filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

08 (21) августа 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:



Седмица 12-я по Пятидесятнице.

Успенский пост.


Свт. Емилиана, епископа Кизического (815–820).

Прп. Григория, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (XII); Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566); Второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992); мч. Гормизда Персидского (418); свт. Мирона чудотворца, епископа Критского (ок. 350); мчч. Елевферия и Леонида; прп. Григория Синаита (XIV); мч. Триандафила Фессалоникского, Загорского, Константинопольского (1680; Греч.); прп. Зосимы Синаита, Туманского (XIV; Серб.); мч. Анастасия Болгарина, Струмицкого, Солунского (1794; Греч.); прп. Варлаама Чикойского (1846; Сибир.); прп. Димитры Киевской (1878; Укр.), память перенесения (возвращения со зверинецкого кладбища) в 1996 году; прп. Евфимия Многотрудного, Гареджийского (1804; Груз.); прав. Филарета, чудотворца Ичалковского (1913).

Прмч. Иосифа (Баранова), иеромонаха (1918); сщмч. Николая Шумкова, пресвитера (1937); сщмч. Никодима (Кроткова), архиепископа Костромского (1938).

Икона Божией Матери: Толгская.


Святые дня, молите Бога о нас!


Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, первое и второе перенесение мощей

прпп_Зосима_Савватий_Герман_Соловецкие
(прпп. Зосима_Савватий и Герман Соловецкие)


Из жития святых Зосимы и Савватия, созданном на рубеже XV—XVI вв. игуменом Досифеем, известно, что преподобный Савватий, постриженник Кирилло-Белозерского монастыря, в 1429 г. вместе с преподобным Германом водрузил крест на Соловецком острове и поставил келью под Секирной горой. Прожив в уединении шесть лет, преподобный Герман вернулся на побережье для пополнения насущных припасов, а преподобный Савватий продолжал свои подвиги в одиночестве. Предвидя приближение кончины, преподобный Савватий в поисках священника уплыл с острова на побережье. Там, у реки Выг, в местности, называемой Сорка, он встретил обходившего этот край игумена Нафанаила. Исповедавшись, получив причастие Святых Христовых Тайн, преподобный Савватий мирно отошел ко Господу 27 сентября 1435 года. Игуменом Нафанаилом и купцом Иоанном преподобный Савватий был погребен при часовне на реке Выг.

Годом позже уроженец Обонежья, молодой инок Палеостровского монастыря Зосима, после знакомства с иноком Германом, спутником преподобного Савватия, отправился с ним для уединенного жительства на Соловецкие острова. По прибытию в первую же ночь, преподобный Зосима был удостоен пророческого видения, вдохновившего двух иноков на основание Соловецкой обители. По прошествии нескольких лет, преподобный Зосима, вызванный архиепископом в Новгород, был рукоположен в священный сан и удостоен возведения в сан игумена в 1452 г. В обители не забыли первоначальника этих мест преподобного Савватия. По совету старцев Кирилло-Белозерского монастыря перенести мощи преподобного Савватия (что соответствовало желанию братии Соловецкой обители), преподобный Зосима перевез святые мощи преподобного на место последних его подвигов. Здесь, за алтарем новопостроенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, они были положены в землю, где покоились до 1566 года. Преподобный Зосима преставился к Богу, достигнув маститой старости, 17 апреля 1478 года. Братия погребли своего игумена за алтарем Преображенского храма.

Через несколько десятилетий Церковный Собор при митрополите Московском Макарии 26 февраля 1547 года определил совершать всецерковную память Соловецким преподобным каждому в день его кончины: Савватию - 27 сентября, Зосиме - 17 апреля. Существуют сведения, согласно которым первое обретение мощей преподобных отцов было 2 сентября 1545 года. Вероятно, это связано с подготовкой к канонизации этих подвижников на Соборе 1547 года. Торжество перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, состоялось на третий день престольного праздника Соловецкой обители Преображения Господня, после освящения Преображенского собора 8 августа 1566 года. Перенесение честных мощей было подготовлено и вдохновлено святителем Филиппом, будущим митрополитом Московским.

Соловецкий_Спасо_Преображенский_ставропигиальный_мужской_монастырь
(Соловецкий Спасо-Преображенский Ставропигиальный мужской монастырь)


Мощи святых были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь, где они оставались до их поругания в 1925 году, когда Соловецкий монастырь был обращен большевиками в концлагерь.

СЛОН_место_мученической_кончины_тысяч_заключенных
(Соловецкий Лагерь Особого Назначения "СЛОН" - место мученической кончины тысяч заключенных)


До 1939 года мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа оставались на Соловках в краеведческом музее, состоявшем в подчинении лагерного начальства. После ликвидации лагеря мощи Соловецких первооснователей были вывезены с острова и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в Ленинградский музей истории религии и атеизма.

В июне 1990 года Соловецкие святыни были переданы Русской Православной Церкви и 16 августа 1990 года перенесены в Свято — Троицкий собор Александро-Невской Лавры. В августе 1992 года состоялось торжественное перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа в Соловецкий монастырь.

второе_перенесение_мощей_Зосимы_Савватия_Соловецких_1992
(Второе перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, 1992. Фотография из архива Михаила Рогозина http://photopolygon.com/user/4418)


В настоящее время мощи Соловецких первооснователей покоятся в надвратной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в деревянных раках, над которыми в 1997 году сооружена кипарисовая резная сень.


Тропарь на перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
глас 8
Яко светильницы явистеся всесветлии / во отоце окияна моря, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно Тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонуду силами чудес обогатистеся. / Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: / о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
глас 2
Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест, на рамо вземше, понесли есте,/ божественне вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие в руках, имуще,/ крепко победили есте бесовская ополчения;/ благодать Господню приемше целити недуги душ и телес/ притекающих к ракам честных мощей ваших,/ чудес лучи испущаете всюду./ Тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы Зосимо и Савватие,/ монахов удобрение.

Молитва преподобным Зосиме и Савватию Соловецким

О Преподобнии и Богоноснии отцы наши Зосимо и Савватие, земнии ангели и небеснии человецы, ближнии друзи Христовы и угодницы Божии, обители вашея славо и украшение, всея же северныя страны, паче и всего православнаго отечетва нашего необоримая стено и великое заступление! Се мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию ко святым мощем вашим припадающе, духом сокрушенным и смиренным прилежно молим вас: молите непрестанно благосердаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко дерзновение велие к Тому имущии, да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы на месте сем да пребудет, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы, богоноснии отцы и начальницы, безмерными труды и пощеньми, токи же слезными и всенощными бдении, непрестанными молитвами и моленьми начало иноческому житию положисте. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла: да непрестанно на месте сем, в мире и безмолвии, благочестно славится Пресвятое имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущие Его. О преблаженнии отцы наши, Зосимо и Савватие! Услышите ны грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующыя, и благомощными вашими к Богу ходатайствы испросите душам нашым грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии: всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление, и иже с благоговейною любовию во обитель вашу притекают, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния, и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите премилосердаго Бога, да утвердит и укрепит Церковь Свою святую и все наше православное Отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, в правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки веков. Аминь.


Священномученик архиепископ Никодим
(Кротков Николай Васильевич, +21.08.1938)

сщмч_архиепископ_Никодим_Кротков_1

Память 8 августа, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборах Костромских, Одесских и Молдавских святых
В миру Кротков Николай Васильевич, родился 29 ноября 1868 года в селе Погрешино Середского уезда Костромской епархии в семье священника Василия Федоровича и Ольги Васильевны Кротковых.

В 1889 году окончил Костромскую духовную семинарию и назначен учителем в приходской школе села Олеш Галичского уезда.
Примерно в это же время он венчался девице Аполлинарии Андреевне Успенской, а 25 февраля 1890 года принял священный сан и был определен преосвященным Августином (Гуляницким), епископом Костромским, на священническое место к Петро-Павловской церкви села Тезино Кинешемского уезда. Неутомимая пастырско-просветительская деятельность снискала тезинскому священнику всеобщую любовь прихожан-рабочих и расположение епархиальной власти, вскоре наградившей начинающего иерея набедренником.

Семейная жизнь у отца Николая Кроткова не сложилась: умер ребенок, а за ним - любимая жена Аполлинария Андреевна.
В 1896 году поступил в Киевскую духовную академию.

13 августа 1899 году на 4-м курсе академии был пострижен в монашество.
В 1900 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен смотрителем Владикавказского духовного училища.
В 1902 году возведен в сан игумена и назначен и.о. инспектора Кутаисской духовной семинарии.

8 января 1903 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Ардонской миссионерской семинарии.
С января 1905 года - ректор Псковской духовной семинарии.

11 ноября 1907 года хиротонисан во епископа Аккерманского, викария Кишиневской епархии. Хиротонию совершали: епископ Кишиневский Владимир (Сеньковский), епископ б. Аккерманский Аркадий (Филонов), епископ Новомиргородский Сергий (Петров) и епископ Каневский Иннокентий (Ястребов).
С 16 ноября 1911 года - епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии.

В 1918 году был арестован петлюровцами.
По некоторым сведениям в мае-октябре 1919 г. находился в Кракове, в католическом монастыре вместе с митрополитом Антонием и митрополитом Евлогием, до этого 4 мес. жили в г. Бучаче. Вернулись в Киев при Деникине.
В июне 1920 года выехал в Симферополь, где тогда был Врангель. Назначен на Симферопольскую кафедру по благословению святителя Тихона (с 1921 ?).
В 1922 году возведен в сан архиепископа.

В 1922 году был арестован по обвинению в "сопротивлении изъятию церковных ценностей". Был судим в Симферополе, открытое судебное заседание продолжалось с 5 ноября по 1 декабря 1922 г. Приговорен к 8 годам лишения свободы.

Провел в заключении в Нижегородской тюрьме около десяти месяцев. Был освобожден и отправился в Крым через Москву. Задержался в Москве, чтобы лучше ознакомиться с церковными делами. Был приглашен в Священный Синод Святейшим Патриархом Тихоном. Позднее по указанию Е.Тучкова был лишен возможности выехать из Москвы.
В 1923 году арестован в Москве и выслан в Туркестанский край (в Красноводск) сроком на два года.

В 1926 году был освобождён из ссылки, но вскоре вновь арестован, отправлен в Москву, содержался в Бутырской тюрьме. После суда был выслан в Туркестан, вначале в Кзыл-Орду, затем в Турткуль. После освобождения из ссылки в 1929 был переведен на поселение в Костромскую область, лишён права проживать в крупных городах. Поселился в селе Тезино Кинешемского района, где начинал свой путь священника.

сщмч_архиепископ_Никодим_Кротков


С 6 октября 1932 г. - архиепископ Костромской.
23 ноября 1932 г. награжден правом ношения креста на клобуке.
3 декабря 1936 года был вновь арестован по обвинению в переписке и оказании материальной помощи находящемуся в ссылке духовенству. Кроме того, владыка Никодим был обвинен в том, что принял в свою епархию из других до 10 иеромонахов на священнические места, а также в хранении двух сборников проповедей, изданных при царизме.

2 января 1937 г. уволен на покой.

27 марта 1937 года был приговорен за "контрреволюционную деятельность" к высылке в Красноярский край сроком на пять лет без ссылки на закон. Состояние его здоровья резко ухудшилось. Еще 11 февраля 1937 года тюремный врач поставил диагноз: перерождение сердечной мышцы, нестойкая компенсация, подозрения на грудную жабу, артериосклероз, эмфизема легких, недержание мочи. В таком состоянии владыка едва ли мог быть отправлен в ссылку.

3 сентября 1937 года без возбуждения уголовного дела Управлением НКВД Ярославской области исповеднику было предъявлено новое обвинение в проведении контрреволюционной деятельности (ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР). Проходил по "групповому делу митрополита Павла (Борисовского) и архиепископа Никодима (Кроткова). Ярославль, 1937-1938гг.". Обвинительное заключение было следующим: "Формирует из духовенства контрреволюционную группу, которая распространяет антисоветскую гнусную клевету, сеет среди верующих сомнения в колхозном строительстве, ждет капиталистической войны и готовит повстанческие организации для борьбы с советским государством".

Из протокола допроса:

"Признался в шпионаже в пользу Румынии с 1910г., после революции - в пользу Польши. Принял в 1910г. 1000 руб. от румынской разведки через свящ.Валовей. В декабре 1911г. был переведен в Киев, связь с румынской разведкой продолжалась до войны, всего получил два раза по 1000 руб. и два раза более мелкие суммы. С 1919г. в Кракове стал польским шпионом. С 1922г. в Костроме получал деньги от Митрополита Евлогия.
Стянул в свою епархию с Украины, Крыма и их мест ссылки людей, связанных в прошлом по а/с деятельности (20 фамилий). Готовил с ними, при участии крестьян вооруженные выступления против соввласти. Был связан с Борисовским П.П.
".

Архиепископа Никодима оставили последние силы. Издевательства, пытки и ночные допросы сделали свое дело.
Он скончался 21 августа 1938 года в Ярославской тюремной больнице от острого катара кишечника при явлениях нарастающей сердечной слабости - паралича сердца.

Канонизован в Костромской епархии в 1995 году как местночтимый святой.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


Тропарь священномученнику Никодиму, архиепископу Костромскому и Галичскому
глас 4
Костромскаго края украшение, / новомучениче святителю Никодиме, / веру Православную твердо исповедуя, / от безбожных неправедно осужден быв, / в заточении многая страдания претерпев, / венец мученический восприял еси. / Ныне же предстоя Престолу Божию / со Пречистою Богородицею и всеми святыми / усердно Христу молися / даровати нам веры отеческия утверждение, // мир и велию милость.

Кондак священномученнику Никодиму, архиепископу Костромскому и Галичскому
глас 2
Мужественный Российский исповедниче, / истинный подвижниче благочестия / священномучениче Никодиме, / избранниче Божия Матере днесь светло прославляется. / Мы же дерзновенно тебе возопиим: // моли Христа Бога спасти души наша.

Молитва священномученнику Никодиму, архиепископу Костромскому и Галичскому

Святый новомучениче святителю Никодиме, дивный пастырю и доблестный воине Христов! Ты всею душею от юности заповеди Божии возлюбил еси. Неленостно словесам Христовой истины внимая, и иным многим добрый наставник был еси. Темже Господь яви тя преемника апостолом Своим. И во дни гонения лютаго на веру Православную яко истинный пастырь явился еси; крестный путь со паствою своею прошед, ссылки, заточения и страдания смиренно претерпевый и тако венец мученический восприявый, обрете благодать молитися за ны. И ныне, о ходатаю наш пред Престолом Царя славы, испроси у Него веру отеческую утвердити, Церковь святую от ересей и расколов оградити, верных укрепити, заблудших обратити, многострадальное Отечество наше умирити и от врагов ненаветно сохранити, да молитвами твоими укрепляеми, избавимся от козней лукаваго, избегнем от всякия беды и напасти и тако на земли благочестно поживше, жизни вечныя на Небеси сподобимся, идеже вкупе со Пречистою Госпожею Девою Богородицею, сонмом преподобных и богоносных отец Костромскаго края покровителей и всеми святыми прославим в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.


Преподобный Григорий Печерский

прп_Григорий_Печерский_иконописец


Преподобный Григорий, иконописец Печерский, был сопостник преподобного Алипия Печерского (память 17 августа). В «Сказании о святых иконописцах» говорится, что он написал много чудотворных икон, находящихся в Русской земле. В 9-й песни канона службы Собору Киево-Печерских преподобных, почивающих в Ближних пещерах (память 28 сентября), преподобный Григорий называется византийским – возможно, он был в числе иконописцев, прибывших из Константинополя в Киев для украшения Великой церкви монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы.


Святитель Емилиан Кизический, епископ

святитель_Емилиан_Кизический


Святитель Емилиан, епископ Кизический, жил в царствование императора-иконоборца Льва Армянина (813-820). Вместе с другими епископами он был вызван во дворец к императору, настойчиво потребовавшему от епископов отказаться от почитания святых икон. Святитель Емилиан первый твердо отвечал императору, что вопрос об иконопочитании может обсуждаться и решаться лишь в Церкви духовными лицами, а не в царском дворце. В 815 году он был сослан в заточение за Православную веру, где и скончался как исповедник.

Кондак святителю Емилиану
глас 3
Добляго тя поборника по Троице явльшася/ Церковь славит, поющи, Емилиане,/ за нюже пострадал еси./ Сего ради почитаем память твою,// языческаго нашествия избави рабы твоя.



Святитель Мирон Критский, епископ


святитель_мирон_Критский


Святой Мирон родился на острове Крите1, здесь же был и воспитан; он женился в довольно ранней молодости; главным занятием его было земледелие, причем «от пота лица своего» святой Мирон ел хлеб не только сам, но и кормил других, подавая от своих урожаев убогим. Господь благословлял за это труды святого Мирона: размерам подаяний соответствовала величина урожаев. Святой Мирон был милостив более всех людей, обитавших в той земле: однажды он застал на своем гумне воров, когда они уже до того наполнили мешки житом, что не могли поднять их; святой Мирон вместо того, чтобы подвергнуть их телесному или какому-нибудь иному наказанию, подошел к ним и своими руками пособил поднять мешки на плечи; при этом он строго запретил ворам рассказывать о его поступке.

За свою добродетельную жизнь святой Мирон был сделан пресвитером; в этом сане он ревностно поучал своих пасомых святой жизни христианской, а во время гонения со стороны нечестивого царя Декия2 горячо убеждал их твердо переносить страдания. Когда с погибелью Декия3 окончилось гонение, святой Мирон был возведен на престол епископа: будучи епископом, он установил памятование святых мучеников, пострадавших во время гонения за Христа, а также силою Божиею сотворил много чудес и других дивных дел.

Так, между прочим, святой Мирон остановил течение реки: во время наводнения одному знатному мужу, по имени Тритон, нужно было перейти реку4; святой епископ остановил ее течение, пока помянутый муж, перейдя реку, снова не возвратился обратно; тогда святой Мирон послал свой посох с приказанием опять продолжать реке свое обычное течение. Когда посланцы святого Мирона достигли реки и, возмутив жезлом святителя в ней воду, повторили его повеление, река с чрезвычайной быстротою и стремительностью протекал по руслу в прежнем направлении. Много чудес, по своему величию подобных сейчас описанному, сотворил святой угодник Божий.
Святой Мирон отошел ко Господу уже столетним старцем, всю жизнь посвятив Богу путем исполнения Его святых заповедей5.

_____________________________
Примечания
1
Крит – наибольший из греческих островов, в восточной части Средиземного моря.

2 Декий – император 249-251 гг.

3 В 251 г.

4
Иное передается в житии и Синаксаристе Никодима: там сообщается, что река по имени Тритон остановлена святым Мироном во время наводнения, и он, прошедши посуху по ней, после послал жезл с повелением чтобы она опять текла. В Крите еще Диодору Сицилийскому была известна река Тритон.

5 Скончался св. Мирон около 350 года.


Преподобный Зосима Синаит Туманский, Сербский

затвор прп. Зосимы Синаита Туманского
(затвор прп. Зосимы Синаита Туманского)

Подвизался в пещере среди лесов Хомогольских гор в XIV веке на берегу реки Туманка.

Предание гласит, что в тех краях у Милоша Обилича, прославленного героя Косовской битвы, был дворец. Однажды, во время охоты он ранил пустынника Зосиму Синаита, который подвизался в окрестных горах. Милош хотел посадить его на коня и отвезти к знахарю, но Зосима почувствовал, что пробил его смертный час, и сказал: «Ту мани», что значит – оставь меня здесь умереть. Милош на этом месте начал возводить монастырь в память о Зосиме Синаите, в который хотел положить его мощи, но, не завершив строительства, ушёл на Косово. Впервые в письменном виде монастырь упоминается в документе, датируемом 1572 годом.

Монастырь Туман — женский монастырь в Сербии, посвящённый Ксении Блаженной. Монастырь основан Милошем Обиличем в XIV веке в 12 километрах от города Голубац
(Монастырь Туман — женский монастырь в Сербии, посвящённый Ксении Блаженной. Монастырь основан Милошем Обиличем в XIV веке в 12 километрах от города Голубац)


В настоящее время это – женский монастырь, и здесь хранятся мощи пустынника Зосимы.


Преподобная Димитра Киевская, монахиня, основательница киевской Введенской женской общины

Преподобная Димитра Киевская, монахиня 1

Об этой угоднице Божьей можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/836726.html


Мученик Гормизд или Гормиздас Персидский

Он был одним из вельмож персидского царя Издегерда. В его время между лицами, окружавшими царя и занимавшими при дворе важные должности, оказалось много христиан, от которых царь требовал отречение от Христа; но они предпочли смерть отречению. Так Гормиздас лишен сана, имущества и послан пасти стада, в надежде склонить его к отречению, но Гормиздас остался верен Богу и был за это казнен, около 418 года, вскоре после кончины св. Авды, еп. Персидского.


Икона Богородицы Толгская

икона_Божьей_Матери_Толгская


Явилась икона Богоматери в 1314 году под Ярославлем при следующих обстоятельствах. Епископ Ярославский Прохор (в схиме Трифон), произведя объезд своей епархии, возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря по Шексне и по Волге в кафедральный город. За 7 верст от Ярославля путники остановились для ночёвки у правого возвышенного берега реки. В полночь, проснувшись, епископ увидел яркий свет, проникавший в его шатёр. Он вышел и на противоположном берегу Волги, где в неё впадает река Толга, увидел огненный столб и идущий к нему через реку мост.

Архиерей помолился Богу и, опираясь на свой жезл, пошёл по мосту. Перейдя на ту сторону реки, епископ увидел икону Пречистой Девы с Младенцем. Икона стояла высоко над землёй, так что нельзя было её достать руками. Долго молился епископ со слезами перед иконой Божией Матери и после молитвы, забыв от волнения у иконы свой жезл, вернулся по мосту обратно.

Все спутники его покоились глубоким сном и ничего не знали о совершившемся. Епископ же хранил молчание. Когда стали собираться в дальнейший путь, то не оказалось архиерейского жезла, поставленного накануне в шатре. Тут владыка Трифон уразумел, что Богу угодно сделать известным виденное им чудо, и поведал обо всём своим спутникам. Сопровождающие его переправились через реку и нашли в лесу стоявшую между деревьев икону Богородицы, но не в воздухе, а на земле. Рядом с иконой Божьей Матери стоял епископский жезл.

Посыльные вернулись с жезлом к епископу Трифону, и тогда он со всеми своими спутниками отправился к иконе Богородицы и узнал в ней ту самую, которую видел ночью, перейдя реку по таинственному мосту. Епископ Трифон заплакал и пал на землю перед иконой. В радости и умилении плакали и все бывшие с ним. Тут же решено было, не возвращаясь в Ярославль, строить церковь. Сам владыка Трифон начал своими руками рубить лес и расчищать место для церкви; трудились и архиерейские спутники.

В тот же день слух о чудесном явлении иконы Божьей Матери ТОЛГСКАЯ дошёл до Ярославля, сбежалось много народу, и все приступили к постройке. К полудню небольшая церковь была окончена, а к вечеру того же дня освящена. Больные, бывшие при постройке, исцелялись. В тот же день решено было и устройство монастыря. Монастырь и икона по месту явления её на реке Толге были названы Толгскими.

Известно, что перед Толгской иконой Божией Матери молился царь Иоанн Грозный, когда у него разболелись ноги. Царя внесли в монастырские помещения в кресле. После усердной молитвы со слезами перед Толгской иконой Пресвятой Богородицы царь «воста и здрав бысть, укрепився ногами».
Толгский мужской монастырь просуществовал до 1926 года, после в нём разместилась колония для малолетних преступников. Чудотворная Толгская икона Пресвятой Богородицы была изъята в Ярославский художественный музей и лишь в августе 2003 года была возвращена в возрождённую Толгскую обитель.

16 сентября 1392 года за утреней, когда священник в монастыре провозгласил: «Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим», из правой руки Богоматери на иконе Толгская истекло миро, а при пении «Владычице, приими молитвы раб Твоих» миро истекло из левой ноги Младенца.

Свято-Введенский_Толгский_женский_монастырь
(Свято-Введенский Толгский женский монастырь, Ярославская обл.)


Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Толгская
глас 4
Днесь светло сияет на Толге/ образ Твой, Пречистая Дево Богородице,/ и, яко солнце незаходимое,/ всегда верным подадеся,/ Егоже видев на воздусе,/ невидимо Ангелы, яко никим, держима,/ преосвященный епископ града Ростова Трифон/ тече ко явленному светящемуся столпу огненну,/ и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех./ И мы, к Тебе притекающе, зовем:/ Пресвятая Дево Богородице,/ верно Тя славящих спасай,/ страну нашу, архиереев/ и вся Российския народы от всех бед избавляй/ по велицей Твоей милости.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская
глас 8
Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства.

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская
глас 8
Странное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление,/ Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Ходатаице вечнаго блаженства.

Молитва перед иконой Божьей Матери Толгская

Приими, о Всеблагословенная и Всемощная, Пречистая Госпоже Владычице, Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недостойных рабов Твоих, к цельбоносному образу Твоему со умилением притекающих, яко Тебе Самей ту сущей, и слышащей моления наша, и подающей с верою просящим по коемуждо прошению исполнение. Скорбящим бо скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши и гибнущия спасаеши, грешных кающихся прощаеши, прокаженных очищаеши, малых детей милуеши, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти врачуеши Ты, Госпоже Владычице Богородице: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице Дево Марие! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и поклоняющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня, икона Божьей Матери Толгская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments