filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

28 августа (10 сентября) 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...


Преподобномученики Казанского Успенского Зилантова монастыря: Сергий (Зайцев), архимандрит, Лаврентий (Никитин), Серафим (Кузьмин), иеромонахи, Феодосий (Александров), иеродиакон, Леонтий (Карягин), Стефан, монахи

прпмчч_Казанские


До революции на окраине Казани возвышался древний Зилантов монастырь, насельники которого под духовным водительством благочестивого и образованного архимандрита Сергия вели тихую и строгую иноческую жизнь. Настоятель сей обители, как благочинный II округа монастырей, был известен своим умением умиротворять возникающие в разных монастырях раздоры и нестроения, и справедливо их разрешать. Жизнью, исполненной православного аскетического и молитвенного делания, и своими высокими нравственными достоинствами архимандрит Сергий снискал среди монашествующих и среди жителей г. Казани любовь, уважение и непререкаемый авторитет.

Казанский Успенский Зилантов общежительный монастырь был основан царем Иоанном Васильевичем Грозным по взятии Казани в 1552 году, сперва - на последнем уступе Зилантовой (с татарского - Змеиной) горы, в 2 верстах от городской крепости, на левом берегу реки Казанки, где была последняя ставка и походная церковь государя, и где после битвы были погребены русские воины, павшие при взятии Казани. Но когда в 1559 году весенняя вода разнесла ограду и келий и повредила государеву церковь, то царь Иоанн Васильевич, узнав о неудобстве места, потопляемого весенней водой, повелел по просьбе Святителя Гурия - первого Архиепископа Казанского - перенести обитель на самую вершину горы.

Сама обитель по штату 1764 года была отнесена к III классу, в каковом состояла до 1836 года, когда была возведена во II класс. С 1906 года монастырь стал общежительным.
К середине 1918 года в обители проживало одиннадцать монашествующих во главе с архимандритом Сергием. Сам архимандрит Сергий (в миру Иоанн Зайцев), родился в 1863 году в г. Гатчина, в семье чиновника X класса. Окончив курс наук в Гатчинском Императорском Николаевском Институте и движимый стремлением к уединенной жизни и иноческому подвигу, Иоанн определяется в сентябре 1891 года послушником Ниловой пустыни Тверской епархии с послушанием быть помощником учителя Ниловой церковно-приходской школы. Это послушание Иоанн исполняет до сентября 1893 года, когда 25 числа принимает монашеский постриг с именем Сергий. В сан иеродиакона Сергий был рукоположен в июне 1894 года, а еще через два года - 24 мая 1896 года - в сан иеромонаха.

Указом Казанской Духовной консистории в январе 1908 года игумен Сергий был назначен благочинным II округа монастырей Казанской епархии), каковые обязанности нес до самой своей мученической кончины). Это было последнее назначение, подписанное архиепископом Димитрием. 17 марта 1908 года Владыка Димитрий тихо почил о Господе. Архимандрит Сергий, как и многие казанцы, тяжело переживал кончину любимого архипастыря, так много и славно потрудившегося на ниве церковного просвещения и христианской науки.

Вновь прибывший на Казанскую кафедру архиепископ Никанор (Каменский), также как и Владыка Димитрий, привлекавший к себе ученое монашество, обратил внимание на образованного игумена Макарьевского монастыря, и 28 мая 1908 года игумен Сергий был возведен в сан архимандрита. А уже в январе 1909 года архимандрит Сергий переводится архиепископом Никанором из небольшой Макарьевской пустыни на должность настоятеля древнего Успенского Зилантова монастыря близ Казани. К тому времени Зилантов монастырь сильно нуждался в добром духовном окормлении, благоустройстве и неотложном строительстве. Сей крест нелегкого настоятельского служения архимандрит Сергий нес до самого сентября 1918 года, когда по воле Божией был призван к мученическому свидетельствованию о Христе даже до смерти.

Духовником братии Зилантова монастыря был благообразный старец, 65-летний иеромонах Иосиф (в миру - Иоанн Тюрин). Выходец из крестьян Казанского уезда, Иосиф поступил в Свияжский Успенский монастырь в 1892 году в возрасте 39 лет, где в марте 1893 года был пострижен в монашество, а 30 марта 1894 года рукоположен во иеродиакона. В ноябре 1894 года иеродиакон Иосиф был перемещен в Казанский Архиерейский Дом, и в октябре 1899 года рукоположен во иеромонаха, с последующим назначением в мае 1901 года на должность казначея. В 1903 году иеромонах Иосиф был перемещен в Харьковский Архиерейский Дом на должность эконома. По прошествию четырех лет, по собственному прошению, он был вновь причислен к Казанской епархии и в ноябре 1907 года переведен в Зилантов монастырь. Здесь, ввиду опытности и благонравности, иеромонах Иосиф был утвержден на должности: ризничего (с февраля 1908), благочинного (с 15 мая того же года) и духовника.

Перевороты 1917-го и изменения в положении Церкви 1918-го годов не обошли и Зилантов монастырь: земли, угодья были отняты, многие из послушников призваны в армию, так что и ранее небогатая послушниками Зилантова обитель осталась почти и вовсе без таковых. Так, к середине 1918 года число послушников было всего 4 при семи монашествующих, тогда как еще в 1917 году это соотношение было соответственно 15 к 12 – ти.

К середине 1918 года число братии Зилантова монастыря насчитывало всего 11 человек (считая и четырех послушников): архимандрит Сергий, иеромонахи Лаврентий, Иосиф и Серафим, иеродиакон Феодосии, монахи Леонтий и Стефан, послушники Георгий Тимофеев (38 лет, чувашин, находившийся при обители с 9 октября 1909 года, обучения домашнего), Сергий Галин, Иоанн Сретенский (исполнявший обязанности псаломщика) и Иларион Правдин.

Когда в августе 1918 года Казань была занята белочехами, то на Зилантовой горе (господствующая высота), почти перед входом в обитель, белочехами были установлены два орудия, из которых обстреливались миноносцы Раскольникова, бомбардировавшие древний город. Военные действия, проходившие в непосредственной близости от стен святой обители, не могли не сказаться на нормальном ходе монастырской жизни, и без того нарушенной декретами советской власти. Посему, сразу по занятию белочехами Казани, 11 августа в Епархиальный Совет поступает от архимандрита Сергия следующее прошение:

«Вследствие занятия вверенного мне монастыря военною властию, которая, признавая местоположение монастыря очень выгодным в стратегическом отношении, решила основать здесь базу для производства военных операций, имею честь просить Епархиальный Совет разместить братию монастыря временно по монастырям г.Казани, а именно: казначея Иеромонаха Лаврентия, Иеромонаха Серафима и послушника Егора Тимофеева в Спасский монастырь. Иеродиакона Феодосия, монаха Леонтия и послушника Сергия Галина в Ивановский монастырь, послушника-псаломщика Иоанна Сретенского в Ивановский монастырь. Для охраны монастыря остаются на месте Иеромонах Иосиф, монах Стефан, послушник Иларион Правдин. Настоятель Казанского Успенского Зилантова монастыря Архимандрит Сергий».

На сем прошении стоит резолюция митрополита Иакова: «Временно разместить согласно просьбе о. Арх. Сергия братию Зилантова. монастыря по Каз. монастырям».

В ночь на 10 сентября (н.ст.) белочехи оставили Казань, вместе с ними ушло почти 60 тысяч горожан, в том числе немало духовенства. Все были напуганы слухами о красном терроре. Свою кафедру покинули престарелый митрополит Иаков и викарный епископ Борис, ушло едва ли не все приходское духовенство и многим подобное бегство, действительно, спасло жизнь. Прочнее всех привязанными к своим местам оказались иноки и монахи, оставшиеся в обителях и готовые пострадать за веру Христову. Те из насельников Зилантова монастыря, кто вынужден был временно разместиться в других монастырях, еще накануне ухода белочехов вернулись в пределы родной обители.

Рано утром 10 сентября красноармейцы ворвались в слободу. Насельники монастыря в это время собрались в трапезной после последней в своей жизни литургии. В день сей, праздновалась память преподобного Моисея Мурина и по монастырскому уставу полагалось за трапезой читать житие чтимого в этот день праведника.

Ворвавшиеся в обитель красноармейцы вытолкали насельников обители из трапезной, выстроили всю братию у стены монастырского двора и залпами из винтовок расстреляли всех иноков во главе с архимандритом Сергием. Земля Зилантова монастыря, на которой в XVI веке пролилась кровь св. Иоанна, мученика Казанского, вновь обагрилась христианской кровью, теперь уже в веке ХХ-м.

Когда каратели ушли, из-под бездыханных тел своих собратьев выбрался престарелый иеромонах Иосиф, при первых выстрелах потерявший сознание. Увидев, что все прочие монахи убиты и помочь он никому уже не сможет, о. Иосиф побрел в город, где нашел приют в Иоанно-Предтеченском монастыре у игумена Ефрема...
По причине отсутствия митрополита и викарных епископов в управление епархией вступил молодой 32-летний архимандрит Спасо-Преображенского монастыря Иоасаф (Удалов), который узнав от старца Иосифа о происшедшем в Зилантовом монастыре, дабы не подвергнуть кого другого возможным репрессиям от безбожной власти, сам произвел чин отпевания и погребения убиенного архимандрита Сергия и иже с ним убиенных иноков Зилантова монастыря.

Сам иеромонах Иосиф скончался год спустя в Иоанно-Предтеченском монастыре, но до того он подробно и не единожды рассказывал о страшном мученическом конце братии Зилантовой обители. После случившейся трагедии он почти оглох и говорил: «мне все кажется, что у меня в ухе осталась часть мозга того брата, что упал с разбитым черепом на меня, чью кровь отмывал я с лица, перед тем как покинуть опустелую обитель». Сей старец часто служил обедню в приютившем его монастыре, приучая и паству поминать «убиенных архимандрита Сергия с братией Зилантова монастыря», что и ныне мы делаем, вспоминая о новых мучениках Зилантовских и о кротком, смиренном старце Иосифе, которому Господь не дал уготованного всей братии мученического венца для того только, чтобы поведал он Церкви Православной о мучениках Зилантовой обители, память о которых бережно сохранялась церковным преданием.

Свято_Успенский_Зиланов_монастырь_Казань
(Свято-Успенский Зиланов женский монастырь, Казань. Возвращен РПЦ в 1998 году)


Тропарь преподобномученикам Казанским, в Свято-Успенском Зилантовом монастыре пострадавшим

Божией Премудрости, / Содетельной и Содержительной Силе последующе, / неизреченного лика небесного достигосте, / мученицы славнии: / идеже подвизалися есте / тамо ныне прославляетеся, / в вере и благочестии верных утверждающе, / ограждаете же и обитель Успенскую, / научающе искушениям противоборствовати. / Сего ради молим вы: // испросите душам нашим мир и велию милость.

Кондак преподобномученикам Казанским, в Свято-Успенском Зилантовом монастыре пострадавшим

глас 2
Древле змиева гора / просвещаяся истины познанием, / днесь освещается крови вашея течением, / поруганные имамы обители воздвижение, / вашими, Ангелов собеседницы, ходатайствы // непрестанно возносимыя о всех с верою почитающих вас.

Молитва преподобномученикам Казанским, в Свято-Успенском Зилантовом монастыре пострадавшим

О непреоборимии воини Христовы, добропобеднии мученицы, преподобнии отцы наши: Сергие, Лаврентие, Серафиме, Феодосие, Леонтие, Стефане, Георгие, Илларионе, Иоанне и Сергие! Взирающее на веру вашу и на доброе скончание жизни временныя, молимся. Испросите нам у Господа с любовию вашу память чтущим, исправления жития, в вере утверждение и мужество в брани на ны воздвизаемой духами злобы поднебесныя. Сохраните ны вашими молитвами в мире и любви, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, аминь!


Праведная Анна Пророчица, дочь Фануилова

прав_Анна_Пророчица


Дочь Фануила, из колена Асирова, 84-летняя вдова. Она удостоилась быть в храме вместе со св. Симеоном Богоприимцем при сретении Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, Который был принесен туда на 40-й день после рождения для совершения над ним законного обряда (Лк. 2, 36-38).

За свою строгую воздержанную жизнь, пост и непрестанную молитву она удостоилась от Господа дара пророчества. Святая Анна говорила о Христе всем чающим избавление в Иерусалиме (Лк. 2, 38).


Тропарь праведным Симеону Богоприимцу и Анне пророчице
глас 1
Радуйся, Богоприимче старче Симеоне, / во объятия приемый Спаса Господа. / Веселися и ты, честная пророчице Анно, / возвестивши пришествие в мир Христа Бога нашего, / сокрушившаго державу вражию // и подающего нам велию милость.

Кондак праведным Симеону Богоприимцу и Анне пророчице
глас 8
Во избранных Божиих, блаженне старче Симеоне, / на Небеси предстоиши пред лицем Христа Бога, / Егоже во храме, яко Младенца руконосимаго, / во объятия своя от всепречистых рук приял еси / и со Анною пророчицею яко Бога исповедал еси. / Темже похвальными гласы ублажаем вас: / радуйся, Богоприимче старче Симеоне, / радуйся, пророчице честная Анно, // радуйтеся, Бога во Плоти познавшии.



Великомученица Шушаника (Сусанна) Ранская (Грузинская)


вмч_Шушаника_Сусанна_Грузинская


Великомученица Шушаника, княгиня Ранская († 475), была дочерью известного армянского военачальника Вардана. Настоящее ее имя – Вардандухт, в честь отца, а ласкательное – Шушаника. С детских лет святая Шушаника отличалась Богобоязненностью и благочестием.

Она вышла замуж за питиахша (правителя пограничных областей в Грузии) Варскена, который, изменив Христу, стал вероотступником. В восьмой год правления шаха Пероза Варскен отправился в Ктезифон, где была резиденция персидского шаха, и стал маздеистом (огнепоклонником), чтобы угодить шаху. Узнав об этом по возвращении мужа, святая Шушаника не пожелала продолжать супружеской жизни с отступником от Бога. Она оставила дворец и стала жить в небольшой келлии, недалеко от дворцовой церкви.

Духовник царицы Яков Цуртавели (впоследствии автор ее жития) повествует, что святая царица, узнав о намерении мужа прибегнуть к силе, исполнилась решимости твердо стоять в вере, несмотря ни на какие уговоры, угрозы и мучения. Отвергнув домогательства Варскена, она 8 января 469 года была подвергнута им избиению и закована в кандалы, а 14 апреля 469 года заключена в темницу крепости, где находилась шесть с половиной лет. «Шесть лет она пробыла в заключении и украсилась добродетелями: постом, бодрствованием, стоянием на ногах, неослабными поклонами и непрерывным чтением книг. Она сделалась духовной цевницей, освящающей и украшающей темницу». К темнице приходило много страждущих, «при этом каждый, по молитвам блаженной Шушаники, получал от человеколюбивого Бога то, в чем он нуждался: бездетные – детей, больные – исцеление, слепые – прозрение». Тем временем Варскен обратил в огнепоклонство детей святой Шушаники, которые переставали навещать заключенную мать. На седьмом году заточения у святой Шушаники открылись на ногах и теле язвы. Джоджик, брат питиахша Варскена, узнав, что блаженная Шушаника приближается к смерти, проник в темницу вместе со своей женой и детьми и просил у святой Шушаники: «Прости нам вину нашу и благослови нас». Святая Шушаника простила и благословила, сказав: «Вся здешняя жизнь мимолетна и непостоянна, как цветок полевой; кто посеял, тот и пожал; кто расточил для нищих, тот собрал; кто пожертвует собой, тот обретет...».

Накануне блаженной кончины святой мученицы ее навестили в темнице Католикос-Архиепископ Грузии Самуил I (474-502), епископ Иоанн и духовник мученицы Яков Цуртавели (в течение всех шести лет он постоянно навещал и утешал заключенную). Придворный епископ Афоц (Фотий) причастил святую Шушанику. Ее последними словами были: «Благословен Господь Бог мой, ибо с миром и легла и заснула». Кончина блаженной мученицы наступила 17 октября, в праздник мучеников бессребреников Космы и Дамиана, и именно в этот день древняя Церковь праздновала ее память.

Мощи святой мученицы Шушаники покоились вначале в храме города Цортага. Цортагский храм через некоторое время перешел в ведение армянского епископа – монофизита, и Католикос-Архиепископ Грузии Самуил IV (582-591) перенес святые мощи Шушаники в город Тбилиси, где они были положены в 586 году в приделе Метехской церкви, с южной стороны алтаря.

Метехи_на заднем плане _строящийся собор Самеба_Тбилиси
(Метехская церковь, Тбилиси (на переднем плане), на заднем плане строящийся собор Самеба)


Вероятно, в связи с этим память святой Шушаники была перенесена с 17 октября на 28 августа.


Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих

Собор_прпп_Отцов_Киево_Печерских_в_дальних_пещерах

В Дальних Пещерах почивают мощи:

1. прп. Феодосия Печерского - кенотаф (+ 1074, память 3 мая, 14 августа)
2. святого младенца, за Христа от Ирода убиенного (часть мощей) (I в., память 29 декабря)
3. прп. Илариона схимника (+ 1066, память 21 октября)
4. свт. Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского (+ 1122, память 10 октября)
5. прп. Пимена постника (+ 1141, память 7 августа)
6. прп. Евфросинии, игум. Полоцкой (частица мощей) (+ 1173, память 23 мая)
7. прп. Пафнутия затворника (XII в., память 15 февраля)
8. прп. Пиора затворника (XII-XIII вв., память 4 октября)
9. сщмч. Лукиана (+ 1240, память 15 октября)
10. прп. Памвы затворника (+ 1241, память 18 июля)
11. прп. Афанасия затворника (+ 1264, память 2 декабря)
12. прп. Аммона затворника (XIII в., память 4 октября)
13. прп. Анатолия затворника (XIII в., память 3 июля)
14. прп. Мардария затворника (XIII в., память 13 декабря)
15. прп. Панкратия затворника (XIII в., память 9 февраля)
16. прп. Сисоя схимника (XIII в., память 6 июля)
17. прп. Софрония затворника (XIII в., память 11 мая)
18. прп. Феодора Молчаливого (XIII в., память 17 февраля)
19. прп. Агафона чудотворца (XIII-XIV вв., память 20 февраля)
20. прп. Захарии постника (XIII-XIV вв., память 24 марта)
21. прп. Кассиана затворника (XIII-XIV вв., память 29 февраля)
22. прп. Лаврентия затворника (XIII-XIV вв., память 20 января)
23. прп. Лонгина, вратаря Печерского (XIII-XIV вв., память 16 октября)
24. прп. Макария диакона (XIII-XIV вв., 19 января)
25. прп. Мартирия затворника (XIII-XIV вв., память 25 октября)
26. прп. Моисея чудотворца (XIII-XIV вв., память 28 июля)
27. прп. Павла Послушливого (XIII-XIV вв., память 10 сентября)
28. прп. Силуана схимника (XIII-XIV вв., память 10 июня)
29. прп. Арсения Трудолюбивого (XIV в., память 8 мая)
30. прп. Ахилы диакона (XIV в., память 4 января)
31. прп. Вениамина (XIV в., память 13 октября)
32. св. отрока Геронтия канонарха (XIV в., память 1 апреля)
33. прп. Григория затворника (XIV в., память 8 января)
34. прп. Евфимия схимника (XIV в., память 20 января)
35. прп. Зинона постника (XIV в., память 30 января)
36. прп. Иосифа Многоболезненного (XIV в., память 4 апреля)
37. прп. Ипатия целебника (XIV в., память 31 марта)
38. св. отрока Леонтия канонарха (XIV в., память 18 июня)
39. прп. Мартирия диакона (XIV в., память 25 октября)
40. прп. Меркурия постника (XIV в., память 24 ноября)
41. прп. Нестора Некнижного (XIV в., память 28 октября)
42. прп. Паисия (XIV в., память 19 июля)
43. прп. Руфа затворника (XIV в., память 8 апреля)
44. прп. Тита воина (XIV в., память 27 февраля)
45. прп. Игнатия, архим. Печерского (+ 1435, память 20 декабря)
46. прп. Феофила, еп. Новгородского (+ 1482, память 26 октября)
47. прп. Феодора, князя Острожского (+ ок. 1483, память 11 августа)
48. прп. Дионисия затворника (XV в., память 3 октября)
49. свт. Павла, митр. Тобольского (+ 1770, память 4 ноября)
50. свт. Филарета, митр. Киевского (+ 1857, память 21 декабря)
51. сщмч. Владимира, митр. Киевского (+ 1918, память 25 января)
52. святые мироточивые главы.


Тропарь Собору преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах

Мысленное солнце и светлую луну, / первоначальных Печерских, / со всем собором преподобных днесь почтим, / тии бо, церковную твердь озаряюще, / просвещают во тьме страстей бедствующих, / и подают от Христа Бога молитвами своими помощь во всех скорбех, / и душам нашим просят избавления.


Священномученик Алексий (Будрин)

сщмч_Алексий_Будрин


Священномученик Алексий Будрин родился 6 февраля 1861 года в семье протоиерея Иоанна Будрина. Образование он получил в Пермской Духовной семинарии, окончив ее с аттестатом первого разряда. 19 января 1883 года отец Алексий был удостоен рукоположения в сан священника, которое совершил Преосвященный Нафанаил, епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии. С этого времени началось служение батюшки в Свято-Троицкой церкви села Сыринского Красноуфимского уезда. В этом селе отец Алексий также преподавал Закон Божий в народном училище.

В 1886 году, в возрасте лишь 25 лет, отец Алексий стал членом благочиннического совета 1-го округа города Красноуфимска и вслед за этим, указом Духовной консистории от 16 августа 1887 года, был переведен для служения в этот город: в церковь в честь Святых Кирилла и Мефодия при реальном училище. Кроме того, отец Алексий сразу стал законоучителем и в русско-башкирской сельскохозяйственной школе, где помимо теоретических знаний дети приобретали и практические навыки. Вскоре батюшка был также назначен членом Красноуфимского уездного отделения Епархиального училищного совета.

Отец Алексий не успел прослужить в Красноуфимске и четырех лет, как его вновь перевели, на сей раз - в губернский город Пермь, в Спасо-Преображенский кафедральный собор, где прошли дальнейшие 18 лет его жизни. Здесь также продолжилась его активная преподавательская и общественная деятельность. Он стал заведующим двумя школами при, братстве Cвятителя Стефана: двухклассной церковно-приходской и епархиальной псаломнической, законоучителем в Пермском епархиальном женском училище, а в 1896 году был назначен постоянным членом Пермского уездного отделения Епархиального училищного совета.

В июне 1896 года отец Алексий был определен на должность ключаря Спасо-Преображенского собора; теперь он нес ответственность за сохранность всех соборных ценностей, в его обязанности входило также ведение их описи, хранение ключей от всех основных помещений, наблюдение за порядком богослужения. В 1896 году к многочисленным священническим, преподавательским и иным обязанностям отца Алексия добавились еще новые: указом Святейшего Синода батюшка был утвержден в должности штатного члена Пермской Духовной консистории. На этом посту он трудился 13 лет.

В 1904-1907 годах отец Алексий заведовал женской церковно-приходской школой, действовавшей при женском Успенском монастыре города Перми. Монастырь этот был основан в 1872 году усердием известных пермских благотворителей братьев Каменских. В 1909 году вновь последовала перемена в судьбе пастыря. В октябре этого года он был переведен снова в Красноуфимск - в Свято-Троицкий собор. Одновременно батюшка был назначен благочинным церквей Красноуфимского округа и председателем Красноуфимского уездного отделения Епархиального училищного совета. В 1910-1912 годах он также исполнял обязанности заведующего церковно-приходской школой и председателя Красноуфимского церковно-приходского попечительства. 20 октября 1912 года в жизни батюшки произошло важное событие: Пермским губернским избирательным собранием он был избран в члены Государственной Думы IV созыва от Пермской губернии.

12 декабря, как член Государственной Думы, он удостоился представления Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю II. В память об этом событии ему был «Всемилостивейше пожалован снимок с изображением Его Величества Государя Императора Николая II». А в следующем, 1913 году, в дни юбилейных торжеств по случаю 300-летия царствования Дома Романовых (21-24 февраля) протоиерей Алексий удостоился чести лично преподнести Императору поздравление. После этого батюшке был пожалован особый нагрудный знак, «Высочайше учрежденный для лиц, приносивших Их Императорским Величествам личные верноподданнические поздравления по случаю 300-летия царствования Дома Романовых».

В мае 1913 года батюшка был награжден орденом Святого Князя Владимира IV степени, а в июне 1917 года получил свою последнюю награду - палицу. В это время отцу Алексию было уже 56 лет. Активный церковный и общественный деятель, лично известный Государю, настоятель главного храма Красноуфимска, духовный пастырь, окормлявший множество прихожан, отец большого семейства. Общественные потрясения, однако, полностью изменили ход всей его жизни. Летом 1918 года в Красноуфимске, как и повсюду, начался разгул беззаконий, творимых «новой властью». Вскоре был арестован протоиерей Алексий Будрин. В вину ему было поставлено членство в Государственной Думе - «это единственное обвинение, какое они могли предъявить ему».

10 сентября 1918 года под конвоем его привели на так называемое «партизанское поле». По воспоминаниям очевидцев, отец Алексий был облачен в белую ризу, на груди - наперсный позолоченный крест. Стоял он прямо, безмолвно, «лицом был светел». Грянули выстрелы. Только седьмой из них оказался для батюшки смертельным - он упал как подкошенный. Однако для красных этого было мало, они поглумились и над мертвым телом священника. Привязав его к лошади, они погнали ее через железнодорожные пути, по Никольской улице, до здания, в котором тогда располагался ревком... Тело батюшки было совершенно обезображено.

17 сентября город заняли войска белых. На следующий день отец Алексий был с честью отпет в Свято-Троицком соборе Красноуфимска и погребен близ алтаря этого храма. А вскоре, 24 сентября, рядом с его могилой нашли место последнего упокоения и два его собрата, также претерпевшие смерть от рук большевиков: отец Лев Ершов и отец Александр Малиновский.

В 1935 году Свято-Троицкий собор был закрыт, и лишь через шестьдесят шесть лет, в 2001 году, он был передан Православной Церкви; на месте погребения мучеников был установлен поклонный крест. К этому времени все они уже были прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В октябре 2002 года произошло обретение честных мощей отца Алексия Будрина. Когда убрали верхний слой земли, стали видны два небольших металлических креста: один — в изголовье, другой у ног. На крышке гроба сохранились следы парчи с серебряной нитью; в ногах — изображение на картоне с растительным орнаментом и фрагментом тисненой надписи «Царство Небесное». Доски гроба были тщательно оструганы. Священномученик был в шелковой ризе, на груди у него находилось Евангелие, позолоченные напрестольный и наперсный кресты, на честной главе — бархатная камилавка, на коричневом шелковом подкладе которой золотыми буквами было вышито «А. И. Б.». Сохранились пряди длинных каштановых волос и густая курчавая темно-рыжая борода. Кости черепа отца Алексия были повреждены.

место_обретения_мощей_священномучеников_Александра_Малиновского_Льва_Ершова_Алексия_Будрина
(место обретения мощей священномучеников Александра Малиновского, Льва Ершова и Алексия Будрина. Рядом восстанавливаемый Свято-Троицкий собор, Красноуфимск)

После проведения экспертизы в Областном бюро судебно-медицинской экспертизы города Екатеринбурга мощи отца Алексия 11 июня 2003 года были выставлены для поклонения в Свято-Троицком соборе Красноуфимска, где почивают и ныне.

Tags: Грузия, Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment