filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

08 (21) января 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…


Преподобный Макарий Макрис, Ватопедский, Константинопольский, иеромонах, великий протосинкелл, писатель (агиограф и антилатинский полемист), видный церковный деятель последних лет Византийской империи

Преподобный Макарий Макрис, Ватопедский

Память 8 января (Греч.), 6 января (ПЦА)

Родился около 1383 года в Салониках в знатной и благочестивой семье. Получил прекрасное образование и полюбил науку, особенно увлекался философией, поэзией, логикой, риторикой и богословием. С юных лет его отличали образованность, ум и добродетельность.
Около 1401 года, в возрасте 18 лет, после смерти матери, Макарий удалился на Святую Гору и поселился в Ватопедском монастыре, став послушником старца Арменопула, с рассуждением наставлявшего его и в 1409 году постригшего в монахи. Макарий находился рядом со старцем на протяжении 10 лет, до самой его смерти. За эти годы он был рукоположен во диакона, а затем во пресвитера, и с помощью послушания не только обрёл монашеские добродетели, но и овладел многочисленными знаниями, в частности в области геометрии, математики и астрономии.

После смерти Арменопула Макарий стал послушником его соотечественника, подвижника Давида, благочестивого и образованного, связанного с императором Мануилом II Палеологом, к которому Давид питал глубокое уважение, вёл с ним переписку и посылал свои трактаты о монашеской жизни. Он познакомил с Мануилом и Макария, и между ними также сложились дружеские отношения. Макарий состоял с императором в переписке и время от времени отправлял ему свои сочинения, одобренные его наставником.
Лишь однажды Макарий посетил свою родину - Салоники, дабы уладить проблемы, связанные с наследством. Возвратившись на Афон, святой продолжил аскетические подвиги, имея примером для подражания суровую подвижническую жизнь преподобного Максима Кавсокаливита, чьё житие он впоследствии напишет, а также проигумена Ватопедского монастыря преподобного Феофана.

Преподобный Макарий был горячим последователем исихазма. В своих боговдохновенных сочинениях он подробно рассказывает о пользе святой исихии и об учении исихастов. Усердно молясь и живя в смирении и непрестанных подвигах, он удостоился созерцать нетварный Божественный свет, подобно трём апостолам на горе Фавор, и лицо самого святого сияло этой Божественной благодатью.
Около 1419 года Макарий вместе со старцем Давидом отправляется в Константинополь по приглашению императора Мануила II. Здесь они провели два года, беседуя с императором на различные богословские темы, после чего возвратились на Афон.

В 1429 году, после смерти своего второго старца Давида, Макарий был вновь приглашён своим другом-императором в Константинополь. В столице Макарий сперва поселился в монастыре Харсианит, где подвизался вместе со своим единомышленником, учёным исихастом Иосифом Вриеннием, с которым был связан крепкой дружбой, питая к нему глубокое уважение, восхищение и почтение за его истинную православную веру и следованию исихастской аскезе. Император предложил Макарию взять на себя обязанности игумена знаменитого Студийского монастыря. Однако преподобный не принял предложение и удалился в афонскую пустыню.
Император Мануил II Палеолог, ценя незаурядные способности Макария, в своих письмах вновь призывает его вернуться в Константинополь. После непродолжительного пребывания в монастыре Харсианит, получив предложение от византийского историка Георгия Сфрандзи, Макарий был избран игуменом монастыря Пантократор, переживавшего на тот момент не самые лучшие времена. Обитель находилась в тяжёлом финансовом положении, и в ней было только шесть монахов. Макарий обратил все силы на возвращение монастырю его былой славы, и благодаря пожертвованиям игемонов и архонтов монастырь не только обрел материальное благополучие, но и вступил в период духовного расцвета - с приходом новых монахов, духовным трудом, священным служением, молитвенной и аскетической жизнью. Макарий стал духовником императора Иоанна VIII, даровавшего ему титул великого протосинкелла.

Преподобный Макарий Макрис, Ватопедский 1


Пребывание в Константинополе заставило Макария проявить интерес к важнейшим церковным вопросам своего времени, создававшим серьёзные затруднения для Православной Церкви. Его вмешательство внесло существенный вклад в их решение. Он сыграл главенствующую роль на Поместном Соборе 1426-1429 годов, где отличился своими богословскими знаниями и красноречием.

В 1430 году Макарий был отправлен в Рим, возглавляя трехчленное посольство к папе Мартину V. Здесь преподобный мужественно защищал догматы и отстаивал богословскую позицию Православной Церкви по всем вопросам, создавшим раскол между Востоком и Западом. Святой Макарий имел горячее стремление возвратиться к неразделённой Церкви первых веков. Он ратовал за созыв Вселенского Собора, призванного преодолеть раскол. Однако планам преподобного не суждено было осуществиться. Он тяжело заболел лихорадкой и не смог возглавить очередное посольство на Запад.
Георгий Схоларий в своём письме восхваляет Макария и призывает его вернуться с Принцевых островов в Константинополь. Макарий возвратился из Халки в Константинополь, едва оправившись после инфекционной болезни.

Преподобный скончался 7 января 1431 года в монастыре Пантократор. Макарий был всеми любим. Как сообщает автор панегирика святому Макарию, плач клира и народа, собравшегося в храме и вокруг него, заглушал песнопение заупокойной службы.
Святой Макарий считается одним из самых значительных писателей XV столетия, он оставил богатое творческое наследие, агиографического, этического и, в большей степени, догматического характера. Он был не латинофилом, как многие ошибочно полагали, а защитником Православния. Догматические сочинения Макария имеют антилатинскую направленность и трактуют об исхождении Святого Духа, главенстве папы и гостии. Агиографические труды, в основном, связаны с теми местами, где святой жил - Фессалониками, Святой Горой и Константинополем. Им были созданы в общей сложности 19 житий, в частности Давида, Гавриила и Димитрия Солунских, Максима Кавсокаливита, Божией Матери, святых 318 богоносных отцов I Вселенского собора, святых Евфимии, Андрея Критского и других. Большинство из них преподобный написал, находясь в Ватопедском монастыре.

Образованность и добродетельность сделали Макария мудрым писателем, составителем важных речей, за что он был признан и уважаем своими современниками, в частности его старцем Давидом и императором Мануилом II Палеологом. Во время осады Константинополя сам император просил Макария укрепить и утешить своими несравненными речами павших духом христиан. Кроме того, на соборе в Константинополе святой своими словами заставил замолчать латинян и был близок к тому, чтобы вернуть их к православной догматике.
В своих агиографических сочинениях он делает акцент на длительной борьбе преподобных за обретение святости и совершенства обожения. Всех верующих Макарий призывает принять истинный аскетико-свидетельский дух нашей матери - Православной Церкви. Рассуждая в своих произведениях об аскетических подвигах восхваляемых им святых, об их стремлении к жизни, сосредоточенной всецело на Христе, он выказывает и свою личную склонность к жизни по благодати и причастности ко Христу, своё томление по этой жизни. На протяжении всей жизни он сохранил простоту святогорского монаха, нестяжательность, доброту по отношению к каждому, служение, смирение и подвижничество.


Преподобный Эрхард, епископ Регенсбургский

Прп. Эрхард служит Литургию. Миниатюра из Кодекса Юты (латинского Евангелиария начала XI в.). Баварская государственная библиотека, Мюнхен
(Прп. Эрхард служит Литургию. Миниатюра из Кодекса Юты (латинского Евангелиария начала XI в.). Баварская государственная библиотека, Мюнхен)


Родился в Ирландии (по другим сведениям, происходил из земель Нарбоннских, Франция). О его хиротонии ничего не известно, не сохранилось и упоминаний о том, когда именно он присоединился к числу ирландских "странствующих епископов", которые покидали родину, чтобы проповедовать христианство на просторах материковой Европы.
Прибыв на континент в 660-670-е годы, св. Эрхард объединил свои усилия со святителем Хидульфом, архиепископом Трирским. По преданию, они были родными братьями и основали по семь монастырей каждый. После смерти Хидульфа Эрхард покинул Трир, опасаясь, что его изберут преемником брата. Он ещё не чувствовал себя готовым управлять епархией. Последовали годы странничества и проповеди в разных частях Германии.

Много времени спустя святой Эрхард согласился принять только что осиротевшую (после мученической гибели святого Эммерама) епископскую кафедру в городе Регенсбурге (тогда он назывался Ратисбона). Здесь, у подножия горы Одилиенберг в Эльзасе, он основал монастырь Нидермюнстер. Там и поныне покоятся мощи святого. На этом месте произошло множество чудес, зафиксированных в церковных документах.
С регенсбургским периодом жизни святого Эрхарда связано предание, согласно которому однажды ему было во сне видение: он получил указание немедленно отправиться на Рейн. Преподобный не замедлил пуститься в путь, и Святой Дух привёл его в монастырь, где воспитывалась слепая от рождения девушка по имени Одилия, дочь эльзасского герцога Аттиха. Мать воспитывала Одилию вдали от двора, в некоем неназванном монастыре, втайне от отца, который отказался от дочери и велел её умертвить. Несмотря на монастырское воспитание, Одилия еще не была крещена. Святой преподал ей христианское учение и крестил её. По молитвам святого Эрхарда девушка чудесно прозрела, как только её глаз коснулась святая вода из крещенской купели (именно поэтому Эрхарда изображают обычно с книгой, из которой смотрят два глаза). Отцу обо всём рассказали, и наступило всеобщее примирение. Однако Одилия не захотела жить при дворе, приняла постриг и после смерти тоже была причислена к лику святых. По некоторым другим версиям, все это произошло гораздо раньше, еще при жизни святого Хидульфа, который и крестил Одилию, хотя и при непосредственном участии святого Эрхарда.

Нидермюнстерская церковь кафедрального собора в Регенсбурге
(Нидермюнстерская церковь кафедрального собора в Регенсбурге. За фото Спаси, Господи http://olgina67.livejournal.com/; тут много фотографий и рассказ об этом месте: http://olgina67.livejournal.com/202937.html)


Год смерти преподобного неизвестен, но вероятно кончина последовала около 700 года. Он был почитаем с давних пор, о чём свидетельствует внесение его имени в поминание св. Петра в Зальцбурге. Его мощи были обретены папой Львом IХ 8 октября 1052 года.


Святитель Наталан Аберденширский, Туллихтский (Nathalanus, Nethalenus, Netheles, Nethelm), епископ

Память 8 января (Кельт. и Брит.), 19 января (Кельт. и Брит., РПЦЗ)

Родился в начале VII столетия в состоятельной семье на востоке Шотландии. Уже зрелым человеком, решив посвятить жизнь служению Богу, он раздал своё богатство нищим, а сам стал зарабатывать на жизнь, паша землю. Он говорил, что эта работа была для него в некотором роде епитимиёй. Обрабатывая землю и выращивая овощи, он кормил людей во время страшного голода.
Сам Наталан проводил жизнь в посте и нищете, и даже во время работы постоянно молился. При этом он славился прекрасным знанием как светских, так и богословских наук. Святой успешно проповедовал Евангелие язычникам.

Со временем он был поставлен епископом. Согласно преданию, однажды сильный ветер погубил урожай отшельника, и он возроптал на Бога за постигшее его несчастье. Тут же осознав свой грех, Наталан со слезами от всего сердца покаялся пред Господом. Он надел на одну свою руку и на ногу кандалы, а ключ от них бросил в реку Ди. После этого святой решил во искупление своей вины совершить паломничество в Рим. Как только он достиг ворот города, некий юноша, торговавший морской снедью, предложил ему купить рыбу, в желудке которой оказался ключ от кандалов. Узнав о чуде, папа Римский решил посвятить Наталана во епископа.

Вернувшись в Шотландию, Наталан поселился в Туллихте (недалеко от современного г. Абердин) и, несмотря на епископское достоинство, продолжал питаться трудом собственных рук, живя в скудости и отдавая всё заработанное бедным. При этом он построил много церквей в Туллихте, Ботелиме, Колле и других местах.
Епископ Наталан активно боролся с пелагианством, и во многом именно благодаря ему эта ересь не затронула Шотландию.
После кончины святителя его мощи были помещены в церкви Туллихта, где от них происходили многочисленные чудеса.
Святитель Наталан почитается покровителем Аберденшира.


Святитель Альберт Кашелский, епископ

Память 8 января (Кельт. и Брит.), 19 января (Кельт. и Брит.)

По имеющимся сведениям, Альберт был англичанином и служил архиепископом в городе Кашел (Ирландия), но Кашелская епархия существовала только с 1110 года, таким образом это неясный пункт в его биографии. Предположительно, Альберт был странствующим епископом. Вместе со святителем Эрхардом Регенсбургским проповедовал в Баварии.

Предприняв уже в преклонном возрасте паломничество в Иерусалим вместе со святителем Эрхардом Регенсбургским, он скончался на обратном пути и был погребён в Регенсбурге.
Житие XII века описывает святого Альберта игрой слов: "По роду англ, по речи ангел" ("natione Anglus, conversatione angelus").
Почитается святым покровителем города Кашел в Ирландии.

При исследовании его могилы в 1972 году было установлено, что он был в летах преклонных, высокого роста (около 1 м 70 см), страдал артритом позвоночника и таза.


Святитель Кир Константинопольский, патриарх


Из пресвитеров и затворников амастридских был возведен на Константинопольский патриарший престол после возвращения к власти императора Юстиниана II Ринотмета и управлял Церковью с 705 года. Активно боролся с монофелитской ересью, защищал решения V и VI Вселенских соборов, при нем были изданы акты этих соборов.

Вскоре после падения Юстиниана в декабре 711 года, патриарх Кир за несогласие с политикой, ведущей к уступкам еретическим течениям на территории империи, был смещен новым императором Филиппиком Варданом и удален в константинопольский монастырь Хора, где скончался мирно в 714 году.


Преподобная Пега (Пи, Пегги, Маргарита) дева Мерсийская, Кроулендская (Pega, Pee, Peggy, Margareta), отшельница

Родилась в Мерсии в дворянской семье, была сестрой преподобного Гутлага Кроулендского. Вела жизнь отшельницы в Фенсе (ныне Пикерк - Peakirk, что означает "церковь Пеги") в Норхемптоншире - примерно в 10 километрах от места, где подвизался брат. Однако они никогда не встречались. Только предвидя свою скорую кончину, Гутлаг попросил сообщить о его смерти сестре и попросить её прибыть на его погребение. Отправившись к нему, Пега по пути, в Уисбече исцелила молитвой слепого. Похоронив брата (714), святая через год повелела открыть его гроб. Так были обретены нетленные мощи преподобного Гутлага. Собственноручно обернув их в драгоценную муслиновую ткань и положив в новый гроб, святая предсказала, что ей также вскоре предстоит отойти ко Господу, и что произойдёт это во время паломничества в Рим. Так и случилось: отправившись в Рим, она скончалась там около 719 года.


Святитель Григорий Мудрый, епископ Охридский, Мизийский

Благочестивый наставник и пастырь овец Христовых, он преставился в 1012 году. Надпись в Софийском храме Охрида именует его: "Григорий Мудрый".


Святитель Вулсин (Вулфсин, Вулфсиг) (Wulsin, Wulfsin, Wulfsige), епископ Шерборнский

Один из святых епископов, принявших активное участие в возрождении английского монашества в X столетии.

Вулсин начинал свой монашеский путь в обители Гластонбери в валлийском графстве Сомерсет, возрождённом святителем Дунстаном Кентерберийским около 940 года. Святой Дунстан высоко ценил инока и любил его как родного сына. Когда он занял епископскую лондонскую епископскую кафедру, то перевёл Вулсина в новоучреждённый Вестминстерский монастырь. Позднее, в 980 году святой Вулсин стал игуменом обители, а в 992 году, продолжая управлять ею, он получил сан епископа Шерборнского (графство Дорсет на западе Англии).

Святитель Вулсин перестроил церковь в Шерборне и около 998 года положил начало Шерборнского монастыря. Монахи почитали и любили его за строгую и святую жизнь. С большим уважением относился к нему и святой благоверный король Эдгар Мирный.
Святой Вулстин был известным учёным, автором многих письменных трудов. До нашего времени частично дошла его переписка с учёными и епископами того времени, включая письмо от будущего духовного писателя и игумена Эльфрика Эйншемского.

Скончался в 1002 году. Центрами его почитания стали Вестминстер, Шерборн, Вустер и некоторые другие центры монашества.

Tags: Афон, Византия, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments