filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

05 (18) сентября 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 16-я по Пятидесятнице.

Прор. Захарии Праведного и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи (I)
; прмч. Афанасия Брестского, игумена (1648).

Убиение блгв. кн. Глеба (во Святом Крещении Давида) (1015); мч. Фифаила и сестры его мц. Фивеи (Вивеи) (98–138); мч. Сарвила; мц. Раисы (Ираиды) девы (ок. 308); мчч. Иувентина и Максима воинов (361–363); мчч. Урвана, Феодора и Медимна и с ними 77-ми мужей от церковного чина, в Никомидии пострадавших (370); мч. Авдия Персидского (V).
Мч. Евфимия Кочева (1937); Сщмч. Алексия (Бельковского), архиепископа Великоустюжского (1937), обретение мощей прписп. Александра (Уродова), архимандрита (2001).

Иконы Божией Матери Оршанская.

Святые дня, молите Бога о нас!



Пророк Захария и праведная Елисавета

прав_Захария_Елисавета


Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Праведные супруги, «поступая по всем заповедям Господним беспорочно» (Лк. 1:5 – 25), страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который «будет велик пред Господом» (Лк. 1:15) и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1:17). Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой.

Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.

Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем (Мф. 23:35).

избиение_младенцев_в_Вифлиеме
(избиение младенцев. В верхнем левом углу иконы убиение пророка Захарии)

Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

Тропарь пророка Захарии и праведной Елисаветы
глас 2
Праведных Твоих Захарии и Елисавети, Господи, память празднующе,/ теми молим Тя:/ спаси душы наша.

Кондак пророка Захарии
глас 3
Пророк днесь и священник Вышняго,/ Захария предложи, Предтечев родитель,/ трапезу своея памяти,/ верныя питая, питие бо правды всем растворив,/ сего ради скончавается,// яко божественный таинник Божия благодати.

Кондак праведной Елисаветы
глас 4
Яко луна полна,/ Свет Правды от Мысленнаго Солнца Мессии прияла еси,/ и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси, Боговозлюбленная Елисавето./ Достойными убо Тя песньми ублажающе,/ Всещедраго Света, просвещающаго всех, Господа величаем.

Молитва пророку Захарии и праведной Елисавете

О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение, и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа; вемы бо, воистину вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам, и святому пророку Захарии и праведной Елисавете, молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко, да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!


Преподобномученик Афанасий Брестский, игумен

прп_Афанасий_Брестский


Cвятой преподобномученик Афанасий Брестский родился около 1597 года в благочестивой белорусской семье Филипповичей. Около времени рождения святого Афанасия в 1596 году в городе Бресте была заключена уния между частью Православной Церкви Юго-Западной Руси, входившей в то время в состав Польско-Литовского государства, и Римо-Католической Церковью. Уния имела целью латинизацию Святой Православной веры и русской народности. В ответ на заключение унии Православный Собор, состоявшийся также в 1596 году, принял постановление: «Мы даем обет веры, совести и чести за себя и за наших потомков, не слушать этих осужденных соборным приговором митрополита и владык, не повиноваться им, не допускать их власти над нами; напротив, сколько возможно противиться их определениям, действиям и распоряжениям, стоять твердо в нашей святой вере и при истинных пастырях нашей святой Церкви, особенно при наших Патриархах (имеются в виду Восточные Патриархи), не оставляя старого календаря… и сопротивляясь всем притеснениям, насилиям и новизнам, которыми бы стали препятствовать целости и свободе нашего богослужения, совершаемого по древнему обычаю».

Эти заветы, которые от лица Церкви возложили на ее верных чад представители Восточного Православия на Брестском соборе, стали призванием святого Афанасия, и их осуществлению была отдана вся его жизнь.

В молодые годы он некоторое время преподавал в домах польского шляхетства, в том числе у канцлера Литовского Льва Сапеги. Разгульная жизнь, которую он наблюдал при дворе польского вельможи, лишь укрепила в преподобном Афанасии намерение оставить мирскую суету. Он удалился в Виленский Свято-Духов монастырь, где в 1627 году принял иноческий постриг от игумена Иосифа. Отсюда преподобный Афанасий был послан на послушание сначала в Кутеинский монастырь под Оршей, а затем – в Межигорский около Киева, где «не малое время учился воле Божией и жизни по закону». Из Межигорья преподобный Афанасий был вновь вызван в Вильно, где преподобный был посвящен в сан иеромонаха и затем назначен наместником Дубойской (Дубовской) обители под Пинском. Через три года, в 1636 году, обитель оказалась в ведении иезуитов; преподобный Афанасий был переведен на послушание в Купятицкий монастырь. Отсюда он совершил для сбора подаяний весьма трудное и опасное путешествие в Москву, сопровождаемое видимым покровительством и помощью Божией Матери.
В 1640 году святой Афанасий был назначен игуменом Симеонова монастыря в Бресте.

В 1641 году святой Афанасий отправился в Варшаву на сейм, где собирался закрепить исконные преимущества православного братства в Бресте и отстоять полную свободу богослужения и обрядов по уставу Восточной Церкви, но ему отказали.

В ноябре 1644 года он был взят под стражу, отвезен в Варшаву и брошен в оковы, в которых содержался более года. В заключении святой Афанасий написал молитвословие, которое распевал для утоления душевной боли: «Пошли покой Церкви Своей, Христе Боже! Не знаю, может ли кто из нас терпеть дальше! Дай нам помощь в печали, чтобы мы всецело отдались вере святой, непорочной». Из тюрьмы преподобный Афанасий написал королю Владиславу ІV три послания, причем одно из них на генеральный сейм 1645 года, с просьбой защитить православную Церковь в Западной Руси.

Результатом этих посланий было то, что Киевскому митрополиту было предписано забрать святого Афанасия из тюрьмы и отправить его в такое место, где бы он уже не мог «чинить никаких тревог». Исполняя повеление короля, митрополит Петр Могила оставил Брестского игумена в Киево-Печерском монастыре. Под влиянием ясно обнаружившегося расположения православных к святому, после последовавшей 1 января 1647 года кончины митрополита Петра Могилы, преподобный Афанасий вновь вступил в свое игуменство.

Вернувшись в Брест, святой Афанасий недолго ощущал покой в своей обители. В июле 1648 года его вновь арестовали по ложному обвинению в помощи восставшим казакам. Когда обвинение не подтвердилось, судьи спросили преподобного: «Ты проклинаешь унию?» «Да, – ответил святой Афанасий, – потому что она и есть проклята». Этого было достаточно для тех, кто жаждал крови Брестского игумена. Иезуиты, зная, что он осужден на смерть, подослали к нему своего человека, пытавшегося убедить святого не губить себя. Но страдалец за истину ответил ему: «Путь иезуиты знают, что как им приятно пребывать в прелестях мира сего, так мне приятно пойти теперь на смерть».

В ночь на 5 сентября 1648 года гайдуки повели преподобного Афанасия в сосновый бор возле деревни Гершановичи. Там они заставили его вырыть себе яму, а потом, пытая раскаленным железом, принуждали отказаться от слов, произнесенных игуменом против унии и католицизма. Не теряя самообладания, святой подвижник мужественно ответил палачам: «Что я сказал, то я сказал, и с тем умираю». После этих слов палачи приказали одному из прослезившихся гайдуков расстрелять святого Афанасия. Потрясенный мужеством и стойкостью святого игумена, гайдук просил у него прощения и пастырского благословения. Получив то и другое, он выстрелил, но не убил святого. Раненый двумя мушкетными пулями, преподобный Афанасий с окровавленной головой продолжал стоять, прислонясь к сосне. Страшное кровавое зрелище при внезапно разразившейся сильной грозе до такой степени испугало гайдуков, что они поспешили втолкнуть его еще живым в яму, в которой воин за веру Христову повернулся лицом вверх, сложил руки крестообразно и предал душу Господу.

В течение восьми месяцев тело страдальца за Православие, засыпанное землей, лежало в неизвестности без церковного чина погребения. 1 мая 1649 года один мальчик указал братии Брестского Симеоновского монастыря место погребения их игумена. Земля, в которой был погребен мученик, оказалась временно принадлежавшей иезуитам, поэтому пришлось действовать тайно. Иноки ночью выкопали нетленное тело игумена и тотчас перенесли на другое место, а утром – в свой монастырь. Через несколько дней, 8 мая 1649 года преподобный Афанасий был с честью погребен у правого клироса в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника.

Преподобный Афанасий был признан чтимым святым вскоре после своей мученической кончины. 5 января 1658 года архимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий Гизель вместе с Иосифом Нелюбович-Тукальским (с 1664 года митрополит Киевский) писали царю Алексею Михайловичу, что тело святого Афанасия, «откровенно бывши, и доселе, дивно Богу во святых Своих, в Бресте пребывает нетленно». В 1666 году в Бресте было составлено житие на польском языке, в котором игумен Афанасий называется «святым и преподобномучеником».

В 1823 году для частиц мощей был устроен ковчег и они были поставлены для всенародного поклонения. В 1824 году Симеоновский монастырь был упразднен, его храм обращен в приходской, а святые мощи преподобного Афанасия положены в Николаевском соборе. После сооружения в 1865 году в городе Бресте нового каменного Симеоновского собора святые мощи преподобного были перенесены в храм.

20 сентября 1893 года был возведен храм во имя святого преподобномученика Афанасия Брестского в Гродненском Борисоглебском монастыре, а осенью следующего года частица его святых мощей была перенесена в женский Леснинский монастырь.
Сейчас мощи святого находятся в Свято-Симеоновском кафедральном соборе в Бресте.

Свято_Симеоновский_кафедральный_собор_Брест
(Свято-Симеоновский кафедральный собор, Брест)

В память о святом Афанасии, игумене Брестском, на месте его кончины была воздвигнута часовня, а затем при ней появился монастырь. В Бресте также было создано православное сестричество в его честь.

Память преподобномученика Афанасия Брестского празднуется также 5/18 сентября и в день Собора Белорусских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице).

Тропарь преподобномученика Афанасия Брестского
глас 2
Блажен еси, отче наш Афанасие,/ яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру,/ со умилением присно поя неседальное Пречистей,/ заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя,/ пострадав за свидетельство истины даже до смерти./ Мы же, чтуще святыню твою,/ со дерзновением взываем ти:/ отче наш, преподобномучениче Афанасие,/ похвало и украшение наше.

Кондак преподобномученика Афанасия Брестского
глас 4
Монашескаго жития украшение и мучеников красоту явил себе житием твоим, Афанасие, и яко солнце пресветлое людям православным возсиял еси. Темже и Христос даром чудес обогати тя; да чтуще пресветлую память твою, зовем ти: поминай стадо твое молитвами твоими, преподобне.

Ин кондак преподобномученика Афанасия Брестского
глас 2
Яко постника благочестна и искусна,/ и страдальца произволением честна,/ и пустыни жителя сообразна,/ в песнех достойно хвалим Афанасия приснохвальнаго,/ той бо змия попрал есть.

Молитва преподобномученику Афанасию

О великий угодниче Христов, святый преподобномучениче Афанасие! К тебе мы, грешнии и смирении, яко к теплому нашему заступнику и скорому помощнику, молитвенно прибегаем и из глубины сердца взываем: призри на ны скоро и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по великой Своей милости. Охрани нас своим заступлением от облежащего ны суемудрия и неправоверия и, яко пастырь добрый, упаси заблудшия овцы стада Христа и во дворы Господни сия всели. Огради нас от соблазнов, ересей и расколов и настави твердо в вере православней подвизатися. Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да ниспослет нам тихое и богоугодное житие, уврачует Своею благодатию наша болезни душевныя и телесныя, согреет наша сердца друг ко другу и сотворит ны братолюбны и единомысленны. Испроси такожде у Господа и всего потребнаго для жития нашего телеснаго: земли плодородия, благорастворения воздухов и мирнаго устроения. Страну нашу, веси и грады охрани молитвами твоими от огня, потопа, труса, вражескаго нашествия и внутренних нестроений, егда же приспеет час кончины нашея, утверди в нас память смертную, да и мы в истинном покаянии и чистем сведении совести нашея представше ко Господу, сподобимся деснаго стояния и со всеми святыми воспоем славу Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки веков. Аминь.



Священномученик Алексий (Бельковский), архиепископ Великоустюжский

сщмч_Алексий_Бельковский_епископ_Великоустюжский

Память 5 сентября, в Соборе Вологодских святых, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В миру Петр Филиппович Бельковский, родился в 1842 году в селе Рождествино Каширского уезда Тульской губернии в семье священника Филиппа Евфимовича Бельковского.
В 1864 году окончил Тульскую духовную семинарию.
В 1867 году рукоположен в сан священника, служил в Михайловской церкви при Михайловском детском приюте в городе Туле.
В 1874 году был назначен законоучителем в школу мещанского общества.
с 1886 года служит в тульской Александро-Невской церкви.

При архиерейском служении в кафедральном соборе именно ему чаще других поручалось говорить проповеди. Он устраивал и сам активно участвовал во внебогослужебных религиозных беседах и чтениях.

Много усилий употребил священник на устроение приходской школы, в которой училось в то время восемьдесят детей. Кроме обычных предметов ученики обучались также церковному чтению и пению. Во время некоторых праздников дети целиком исполняли все песнопения литургии. Ученики по очереди читали шестопсалмие и часы, были хорошо обучены богослужебному уставу и сами находили в книгах необходимые тексты.

В 1891 году Тульскую губернию вследствие неурожая поразил голод. Некоторые из крестьянских семейств, чьи дети обучались в школе, остались без средств к пропитанию. Родители не могли дать детям в школу даже куска хлеба. Был случай, когда мать покинула дом, только бы не видеть вернувшегося из школы голодного сына, накормить которого ей было нечем. Видя такое положение, священник Петр при поддержке приходского совета организовал помощь голодающим детям. В устроенной при храме богадельне стал ежедневно готовиться горячий завтрак для учеников — детей беднейших родителей.

Благодаря о. Петру Александро-Невский храм, находившийся на окраине города, где проживало беднейшее население, стал одним из центров просвещения и благотворительности. Здесь образовался крепкий приход, который, несмотря на скудость средств, создал такие благотворительные учреждения, каких не было и в состоятельных приходах города — богадельню и школу. При проведении ревизий церковноприходских школ школа при Александро-Невском храме получала от проверяющих неизменно высокую оценку в постановке преподавания Закона Божия и за успехи учеников в освоении изучаемых предметов.
В 1896 году при Александро-Невской церкви была открыта бесплатная народная библиотека-читальня в помещении местной церковноприходской школы.
9 апреля 1897 года он был возведен в сан протоиерея. В том же году он овдовел и был пострижен в монашество с именем Алексий.
14 марта 1898 года был назначен настоятелем Старорусского Спасо-Преображенского монастыря с возведением в сан архимандрита.
5 сентября 1904 года был хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии. 28 сентября он прибыл в Великий Устюг.

Насущной потребностью стало в то время образование народа, и в этой связи почти во всех епархиях стали устраиваться педагогические курсы для учащих в церковноприходских школах. Летом 1908 года такие курсы были устроены в Великом Устюге для учащих церковноприходских школ Устюжского викариатства.
При епископе Алексии было выстроено женское епархиальное училище, в деятельности которого владыка принимал постоянное участие. Во время служения епископа Алексия в Великом Устюге было построено и освящено несколько храмов, один из последних в 1916 году — храм во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца, выстроенный при Великоустюжском тюремном замке, в котором суждено было умереть владыке через двадцать один год.

С 12 октября 1916 года именуется епископом Великоустюжским и Устьвымским. В начале двадцатых годов епископ Алексий был возведен в сан архиепископа. 30 июля 1923 года вступил в управление Великоустюжской епархией, которая к этому времени стала самостоятельной.

В 1924 году в возрасте восьмидесяти двух лет архиепископ Алексий был уволен на покой. Живя в Великом Устюге при храме преподобного Симеона Столпника, он каждый день совершал литургию. После закрытия этого храма архиепископ стал служить в храмах преподобного Сергия Радонежского и великомученика Димитрия Солунского в Дымковской слободе. Поселившись в церковной сторожке, владыка служил ежедневно, начиная богослужение в четыре часа утра при немногих молящихся. Так продолжалось до начала 1937 года, когда ему по немощи стало трудно передвигаться, и он мог ходить только пользуясь помощью живших при нем монахинь.

Осенью 1937 года был арестован, ему было уже девяносто пять лет. Он не мог выйти из дома по приказу сотрудников НКВД, и они вынесли его сами на простыне. После короткого пребывания в тюрьме архиепископ Алексий в ноябре 1937 года скончался и был погребен на городском кладбище.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


Мученик Евфимий (Кочев)


Мученик Евфимий (Кочев)


Евфимий Петрович Кочев родился в 1867 году в селе Вильгорт Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии, ныне Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми. Он происходил из крестьянской семьи коми и, окончив 3-летнюю сельскую школу, хорошо владел русским языком и грамотно писал. Евфимий занимался изготовлением туесов, столярным и ямским промыслом.

Несмотря на преследование верующих, будущий мученик активно участвовал в церковной жизни села Вильгорт, делал большие пожертвования на местный храм в честь Сретения Господня. В 1936 году он был избран церковным старостой и в июне 1937 года, когда власти решили закрыть Сретенскую церковь, ходил по дворам, собирал подписи в защиту храма. 13 сентября в Вильгорт прибыли сотрудники НКВД, но Евфимий Петрович отказался передать им ключи от храма и попытался собрать народ, чтобы не допустить описи церковного имущества. Он был немедленно задержан (арест оформлен 14 сентября) и помещен в сыктывкарскую тюрьму. На допросе он подтвердил, что как церковный староста защищал храм, отвергнув обвинения в «активной контрреволюционной деятельности». 16 сентября Евфимий Петрович Кочев особой тройкой УНКВД Коми АССР был приговорен к высшей мере наказания, а расстрелян 18 сентября. Мученик похоронен в безвестной могиле, его имя включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 6 октября 2001 года.


Преподобноисповедник архимандрит Александр Орудов (Уродов)

присп_александр_Уродов

Об этом святом угоднике Божьей подробно можно прочитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/233282.html


Убиение блгв. кн. Глеба, во Святом Крещении Давида (1015)

благ_князья_Борис_Глеб

О Благоверных князьях Борисе (во Святом Крещении Роман) и Глебе (во Святом Крещении Давид), можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/606778.html


Мученица Ираида (Раиса) Александрийская

мч_Ираида_Раиса_Александрийская


Родом из города Александрии. Увидев у берега корабль со множеством мужчин, женщин, священнослужителей и иноков, заключенных в оковы за исповедание Христовой веры, святая добровольно к ним присоединилась. На св. Ираиду наложили оковы, а когда корабль прибыл в египетский город Антиноэ (Антиноль), она первая, а вслед за ней остальные узники Христовы, кровью запечатлели свое исповедание веры (+ ок. 308 г.).


Мученики Иувентин и Максим воины

мч_Иувентин_Максим_воины


Святые мученики Иувентин и Максим воины пострадали при римском императоре Юлиане Отступнике, при котором они состояли в должности щитоносцев. Однажды Юлиан, придя в Антиохию, окропил идоложертвенною водою все продаваемые на рынке снеди и пития, желая таким образом сделать христиан участниками нечестивых своих жертве. В то время сии два раба Христовы, присутствуя на одном пиршестве с другими воинами, со скорбью беседовали с ними о беззаконии царя и повторяли слова святых трех отроков, некогда сказанные в Вавилоне: «И предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле» (Дан.3:32).

Один из пировавших передал наутро сии слова царю.
Тогда царь призвал святых воинов и спросил:

– Что вы говорили вчера на пиру?

Они отвечали истину и, повторяя те же самые слова, обличали царя и укоряли в беззаконном отступничестве.
Царь, пришедший в ярость, сначала велел беспощадно бить их и бросить в темницу; потом в полночь послал в темницу палача, который и умертвил их среди темничного мрака.


Мученик Фифаил и сестра его мученица Фивея (Вивея)

Мученик Фифаил и сестра его мученица Фивея (Вивея)

Мученики Фифаил и сестра его Фивея пострадали за смелую и успешную проповедь христианства среди язычников. После долгих и изощренных пыток святого мученика Фифаила язычники подвесили на дереве и распилили пилой, а его сестру Фивею убили ударом копья в шею.


Мученик Авдий Персидский

Мученик Авдий Персидский
(Сщмч. Авдий Персидский, Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим)

Авда Персидский (Авдий, Авдей, Авид; греч. ̀ρδβλθυοτεΑβδας, ̓Αβδαέος, ̓Αβδᾶς, Αὐδᾶς, лат. Abdas, от арам. раб, слуга) (+ 412/420), епископ г. Хормизд-Ардашир (Ахваз) в Хузистане, священномученик.

Память 31 марта, 5 сентября

Святитель Авда активно проповедовал христианскую веру среди персов, пользуясь политикой веротерпимости шаханшаха Йездигерда I (399-420).
В последний год его правления местный священник Хашу разрушил капище зороастрийцев, огненные жертвы которых оскверняли проходившие поблизости христианские богослужения. Авда, а также священники Хашу и Исаак, книжник Ефрем, иподиак. Папа, миряне Дадук, Дуртан, Папа, брат Авды, были приведены на суд шаханшаха, который потребовал восстановить разрушенное. Когда же епископ отказался сделать это, он был выдан воинам, избит шипованными палками и вскоре скончался от ран в своем доме, став первой жертвой новой волны гонений на христиан, когда пострадало множество мучеников. По одним данным, он скончался в 420 году, по другим - в 412 году.

Почитание

Болландисты считают, что 5 сентября - день памяти Авды, чье житие приведено выше, 31 марта - одноименного священномученика, персидского епископа, пострадавшего в то же время и при схожих обстоятельствах, но казненного через усечение мечом.

В Германовском календаре 2009 года под 5 сентября Авда упомянут вместе с Гормиздом и Сунином, как мученик. Их кончина датирована около 424 года.
Краткое житие святого переведено на славянский язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. краткое житие святого и стих внесены под 5 сентября в Великие Минеи Четьи.


Мученики Урван, Феодор, Медимн и с ними 77-ми мужей от церковного чина, в Никомидии пострадавшие

В царствование злочестивого Валента1, ариане в Царьграде имели великую силу и распространили свою власть, так как царь, ослепленный той же ересью, помогал им. Подняв гонение на православных христиан, они изгнали епископа Евагрия сильно притесняли верующих: одних они били, других ввергали в темницы, у третьих разграбляли имения, словом всячески угнетали их.

Сильно скорбя об этом, верующие тайно собравшись решили послать к царю, который тогда находился в Никомидии, просьбу, чтобы он, если нельзя совсем избавить их от ариан, по крайней мере, велел бы ослабить притеснение их, чтобы люди не погибли до конца. Для сего дела они избрали до семидесяти достойных мужей духовного чина. крепких в вере, сильных в слове, отличающихся своим разумом, во главе с Урваном, Феодором и Медимном. Отправившись в путь, они достигли Никомидии и, став перед царем, усердно просили его, чтобы он помиловал их и защитил от рук арианских. Сильно разъярился на них царь, однако не показал вида, что он гневается, но тайно отослал их к епарху2 Модесту, приказав ему, чтобы он схватил и предал их смерти.

Епарх, схватив их, боялся однако явно пред всеми казнить их и, чтобы не было в народе толков, приказал посадить их всех на корабль и распустить слух, что схваченных отправляют на заточение; а между тем он научил корабельщиков, чтобы они, когда будут посреди моря, сошли в лодку и подожгли бы корабль с семьюдесятью мужами, что те и исполнили: приплыв в Астакийскую пучину, они зажгли корабль со святыми мучениками, спустившись сами заранее в лодку, которая была для того приготовлена, и вернулись к епарху, сообщая ему о кончине тех мужей.

Как свеча загорелся корабль и быстро плыл по морю, так как его гнал ветер; охваченное пламенем плывшее судно достигло до места, известного под именем Дакидис; пристав здесь, корабль сгорел до конца, испуская от сгорающих телес святых мучеников дым, подобный кадильному дыму, поднимающемуся к Богу. Так скончались святые, и сбылось на них слово Писания: (Пс.65:12). Сожженные на воде огнем, святые мужи сии вселились в небесном покоище3, где, предстоя пред престолом Владыки, молятся о нас; тех молитвами, Господи, подай и нам получить жизнь вечную. Аминь.

________________
1
Валент – римский император 364-378 гг. после Р. Хр., правивший восточной половиной империи, ревностный покровитель ариан.

2 Епарх – греческое слово, обозначающее "начальник". Так назывались правители римских областей.

3 Это было в 370 г.


икона Божьей Матери «ОРШАНСКАЯ»

икона_Божьей_Матери_Оршанская


Икона была явлена чудесным образом в 1631 году при основании мужского Кутеинского Свято-Богоявленского монастыря близ города Орши (Белоруссия) на берегу реки Кутеинки. Считается Небесной заступницей этой обители. Имеется множество свидетельств конкретной помощи после молитв к Божией Матери перед Оршанской иконой, в частности, такую помощь получал преподобномученик Афанасий Брестский.

Чудотворный список (копия) иконы хранился в Оршанском Успенском женском монастыре. В 1842 году, в связи с многочисленными исцелениями больных от Оршанской иконы Пресвятой Богородицы, монастырь был переведён в реестр первоклассных.

С XIX века местночтимое празднование иконы проводится в один день с памятью преподобномученика Афанасия Брестского(18 сентября и 2 августа по новому стилю), который удостоился особого водительства и заступничества от Царицы Небесной через её Оршанскую икону.

В Минском Свято-Духовом соборе находилась копия Оршанской иконы Богородицы, написанная в XVIII столетии. 13 июля 2001 года Митрополитом Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, святыня была передана в дар Витебской епархии. В настоящее время икона пребывает в Свято-Ильинском храме Свято-Успенского женского монастыря города Орши.

Свято_Успенский_Монастырь_Орша_Белорусь
(Свято-Успенский женский монастырь, Орша, Белоруссия)

Тропарь
глас 4
Днесь светло красуется древний град Орша,
Яко зарю солнечную восприимши, Владычице чудотворную твою икону, от неяже помощь явила еси святому Афанасию в скорбех, и Спиридону печатнику поддержка и утешение была еси, Обителям иноческим заступление и покров, и всем прибегающим к иконе твоей милостивая Мати, к нейже ныне и мы припадаем и тепле вопием: О, причудная Владычице Богородице, молися из тебе воплощенному Христу Богу нашему, да спасет души наша яко милосерд.


Tags: Белоруссия, Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня, икона Божьей Матери Оршанская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments