимия (Кереселидзе) к лику святых. Синод постановил наименовать святого преподобный Евфимий Исповедник, подчеркивая его исповедание веры, а также ведущую роль в сохранении великого наследия грузинского богослужебного пения.
26 декабря 2003 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением дня его памяти 19 января.


Священномученик Петр Скипетров, пресвитер

Священномученик Петр Скипетров, пресвитер

Память 19 января и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Родился 4 июня 1863 года. Его отец - священник Иоанн Ефимович Скипетров (1830-1870?) - и дед - Евфимий Скипетров (1805-1860) - служили всю жизнь в церкви с. Станки, в 10 верстах от г.Вязники. В их семье было четверо сыновей и одна дочь. Известны имена двух братьев о. Петра: Михаил и Василий.
Окончил Шуйское духовное училище.

В 1884 году окончил Владимирскую духовную семинарию.
18 февраля 1884 года рукоположен в сан диакона, определён в Исаакиевский кафедральный собор.
В 1890 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, тема кандидатской работы: «Нравственное мировоззрение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического».
С 14 сентября 1892 года - священник церкви детского приюта принца Ольденбургского.
С 1898 года - священник вновь построенной Скорбященской церкви, возведённой на месте явления в 1888 чудотворной иконы «Всех скорбящих Радосте» с грошиками.
В 1912 - 1918 годах - настоятель Скорбященской церкви.
В 1894 - 1900 годах - законоучитель в приюте великой княгини Александры Николаевны.
В 1900 - 1917 годах - законоучитель в Громовском детском приюте.
Был женат на Антонине Николаевне Заозёрской, дочери иподиакона Исаакиевского кафедрального собора. В их семье было 13 детей.
Был убит 1 февраля 1918 г. в Александро-Невской Лавре.

18 января 1918 г. вечером в Скорбященской церкви было получено сообщение по телефону, что владыка митрополит ожидает к себе 19 января к 3 часам настоятеля церкви о.Петра и прот. В.Покровского. 19 января в половине третьего священники отправились в Александро-Невскую Лавру. По дороге им сообщили, что в Лавре не спокойно, были слышны выстрелы. У самой Лавры их встретил сын о.Петра - Николай, воспитанник духовной семинарии, который настойчиво просил не идти дальше. Однако протоиереи, несмотря на предупреждение, вошли в Лавру.
Из статьи "Правда о смерти протоиерея П.И.Скипетрова", опубликованной в Петроградском Церковно-Епархиальном Вестнике N 1 за 1918 г.:

19 января 1918 г. в Александро-Невскую Лавру прибыл отряд матросов и красногвардейцев с распоряжением о конфискации имущества, подписанным комиссаром г-жой Коллонтай. Отказавшись отдать лаврское достояние, митрополит Вениамин (Казанский) и наместник Лавры епископ Прокопий (Семенович) были арестованы вместе со всем духовным собором Лавры. Набат и призывы спасать церковь привлекли множество народа, и красногвардейцы вынуждены были бежать. Однако вскоре вернулись и, грозя начать стрельбу, пытались выгнать монахов из обители. Народ не расходился, а престарелый протоиерей Петр Скипетров, настоятель церкви, обратился к насильникам с горячим пасторским увещеванием, просил их остановиться, не осквернять святыни и не причинять зла безоружным людям. В ответ раздались выстрелы, священник был смертельно ранен, и, как подкошенный, опустился на пол коридора. Лицо его имело совершенно спокойное выражение, но показавшаяся мгновенно изо рта кровь свидетельствовала, что он тяжело ранен.

По данным прот. М. Польского:

"После этого изверги размозжили ему прикладом голову. Вооруженные люди разбежались, скрывшись от возбужденной толпы. Револьверная пуля прошла через нижнюю челюсть и застряла в шее. К раненому был вызван по телефону его сын, врач Петр Петрович, который нашел отца в крайне тяжелом состоянии. Для оказания немедленной радикальной помощи раненого перенесли в лазарет союза городов N 246. Но несмотря на все усилия врачей, спасти его не удалось. Протоиерей Петр Скипетров скончался в 10 часов 45 минут вечера... ".

21 января состоялся всенародный крестный ход из всех питерских церквей в Александро-Невскую Лавру и затем по Невскому проспекту к Казанскому собору. Здесь митрополит Вениамин обратился к народу со словом об умиротворении страстей и отслужил молебен и панихиду по о.Петру.

На следующий день, 22 января, при большом стечении народа сонм иереев во главе со святителем Вениамином, епископами Прокопием и Артемием отпевал протоиерея Петра Скипетрова в Скорбященском храме, где он настоятельствовал. По единогласному желанию прихожан погребение покойного предполагалось в ограде Скорбященской церкви, на что было получено разрешение местного комиссара. Но затем местным Советом солдатских и рабочих депутатов погребение было запрещено ввиду близости могилы к Неве и перенесено на Тихвинское кладбище Лавры. Оно состоялось 22 января 1918 г.

Священномученик Петр Скипетров, пресвитер 1

31 марта 1918 г. за Божественной литургией в храме Московской Духовной Семинарии Патриарх Тихон (Белавин) молился об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных (первая служба, посвященная новомученикам). Святейший Патриарх помянул и о.Петра Скипетрова.

В 1935 г., в связи с организацией на Тихвинском кладбище некрополя деятелей искусств могила о.Петра была уничтожена.
В 1994 г. с помощью Галины Михайловны Скипетровой, внучки о.Петра, было определено место могилы, и кроме того, оно было выверено по старому плану кладбища. Могила была восстановлена, и на ней 27 сентября 1994 г. был установлен памятный крест.

С 1994 г. в приходе во имя Мученицы царицы Александры открыта Воскресная церковно-приходская школа имени протоиерея Петра Скипетрова.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода 26 декабря 2001 г.
Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments