filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

22 июля (04 августа) 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…


Преподобный Вандрегизил (также Вандрий или Вандриль) Фонтенельский

ВАНДРЕГИСЕЛЬ ФОНТЕНЕЛЬСКИЙ


Историческое введение

Житие преподобного Вандрегизила (также Вандрий или Вандриль; ок. 600 – 668; память 22 июля / 4 августа) было написано около 700 года неким монахом, имя которого остается неизвестным[1]. Вандрегизил в прежние времена был весьма почитаемым святым на юге английского графства Норфолк и в районе Уэвеней; паломничества совершались к освященной в его честь церкви в Биксли (рядом с Нориджем) из окрестных районов, в том числе и из деревни Меттинхэм. Связь этого святого с деревней Меттинхэм становится понятной, когда больше узнаешь об истории знаменитого Меттинхэмского замка.

О том, что Меттинхэмский замок – главная достопримечательность Меттинхэма, известно всем, но мало кто, вероятно, знает, что на протяжении долгого времени Меттинхэмский замок служил домом религиозному колледжу. Хотя сегодня колледжи воспринимаются в первую очередь как образовательные учреждения, но первоначально все колледжи средневековой Европы были, прежде всего, учреждениями религиозными, управляемыми подвижниками из числа белого духовенства, основной обязанностью которых было молитвенное поминовение учредителей колледжа в ходе суточного богослужебного круга. По просьбе своих основателей эти религиозные колледжи часто выполняли и другие задачи – обычно образования детей и взрослых, а также пастырского попечения о жителях окрестностей. Самые первые колледжи появились в XII веке; их число стало стремительно расти в XIV веке во время эпидемии «черной смерти» – чумы, когда многие пришли к трезвому и полному осознанию того, что человек смертен.

В то самое время – в 1343 году – сэр Джон де Норидж, королевский рыцарь и вице-адмирал Англии, основывает религиозный колледж во имя Пресвятой Богородицы в Рэвенинхэме графства Норфолк. Здесь глава колледжа и восемь мирских священников жили рядом с церковью святого Андрея и молились: о спасении души основателя колледжа и его супруги Маргариты, ради славы Господа и Пречистой Девы, в память о святом апостоле Андрее и всех святых.
Однако, возможно, что из-за увеличения числа местных священнослужителей, а может быть, по завещанию сэра Джона и его внука, в 1381 году колледж был переведен в дом приходского священника соседней деревни Нортон-Сабкорс, и там для этого была выстроена новая церковь. Но и то место не стало последним для колледжа, поскольку душеприказчики внука сэра Джона попросили перевести колледж в фамильный замок де Нориджей в Меттинхэме. В 1393 году, спустя 50 лет после учреждения колледжа, его глава, 13 священников и 14 учеников перебрались в комплекс замковых строений, четырехугольный по форме, со рвом, расположенный в юго-восточной части Меттинхэмского замка. Судя по подробным финансовым отчетам колледжа, сохранившимся до наших дней, и находкам, сделанным в XIX веке, часовня при колледже была великолепно украшена – по словам английского историка и антиквара Альфреда Саклинга (1796–1856), «совершенно в стиле кафедральных соборов». Местные мастера создали резные изображения, выполненные по дереву, алтарные завесы, картины и другие предметы интерьера высочайшего качества. Одно знаменитое изображение из часовни Меттинхэмского колледжа связывает его со святым Вандрегизилом и посвященной ему маленькой церковью в Биксли.
В своей книге[2], в главе, посвященной Меттинхэмскому колледжу, Саклинг сообщает, что слава «святого Вандереда», чье изображение там имелось, ежегодно привлекала сюда многих паломников к его святыне.

Но кто такой «святой Вандеред»? Саклинг не пишет об этом, как и местный историк К.Р. Маннинг; ответ на этот вопрос можно найти в завещании Элис Кук из деревни Хорстед, составленном в 1478 году, которая пожелала, чтобы после ее смерти совершались паломничества ради упокоения ее души, в том числе и паломничества к «святому Вандреду из Бискели (то есть Биксли)».
Поскольку мы знаем, что церковь в Биксли освящена во имя святого Вандрегизила, то становится очевидным, что «Вандеред», или «Вандред», – это английская форма написания латинского имени Вандрегизил (Wandregesilius), и, следовательно, этого святого почитали и в Меттинхэме.
К тому же мы знаем не только о паломничествах, совершаемых по завещанию Элис Кук из Хорстеда, что к северу от Нориджа, и из Меттинхэма на юге, но и об изображении святого Вандрегизила в часовне Иоанна Предтечи при церкви святителя Николая в Грейт-Ярмуте – на востоке. В сохранившихся до наших дней отчетах о доходах церкви говорится, что изображение святого Вандрегизила было весьма почитаемым. Существовали и другие изображения, которые, скорее всего, были уничтожены; кроме того, есть и еще завещания[3], из коих явствует, что в период позднего средневековья церковь святого Вандрегизила в Биксли была широко известным центром почитания этого святого. К каким святыням, хранившимся в этой церкви, приходили паломники, остается загадкой – «благодаря» Реформации с ее иконоборчеством, а кроме того, церковь была существенно перестроена в XIX веке. Однако нет никаких сомнений в том, что церковь до Реформации хранила реликвию святого Вандрегизила, обладавшую, по мнению многих, чудодейственной силой.

Важно отметить, что почитание святого Вандрегизила было характерно не только для Восточной Англии, но и для других районов страны – еще до норманнского завоевания. Нам известно, что имя святого Вандрегизила было включено в как минимум три англо-саксонских календаря на юге Англии, вероятно, после возвращения святителя Дунстана Кентерберийского из ссылки в монастырь святого Петра в Генте в 956–957 годах, куда реликвии святого Вандрегизила были перенесены еще до разорения монастыря Фонтенель викингами. Между монастырями в Кентербери и Генте на протяжении X–XI веков существовали прочные связи, поэтому можно предположить, что в то время частицы мощей святого Вандрегизила передавались в значимые духовные центры. Так, нам известно, что частица мощей святого находилась в Кентербери и в монастыре Абингдон рядом с Оксфордом.
Хотя до сегодняшнего дня из освященных во имя святого Вандрегизила английских храмов сохранился лишь храм в Биксли, исторические документы свидетельствуют, что святому Вандрегизилу была посвящена не только эта церковь. Из перечня храмов, действовавших в Лондоне до Великого пожара 1666 года, явствует, что и в английской столице был храм во имя святого Вандрегизила – на улице Олд-Фиш-Стрит, близ собора святого Павла. Однако к 1181 году эта церковь уже была посвящена не святому Вандрегизилу, а святой Марии Магдалине, чья память, как и память святого Вандрегизила, тоже празднуется 22 июля.
После норманнского завоевания почитание святого Вандрегизила распространилось далее вглубь Англии, поскольку аббатство Фонтенель получило многочисленные английские земли и приходы.

Хотя святой в земной своей жизни так и не смог осуществить свою мечту – совершить паломничество на Британские острова, мы надеемся, что публикация его жития и написание новой иконы святому угоднику Божиему помогут духовно вернуть святого Вандрегизила на ту землю, где некогда так почитались его мощи и хранилась память о нем.
(Православный фонд «Mettingham Orthodox trust» (Великобритания))


Житие преподобного Вандрегизила (сокращенное)

При королевском дворе

Некогда жил человек по имени Вандрегизил, которого называли также Вандоном, чья жизнь просияла Божественным светом. Он появился на свет в местности Верден[4] и, благородный по рождению, облагородил себя еще более своей монашеской жизнью. До юности он жил вместе с родителями, и они позаботились дать ему то образование, которое прилично было в его времена, а затем определили к служению на важном и высоком поприще. В эти годы Вандрегизил хоть и вел жизнь светского человека чести, всегда с безупречностью исполнявшего все порученное ему, но душой своей стремился следовать заповедям Христовым, так что подвижник обращал к себе слова Христа из Евангелия: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 21)[5].
Вандрегизил был еще молодым человеком, когда родители решили его женить. Послушный родительской воле, он обручился с девицей из хорошей семьи, чьи предки были весьма славны. Это было одно из самых знатных семейств. Но Вандрегизил был в сильном смущении. Он жаждал оставить мир и служить только Господу, но опасался, что его невеста, даже зная об этом, не даст своего согласия на расторжение помолвки. И потому Вандрегизил решил сначала вступить с ней в брак, и только потом заговорить о монашеской жизни. И вот, заключив с этой девицей брачный союз, он, думая о ее благе, во исполнение евангельской заповеди любить ближнего своего как самого себя (см.: Мф. 19: 19), принялся со всем прилежанием объяснять ей учение Церкви, которое знал очень хорошо. Особо подчеркивал он, сколь великая награда ожидает тех, кто, будучи на земле двое единой плотью (см.: Мф. 19: 5), ведет по-монашески добродетельную жизнь, желая единства в небесной славе со святыми в раю. И однажды, просвещенная Святым Духом, она прервала его и воскликнула: «О господин мой! Кто препятствовал тебе сказать об этом раньше? Уверяю тебя, что не колеблясь посвящу себя служению Господу, оставив тщету этого мира, чтобы трудиться ради стяжания славного Царствия Христова. Только одна просьба у меня к тебе, мой господин! И вот какая: пусть как можно скорее осуществится это намерение – подчинить нас обоих, тебя и меня, твою верную супругу, славному игу Христову». Услышав это, Вандрегизил исполнился радости и возблагодарил Господа за величие этого призвания. Итак, по взаимному согласию они решили расстаться. Вандрегизил сам совершил постриг над собой[6] и возложил венец славы на главу своей супруги. И упомянем здесь, что чистота ее жизни и сердца была таковой, что Господь еще при жизни наградил ее даром совершать многочисленные чудеса[7].


Монфокон

Человек Божий, решив оставить легкость мира сего, стал искать монастырь, в котором мог бы вести жизнь равноангельскую. И первое время, весьма недолгое, он подвизался вместе с одним мужем, бывшим уже в летах, в местности, именуемой Монфокон[8]. Наш подвижник был тогда еще молодым человеком, весьма элегантной наружности, с пышными волосами, горящими живым огнем глазами, лицом белее лилии и длинными тонкими руками, о которых он очень заботился. Он раздал все свое имение и начал жить в бедности. Но диавол, любящий причинять вред и бороться с добром, пускаясь на всевозможные хитрости, воспылал великой завистью к святому Вандрегизилу и с тех пор беспрестанно нападал на него – либо сам, либо через злых людей. Но Вандрегизил, имея на голове шлем спасения, по словам апостола, и защитившись щитом веры (см.: Еф. 6: 16–17), противостоял нападкам врага своего, выходя победителем из этих сражений.

Король Дагоберт – он правил в то время, и ему Вандрегизил верно служил с юных лет – не мог допустить, чтобы святой принял постриг без его позволения, и потому вызвал подвижника к себе во дворец. Человек Божий, возложив все надежды на Христа, Чья помощь не замедлила явиться в нужное время, отправился ко двору с неохотой. Подъезжая ко дворцу, Вандрегизил заметил бедняка, тележка которого завязла в грязи прямо против входа. Проходившие мимо не только не останавливались, чтобы помочь бедняге, но, наоборот, толкали и едва не топтали его. Подъехав к месту происшествия и увидев ожесточение этих жестокосердных несчастных, Вандрегизил, Божий человек, спрыгнул с коня и подошел к бедняку, желая помочь ему. И ему удалось вытащить из грязи и его самого, и его тележку. Зеваки, увидев, как вымазался он в грязи, принялись громко смеяться над ним и осыпать обидными словами. Он же не обращал на это совсем никакого внимания, смиренно последуя своему Владыке – образцу смирения, ибо, «если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» (Мф. 10: 25). И так как он принял это поношение во славу Божию, тут же явился ангел и совершенно очистил его одежды. И в этом одеянии, еще более красивом, чем прежде, Вандрегизил вошел в королевский дворец и, словно агнец перед волками, предстал перед королем и его двором. Король распорядился, чтобы святого больше не беспокоили, и объявил, что он отныне свободен посвятить себя созерцанию Божественной Славы.


Сент-Урсан

По возвращении от короля Вандрегизил на свои средства устроил – уже в другом месте – небольшой монастырь[9]. Здесь предавался он постам и бдениям. Подвижник проводил дни в молитвах, сопровождаемых сердечным сокрушением и слезами, а когда уже больше не мог бодрствовать, то простирался своим изможденным телом прямо на голой земле. Он сам себя заточил в эту темницу – как из страха геенны, так и из любви ко Христу. Тем временем диавол, видя, как преуспевает подвижник в духовной жизни, стал безжалостно нападать на святого – и не было числа мукам, которые днем и ночью насылал лукавый.
Пытаясь ввести святого в соблазн, нечистый внушал ему мысль ослабить подвиги; но служитель Божий, понимая всю хитрость врага, побеждал искушения крестными знамениями и воздержанием.

Диавол же, видя себя побежденным, с еще большей жестокостью нападал на святого, когда тот, уступая потребности человеческого естества, засыпал. Враг тогда строил козни, насылая ему сновидения. Но, пробудившись, человек Божий тотчас просил Божиего заступничества, восклицая: «Господи! По правде Твоей избавь меня и освободи меня; приклони ухо Твое ко мне и спаси меня» (Пс. 70: 2), – и молился о даровании силы для прогнания коварного супостата. Если все же во сне к нему приходили мечтания, святой, тотчас проснувшись, уходил к реке и погружался в ее воды, рыдая и стеная. Там, даже в самый разгар зимы, святой обычно прочитывал всю Псалтырь, стоя посреди ледяных струй и погружаясь в воду в конце каждого псалма[10].


Боббио

Видя упорство Вандрегизила в духовной брани, Господь послал ему в утешение вестника. Когда однажды ночью святой по обыкновению спал на циновке в своей хижине, ангел перенес дух его в монастырь Боббио, что в стране лангобардов, называемой еще Италией[11], и Вандрегизил увидел и окрестности обители, и ее строения. Когда ангел удалился от него, святой захотел узнать, как же назывался тот монастырь. Тут вспомнились ему слова из Евангелия: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 33) и «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9: 23), и преподобный решил последовать этим заповедям. И вот Вандрегизил отринул все, и, взяв с собой лишь трех молодых слуг и осла, никому не известным странником пошел из земли своей, от родства своего и из дома отца своего (см.: Быт. 12: 1), даже не зная, какой дорогой следует идти. Но Господь через ангела указал ему нужный путь.

Так прибыл он в монастырь, который видел во сне, и без труда сразу узнал ту самую обитель, в которую Божественной силой он был введен в видении. И он остался там на какое-то время. Монахам обители ясно было, что Вандрегизил воистину воин Христов, следующий по пути спасения, а вскоре им стало известно и его благородное происхождение. Господь часто открывал ему тайные события; однако сам Вандрегизил всегда старался оставаться в тени, скрывать свои добродетели и угождать одному лишь Богу, ибо хранил в памяти слова, сказанные Спасителем фарисеям, этим лжеслужителям: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши» (Лк. 16: 15). Он запирал в тайнике своего сердца те чудные дела Божии и искал только того, чтобы угодить Тому, Чьи очи смотрели на него с небес каждый день. Желая жить в еще более уединенном месте и идти через тесные врата и узким путем (Мф. 7: 14), Вандрегизил решил отправиться в Ирландию, движимый горячей Божественной любовью, ибо любовь Христова излилась в его сердце Духом Святым, данным ему (ср.: Рим. 5: 5).


Роменмотье

По дороге Вандрегизил, так как ему требовался некоторый отдых, остановился в монастыре, называемом Роменмотье[12], что у подножия Юрских гор. По обычаю этого монастыря, вскоре появился монах, чтобы омыть ноги гостю во исполнение заповеди Господней. И человек Божий понял, что братия этой обители живут такой суровой жизнью, которой желал и он сам ради любви Христовой. Святой Дух открыл подвижнику, что он был приведен сюда Божественным Промыслом, чтобы тут вести монашескую жизнь, и Вандрегизил остался в этом монастыре и прожил здесь долгое время[13] в полном послушании и во всем следуя его уставу.
Господь, видя такое усердие в служении Ему, наградил Вандрегизила многими дарами: и прозорливостью – так что ему достаточно было одного взгляда, чтобы увидеть сердечные устремления людей; и благодатной способностью пробуждать души, словно бы спящие в безразличии и духовной лености, – он воскрешал их к трудам ради веры.

Однажды ночью, когда святой в своей каморке был погружен в глубокую молитву, ему явился в сиянии ослепительного света ангел – и тотчас жилище святого наполнилось дивным благоуханием. И был голос, говорящий: «Служитель Христов, живущий в страхе Божием, мир тебе! Ты получил благоволение в очах Божиих! Усердствуй в благих делах, которые совершаешь, до конца, потому что приготовлен уже для тебя Господом венец. И введет тебя Господь в райские кущи, где вечно будешь предаваться радости вместе с Ним». А потом тот же голос предрек следующее: «Гонд, твой племянник[14], придет вскоре к тебе».


Фонтенель

Теперь мы подошли к тому времени, когда Господь пожелал явить Своего святого миру, дабы показать, что драгоценный перл взят из Его сокровищницы, чтобы привести многих ко спасению, чем еще более украсится двойной венец[15] его. Вандрегизил прибыл в священный город Руан, епископской кафедрой которого тогда управлял святитель Оуэн[16], защитник Православия. Оуэн, признав сразу же в Вандрегизиле, который теперь был у него в послушании, преданного слугу Божия, пожелал посвятить его в сан иподиакона, хотя подвижник и противился этому. Позже он поставил его диаконом, а затем просил епископа Омера[17] рукоположить Вандрегизила в пресвитера. Новопоставленный священник, одаренный многими дарами, с легкостью исполнял все ему надлежащее.

Вандрегизил, не перестававший черпать из неиссякаемого источника смирения и всегда желавший оставаться вдали от мирских дел, стал ждать, когда Господь укажет приуготовленное для него место, где бы он мог жить в послушании святому уставу. И действительно, Господь предназначил ему такое место, где этот добрый пастырь смог пасти большое стадо Христово. Святой поселился рядом с бьющим из-под земли источником Ла-Фонтенель, в лесу Жумьеж, на земле, купленной на деньги, любезно пожалованные королевским домом. Здесь святой основал свой монастырь[18], построив его из духовных камней – то есть святых душ. Здесь воздвиг он храмы во имя святого Петра, святого Павла и святого Лаврентия; чуть дальше, примерно в миле от монастыря, он построил часовню во имя святителя Аманда Родезского[19], которому часто молился[20].

Фонтенельское аббатство
(Фонтенельское аббатство (Франция). Этот бенедиктинский монастырь известен также как аббатство Сен-Вандриль и считается одним из наиболее древних из сохранившихся в стране. Официальная дата его основания — 649 г.)


Рвение Вандрегизила к достижению совершенной жизни расположило к нему святителя Оуэна, в чьей епархии находился монастырь; подвижник всегда чтил установления Церкви, был исключительно смирен, никогда не своевольничал и не отправлялся ни в какую поездку без благословения епископа[21], помня слова из Евангелия: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18: 18).

Вандрегизил не желал ни каких бы то ни было даров, ни того, чтобы его община добывала себе хлеб насущный чем-либо еще, кроме как трудом рук своих. И такое правило он хранил долгое время. А Господь, видя его рвение к приумножению талантов, коими он был награжден, послал ему многих учеников; они же, откликаясь на его поучения, оставляли отцов, матерей, дома, поля и все, им принадлежащее. Человек Божий, видя, как много монахов послал ему Господь, теперь вынужден был отойти от полного нестяжания в своей обители, но он соглашался принимать что-либо только от тех, кто, просветившись благодатью Божией, решил взять на себя бремя служения Господу. Так что теперь он мог удовлетворить простейшие нужды каждого из учеников, давая хотя бы пищу и одежду, в соответствии со словами апостола: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6: 8)[22].
Как истинный пастырь, Вандрегизил, послушный заповеди Божией, жизнь свою клал за овец (см.: Ин. 10: 15); его кротость смягчала грубые нравы; его смирение исправляло гордых, делая их снова скромными, а его наставления многих вновь обращали к Богу. Он был подобен тому евангельскому мудрому книжнику, который выносит из сокровищницы своей новое и старое (см.: Мф. 13: 52). Он ободрял малодушных, утешал слабых, помогал болящим и много боролся с диаволом ради них.
Человек Божий сам беспрестанно боролся с диаволом. Но более всего он заботился о том, чтобы наставлять своих учеников, которых он, словно молоком, питал словом Божиим, чтобы и они могли начать войну против диавола: он помогал им понять, откуда могут прийти его ядовитые стрелы. И в течение всей жизни своей Вандрегизил хранил стадо Христово в мире в своей обители, бережно направляя каждую овцу и ни разу не услышав ни единого слова жалобы – настолько признанным было его превосходство над ними всеми. Его смирение было таким искренним, что ради назидания учеников преподобный продолжал трудиться своими руками, даже когда уже был седовласым старцем.

Этот прославленный воин Христов, в молитвенном рвении устремлявшийся сердцем к небу, ради его любви к братии все еще удерживался на земле; и он искусно исполнял свое служение, чтобы, подобно апостолу, стать всем для всех – он приобрел их души для Христа. Благодатные дары, полученные Вандрегизилом от Бога, увлажнили бесплодную языческую почву, усладили воды некогда засохшего родника и воды мертвого моря (см.: Иоил. 3: 18; Иез. 47: 5–10)[23]. Слава о святом муже разнеслась повсюду; даже те, кто никогда не видели Вандрегизила, убеждались, что получили Божию милость по его молитвам. Воздействие его проповеди было столь огромным, что за довольно короткое время дикие и свирепые жители окрестных мест были обращены ко Христу; даже разбойники оставляли награбленное ими.
Невозможно перечесть все те чудеса, что совершились по молитвам преподобного, да я по невежеству своему о многих и не знаю, но Господу ведомо все. Я же упомяну о том, что творилось на глазах у всех: как через сего святого мужа Бог исцелял прокаженных, возвращал хромым способность ходить без помощи других, немым даровал речь и даже воскрешал умерших, уже приготовленных к погребению и пребывавших душою во мраке[24]. Освобожденный из этого мира, сейчас Вандрегизил на небесах со Христом и ангелами Его; Христос его слава, и он радуется вместе с избранными, блаженствуя в раю.


Смерть святого

Обратимся же теперь к тому времени, когда Господь соблаговолил забрать нашего святого отца от трудов этого мира и ввести в вечный покой Царствия Небесного. Стоявшие рядом ученики понимали, что душа святого уже пребывала в блаженстве. Видя, что Господь вскоре заберет верного раба Своего, они, опечаленные, проговорили: «А что же станет с нами, отче? Скоро ты оставишь нас! Как хотелось бы нам еще раз услышать твой голос, послушать твои отеческие наставления». И все они пали ниц, в слезах и воздыханиях, моля Бога не забирать Вандрегизила до тех пор, пока он не скажет им несколько слов утешения. Видя скорбь агнцев, чей пастырь вот-вот должен был расстаться с жизнью, так и не сказав им слов прощания, Господь смилостивился над их горем и позволил Вандрегизилу дать братии несколько прощальных наставлений. И вот собрались все ученики, и Вандрегизил открыл им многие тайны[25] как о себе, так и о других людях. Затем, по обычаю, монахи спросили у святого, что им следует делать, когда он перейдет в вечность. На что игумен ответил: «Верьте же, что если будете следовать тому учению, которое я вам преподал, будете хранить единство, любовь и смирение и не будете иметь между собой разногласий – то жизнь ваша всегда будет благом. Бог будет с вами всегда, будет утешать вас и помогать в ваших нуждах». У него не было сил сказать больше, ибо его Владыка и Заступник уже звал его, чтобы даровать вечный покой.

Диавол же был весьма раздосадован тем, что Господь призвал верного слугу Своего от забот этого мира к блаженству вечному в награду за его добродетельную жизнь: Вандрегизил всегда сражался с ним с величайшим усердием, и не только ради своего спасения, но, будучи добрым пастырем, и ради освобождения из пасти его своих овец, чтобы и их привести к вечной жизни. В последние часы земной жизни святого враг пытался испугать его самыми страшными видениями. Но Господь по Своей милости не оставил верного раба ни на миг, но, пребывая рядом, одолел диавола и изгнал его: ученики, стоявшие рядом, услышали, как Вандрегизил проговорил: «Господь крестил меня Духом Святым в возрождение, а диавол пришел и стоял подле меня, но Господь поразил его в голову и заставил бежать».
Возле подвижника в его последние минуты собралась вся братия[26]. И вот святая душа покинула тело и была принята ангелами, певшими псалмы вкруг одра его. Иисус Христос, Которому Вандрегизил преданно служил, принял его в вечное блаженство. Монахи рыдали, ибо потеряли пастыря, ангелы же веселились тому, что приобрели нового святого.

Да будет известно, что успение сего святого мужа имело место в 11-й день до августовских календ (то есть 22 июля.), когда, окончив свои совершенные труды, он был принят Господом[27].
(Перевела с французского на английский Монахиня Макрина. Перевел с английского Дмитрий Лапа. 5 октября 2012 г.)

____________________
Примечания:


[1] В прологе к составленному им житию неизвестный инок пишет: «Мне многое есть что сказать о святой жизни этого дивного угодника – сам был свидетелем некоторых его деяний, но о большинстве из них мне рассказали досточтимые монахи, бывшие его учениками на протяжении многих лет; они поведали мне не только то, что слышали от других, но еще и то, что сами сподобились увидеть».
[2] Suckling Alfred.. 1. 1846. The History and Antiquities of the County of Suffolk. Vol
[3] Укажем в качестве примера на завещание Маргарет Эст, 1484 года, которая просит, чтобы ее кузен Томас Теркелд совершил паломничество к святому Вандреду.
[4] Около 600 года.
[5] Св. Вандрегизил служил управляющим у короля.
[6] Св. Вандрегизил, как мирянин, не имел права совершить постриг над собой или своей супругой. Упомянутая здесь церемония – лишь символическая демонстрация своего намерения стать монахом. Из дальнейшего повествования видно, что св. Вандрегизил принял постриг в Роменмотье, где «прожил долгое время в полном послушании и во всем следуя уставу» обители.
[7] Брак св. Вандрегизила, а затем расставание с супругой случились до 630 года. Не известно ни имя его супруги, ни название монастыря, в который она затем вступила.
[8] Монфокон был главным городом кантона Мёз. Руины хижины св. Вандрегизила можно было видеть возле деревни Брабант-он-Мёз еще в XIX веке. Монастырь заселило белое духовенство ранее IX века.
[9] Сент-Урсан, Юра, Швейцария. Монастырь стал коллегией канонников в XII веке и оставался таковым до своего закрытия в 1792 году. Монастырская церковь сегодня используется как приходская.
[10] Обычай читать псалмы, стоя в воде, берет начало от ирландских монахов.
[11] Боббио находится в провинции Павия на севере Италии. Монастырь здесь был основан в 614 году св. Колумбаном. Св. Вандрегизил прибыл сюда в 635 году. Монастырь был закрыт в 1803 году, но церковь, ставшая в 1014 году кафедральным собором, сохранилась.
[12] Роменмотье, кантон Во, Швейцария. Монастырь здесь был основан около 450 года и принял устав св. Колумбана незадолго до прибытия сюда св. Вандрегизила. Монастырь был закрыт в 1536 году, а церковь используется протестантами.
[13] Латинская версия жития сообщает, что св. Вандрегизил жил здесь около 10 лет – между 635 и 645 годами.
[14] Более вероятно, что св. Гонд был двоюродным братом св. Вандрегизила. Он сопровождал святого в Фонтенель, а затем перебрался вести отшельническую жизнь в Уае (ныне Сен-Гон) во французском департаменте Марна, недалеко от болот, тоже названных его именем. Этот святой также известен под именами «Годо» и «Гаон». Он преставился около 690 года; день памяти – 24 июля.
[15] Венцы подвижника и апостола (см.: 1 Тим. 5: 17).
[16] Св. Оуэн был современником св. Вандрегизила. Он тоже был на королевской службе. Святой основал монастырь Ребэ в 636 году, стал епископом Руанским в 641 году и преставился в 684 году. День его памяти – 24 августа.
[17] Св. Омер поступил в монастырь Люксей в 629 году. Вскоре был рукоположен в епископа Теруанского. Был великим миссионером и основал много монастырей. Св. Омер, в частности, участвовал в основании монастыря Ситью на месте нынешнего города Сент-Омер во Франции. Он преставился в 670 году; день памяти – 9 сентября.
[18] 1 марта 649 года.
[19] Св. Аманд, епископ Родезский, жил в IV веке. Его память отмечается 4 ноября.
[20] Всего св. Вандрегизил построил семь церквей и часовен вокруг монастыря, включая и часовню св. Сатурнина, епископа Тулузского, которую можно увидеть по сей день.
[21] 3-й канон Пятого Арльского собора запрещал игуменам монастырей выезжать далеко за пределы монастыря без благословения своего епископа.
[22] То, что святой принимал в качестве пожертвования мирское имущество желавших поступить в монастырь, – случай уникальный.
[23] Автор жития использует здесь библейские образы, чтобы передать, какие св. Вандрегизил совершал чудеса на духовном поприще.
[24] Возможно, автор жития говорит о чудесах, совершенных уже после смерти святого.
[25] Несомненно, тайны духовного характера.
[26] В Фонтенеле в то время, возможно, подвизалось свыше 300 монахов и еще более насельников – в других основанных св. Вандрегизилом монастырях.
[27] 22 июля 668 года. Св. Вандрегизил, сегодня более известный под именем Вандрий, весьма почитается православными и католиками Франции и по сей день, особенно на севере страны. Глава св. Вандрегизила хранится в церкви города Льеж в Бельгии.

Tags: Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments