filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

26 октября (08 ноября) 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…



Мученик Георгий Янинский

Мученик Георгий Янинский 1

Мученик Георгий Янинский, Новый (Иоаннинский) († 1838), родился в 1808 г. в дер. Дзурфли или Дзурали в епархии г. Гревена в бедной крестьянской семье.

Рано осиротев, Георгий долго скитался по Эпиру в поисках работы. В возрасте 22 лет он был взят конюхом к жившему в Янине одному из военачальников Имин-паши. В 1836 г. вместе с хозяином переехал в Парамитью. Там он был оклеветан турком из Янины, рассказавшим, что Георгий якобы принял ислам, затем вернулся в христианскую веру. На суде Георгий сумел доказать ложность этого обвинения. Вскоре он вступил в брак с христианкой по имени Елена и продолжил служить конюхом у высокопоставленных турецких чиновников в Янине и Фильятесе. В дек. 1837 г. у Георгия родился сын, которого назвали Иоанном.

12 янв. 1838 г., когда Георгий шел по рынку Яли-Кафене в квартале Платуна, турок, который прежде оклеветал его и желал отомстить, вместе с кадием Булубашем схватил его и стал обличать в отступничестве от мусульманства. Вокруг них собралась толпа турок, но бывшие на рынке христиане попытались заступиться за Георгия. Напротив этого места находилась резиденция Дауд-паши, главного янинского военачальника, который, видя начавшиеся беспорядки, велел кадию Булубашу до суда заключить Георгия в тюрьму.

Георгию предлагали деньги и различные блага, если он примет ислам, но он был непреклонен. Обеспокоенные его судьбой христиане хотели подкупить стражников, но Георгий отказался бежать из тюрьмы. Турки подвергли его жестоким пыткам. 15 января его привели в суд, где поставили перед выбором: принять ислам или умереть. Георгий без колебаний выбрал последнее. Видя его мужество, кадий пожелал освободить Георгия, но под давлением Кехайя-бея был вынужден вынести смертный приговор.

В тот момент, когда кадий подписывал приговор, сверкнула молния, грянул гром и забурлили воды Янинского оз. (Памвотиды). Христиане предприняли последнюю попытку освободить его. Янинский митр. Иоаким Хиосец (впоследствии Константинопольский Патриарх Иоаким II), епископы Арты и Гревены вместе с горожанами Янины пришли к везиру и просили отпустить Георгия. Но везир отказал им.

17 января мученика привели к главным воротам городской крепости, называемым Курманион, и казнили через повешение. Тело оставалось на виселице в течение 3 дней, ночью над головой Георгия появлялся светящийся венец, что вызывало ужас у турок. Из-за того, что больные получали исцеление от прикосновения к одежде Георгия, турки попытались сжечь тело, но оно оставалось невредимым. По просьбе христиан города тело новомученика было отдано Мустафа-пашой Янинскому митр. Иоакиму и похоронено около алтаря митрополичьего собора во имя святого Афанасия. От гробницы Георгия происходили многочисленные чудеса и исцеления. Впоследствии над ней была сооружена часовня. Перед второй мировой войной гробница новомученика слезоточила.

Св. Георгий Новый, Янинский и его преставление. Икона. Эпир. Греция. 1838 г.
(Св. Георгий Новый, Янинский и его преставление. Икона. Эпир. Греция. 1838 г.)


Янинский митрополит Иоаким составил в честь Георгия последование. В 1839 г. его преемник, митрополит Иоанникий, отправил в Константинополь Житие и чудеса Георгия, составленные 2 епископами, Леонтием Велласким, Серафимом Перистерийским, и 30 жителями Янины. В 1839 г., при патриархе Григории VI, Синод Константинопольской Церкви установил общецерковное почитание Георгия, который считается покровителем Янины. 26 окт. 1971 г. мощи Георгия были перенесены в храм, освященный в честь новомученика, и помещены в драгоценной раке.

В настоящее время частицы мощей святого находятся в различных городах Греции, в т. ч. в храме Димитрия Солунского в Фессалонике и в монастыре святого Дионисия на Афоне.



Святой благоверный грузинский царь Димитрий Самопожертвователь

Святой благоверный грузинский царь Димитрий Самопожертвователь


Димитрий (Деметре II) Тавдадебули (1258 — 1289). Грузинский царь, прозвище которого было дано ему после смерти и означает «пожертвовавший собой».
В русский церковный календарь он вошёл под наименованием «самопожертвователь» (не вполне разумный неологизм, точнее было бы «пожертвовавший собой». Более же точно было бы перевести «страстотерпец», потому что в русской православной традиции именно так называют правителей, которые были замучены не потому, что перед ними стоял выбор: отречься от Христа или погибнуть, а потому что перед ними был выбор: спасти себя или своих подданных. В светской истории Грузии на русском языке его назвали «Самоотверженный».

Грузия была захвачена монголами так же, как и Русь. Как и Русь, Грузия показалась монголам недостаточно богатой, чтобы держать там свою администрацию (как в Китае). Царей Грузии оставили на троне с условием выплаты дани. Правда, северные и южные регионы страны от неё всё-таки отрезали. Спустя три четверти тысячелетия точно так же поступила Россия, отрезав от Грузии Аланию на севере и Абхазию на юго-западе. Кроме того, Грузия оказалась на стыке двух монгольских государств, потому что нойон Аргун, захвативший Грузию и Иран, отказался подчиняться Золотой Орде. Но традиции были одни, впоследствии продолженные Россией: управлять лучше всего запугиванием и стравливанием. Поэтому в 1255 году, когда Димитрию было семь лет, нойон утвердил сразу двух Давидов, двоюродных братьев, правителями Грузии. Один из них вскоре поднял восстание, потерпел поражение и бежал. Второй — отец Димитрия — поднял восстание и был разбит в 1260 году, но укрылся в Западной Грузии. Его жену Гванцу и Димитрия хан Хулагу взял в заложники, и Гванца вскоре умерла.

В 1264 г. Хулагу начал войну со старшим сыном Батыя, ханом Берке, который считался главным среди чингизидов. Давид помог Хулагу в сражении с Берке, а тот оставил его править Восточной Грузией и Арменией. Впрочем, правление было нерадостное, слишком много сил тратилось на защиту Грузии от монголов, шедших с севера. Монголы же южные, персидские поощряли грузинских князей не подчиняться царю, так что тот оказывался правителем почти без подданных. Десятки тысяч грузин были призваны монголами в армию, которая пыталась завоевать Египет. Царём Димитрий стал в 1270 году, после смерти отца. Он женился на дочери правителя Южной Грузии Нателе, у них родился сын Георгий, вошедший в историю как «Брцкинвале», «Блистательный». В 1288 году новый хан, Аргун II, раскрыл заговор против себя, заподозрил Димитрия в соучастии и приказал явиться ко двору. Димитрий созвал совет из приближённых, «дарбаз», который советовал ему не повиноваться и бежать в горы. Патриарх советовал ехать к хану. Довольно часто случалось, что заподозренные князья оставались в живых. Вот если бы Димитрий не поехал к хану, последовал бы набег на Грузию. В таком же положении оказывались и многие русские князья XIII-XIV вв., из которых несколько были казнены в Орде (в Сарае на Волге) и почитаются святыми (самый известный — Михаил Тверской). Димитрий решил ехать в ставку хана, находившуюся в Муганской степи; вместе с ним поехал католикос, сын Давид, несколько придворных. Очевидно, какая-то слабая надежда на милость хана была. Описывая гибель царя, легенды разногласят. Одна утверждает, что, когда хан отправил Димитрия в тюрьму, придворные уговаривали царя бежать, а он отказался.

Другая говорит, что после казни Димитрия произошло солнечное затмение, так напугавшее хана, что он отменил набег на Грузию. Легенды преувеличивают политическое значение происшедшего, но это преувеличение помогает понять значение нравственное. В эпоху и в стране, где честь всегда понималась как честь воинская, проявляющаяся в личном умении убить, победить, не сдаться, вдруг то в Чехии, то на Руси, то в Грузии люди начинали почитать того, кто, на первый взгляд, сдался. Такое почитание есть победа не над насилием, а над верой в насилие, но это ещё важнее. Оказывается, что у всякого политического вопроса есть духовное измерение, а точнее, — что политика лишь искажённая и усечённая проекция личного выбора человека, как ни пытаются доказать, что человек есть производное от политики. Плохие политики жертвуют своими подданными или избирателями, своей Родиной ради своей жизни, своего самолюбия. Давид поступил наоборот.

Тело царя было отвезено на родину, покоится в Мцхета, в соборе Светицховели.



Святитель Кедд Ластингемский (Cedd, Cedda), епископ


Святитель Кедд Ластингемский (Cedd, Cedda), епископ

Память 7 января (Греч., Амер.), 26 октября (Кельт. и Брит.)

Родился в английской семье, жившей в Нортумбрии. Служению Господу посвятили себя его брат святой Чед (Caedda), а также братья Сайнибилл (Cynibill) и Кэлин (Caelin), ставшие священниками. Вместе с Чедом он был взят на обучение в Линдисфарн во времена св. Айдана.

В 653 году он вместе с четырьмя священниками был послан Освием (Oswiu), королём Нортумбрии, просвещать жителей Средней Англии по просьбе их старейшины Пэды (Peada). Вскоре он был отозван назад и послан с такой же миссией в Эссекс помогать Сигеберту (Sigeberht), королю восточных саксов обращать его народ ко Христу.
Там он был хиротонисан во епископа и основал многие церкви и монастыри, в частности, монастыри Тилбури (Tilbury) и Итанчестер (Ithancester). По случаю он оказался в родной Нортумбрии, и там. по требованию Этельвальда (Aethelwald) основал монастырь Лестинго (Laestingaeu), ныне именуемый Ластингем (Lastingham), в Йоркшире. Он стал первым настоятелем этого монастыря, не оставляя епископских обязанностей.

На соборе в Уитби (Whitby), как и св. Кутберт Линдисфарнский, он, хотя и был кельтом по воспитанию, принял римскую пасхалию. Сразу после собора он посетил Ластингем, где 26 октября 664 года скончался от чумы.

Флоренций Вустерский (Florence of Worcester) и Уильям Мальмсберийский (William of Malmesbury) впоследствии именовали его вторым епископом Лондонским, но св. Беда Достопочтенный, фактически его современник, никогда не называл его этим титулом.


Святитель Эта Хексхэмский и Линдисфарнский, епископ, игумен

Alchmund, Eata and Wilfrid
(Святители Саксонские, епископы Хексэма (слева-направо): Алчмонд, Эта и Уилфрид (Alchmund, Eata and Wilfrid))


В юном возрасте поступил в знаменитый Линдисфарнский монастырь, где в то время был игуменом свт. Айдан Линдисфарнский. Позже он стал настоятелем этого монастыря, бывшего духовным центром края в то время, когда в после чумы 664 года в Линдисфарне не было своего епископа (при свт. Вильфриде Йоркском). Одним из его послушников был и будущий свт. Кутберт Линдисфарнский.

В 651 году его избирают игуменом монастыря в Мелрозе, и тогда же он основывает новый монастырь в Рипоне, ныне Йоркшир. В 664 году он участвует в Соборе в Уитби, где было принято решение перейти с кельтского богослужение на римское.
В 678 архиеп. Феодор Кентерберийский ставит его епископом Берникии, включавшей в себя два диоцеза: Хексхэмскую и Линдисфарнскую епархии.
Свт. Эта был епископом Линдисфарнским с 678 по 685, когда он уступил это место своему ученику и сподвижнику, свт. Кутберту. С 685 до своей смерти свт. Эта был первым еписком Хехсхэмским.

Свт. Беда Достопочтенный называет свт. Эту "добрейшим и простейшим из людей". По примеру своего наставника, свт. Айдана, свт. Эта был одновременно игуменом монастыря и епископом. Так пошло на Британских островах еще со времен свт. Августина Кентерберийского, которому такой устав завещал св. папа Григорий Двоеслов:

"Ты, брат, согласно монашескому правилу живешь вместе со своим клиром в церкви англов, обращенных промыслом Господа к вере; поэтому тебе лучше следовать правилам отцов наших, принятым в древней церкви: никто из них ничем не владел отдельно, но все вещи у них были общими".

Скончался 26 октября 686 года, по-видимому, от дизентерии, и был похоронен в Свято-Андреевском Хексхэмском монастыре.



Святитель Александр (Окропиридзе), епископ Гурийско-Мингрельский

Александр (Окропиридзе) (1824 - 1907), епископ Гурийско-Мингрельский, святитель


В миру Окропиридзе Алексей Давидович, родился в 1824 году в семье священника в селе Дисеви Горийского уезда, Тифлисской губернии.
Выросший в церковной среде, начальное образование он получил в Горийском духовном училище, а затем продолжил образование в Тбилисской духовной семинарии. Закончив в 1845 году курс Тбилисской семинарии, он принял постриг в Тбилисском Преображенском монастыре 8 июля того же года и был наречён Александром. В 1846 году в сане иеродиакона поступил в Казанскую духовную академию, где в 1849 году 6 октября был рукоположен во иеромонаха. В 1850 году окончил академию со степенью кандидата богословия.

15 февраля 1851 года назначен преподавателем Тифлисской духовной семинарии, а потом последовательно смотрителем Абхазского и Кутаисского духовных училищ. Вначале, до 27 июля 1851 года, он преподавал Святое Писание, латынь, нравственное богословие и археологию в Тбилисской духовной семинарии, затем, по приказу Святейшего Синода, 21 сентября 1851 года иеромонах Александр был назначен инспектором духовного училища в Абхазии (Северо-Западная Грузия). Ему же было поручено руководство монастырской жизнью Абхазской епархии. По совместительству он выполнял обязанности инспектора Кутаисского духовного училища.
Главным в деле укрепления христианской веры преосвященный Александр считал расширение сети духовных учебных заведений. Поэтому с самого начала своей деятельности в Абхазии он приложил много усилий для успешной работы Илорского (в Очамчире) духовного училища.
В 1854 и 1855 годах исполнял должность настоятеля первоклассного Гаенатского монастыря. 12 февраля 1855 года возведен в сан игумена при Абхазской архиерейской кафедре, а в следующем 1856 году 16 февраля - в сан архимандрита, с правом управления Абхазской епархией, т.к. епископ Герман был перемещен на Имеретинскую кафедру.


Епископ Абхазский

4 марта 1862 года хиротонисан во епископа Абхазского. Хиротония совершена в Тифлисском кафедральном соборе.
Управляя этой кафедрой до мая 1869 года, он многое сделал для восстановления Христианства в этом крае, сильно пострадавшем и почти полностью опустошенном вследствие многократных турецких вторжений. Проповедуя Евангелие, он обошел много сел, крестя абхазцев, открывал приходские школы, в селе Илори - духовное училище для абхазцев. За подвиг миссионерства святителя Александра часто называют вторым апостолом Абхазии.
В Сухуми он на собственные средства восстановил две церкви. Святитель обновил великолепные монастыри Шио-Мгвиме, Зедазени, Давид-Гареджи, Шемокмеди. Обновил храм Джвари, Светицховели... Особое внимание и заботу он уделял опустошенному к тому времени Шио-Мгвимскому монастырю и его окрестностям.


На Горийской и Гурийской кафедрах

30 мая 1869 года по случаю увольнения владыки Геронтия на покой, был назначен на кафедру епископа Горийского, викария Грузинской епархии.
В 1878 году по его инициативе и при финансовой поддержке в Тифлисе было открыто епархиальное училище.
В 1881-1886 годах занимал Гурийскую кафедру.
В 1886-1898 годах вновь епископ Горийский, а с 20 марта 1898 года перемещен на Гурийско-Мингрельскую кафедру.
Был почетным членом Казанской духовной академии.
4 ноября 1903 года уволен на покой.
Скончался 9 ноября 1907 года и похоронен в соборном храме Шио-Мгвимского монастыря.
Был прославлен в лике святителей в сентябре 1996 года на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви, в акте канонизации поименован вместе со святителем Гавриилом (Кикодзе) "вторым апостолом Абхазии". Его мощи почивают в Шио-Мгвимском монастыре.

Александр (Окропиридзе) (1824 - 1907), епископ Гурийско-Мингрельский, святитель 2


Оценки деятельности

Биограф преосвященного указывает на то, что епископ Александр принадлежал к тем "избранным, отмеченным благодатью свыше, натурам, которые, служа украшением своего звания, вместе с тем украшают и всю страну". Своей простой жизнью и христианским смирением преосвященный напоминает тех древних иерархов и пастыре-учителей, для которых как бы не существовало потребностей тела. Преосвященный все свои средства употреблял на дела благотворительности. Щедрость его давно была известна всем в Грузии. Не мало сирот и бедняков получало на его средства воспитание и образование. Щедрые пожертвования делал епископ Александр на монастыри. Так, Шио-Мгвимская пустынь, возведенная потом в нештатный необщежительный мужской монастырь, содержалась на проценты с капитала в 21.100 рублей, пожертвованного епископом Горийским Александром. Иоанно-Зедазнийский нештатный необщежительный мужской монастырь содержался на проценты с капитала в 10.000 рублей, пожертвованного епископом Горийским Александром. Кроме этих пожертвований Преосв. Александр делал пожертвования в пользу Абхазского и Кутаисского духовных училищ и на школу при Илорской церкви, в пользу героев защитников Севастополя и их семейств. На свой личный счет возобновил древний каменный храм, находящийся на берегу моря в двух верстах от Сухуми и древний храм в самом Сухуми.
Владыка всячески старался о приумножении и распространении монашества в Грузии и о содействии, таким образом, подъему нравственности и религиозности в народе.

Он имел заслуги и по восстановлению древней грузинской религиозно-церковной и богословской письменности. Им издано много грузинских письменных памятников и документов. Трудился над исправлением грузинской Библии.
Характер епископ Александр имел нелицеприятный, прямой, откровенный, простой, доступный и решительный.

Tags: Грузия, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments