filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

20 сентября (03 октября) 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…



Святой новомученик Николай Пантополис (лавочник)

День празднования – 23 сентября (3 октября н.с.)

Жизнь Церкви – это свидетельство Иисуса Христа. Это означает, что Церковь всегда гонима, ведь свидетельство оканчивается мученичеством. Мы говорим о Православной Церкви, являющейся Церковью народной. Не разделяясь и не дробясь на множество Церквей, в каждой стране она – Церковь народа.

Это в большой степени характерно для греческого государства, где церковное родство греков является практически абсолютным: все греки – православные христиане. Таким образом, гонимая Церковь вынуждена нести два креста: свой собственный и своей нации. В годы турецкого владычества, равно как и в период других порабощений и пленений греческого народа, Церковь исповедует и проповедует два воскресения: Воскресение Иисуса Христа и воскресение родины. Она соединяет их в единое целое, делая веру родиной, а родину верой, и гонения и борьба отныне ведутся за веру и отечество. А свидетелями этого гонения и борьбы, ее святыми и самыми выдающимися жертвами, непорочными агнцами на алтаре веры и родины, становятся новомученики нашей Церкви.

Святой новомученик Николай Пантополис (лавочник)


И сегодня мы празднуем память новомученика, святого Николая из Карпениси. Пятнадцатилетним мальчиком он оставил родной город и отправился в Константинополь, чтобы работать вместе с отцом, державшим здесь небольшую лавку. У одного учителя он стал учиться турецкому языку и, будучи сообразительным, достиг немалых успехов. И однажды учитель перед многочисленными янычарами велел ему читать урок, в котором содержалось исповедание веры, и после его прочтения мальчик якобы становился мусульманином. Это была ловушка. По мнению янычаров, Николай не мог более отрицать, что прочел исповедание и перешел в ислам. Его повели к судье, но Николай криками и протестами утверждал, что невиновен.

Характерные ответы дал он на лестные предложения судьи: “Я – христианин и Богом своим считаю Иисуса Христа. В почестях и должностях, которые вы мне обещаете, я не нуждаюсь. Я верую во Христа и не отрекусь от Него. Во имя Христа умру и турком не стану”. Простые слова, полные веры. И кто произносит их? Шестнадцатилетний мальчик Николай из Карпениси. Таким же образом исповедовали Иисуса Христа и древние мученики, мужественно противостоя льстивым предложениям и устрашающим угрозам гонителей, мученически завершая свою жизнь и присоединяясь к сонму святых. После своего исповедания святой Николай был брошен в темницу, где ему в течение 65 дней не давали ни хлеба, ни воды, а в понедельник 23 сентября 1672 года святого обезглавили. Христиане за большую сумму выкупили его тело и похоронили в монастыре Божьей Матери на острове Халки. Честная глава его сейчас находится в Ксиропотамском монастыре Святой Горы.

Мы пытаемся найти примеры для подражания, чтобы учить новое поколение. И конечно, эти примеры должны быть нашими – греческими и православными, и мы не должны забывать, что мы – православные греки. И какие более подходящие примеры для подражания мы можем предложить нашему молодому поколению, чем примеры молодых юношей, таких как Николай Карпенисиот, все отдавший во имя веры и родины? За что иное, как не за веру и родину, следует бороться всякому настоящему человеку любой эпохи, в особенности молодому, независимо от того, какие идеологические ветра нынче дуют?

Мы многое можем сбросить с себя, от многих предубеждений и от любого дурного наследия можем освободиться, однако никогда не откажемся от своего долга. От долга нельзя отрешиться – таковы человеческая мораль, вопрос веры в Бога и совести. “Нрав человека есть его демон”, – говорили древние. Наш личный долг, долг современных греков и святое наследие наших отцов – это православная вера и наша греческая родина. Военачальник Макрияннис, получивший пять ранений в борьбе за Нацию, обладающий уникальным и неповторимым для греческой литературы стилем эпиграмм, в преклонном возрасте изучил грамоту и смог написать: “Родина человека и его вера – это его все. Без добродетели и боли за свою родину и веру нация не может существовать”.

Мы должны вспомнить слова этого опытного старого воина, празднуя сегодня святую память юноши, который, хотя и не успел набраться жизненного опыта, но знал, как исполнить свой долг и ответить на свой призыв к мученичеству, призыв, пожалуй, самый святой и славный.

В одном из тропарей мученикам сказано: “Мученики Господни, всякое место освящаете…” Всякое место и вся земля пропитана и освящена кровью святых мучеников, отдавших свою жизнь за веру, “ради Меня и Евангелия”, как сказал Иисус Христос. И всякое место имеет “похвалу о Господе” – святых мучеников, даруя их “в предстательство” начальнику веры и спасителю Христу.

И мы, празднуя сегодня святую память новомученика Николая, рожденного нашей родиной и победоносно отправленного ею на мученичество, славим в Духе Святом всехвальное и славное имя Отца и Сына Господа нашего Иисуса Христа, который по отношению к мученичеству святых “вчера и днесь той же, и во веки”. Аминь.
(по материалам: http://www.pemptousia.ru)



Преподобный Олег (в иночестве Василий) Романович Брянский

прп_Олег_Брянский


Олег Романович Брянский, в крещении Леонтий, в иночестве Василий (ок. 1245 - 1307), святой благоверный князь, преподобный.
Память 20 сентября в день кончины, в Соборах Брянских и Волынских святых.

Внук святого князя мученика Михаила Черниговского, сын первого Брянского князя благоверного Романа.
В Ипатьевской летописи упоминается, что благоверный князь Олег в 1274 году вместе со своим отцом участвовал в войне против Литвы. Познав суетность земного счастия, он предоставил Черниговское и Брянское княжества своему брату и его сыну, а сам решил служить Богу в иноческом чине. В 1275 году он соорудил Петровскую обитель в Брянске где принял постриг с именем Василий. Церковные архивы свидетельствуют, что в этом монастыре благоверный князь скончался строгим подвижником 20 сентября 1307 года и был погребен в монастырском храме.

Мощи и почитание

Вскоре после кончины князь Олег Брянский был прославлен как святой. Рака с мощами преподобного была установлена в одной из церквей сооруженного им Петропавловского монастыря и почивала там столетиями.

С началом безбожных гонений после 1917 года, мощи святого оказались в опасности осквернения. Бытует несколько версий тогдашних событий. По одной из них, когда в 1930 году Введенскую (ныне Петропавловскую) церковь, где хранились мощи, новые власти предали поруганию, настоятель епископ Даниил принял решение тайно захоронить раку с мощами.

Спустя шесть с половиной десятилетий, работая над кандидатской диссертацией об истории брянских монастырей, священнослужитель Петропавловского собора отец Георгий решил узнать о судьбе святых мощей. В ходе розысков он нашел старушку, которая в молодости оказалась свидетельницей перезахоронения святого. Она указала примерное место - под алтарем. 10 августа 1995 года, благодаря усилиям специалистов-поисковиков, мощи святого князя Олега Брянского были вновь обретены. Пожертвования на гробницу собирали всем миром. Ныне святые мощи вновь покоятся в Петропавловском храме в богатой золоченой раке и доступны для поклонения.


Тропарь преподобного и благоверного князя Олега Брянского
глас 8
От юности возлюбив Христа всем сердцем, преподобне / славу земную, яко преходящу, оставил еси / и царство земное в ничтоже вменивше, / лику инок радостно причелся еси / и труды многими град Брянск, аки солнце пресветло, озарил еси: / тем, быв Троицы украшение, моли, княже Олеже, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак преподобного и благоверного князя Олега Брянского
глас 4
Уподобился еси плодоносней леторасли от корене честнаго, Олеже благородне,/ истину возлюбив и нетленный Христов живот./ Темже молитвою, бдением и пощением светильник великий быв твоим учеником,/ просвети, блаженне, Отечество твое и спаси души наша.

Tags: Греция, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments