filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

15 (28) января 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1) Неделя о мытаре и фарисее...

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Неделя о мытаре и фарисее.

Прпп. Павла Фивейского (341) и Иоанна Кущника (V).
Прмч. Пансофия Александрийского (249–251); свв. Саломии Уджармской и Перожавры Сивнийской (IV; Груз., ПЦА); прпп. Прохора Пшинского (X) и Гавриила Лесновского (XI) (Серб.); свт. Герасима II (Палладаса), патриарха Александрийского (1714); прп. Иты Киллидийской (570; Кельт. и Брит., Греч.); прп. Мавра, ученика прп. Венедикта (584; Кельт. и Брит.); прп. Ллеудадда, игумена Бардсийского (VI; Кельт. и Брит.); прп. Кеолвулфа Линдисфарнского (не ранее 764; Кельт. и Брит.); прмч. Блайтмайка, игумена Ионского (ок. 823; Кельт. и Брит.); прп. Афанасия Паросского (1813; Греч.), память прославления в 1995 году.

Сщмч. Михаила Самсонова, пресвитера (1942).

Святые дня, молите Бога о нас!



Первая подготовительная седмица к Великому посту

Притча о мытаре и фарисее. XIV в. Сербия, монастырь Грачаница
(Притча о мытаре и фарисее. XIV в. Сербия, монастырь Грачаница)


Святая Православная Церковь как чадолюбивая мать не сразу вводит нас на поприще Поста, зная, что без должной подготовки человек может приуныть и ослабеть в любом, даже благом, деле. Поэтому перед Великим постом Устав назначает три подготовительные недели, или седмицы, которые постепенно приуготовляют душу человека к подвигу. Неделя о мытаре и фарисее – первая из них. Богослужение воскресного дня пока еще не очень сильно отличается от обычного. Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приуготовительные недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели (Воскресения) о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем Поста, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых». В приуготовительные недели, на воскресной всенощной после полиелея, Церковь оплакивает духовный плен христиан пением 136-го псалма: «На реках Вавилонских».

В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» — положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» — лежит притча о блудном сыне. В основе третьей — «Множество содеянных мною лютых» — предсказание Спасителя о Страшном Суде.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию.
И ныне и присно и во веки веков, аминь: На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!
Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.
_______________________
(Перевод: Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.
Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.
Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости
).
_______________________

Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого Воскресения Великого поста, или Недели о преподобной Марии Египетской. Евангельское чтение этого дня предлагает для поучения притчу Христа о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14), от названия этой притчи получила название и первая подготовительная неделя. Эта притча задает тон на весь Пост.
Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели и о гордыне как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. Смирение как путь к духовному возвышению показал Сам Бог, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы, «приняв образ раба» (Флп. 2:7).

Чтобы посрамить гордыню фарисея, который придавал значение своему посту, Церковь отменяет пост в среду и пятницу (поэтому она называется «сплошной седмицей»), показывая, что не пост или какое-либо другое дело спасает человека, а Бог, ищущий смиренное сердце. Так постепенно ужесточается воздержание: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовления – запрещение вкушать мясную пищу.


Преподобный Павел Фивейский

прпп. Антоний Великий и Павел Фивейский
(прпп. Антоний Великий и Павел Фивейский)

Павел Фиве́йский, Египетский (+ 341), преподобный. Отшельник, проживший по преданию 91 год в отшельничестве; первый христианский монах.

Родился в Египте в провинции Нижняя Фиваида. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Во время гонений на христиан императора Декия (249-251) святой Павел, узнав о коварном замысле родственника предать его в руки гонителей, покинул город и удалился в пустыню. Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью. Питался он финиками и хлебом, который приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя.

По смотрению Божию, незадолго до кончины преподобного Павла, Бог открыл о нем преподобному Антонию Великому, который также подвизался в Фиваидской пустыне. Однажды святому Антонию пришла мысль, что едва ли есть другой такой пустынник, который больше, чем он, подвизался бы и молился. Тогда Господь вразумил св. Антония. По слову Господню он отправился к прп. Павлу. Уже глубокий старец, прп. Павел рассказал св. Антонию историю своей жизни.

От Бога прп. Павел уже знал о своей близкой кончине, и просил св. Антония похоронить его тело. Св. Антонию пришлось вернуться в свой монастырь за иноческой мантией, чтобы достойно похоронить старца. На обратном пути, подходя к пещере, он увидел возносящуюся в сонме ангелов душу прп. Павла. Преставился святой Павел во время молитвы, стоя на коленях – так нашел его св. Антоний. Два льва прибежали из пустыни и когтями вырыли могилу. Преподобный Антоний похоронил святого старца, и взяв его одежду из пальмовых листьев, удалился в свою обитель. Одежду эту преподобный Антоний хранил, как величайшую святыню, и надевал только два раза в год - на Пасху и Пятидесятницу. Скончался преподобный Павел Фивейский в 341 году, когда ему было 113 лет. Он не основал ни одной обители, но вскоре после его кончины явилось много подражателей его жизни и покрыли пустыню обителями. Преподобный Павел считается если не основателем, то праотцом православного монашества и весьма почитаем всеми Православными Церквами.

В XII веке мощи святого Павла, по воле императора Мануила (1143-1180), были перенесены в Константинополь и положены в Перивлептской обители Пресвятой Богородицы. Впоследствии они было перенесены в Венецию; часть главы его находится в Риме. Мощи святого Павла пребывают в венецианской церкви святого Юлиана (San Giuliano) вместе с мощами другого почитаемого святого Православной Церкви – святого Патриарха Константинопольского Германа Исповедника.

Церковь Сан Джулиано (Chiesa di San Giuliano)
(Церковь Сан Джулиано (Chiesa di San Giuliano), Венеция)


Тропарь преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Павла Фивейского
глас 3
Яко светило незаходящее мысленнаго Солнца,/ сошедшеся, днесь восхвалим в песнех:/ возсиял бо еси сущим во тьме неразумия,/ вся возводя к Божественней высоте,/ фивеев украшение, Павле преподобне, отцев и постников твердое основание.


Преподобный Иоанн Кущник

Преподобный Иоанн Кущник


Преподобный Иоанн Кущник, сын богатых и знатных родителей, живших в Константинополе в V веке, получил прекрасное воспитание. Он любил читать духовные книги и, поняв тщетность мирской жизни, предпочел "паче пространного пути тесный и болезненный, и зело жестокий". Упросив родителей подарить ему Евангелие, он тайно удалился в Вифанию. В обители "Неусыпающих" он принял иноческий постриг. Молодой инок с усердием начал подвизаться в обители, удивляя братию своей непрестанной молитвой, безропотным послушанием, строгим воздержанием и терпением в трудах.

Спустя шесть лет его постигло искушение: мысли о родителях, об их любви и нежности, об их скорби начали неотступно преследовать юного подвижника.
Святой Иоанн открыл игумену свое состояние, просил отпустить его из обители и умолял братию не забывать его в молитвах, надеясь, что их молитвами он, с помощью Божией, и родителей увидит, и козни диавола победит. Игумен дал ему свое благословение.
Возвратившись в Константинополь, святой Иоанн в одежде нищего, никем не узнанный, поселился у ворот родительского дома. Родители посылали ему пищу со своего стола, Христа ради. Три года, притесняемый и оскорбляемый, прожил он в куще (шалаше), терпя холод и зной, непрестанно беседуя с Господом и святыми Ангелами. Всегда с ним было Евангелие, подаренное ему родителями, непрестанно черпал он оттуда глаголы вечной жизни. Перед кончиной преподобного ему в видении явился Господь, открыв, что приходит конец его скорбям и через три дня он будет взят в Царство Небесное.

Лишь тогда святой показал родителям Евангелие, которое они ему подарили незадолго до того, как он покинул родной дом, и родители узнали своего сына. Со слезами радости они обняли его, одновременно скорбя, что так долго он терпел лишения около ворот родительского дома. Святой Иоанн завещал родителям похоронить его на месте, где стояла его куща, и положить в гроб в нищенском рубище, которое он носил при жизни.

Скончался святой в середине V века, ему было не более 25 лет. Над местом его погребения родители построили храм Божий и при нем странноприимный дом. В XII веке глава святого была перенесена крестоносцами в Безансон (Франция), мощи преподобного находятся в Риме.

Тропарь преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Иоанна Кущника
глас 2
Возлюбив, премудре, нищету неокрадому,/ родителей твоих богатство возненавидел есй/ и, Евангелие в руках твоих держа,/ последовал еси Христу Богу, Иоанне,/ моляся непрестанно о всех нас.


Преподобномученик Пансофий Александрийский

Сын александрийского проконсула Нила, после смерти отца роздал свое имущество бедным и удалился в пустыню, где подвизался 27 лет. Во время гонения Декия (249 - 251) преподобный Пансофий был представлен на суд к префекту Александрии. Преподобный бесстрашно исповедал свою веру во Христа и обличил языческие заблуждения, за что был жестоко избит прутьями и скончался от этих побоев, восприняв мученический венец (+ 249 - 251).


Преподобный Прохор Пшинский

Преподобный Прохор Пшинский

Преподобный Прохор Пшинский подвизался в пустыне Вранской на реке Пшина, где основал обитель и прославился как один из самых строгих подвижников иноческого жития. После смерти преподобного Прохора, которая состоялась в конце X века, от его мощей совершались чудеса.


Преподобный Гавриил Лесновский


Прохор Пшинский и Гавриил Лесновский, прп. Северная стена; Балканы. Сербия. Грачаница; XIV в
(прпп. Прохор Пшинский и Гавриил Лесновский, Балканы, Сербия, Косово, монастырь Грачаница, XIV в.)

Получив после смерти родителей большое наследство, отказался от супружества, ушел на Лесновскую гору близ города Кратово и стал монахом. Там он построил храм во имя Архистратига Михаила, собрал много иноков, поставил игумена, сам же, оставив обители все свое имущество, скрылся в горной пещере, где подвизался на протяжении тридцати лет, побеждая бесовские наваждения постом и молитвой. Затем вернулся в Лесновскую обитель и там мирно почил (XI в.). Через тридцать лет были обретены его мощи, при которых совершались исцеления. Спустя долгое время они были перенесны в город Тырново.


Святитель Герасим II (Палладас), патриарх

Святитель Герасим II (Палладас), патриарх

Родился в Хандаке на острове Крит. Первым учителем будущего патриарха был его отец — протопресвитер Феодор. После домашнего воспитания и обучения, родители отправили его в Венецию для получения высшего образования венецианской Флангиановой коллегии. Там он в течение немногих лет, приобрёл основательные познания, и изучил языки: греческий, латинский и еврейский.
Во время пребывания его в Европе, Турки овладели Хандаком после долговременной осады. Узнав о судьбе своей родины и о смерти отца своего, Герасим ушёл в Пелопоннес, где встретился с многими соотечественниками своими, избежавшими рабства и бесчестия, и оттуда переселился в Касторию.
В здешней митрополии, которая тогда зависела от Охридского архиепископства, определили его учителем и проповедником. Благочестие, и дар проповедника расположили к нему местных христиан, и он посвящён был на осиротевшую кафедру Касторийскую и стал их архипастырем, но надолго. Некоторое время управлял Адрианопольской кафедрой.

После смерти патриарха Александрийского Парфения (он же Прохор), погибшего в Смирнском храме от землетрясения в 1688 году, Герасим был избран новым патриархом. Патриарх отличался ревностной и святой жизнью, отмеченной чертами юродства Христа ради.
Был обвинён в нововведениях в чин Божественной литургии в момент преложения Святых Даров. Дело дошло до Вселенского патриарха, и патриарх Герасим был оправдан.

Управлял Православною Церковью в Египте в течение 22 лет. Разные притеснения от турок и непослушание самих христиан побудили его отказаться от патриаршества, и он, избрав преемником себе Ливийского митрополита Самуила, родом хиосца, оставил свою кафедру 20 января 1710 и удалился на Афон, где вскоре скончался.
Святитель Герасим был прославлен Александрийской Православной Церковью, после чего, решением Священного Синода от 7 мая 2003 года, его память была внесена в диптих святых Русской Православной Церкви.



Священномученик Михаил Самсонов, пресвитер

Священномученик Михаил Самсонов, пресвитер


Священномученик Михаил родился 15 сентября 1867 года в деревне Шор-Касы Атаевской волости Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Шумерлинского района Чувашии) в семье крестьянина.

В 1880 году Михаил окончил Ходаровское инородческое начальное народное училище. Окончил Симбирскую Духовную Семинарию в 1892 году, в этом же году был рукоположен в сан диакона к селу Туваны, в 1894 году - в сан священника к селу Раскильдино Курмышского. В 1900 году был перемещен в село Красные Четаи, а в 1905 году вновь в село Раскильдино уезда. Отец Михаил активно участвует в жизни Церкви. В 1905-1908 годах состоял депутатом от духовенства на окружных и епархиальных съездах, с 1906 года назначен помошником благочинного, с 1910 года назначен заведывающим второклассной учительской школой в селе Красные Четаи, в должности которого состоял до 1918 года. С 1914 года определением Епархиального начальства назначен постоянным следователем от духовного ведомства по Курмышскому уезду. Священноначалие отмечало труды отца Михаила наградами. В 1900 году он был награжден набедренником, в 1904 году – скуфьей. В этом же году священнику было преподано епископом Симбирским и Сызранским Никандром «Благословение Божие за заведывание Больше Токташевской и Туры Выльской церковно-приходскими школами и вообще за пастырскую деятельность». В 1912 отец Михаил был наражден камилавкой, в 1915 году - серебряной медалью в память царствования императора Александра Третьего, темно-бронзовой медалью за первую всеобщую перепись 1897 года, серебряной медалью в память 25-летия церковно-приходских школ, светло-бронзовой медалью и серебряным нагрудным крестом в память 300-летия Дома Романовых, в 1919 году – золотым наперсным крестом, в 1923 году – саном протоиерея новопоставленным епископом Чувашской области Тимофеем (Заковым), в 1925 году – палицей. В 1924-29 годах протоиерей Михаил состоял благочинным округа.

В 1925 году обновленцы на некоторое время захватывали храм в селе Раскильдино, где служил отец Михаил. В 1929 году служа в селе Красные Четаи Священник по прошению был уволен за штат, а в 1930 году епископ Алатырский Митрофан (Гринев) благословил «возвратиться на свой приход в с. Красный Четай и не оставлять верующих без Богослужения в великие дни». В 1931 году он был награжден наперсным крестом с украшениями. В 1936 году - назначен благочинным приходов Аликовского района ЧАССР. Продолжая пастырское служение в селе Раскильдино отец Михаил был арестован 10 декабря 1937 года.

Церковь Воздвижения Креста Господня - Красные Четаи - Красночетайский район - Республика Чувашия
(Церковь Воздвижения Креста Господня - Красные Четаи - Красночетайский район - Республика Чувашия)

12 декабря на допросе следователь спрашивал проводил ли обвиняемый контрреволюционную агитацию в деревне в виде распространения провокационных слухов о гибели соввласти и колхозов. Отец Михаил обвинения отверг. На допросе, состоявшемся 19 декабря следователь спрашивал: «Какую установку вы дали председателю церковного совета Федорову Ефиму по разложению колхозов и против выборов в Верховный Совет? По вашей инициативе церковный совет написал заявление о разрешении церковного звона в день выборов в Веховный Совет, чтоб отвлечь избирателей от участия в выборах». Отец Михаил ответил, что виновным себя в предъявленных обвинениях не признает.

На повторном допросе в этот же день следователь спрашивал:

- Вам предъявляется обвинение по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР, выразившееся в том, что Вы совместно с председателем церковного совета Федоровым Ефимом проводили антисоветскую деятельность, направленную по разложению колхозов и против выборов в Верховный Совет. Отдельных активистов села Вы вовлекли через опаивание водкой. Кроме того вели антисоветскую агитацию против Государственных платежей. Признаете ли себя виновным в предъявленном обвинении?
- Виновным себя не признаю, а объясняю следующее: я Федорову Ефиму и другим членам церковного совета никакое заявление не сочинял, правда, Федоров Ефим по этому вопросу был у меня, но я отказался. Кто им сочинил заявление указать не могу. Когда служащий и налоговый инспектор приезжали в Раскильдинский сельсовет собирать налоги, то и меня вызвали и говорили, что Ваш доход достигает до 5 тысяч рублей и из этого расчета уплатите налог. После этого я им говорил, что Вы налоги берете с потолка, у меня столько дохода нет как вы думаете. После таких разговоров я налог уплатил и ушел.


14 марта 1938 года в городе Шумерля состоялось закрытое заседание спецколлегии Верховного Суда Чувашской АССР на котором рассматривалось дело по обвинению священника церкви села Раскильдино Аликовского района Михаила Самсонова, старосты этой же церкви Ефима Федорова и еще двоих крестьян этого села. Им было предьявлено обвинение по статье 58 пункта 10 части 1 и пункта 11 той же статьи. Вот выписка из обвинительного приговора:

«Подсудимые Самсонов, Федоров Е., Федоров А. и Львов, находясь в тесной связи на почве выполнения религиозных обрядов в 1937 году организовались в контрреволюционную группу во главе подсудимых Самсонова и Федорова Ефима, систематически проводили противоколхозную, противоналоговую и пораженческую контрреволюционную агитацию через проводимые ими общие собрания единоличников и в частных разговорах среди населения. Кроме того, по показаниям свидетелей Краснова и других, благодаря активной религиозной деятельности подсудимого Самсонова, усилился приток верующих из прилегающих Ядринского, Красночетайского, Траковского и Аликовского районов, вследствие чего имели место срывы в производственных работах в колхозах».

В конце приговора приписка: «С осужденных в пользу десяти человек свидетелей взыскать проездных по 40 рублей».

Все четверо были признаны виновными в передьявленных обвинениях и приговорены к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Михаил Самсонов и староста Федоров Ефим были этапированы в Алатырскую исправительно-трудовую колонию. В то время там томились многие священнослужители такие как преподобномученик Игнатий (Лебедев) - настоятель Московского Высоко-Петровского монастыря, священномученики Димитрий Воскресенский и Николай Троицкий. Староста Федоров Ефим скончался 25 сентября 1938 года по записи врача от порока сердца и энтероколита. Отец Михаил несмотря на преклонный возраст, ему шел 74 год, пережил многих во Христе братьев и продержался в условиях трудовой колонии почти 4 года. Не выдержав суровой зимы и постоянного недоедания протоиерей Михаил скончался 28 января 1942 года и был погребен на кладбище колонии в безвестной могиле.

Священномученик Михаил Самсонов, пресвитер 1

27 декабря 2007 года постановлением Священного Синода был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.


Святые Саломия Уджармская и Перожавра Сивнийская

Святые Саломия Уджармская и Перожавра Сивнийская
(святая равноапостольная Нина и св. Саломия Уджармская)


Святые Саломия Уджармская и Перожавра Сивнийская были ближайшими соратницами святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

Саломия Уджармская была женой царевича Реви, сына царя Мириана. Перожавра была женой Картлийского вельможи (эристави). Эти великосветские жёны смиренно обслуживали убогую "пленницу", усердно обучались у святой Нины молитвам, постам и другим добродетелям, помогали равноапостольной в деле обращения населения в христианство.

После принятия христианства в Картли, по внушению Нины и велению царя Мириана, святая Саломия в Уджарме воздвигла Честный Крест.

В конце земной жизни святая Нина заболела. У одра больной срочно собрались почитатели её святости, и среди них Саломия Уджармская и Перожавра Сивнийская. Они заливались горькими слезами, оплакивая расставание с наставницей и целительницей недугов. Они попросили лежащую на смертcном одре святую рассказать им о себе. Святая равноапостольная Нина рассказала своим верным ученицам о себе - где она родилась, кем были её родители, кем была послана и как попала она в Грузию.

Саломия Уджармская и Перожавра Сивнийская записали жизнь просветительницы Грузии. Их поминание Грузинская Апостольская Церковь отмечает 15 января, на второй день после поминания святой равноапостольной Нины.


Преподобный Мавр Римлянин

Преподобный Мавр Римлянин


Ряд легенд с его участием пересказаны во второй книге «Собеседований о жизни италийских отцов» Григория Двоеслова.
Согласно Григорию, Мавр был сыном богатого римлянина Эквиция и «подавал прекрасные надежды», когда отец отдал его на воспитание святому Венедикту. После этого Мавр стал свидетелем нескольких чудес. Однажды он видел беса, который в образе «чёрного мальчика» выводил из храма нерадивого монаха. В другом случае он с радостью рассказал Венедикту о смерти его врага Флоренция, но настоятель принялся оплакивать его кончину. Самым же известным происшествием является спасение Мавром его друга Плакида при помощи хождения по водам.

По позднейшим легендам, Мавр, достигнув зрелого возраста, отправился в миссионерское путешествие во Францию, где основал аббатство на Луаре. Его имя носят и другие населённые пункты (см. Saint-Maur), в честь него называлась конгрегация мавристов. В настоящее время римо-католический календарь считает ученика Бенедикта и французского подвижника разными лицами.
Атрибутами Мавра являются аббатский посох, иногда лопата (связана с названием французского города Сен-Мор-де-Фоссе, означающим «Святой Мавр на рвах») и костыль (символ покровительства инвалидам). Картины с его изображением писали Филиппо Липпи, Ханс Мемлинг и др.
Мощи находились в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре и были уничтожены революционерами в 1793 г.


Святые Саломия и Перожавра Уджармские, сподвижницы святой Нины равноапостольной

Святые Саломия Уджармская и Перожавра Сивнийская были ближайшими соратницами святой равноапостольной Нино (пом. 14 января и 19 мая), просветительницы Грузии.
Саломия Уджармская была женой царевича Реви, сына царя Мириана (пом. 1 октября). Перожавра была женой Картлийского вельможи (эристави). Эти великосветские жёны смиренно обслуживали убогую "пленницу", усердно обучались у святой Нино молитвам, постам и другим добродетелям, помогали равноапостольной в деле обращения населения в христианство.
После принятия христианства в Картли, по внушению Нино и велению царя Мириана, святая Саломия в Уджарме воздвигла Честный Крест.
В конце земной жизни святая Нино заболела. У одра больной срочно собрались почитатели её святости, и среди них Саломия Уджармская и Перожавра Сивнийская. Они заливались горькими слезами, оплакивая расставание с наставницей и целительницей недугов. Они попросили лежащую на смертcном одре святую рассказать им о себе. Святая равноапостольная Нино рассказала своим верным ученицам о себе - где она родилась, кем были её родители, кем была послана и как попала она в Грузию.
Саломия Уджармская и Перожавра Сивнийская записали жизнь просветительницы Грузии. Их поминание Грузинская Апостольская Церковь отмечает 15 января, на второй день после поминания святой равноапостольной Нино.

Tags: Великий Пост, Грузия, Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments