filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

08 (21) сентября 2017 года. Рождество Пресвятой Богородицы! Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...



Икона Богородицы Почаевская


икона_Божьей_Матери_Почаевская


Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. (Сведения о перенесении иконы в Почаевскую обитель помещены 8 сентября). Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.
Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября). Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами "Взбранной Воеводе" над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, "омофор белоблистящийся распуская", с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: "Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!" Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.
Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 году было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832-1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой. Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876) был устроен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над татарами, освященный 23 июля 1875 года.

Почаевская икона Божией Матери находится в Почаевской обители. На горе, где сейчас расположен монастырь, поселились два инока в 1340 году. Один инок после молитвы пошел к вершине горы и, вдруг, увидел Божию Матерь, стоявшую на камне и окруженную пламенем. Он позвал брата посмотреть на чудо. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн Босой. Он взбежал на гору, и они втроем прославили Бога. На камне, где стояла Пресвятая Богородица, навсегда остался отпечаток Ее правой стопы.

В 1559 году Константинопольский митрополит Неофит, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил Анне привезенную из Константинополя икону Богородицы. Стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала в 1597 г. чудотворный образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храм, воздвигнутый в честь Успения Божией Матери. Позже там основан монастырь, на содержание которого Анна Гойская передала большие средства.
Чудотворная икона стала называться Почаевской. Среди многих свидетельств о помощи Царицы Небесной известно следующее.
Монах Почаевского монастыря был захвачен в плен татарами, Находясь в неволе, он вспоминал Почаевскую обитель, ее святыни, Богослужения, песнопения. Особенно тосковал инок при наступлений праздника Успения Пресвятой Богородицы и слезно молил Божию Матерь об избавлении из плена. И вот, по молитвам Пресвятой Девы, однажды исчезли стены темницы, а инок оказался у стен Почаевской обители.

Празднование Почаевской иконе совершается также в пятницу на Светлой седмице и 23 июля.

икона_Божьей_Матери_Почаевская_1

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Почаевской
глас 5
Пред святою Твоею иконою, Владычице,/ молящиися исцелений сподобляются,/ веры истинныя познание приемлют/ и агарянская нашествия отражают./ Темже и нам, к Тебе припадающим,/ грехов оставление испроси,/ помыслы благочестия сердца наша просвети/ и к Сыну Твоему молитву вознеси// о спасении душ наших.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Почаевской
глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смиреннии, и припадем к дивному образу Ея, иже на горе Почаевстей: к немуже умильно взирающе и молящеся Царице Владычице из глубины душевныя вопием: О Пречудная Дево, Мати Господа Вышняго, от лет древних избравшая обитель Почаевскую в место селения Своего! Землю отечественную нашу в православии и мире утверди, и спаси всех предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред Пречистым Твоим образом со слезами. Не отврати рабы Твоя тщи: Тя бо едину Надежду имами.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Почаевской
глас 1
Источник исцелений и веры Православныя утверждение/ Почаевская Твоя икона, Богородице, явися,/ темже и нас, к ней притекающих,/ от бед и искушений свободи,/ лавру Твою невредиму сохрани,/ Православие во окрест стоящих странах утверди/ и грехи разреши молитвенник Твоих:// елика бо хощеши, можеши.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконой Ее Почаевская

К Тебе, о Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя, во святей лавре Почаевстей явленная, поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестнеи руце Твои воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да за премногая неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отымет. Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но, от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас, маломощных, от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия, и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди Православную веру в стране нашей и во всем мире. Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани и всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братий наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами, Твоему чудотворному образу покланяющеся, Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пресвятая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники Почаевския Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со Ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми, Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, во веки веков. Аминь.


Икона Богородицы Исааковская

Икона Богородицы Исааковская


Исааковская икона Рождества Пресвятой Богородицы была явлена в 1659 году неподалеку от села Исаакиевского Ярославской епархии. Крестьяне, находившиеся в то время в лесу и увидевшие образ в ветвях ивы, хотели перенести икону в свое село, но не смогли. Тогда они обратились к священнику, и он, облачившись, в сопровождении причта и народа, со священными хоругвями отправился на место явления образа Божией Матери. От иконы, находившейся в ветвях ивы, исходил необычайный свет, подобный солнечному. После молебного пения священник благоговейно снял икону с дерева и перенес в село Исаакиевское в приходский храм. Однако на следующий день новоявленной иконы в храме не оказалось. Она была на том самом месте, где ее впервые нашли. На месте явления чудотворной иконы построили часовню, вокруг которой постепенно образовался скит.

С благословения святителя Ионы, митрополита Ярославского и Ростовского, в 1662 году на месте часовни был построен деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1758 году вместо деревянного был построен каменный храм, в который и перенесли чудотворный образ. С 1766 года Исаакова пустынь была причислена к заштатным монастырям, а Исааковская икона Божией Матери крестными ходами переносилась в храмы Вологодской и Ярославской епархий.


Икона Богородицы Домницкая


Икона Богородицы Домницкая

Память 8 сентября и в пятницу 10-й седмицы по Пасхе.

Явилась в лесной глуши на дереве на берегу реки Домницы (Думницы, ныне иссякла), впадавшей в Десну, недалеко от города Березны. На месте явления иконы был основан Домницкий монастырь Рождества Богородицы, в котором находился чудотворный образ. По одному из преданий, икону нашла на опушке леса слепая девочка Домна, видевшая этот образ во сне; по обретении иконы Домна чудесно прозрела. До 1798 пень от дерева, на котором была обретена икона, сохранялся невредимым в алтаре церкви вмц. Параскевы Домницкого монастыря).

Время явления Домницкой иконы доподлинно неизвестно. В 1630-40-х гг., несмотря на вынужденное признание Речью Посполитой православной иерархии на территории Киевской митрополии, католики продолжали там захватывать храмы, изгонять православные общины. Чудесное обретение новоявленной иконы в этот период, вероятно, скрывалось в целях сохранности святыни.
Первые письменные свидетельства о чудесной помощи от Домницкой иконы встречаются в универсалах гетмана Ивана Мазепы от 1699 г., где образ назван «чудовным», «чудодействующим», «подающим многие исцеления».

В 1694 г. по благословению свт. Феодосия Черниговского в Рождественском Домницком монастыре при игум. Иннокентии был освящен новый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, тогда же и установлено празднование Домницкой иконе в пятницу 10-й седмицы по Пасхе. Существование монастыря и храма в 1690-х гг., а также почитание в этот период Домницкой иконы чудотворной свидетельствуют о том, что наиболее вероятное время ее явления относится к 1-й трети XVII в. Архиеп. Сергий (Спасский) приводит Домницкую икону в списке «святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей» и указывает другую дату празднования - 8 августа.

В 1771 г. в России, в т. ч. в южнорус. землях, особенно на Черниговщине, свирепствовала моровая язва (чума). В г. Березна (совр. пос. Менского района Черниговской обл.) умерло 623 чел., и жители решили прибегнуть к помощи Домницкой иконы. Игум. Домницкого монастыря Иерофей (Малицкий) подал прошение еп. Феофилу (Игнатовичу) о разрешении на перенесение Домницкой иконы в Березну для молитвы о спасении города. В прошении архиерею игумен напоминал, что в поветрие 1738 г. икону обнесли вокруг Березны и «единственно Ея предстательством спаслись». Разрешение еп. Феофила вскоре было получено, и жители города крестным ходом с иконой прошли от Рождественского Домницкого монастыря до Березны, пронеся чудотворный образ по улицам города, совершая торжественные молебны с коленопреклонением. В тот же день эпидемия отступила.

Известны и другие случаи чудесной помощи по молитвам перед Домницкой иконой, сохранились свидетельства об исцелениях.
Указом от 26 сентября 1873 г. Святейший Синод разрешил ежегодное проведение 9 сентября (попразднство Рождества Пресв. Богородицы) крестного хода с чудотворной иконой из Домницы в Березну, позже епархиальное начальство позволило в течение сент. переносить икону из одного храма Березны в другой. Сохранилось дореволюционное воспроизведение иконы в журнале «Русский паломник» (1908).

В настоящее время Домницкая икона пребывает в церкви вмц. Параскевы Домницкого монастыря. До открытия монастыря икона находилась в селе на хранении у двух благочестивых женщин, получивших ее из рук насельника монастыря (мон. Виталия?). Святыню временно поместили над царскими вратами, в ближайшее время ее предполагают перенести в специальный киот у правого клироса.

Домницкий Свято-Рождества Богородицы мужской монастырь, Украина, УПЦ МП, восстанавливается
(Домницкий Свято-Рождества Богородицы мужской монастырь, Украина, УПЦ МП, восстанавливается)

Иконография

Иконография Домницкой иконы относится к типу Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке. К особенностям извода иконы можно отнести характер склоненности головы Богоматери к Младенцу, Ее распахнутый у шеи мафорий и видимый уголок хитона. Благословляющая десница Младенца - перед грудью, а не отведена, в левой ручке - свиток. Живописный слой иконы не исследован, по стилистическим признакам ее можно отнести к времени не ранее сер. XIX в. Характер многочисленных гвоздевых отверстий на лицевой части иконы свидетельствует о том, что она была украшена ризой (совр. риза сшита из ткани, нитей и стекляруса). По нижнему полю на черном фоне желтой краской выполнена надпись: Изо...ние Чудотворной иконы Пресвятыя Б... Домницкой.


Икона Богородицы «Рождество Пресвятой Богородицы» Глинская (Пустынно-Глинская)


Икона Богородицы «Рождество Пресвятой Богородицы» Глинская (Пустынно-Глинская)


Эта икона в начале XVI века чудесным образом явилась пчеловодам, которые устраивали в лесу ульи. В 1648 году на месте явления иконы основана Глинская пустынь, получившая своё название от благотворителей монастыря – рода бояр Глинских, владеющих окрестной местностью. Икона Божьей Матери прославилась множественными исцелениями. В настоящее время, к сожалению, чудотворная икона Божьей Матери утрачена. На древней иконе Божьей Матери помещены три изображения, отделённых друг от друга особыми очертаниями: праведный, Иоаким, праведная Анна и служанка, держащая на руках Младенца Марию. В современных списках эти изображения не отделены, но отличительной особенностью всех видов Глинской иконы является изображение вверху образа Бога Саваофа.

Свято-Рождества Богородицы Глинская пустынь после десятилетий забвения и разрухи в 1994 году возвращена Церкви. Находится на Украине (Конотопская епархия): село Сосновка, Глуховского района (вблизи границы Украины с Россией).

Рождества Богородицы Глинская пустынь, мужской монастырь (ставропигиальный) ,Украина, восстанавливается
(Рождества Богородицы Глинская пустынь, мужской монастырь (ставропигиальный) ,Украина, восстанавливается)

Молитва

О Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами праведных родителей испрошенная, Богу посвященная, и Богом возлюбленная. Кто Тесе не ублажит, или кто не воспоет Твоего преславного рождества? Рождество бо Твое бысть началом спасения человеком и мы, сидящии во тьме согрешений, зрим Тя неприступнаго Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию, паче бо Серафим возвысилася еси Пречистая; обаче приими недостойных рабов Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы наша, Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благосердую Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодая и душам нашим полезная, и к тому возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты, непостыдная Надеждо наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных, неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим Единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.


Икона Богородицы Леснинская

икона)Божьей_Матери_ЛЕснинская

Память 8 сентября, 14 сентября и в День Святой Троицы.

Икона представляет собой вырезанное рельефом на темно-красном овальном камне изображение Пресвятой Богородицы и Богомладенца.

Была обнаружена в праздник Воздвижения Креста Господня в 1683 году пастухом в ветвях грушевого дерева и перенесена в ближайшую православную церковь деревни Буковичей, недалеко от села Лесны. Когда слава о чудесно явившейся иконе разнеслась по всей окрестности, то католическое духовенство решило использовать икону для распространения католичества. Они силой отняли икону у жителей Буковичей в 1686 году и поставили в Леснинском костеле. В начале XVIII века монахи католического ордена основали в Лесне большой костел и монастырь, в котором находилась чудотворная икона. В 1863 году монахи ордена приняли участие в польском восстании, и, по распоряжению русского правительства, монастырь был закрыт и обращен в православный приход. Затем по ходатайству архиепископа Холмского Леонтия была учреждена в 1885 году Леснинская женская обитель Пресвятой Богородицы, в которой и оказалась икона.

В связи с Первой мировой войной в 1915 году обитель, а вместе с ней - и икона, эвакуировалась вглубь России - все 500 монашествующих и более 600 учащихся. После переворота в 1917 году, по приглашению архиепископа Анастасия (Грибановского) обитель переехала в Кишиневскую епархию, а затем в Югославию, в монастырь Хопово. В 1943 году, после оккупации Югославии фашистскими войсками, сестры монастыря были изгнаны в Сербию. Оттуда в 1950 году сестры обители с иконой перехали во Францию, сначала в Фуркё, а в 1967 году в Провемон, где и пребывают по сей день.

В настоящее время чудотворный Леснинский образ Пресвятой Богородицы находится в храме Леснинского монастыря, бывшем костеле, который был перестроен и освящен, но местные власти не позволили установить на нём православный крест. В этой (летней) церкви в летнее время ежедневно проходят богослужения. Каждый вечер икону Божией Матери переносят крестным ходом в домашнюю (зимнюю) церковь, находящуюся в главном здании обители.

Леснинский_монастырь_Франция
(Леснинский женский монастырь, Франция)

От иконы совершалось множество чудотворений.


Икона Богородицы Хлебная


Икона Богородицы Хлебная


Чудотворная икона Божией Матери, получившая название «Хлебная», появилась в XVI веке в Соловецком монастыре. В те годы жил там насельником святитель Филипп Московский, мирское имя которого было Феодор Колычев. Этот боярин, достигнув 30 лет, вдруг оставил службу государеву, покинул Москву и удалился в Соловецкую обитель. Скрыв свое имя, Феодор благоговейно нес послушание наравне со всей братией.
Игумен вскоре отметил усердие нового послушника, счел его достойным принять постриг и, дав ему новое имя – Филипп, отправил его трудиться в пекарню. Каждый день в обители выпекалось огромное количество просфор и хлеба, предназначенного для монастырских трапез, работа эта была тяжела для знатного человека, однако он с молитвой терпеливо сносил все тяготы и никогда не жаловался на усталость. С особым трепетом молился Филипп Пречистой Матери Божией.
И однажды Царица Небесная явила ему свое расположение, ниспослав в 1540 г. чудотворный Свой образ. Филипп не хотел расставаться с чудесной иконой и поэтому поставил ее там же, где и трудился – в пекарне, рядом с печью.

С этого дня все свежевыпеченные хлеба и просфоры послушник с молитвой ставил перед иконой Богородицы, прося ее благословить священный хлеб. И тот, кто приходил забирать хлеба и просфоры, как бы получал их из рук Самой Матери Божией. Очень скоро в обители икону стали называть «Хлебной» или «Запечной». Из послушника Филипп превратился в монаха, а позже и в игумена обители. В течение 18 лет был он настоятелем Соловецкого монастыря, после чего Иоанн Грозный призвал его на Всероссийскую митрополию. Мученическая кончина была уготована митрополиту, но он принял смерть с верой и молитвой.

После его кончины в 1569 г. икона Божией Матери «Хлебная» стала одной из главных святынь Соловецкого монастыря, прославившейся на всю Россию. Ее поместили в Спасо-Преображенском соборе, где чудесный образ и пребывал до закрытия обители.
Сама икона была безвозвратно утрачена, однако на протяжении веков с нее были сделаны несколько списков. Одна из таких икон с конца XIX века хранилась в Леушинской обители.

Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь был основан в 1875 г. в местечке Леушино недалеко от р. Шексны между Череповцом и Рыбинском. Монастырь оставался действующим до 1931 г., а в 1941-46 гг. он был затоплен водами Рыбинского водохранилища.
Принес ее сюда с Соловков один благочестивый паломник. Следуя обычаю соловецкой братии, насельницы монастыря поместили чудотворный образ в пекарне, и пришедшие за хлебом, положив три земных поклона, с молитвой принимали хлеб, благословленный Самой Пречистой Богородицей.
И в самые трудные времена, в самые голодные годы монахини никогда не оставались без хлеба насущного – Матерь Божия «Хлебная» заботилась о нуждах обители. Именно здесь, в Леушинском монастыре, было положено начало уникальному чину Неусыпающего акафиста.
По воле настоятельницы Леушинской обители для чудесного образа была сооружена отдельная часовня, которую в 1906 г. освятил сам Иоанн Кронштадтский. День и ночь, не прерываясь ни на минуты, шло в часовне прославление Матери Божией – все насельницы монастыря поочередно читали Каноны и Акафисты Богоматери. Обычая, подобного этому, не было ни в одной православной обители ни на Руси, ни на Афоне.
В годы правления советской власти при создании Рыбинского водохранилища монастырь был затоплен, и чудесный образ долгие годы считался утраченным. Однако Царица Небесная не оставила народ православный без своего покровительства. Как и в первый раз, образ ее «Хлебный» был чудесным образом явлен в середине XX века.

Случилось это в суровые дни блокады – в страшную зиму 1941 г. Тысячи семей голодали тогда в промерзшем городе. Наталья Васильевна Федорова, когда кончился черный хлеб, замешанный на опилках и земле, и вода, стала кормить двух своих детей газетами. На третий день доведенная до отчаяния женщина отправилась просить хоть какой-то помощи для маленьких сына и дочери.
На Малой Морской улице ее застиг артобстрел. Бежавший мимо матрос, спасая, толкнул ее на землю. Поднимаясь, Наталья Васильевна вдруг увидела на снегу три святых лика. Чудо было явлено несчастной женщине – перед ней лежали три иконы: святого Евангелиста Иоанна Богослова, святителя Николая и Пресвятой Богородицы. На образе Матери Божией увидела она надпись – «Хлебная Пресв. Богородица», и в сердце ее затеплилась надежда на спасение.
По совету своей знакомой – благочестивой старушки, женщина бережно отнесла иконы домой.

Чудеса начались на следующий же день – незнакомый мужчина в солдатской форме отдал Наталье Васильевне мешок овса. Этим овсом, сберегая каждое зернышко, она и выкормила своих детей в те страшные дни. А неделю спустя по Дороге жизни началась поставка продуктов в осажденный город. Все три иконы с благоговением хранила женщина в своем доме, вознося перед ними молитвенные просьбы о помощи. И заступничество святых угодников Божиих и Пречистой Его Матери спасло всю семью – они пережили блокаду. Спаслись и все те, кто в эти годы бывал в их доме и обращался с молитвами к святым иконам.
До наших дней святой список древней иконы хранился в доме дочери Натальи Васильевны – Нины Михайловны Федоровой. Насельницы же Леушинского монастыря все эти годы не оставляли надежды вновь обрести чудотворный список «Хлебной» иконы и в начале нового века возобновили регулярное чтение Неусыпающего Акафиста. И молитвы их были услышаны – Матерь Божия чудесным образом указала им дом, в котором хранился ее спасительный образ.
Владелица иконы на три дня отдала его в храм Леушинской обители, где в течение всех трех дней без перерыва шло чтение акафиста, а также происходило освящение хлебов.

После того, как в сентябре 2008 г. Нина Михайловна приняла предсмертное причастие, она передала чудотворный образ протоиерею Валерию Швецову, настоятелю храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Духовенство и прихожане храма рассказывают о том, как, попав в церковь в самом начале кризиса, чудотворный образ начал обновляться.
Новый список иконы Богородицы «Хлебная» был сделан в наши дни и помещен в Успенском соборе в Санкт-Петербурге, который был возведен в знак вечной памяти жертвам блокады. Справа и слева от фигуры Богоматери на этой иконе помещены изображения апостола Иоанна Богослова и святителя Николая Чудотворца – в память о святых образах угодников Божиих, чудом обретенных Натальей Васильевной зимой 1941 года.
В дни кризиса к спискам чудотворной иконы потянулись вереницы прихожан. С молитвенными просьбами помочь справиться с материальными трудностями, сохранить или найти работу, унять тревогу и обрести веру в будущее.
Например, каждый, кто подходит к иконе в храме «Взыскание погибших», получает из рук батюшки кусочек освященного хлеба. Многие относят его домой и хранят, как святыню – ведь издавна на Руси хлеб считался символом достатка и процветания, а хлеб, освященный во имя Матери Божией, несущий на себе ее благословение и благодать, обязательно принесет человеку не только финансовое, но и духовное благополучие.
Она являет нам Христа как хлеб жизни. Это икона хлебная. Христос – это хлеб жизни и, если человек встречается с Христом, он утоляет свой главный голод – духовный.

Перед иконой Божией Матери «Хлебная» («Хлебенная») молятся:

- о ниспослания хлеба насущного;
- об избавлении от материальных проблем;
- о помощи в сохранении или поиске работы;
- о успокоении и обретении веры в будущее.


Икона Богородицы «Рождество Богородицы» Лукиановская

Икона Богородицы «Рождество Богородицы» Лукиановская
(Икона Богородицы «Рождество Богородицы» Лукиановская. Данное изображение иконы получено от иеромонаха Никодима Свято-Лукиановой пустыни)


Эта икона «РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» прославилась в конце XVII века. В 1594 году по повелению царя Фёдора Иоанновича и по благословению патриарха Иова в селе Игнатьеве недалеко от Переяславля-Залесского была устроена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через некоторое время храмовая икона неожиданно исчезла и появилась в трёх верстах от села в пустынном месте. Так повторялось трижды. По благословению патриарха Иова сельчане перенесли на это место церковь.

Вскоре после нашествия поляков церковь пришла в запустение, а когда в 1640 году в это место из Угличского монастыря прибыл монах по имени Лукиан, то он увидел в обветшавшем храме две сохранившиеся иконы: «Рождество Богородицы» и Смоленскую. Преподобный Лукиан с помощью благочестивых христиан соорудил новую церковь и создал на этом месте обитель в честь Рождества Богородицы, которую по имени основателя стали называть также Лукиановской иконой Божьей Матери.
Местонахождение оригинала Лукиановской иконы неизвестно, однако, в 1992 году был обретен чтимый список XIX века. С тех пор эта вновь обретённая икона заняла место чудотворного образа в Богоявленском храме обители.

Еще один список XIX - начала XX века, находится в алтаре Богоявленского храма Свято-Лукиановой мужской пустыни. К сожалению об этом списке сведений не сохранилось. Различия в иконографии незначительны и можно предположить, что он был сделан кем-то из боголюбцев для домашнего употребления в период гонений по памяти, или по фотографии:

икона Божьей Матери «РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ» ЛУКИАНОВСКАЯ 1


В 2000-х годах в пустыни был создан еще один список чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы тех же размеров, что и чудотворная, и с теми же житийными клеймами, по сохранившимся литературным описаниям и архивным описям этой иконы, и по образцу вновь обретенной иконы - сюжет иконы, вплоть до деталей, тот же:

икона Божьей Матери «РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ» ЛУКИАНОВСКАЯ 2

Tags: икона Божьей Матери Глинская, икона Божьей Матери Домницкая, икона Божьей Матери Исааковская, икона Божьей Матери Леснинская, икона Божьей Матери Лукиановская, икона Божьей Матери Почаевская, икона Божьей Матери Хлебная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments