filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

01 (14) июля 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 6-я по Пятидесятнице.

Бессребреников мчч. Космы и Дамиана, в Риме пострадавших (284).


Свт. Галла, еп. Клермонского (551; Галл.); мч. Потита Гаргарского (II); прп. Петра патрикия (854) (854); блж. Ангелины, деспотисы Сербской (XVI); прп. Петра патрикия, Константинопольского (854); прп. Василия Глубокореченского (X; Греч.); прп. Иоанна Рыльского (946; Болг.), Память перенесения мощей из Тырново в Рыльский монастырь в 1469 г.; свт. Леонтия Радовецкого (XIV - XV; Рум.); свт. Сервана, апостола Зап. Файфа, в Восточной Шотландии (VI; Кельт. и Брит.).

Сщмч. Аркадия Боровского (Гаряева), пресвитера (1918); сщмч. Алексия Дроздова, протодиакона (1942).

Икона Божией Матери: «Валаамская».


Святые дня, молите Бога о нас!



Святые бессребренники и чудотворцы Косма и Дамиан Римские

мчч_Косьма_Дамиан


Родные братья, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283-285).
Святые Косма и Дамиан рано осиротели. Оставшись вдовой в молодости, Феодотия воспитала своих сыновей в христианском благочестии. Основным занятием братьев было врачебное дело, в котором они весьма преуспели. Святые братья Косма и Дамиан считали себя служителями Божиими, исцелявшими людей по их вере. Они не брали за свой труд никакой платы. Врачевание бессребренники Косма и Дамиан сочетали с проповедью слова Божия, разъясняли больным, что они совершают исцеления благодатной силой Христовой, призывая их к вере во Христа Спасителя, которая открывает путь к подлинному выздоровлению — спасению души.

Святые братья были оклеветаны завистниками и вызваны в Рим к императору Карину. Император потребовал отречься от Христа и признать языческих богов, на что святые ответили решительным отказом. Когда император стал устрашать их пытками, святые, желая вразумить его, воззвали к Богу. Внезапно шея императора искривилась таким образом, что он не мог повернуть головы. Тогда Карина и многих свидетелей объял страх Божий. Император покаялся пред братьями и исповедал перед всеми свою веру во Христа, и тотчас получил исцеление. Святые Косма и Дамиан были немедленно отпущены на свободу. После возвращения в свое селение близ Рима они продолжили прежнее богоугодное дело.

Высок был подвиг святых целителей, но Богу было угодно еще сильнее возвысить их чрез невинное мученичество. Они пострадали от зависти врача, бывшего некогда их учителем. Этот врач заманил их в горы и там убил. После кончины святость врачей-бессребренников Космы и Дамиана (+ 284) была подтверждена многими чудесными знамениями милости Божией.

Более подробно Житие святых Космы и Дамиана Римских можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/187066.html


Тропарь бессребреников
глас 8
Святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане,/ посетите немощи наша:// туне приясте, туне дадите нам.

Кондак бессребреников
глас 2
Благодать приимше исцелений,/ простираете здравие сущим в нуждах, врачеве,/ чудотворцы преславнии,/ но вашим посещением ратников дерзости низложите,// мир исцеляюще чудесы.

Молитва святым бессребренникам и чудотворцам Косьме и Дамиану

К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем, мы, недостойнии, преклоньше колена, прибегаем и, припадающе, усердно вопием: не презрите моления нас, грешных, немощных, во многая беззакония впадших и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатыя Своя милости; избавите нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Услышите нас, молящихся, и благоприятным ходатайством вашим испросите у Христа Бога православным людем на враги победу и одоление. Паки, припадающе, прилежно молим: испросите нам от Господа вся благополезная, яже в животе нашем временнем, наипаче же ко спасению вечному служащая, да сподобимся молитвами вашими улучити кончину христианскую, безболезненну, непостыдну, мирну, и да избавимся от козней диавольских и вечныя муки, безконечнаго же и блаженнаго Царствия Небеснаго наследницы будем. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия. Аще бо по множеству грехов наших и несмы достойны милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


Мученик Потит Гаргарский



Святой мученик Потит пострадал при императоре Антонине (138-161). Отец его был язычником, но юноша, еще с 13 лет познакомившись с христианским учением, уверовал в Истинного Бога и принял святое Крещение. Узнав об этом, отец сильно огорчился и старался сначала лаской, а затем и угрозами отвратить сына от веры во Христа Спасителя. Однако его усилия были тщетны. Пораженный твердой верой юноши, отец также уверовал в Сына Божия и стал христианином.

Святой Потит прошел с проповедью о Христе многие страны и силой Божией творил дивные чудеса.
В области, называемой Эпир, жила знатная женщина Кириакия, супруга сенатора, болевшая проказой. Услышав о святом Потите, она призвала его и просила исцеления. Святой сказал, что если она поверит Христу, то будет здравой. Женщина приняла святое Крещение и тотчас исцелилась. Видя такое чудо, муж ее и все домашние уверовали и также крестились.

После того святой поселился на горе Гаргара и жил в уединении, в окружении птиц и зверей. Там его нашли слуги императора Антонина, дочь которого была одержима беснованием. Бес устами девицы сказал, что выйдет из нее только с приходом Потита. Святого юношу доставили к императору, и молитвами святого Потита больная получила исцеление. Однако вместо благодарности император поступил со святым с бесчеловечной жестокостью. За твердое исповедание веры во Христа Спасителя и отказ принести жертву языческим богам, которым Антонин приписывал исцеление своей дочери, святому Потиту вырвали язык и ослепили. После долгих истязаний святой мученик был обезглавлен.


Блаженная Ангелина Сербская (Бранкович)


прав_Ангелина_Сербская_Бранкович_1


Дочь князя Георгия Албанского и супруга Стефана, короля Сербии, святая Ангелина претерпела изгнание вместе со своим мужем и разделила все трудности жизни в Албании и Италии. Двух сыновей своих, святых Максима и Иоанна, воспитала в духе истинно христианском. По смерти супруга, приняв монашеский постриг, святая Ангелина посвятила себя молитве, благотворительности и храмостроительству. Верная жена, добрая мать и совершенная христианка, она воистину заслужила имя «матери Ангелины», которым ее наградил народ. Ее чудотворные мощи сохраняются вместе с мощами ее праведного супруга — святого Стефана и их благочестивых детей Максима и Иоанна в монастыре Крушедол. Святая Ангелина обрела покой и вечную жизнь в начале шестнадцатого столетия.

св_Стефан_Слепой_Бранкович_князь_Сербский
(святой Стефан Слепой, Бранкович, Сербский, деспот)


Святой Стефан Слепой освятился великими страданиями о Боге вместе со своей супругой, святой Ангелиной, и двумя их сыновьями, Максимом и Иоанном. В юности он некоторое время жил со своей сестрой Марой (насильно выданной замуж за султана) при дворе султана Мурала II и был ослеплен вместе со своим братом Гргуром в Иедрене. В 1458 году святой Стефан начал править сербами, но вскоре вынужден был бежать в Албанию, где женился на Ангелине, дочери короля Георгия. В изгнании он вырастил двух сыновей. Умер в Италии, слепой и несчастный, но в совершенной преданности Богу. Бог прославил его вечною радостью, сохранив его мощи нетленными, благоуханными и чудотворными. Его сын, святитель Максим, был поставлен архиепископом Валахийским и Румынским. В конце жизни он основал монастырь в Крушедоле, где его нетленные чудотворные мощи почивают вместе с мощами родителей и брата святого Иоанна.

Жизнь Сербского правителя Стефана Бранковича и его семьи была полна превратностей и бед. После захвата Сербии турками в 1457 году средний сын тогдашнего правителя Сербии Стефан, отличавшийся кротким нравом и прекрасным знанием Священного Писания, отправился в столицу Турции вслед за сестрою, отданной султану Мурату в жены. Однако, узнав, что турки с фанатической жестокостью сожгли Милешевский монастырь, блаженный Стефан встал на защиту Сербии от завоевателей. Когда он женился на Ангелине, дочери Албанского князя, турки угрожали блаженному Стефану и его семье расправой. С женой и тремя детьми он вынужден был скрываться сначала в Албании, а потом в Италии, где блаженный Стефан и скончался.

Блаженная Ангелина перенесла нетленные останки супруга в Купиново. Правителем Сербии в конце XV века стал сын праведных Стефана и Ангелины, блаженный Иоанн. Нетленные мощи праведного Иоанна и его родителей впоследствии прославились многими знамениями.

Святая Ангелина Сербская сыграла важную роль в поддержке и развитии Пантелеимонова монастыря на Афоне. В 1509 году именно по просьбе деспотиссы святой Ангелины (Бранкович), описавшей в письме бедственное положение Пантелеимонова монастыря, лишенного заступников и покровителей, великий князь Василий III подтвердил свое ктиторство по отношению к Русскому монастырю, а также покровительство Святой Горе в целом. В июне того года князь отправил вместе со старцами Пантелеимонова монастыря милостыню в обитель и такую же проту Святой Горы Паисию для всех афонских монастырей. В отдельной грамоте великий князь извещал Паисия о разрешении посылать святогорских иноков для сбора пожертвований в России, братия Пантелеимонова монастыря получила привилегию посылать старцев за милостыней к царю. С этого времени приезды монастырских посольств на Русь стали регулярными, значительный перерыв пришелся лишь на период запустения Пантелеимонова монастыря в последней четверти XVI в. и на Смутное время.

Ее святые мощи, вместе с останками ее святого семейства, похоронены в Крушедольском монастыре и сохранялись там вплоть до 1716 года, когда монастырь был спален турками при отступлении от Варадина. Среди уцелевших доныне мощей сохранилась кисть руки матери Ангелины. Слава монастыря Крушедол празднуется в день памяти преподобной матери Ангелины.

Монастырь_Крушедол_Сербия_усыпальница_семьи_Бранковичей
(монастырь Крушедол в Сербии - усыпальница семьи Бранковичей)


Частица ее мощей также сохранялась в монастыре села Хопово, где после в перой половине XX века нашли приют насельницы русского Леснинского Свято-Богородицкого монастыря. По выезде из Югославии во Францию монахини увезли эту частицу с собой.


Тропарь праведной Ангелины, деспотиссы Сербской
глас 8
В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу/ и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ангелино, дух твой.

Кондак праведной Ангелины, деспотиссы Сербской
глас 8
Вышняго живота желающи сподобитися,/ нижнюю пищу тщательно оставила еси,/ и богатство твое расточила еси нищим,/ и Небесное богатство прияла еси,/ и по смерти нас освящавши,/ и чудеса твоя, всехвальная Ангелино, источаеши./ Темже твое успение святое почитаем, взывающе:/ радуйся, мати прехвальная.

прав_Ангелина_Сербская_Бранкович


Молитва первая праведной Ангелине, деспотиссе Сербской

О, преподобная Ангелино, мати наша добрая и милостивая, помози нам, чадом твоим непослушливым. Ты еси матерь наша благая, скорбное житие на земли пожила еси, обаче с помощию Божией, победы в битвах храбро стяжала еси и душа твоя в свет Царствия Небеснаго радостно вселися. Твоя домашния Церковь Христову украсиша и позолотиша твоими святым супругом Стефаном и сынами Иоанном и Максимом. Имела еси сердце неизмеримо большое и сострадательное ко всем, находящимся в беде. Посему благочестивый сербстий народ звал тебя лучшим из слов дарованных Богом – матушка. Яко ты еси мати всех нас, сербов, твоих, которые, аще и согрешиша много, обаче любим тя и почитаем и к тебе за помощью притекаем.

Кая бо матерь детей своих возненавиде, аще и согрешат зело? Ни, но мудро наказует их, любити же не престает. Поэтому и ты, мати наша добрая, накажи нас с небес, бичом Божиим, но не оставляй нас без твоея любви. Десницей правды Божией покарай нас, а десницей любви укрепи и верни с путей неправедных на путь истины и добра.

Молимся тебе, мати добрая, молитвами твоими испроси нам благословение небесное: болящим здравие, немощным силу, отчаявшимся надежду, голодным хлеба насущнаго, безплодным чад, гонимым кров и утешение, и всем молящимся тебе подай по великой милости твоей просимое. Но и еще больше даруй нам, мати наша добрая, благ небесных души очищающих, укрепляющих нас в исполнении заповедей Божиих, ведущих нас к добру и уводящих от всякаго зла. Ибо аще не бежим от зла в мире сем, како убежим от него в ином мире, аще не очистимся здесь от грязи, како сможем там, где смотрят на то что отсюда несем.

Помози нам умрети миру сему, якоже и ты миру мертва бысть, возжелавши блага непреходящаго и вечнаго. Пусть и наше благо на небесех будет, дабы и сердца наши на небесех были, а не здесь, идеже все гниет и исчезает, идеже вор крадет, и моль и ржа тлит. Аще бо все силы своим положим на блага мира сего, за горсть праха земнаго, юже ниже с собой возьмем, тем и ты нам помощи не возможеши, мати наша благая. Аще же немного потрудимся, хотя мало возопиим ко Господу чрез тебя, невесту Его небесную, таже помощь твоя изольет неисчислимые блага небесные, иже укрепят нас на узком пути спасения, аще и сотни смертей нам предстанут.
Воистину душа наша вся грехами разодрана и бедна добродетелью, милосердный же Господь уготова лекарство – покаяние. Да родится в нас, хотя малая часть того истиннаго покаяния, еже Господу принесла еси, мати наша святая. Оживи божественное в душах наших твоими теплыми слезами, яже изливаеши на всяк день о роде сербстем, да уразумеем бездну долгов наших пред Богом, Он же прощает долги наши, аще искренно и слезно попросим Его о прощении.

Темже смилуйся, матушка наша Ангелино, крушедольская святая игумения, и помози нам спастися ото всякаго зла, дабы однажды твоими молитвами ко Господу, вошли в покой Царства небеснаго, идеже вси благодарно прославляют Святую Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая праведной Ангелине, деспотиссе Сербской

О, великая угодница Христова и преславная мати наша Ангелино! Ты на небеси душею своею у Престола Божия предстоиши и славословие Ему непрестанно возносиши, обрати взор свой на нас сирых и скорбящих и помолися за нас ко Господу, да наставит нас на путь истины и благочестия, коим возможем и мы по скончании жития нашего в Отечество наше небесное взойти и с тобою Богу поклонитися. Ей, преподобная наша мати, зриши с небеси, яко время тяжкое безбожное наста и души наша скорбию исполнишася. Несть спасающаго, несть помогающаго, токмо Бог Единый, на Него же уповаем и Ему же славу возсылаем со Отцем и Сыном и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Преподобный Петр Константинопольский

прп_Петр_Константинопольский_фреска_церкви_Благовещения_Грачаница_Косово_Сербия-Около_1318
(Преподобный Петр Константинопольский (Олимпийский) - фреска церкви Благовещения в Грачанице. Косово. Сербия)


Преподобный Петр родился и был воспитан в Константинополе. Он происходил от славных и богатых родителей. Отец его, по имени Константин, – был саном патриций1 и занимал должность полководца. С юности усердно занимаясь науками, сей Петр в особенности хорошо изучил философию, а также изучил и все светские науки.

Достигнувши затем мужеского возраста, он вступил в брак и, после кончины своего отца, – унаследовал почетный его патрицианский сан. Он был назначен патрицием в царствование благочестивой царицы Ирины и сына ее Константина2. Когда же на императорский престол вступил Никифор3 и у греков началась война с болгарами, тогда Петр был назначен императором главным начальником над всеми полками и отправился с воинами против болгар. Во время происходившей затем великой войны сначала греки победили болгар, а затем, – по божественному попущению, болгары, оправившись от понесенного поражения, жестоко разбили греков и умертвили самого императора их Никифора.

В это самое время был захвачен болгарами и блаженный Петр с пятьюдесятью греческими князьями и, приговоренный к мучениям и смерти, содержался в темнице. И вот когда он усердно молился Богу о своем избавлении, среди ночи явился уму святой Иоанн Богослов4, возлежавший на персях Христовых, освободил его из заключения и привел его в Рим. С того времени Петр посвятил всего себя на служение Богу; убедившись в ничтожестве всего земного, удалился в Олимпийскую гору5; приняв здесь ангельский образ, он подвизался вместе с Иоанникием Великим6, преуспевая во всякой добродетели.

Проживши здесь тридцать четыре года, Петр, после того как уже умерла его супруга и сын, прибыл в Константинополь. Здесь он прежде всего некоторое время прожил при устроенной им церкви, именовавшейся Евандрийской. Затем, удалившись в уединенное безмолвное место, устроил себе здесь небольшую келлию, в которой и прожил восемь лет, нося на теле колючую власяницу и во все годы постнической жизни не обувая ног. Он страшно истощил себя постом, бдением и прочими иноческими подвигами.

Подвизаясь так добродетельно и богоугодно, преподобный Петр почил о Господе и был сопричтен к лику преподобных, прославляющих Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь.7

_______________________
Примечания
1
Патрициями у римлян назывались полноправные, свободнорожденные дети коренных римских граждан. Патрицианских родов считалось в Риме около ста. Обыкновенно патриции занимали высшие государственные должности.

2 Константин VI-ой (VII-ой) Порфирородный царствовал с 780 г. по 797 г. Мать его Ирина царствовала с 797 г. по 802 г.

3 Никифор I-ый царствовал с 802 г. по 811 г.

4
Память его совершается св. Церковью 26-го сентября и 8-го мая.

5 Олимпийская гора находилась в Малой Азии, на границах Фригии и Вифинии.

6 Память его – 4-го ноября.

7 Кончина святого Петра последовала около 865 г.



Священномученик иерей Аркадий
(Гаряев Аркадий Николаевич, +01.07.1918)

сщмч_иерей_Аркадий_Гаряев


Священник Аркадий Николаевич Гаряев родился в 1879 году в семье священника отца Николая Алексеевича и Марии Ивановны. 1891 году, ещё совсем молодым – 12 – летним мальчиком, Аркадий Гаряев поступил в Четырёхклассное Духовное училище, которое находилось в Уездном городе Камышлове.

После окончания училища, он поступил в Пермскую Духовную семинарию в 1894 году, а в 1896 году 18 летний юноша был уволен из Пермской Духовной семинарии по болезни, отучившись в ней всего два года.

1897 году с 30 – го июня Аркадий Гаряев стал служить псаломщиком в селе Покровском Екатеринбургского уезда при Покрово – Богородицкой церкви.
14 марта 1898 года был переведён на должность псаломщика к Свято – Троицкой церкви Каменского завода, Камышловского уезда, а через год 8 июля 1899 года посвящён в стихарь.

В 1903 году, 25 мая в молодой семье псаломщика Аркадия появилось пополнение, его молодая 20 летняя супруга Агрипина Евгеньевна родила первенца. Сынишку назвали Михаилом, в честь преподобного Михаила исповедника, епископа Синадского память которого праздновалась двумя днями раньше. А в 1905 году, 10 марта, на следующий день после празднования памяти сорока севастийских мучеников в семье снова появился мальчик, которого назвали Николаем, наверное, в честь одного из мучеников Севастийских – Николая.
В 1905 году 10 апреля Епископом Екатеринбургским и Ирбитским Владимиром (Соколовским) – псаломщик Аркадий Гаряев был рукоположен в сан диакона, и был определён на псаломщическую вакансию к той же Свято – Троицкой церкви Каменского завода. Рукоположение совершалось в городе Екатеринбурге Крестовоздвиженской церкви.
В 1906 году, будучи диаконом, отец Аркадий (Гаряев) был определен законоучителем в Земское училище в деревню Ново – Заводскую в пяти километрах от Каменского завода, Камышловского уезда.

В 1907 году отец Аркадий (Гаряев) был рукоположен в сан иерея (священника), и направлен к церкви Петра и Павла в село Петропавловское (ныне город Североуральск), здесь он продолжил преподавание Закона Божиего в Земском училище, которое находилось в Петропавловском селе. Работая преподавателем, и будучи от природы человеком очень вдохновенным, отец Аркадий часто писал стихи.

Плодотворное миссионерское служение нового священника не могло быть незамеченным. И 18 января 1910 года он назначается священником Походной Казанско – Богородицкой церкви для пастырского попечения над местными вогульскими народами (ханты и манси). Тяжело было молодому пастырю нести апостольский крест, проповедуя среди язычников Северного края.

Живя в Верхотурском уезде, отец Аркадий являлся горячим почитателем Святого Праведного Симеона, в сентябре 1913 года отец Аркадий присутствовал на торжестве освящения соборного храма в градо – Верхотурском Николаевском монастыре. Полный впечатлений после поездки отец Аркадий делится своими впечатлениями с Вогулами. Эта была последняя его беседа с северными друзьями. Вот как вспоминал это отец Аркадий:

Последний раз я имел случай принимать у себя вогулов при участии псаломщика Неймулина и в сентябре сего года, по приезде своем с торжества освящения соборного храма в градо – Верхотурском Николаевском монастыре. Был разгар охоты на белку и лося, так как только – что выпал первый снег, и вогулы (из двух юрт) зашли в Никито – Ивдель за возобновлением запасов пороха и дроби.
Эта последняя моя беседа с ними была особенно оживлена и приятна как для меня, так и для них, моих гостей, ибо ещё полный впечатлений от поездки, которая задумана была мной ещё до окончания постройки вышеозначенного соборного храма, счастливый исполнением своего стремления, я душевно был рад этим моим собеседникам, которым я мог, с пользою для них передать свои впечатления, в связи с жизнеописанием Св. Праведника Верхотурского края – Симеона, что я с успехом и сделал.


В Никито – Ивдельском селе, как и раньше отец Аркадий был законоучителем в Никито – Ивдельском двуклассном училище.Но вскоре и это место служения отцу Аркадию пришлось покинуть.

27 февраля 1914 года он был переведён в село Боровское на место священника Свято – Никольского храма Камыщловского уезда (ныне Катайский район, Курганской области). Село Боровское стало последним местом его служения.

сщмч_иерей_Аркадий_Гаряев_дом_где_он_жил
(дом в котором жил иерей Аркадий Гаряев)


После того как страна лишилась Удерживающего, с началом установления Богоборческой власти в 1917 году созидательная деятельность отца Аркадия переходит в исповедническую и заканчивается мученической кончиной. Те же, по – видимому, бандиты из числа красных венгров, которые участвовали в расстреле Царской Семьи стали мучителями и нашего священномученика отца Аркадия Гаряева.

Различные бандитские группировки ездили по деревням грабили и убивали местных жителей, также разоряли церкви и часовни, в основном забирали золото, серебро и церковную утварь. Многие священники после таких налетов уходили из своих приходов, а также скрывались и прятались в лесах вместе с прихожанами. Отец Аркадий не покинул свой приход в селе Боровском и продолжал служить.

1 июля 1918 праздновался день святых бессребреников Косьмы и Домиана, отец Аркадий (Гаряев) по обыкновению служил литургию. После службы состоялось венчание двух браков, упоминание об этом есть даже в метрической книге. Одна пара была местных жителей – крестьян села Боровского, а другая – пара крестьян, приехавших издалека, из рязанской епархии. Неизвестно какими судьбами занесло их и их близких, которые тоже упоминаются в метрической книге как свидетели брака, в далёкое Зауралье. Во время венчания, в храм ворвалась банда мадьяр (печально известный отряд «Красных орлов»). Не дав окончить священнику службу, они прямо в облачении повели отца Аркадия (Гаряева) из храма по дороге в сторону села Катайского.

Свято-Никольский храм село Боровское, Курганская область
(Свято-Никольский храм село Боровское, Курганская область)


Пьяные бандиты жестоко расправились с мучеником. Выйдя из окрестностей Боровского села, они свернули в лес, и подошли к оврагу. Там, недалеко от сельского кладбища, они подняли батюшку на штыки, а тело его сбросили в овраг. С тех пор место это было прозвано Поповскими ямами. Несколько дней о судьбе батюшки прихожанам ничего не было известно, а требы совершал священник из соседней деревни отец Александр (Ромулов). После ухода «красных» тело отца Аркадия было найдено верующими и через десять дней после кончины (11 июля), почётно погребено в церковной ограде Свято – Никольского храма, Боровского села.

Запись о причине его смерти в метрических книгах гласит, – убит красной армией. Для сравнения – запись, говорящая о смерти отца Аркадия написанная в тот же день, тем же человеком, судя по почерку Диаконом Александром Чиркиным, говорит, убит красноармейцами.

Через месяц правящий Архиерей Григорий (Яцковских) объезжал территорию Екатеринбургской Епархии. Маршрут был составлен таким образом, чтобы посетить все «места страданий и смерти» мучеников – иереев». (Известия Екатеринбургской Церкви 1918 г. «16 –й» С. 306) в память об этих событиях Епархия выпустила специальный поминальный список, в котором упоминались их имена, место убиения и обстоятельства их кончины. В местах остановок Владыки эти списки раздавались прихожанам и настоятелям храмов для поминовения убиенных. Всего в списке значилось 46 священников. Ныне почти все они канонизированы. В этом списке и упоминается имя отца Аркадия, обстоятельства его смерти указаны – заколот.

Прослужил отец Аркадий Гаряев Церкви Христовой 20 полных лет с 30 июня 1897 года по 1 июля 1918 год, когда и был убит.

Решением Синода от 2002 года священномученик Аркадий Гаряев был причислен к лику Святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В 1986 году, почти через 70 лет после захоронения священномученика, настоятель церкви Святителя Николая в селе Боровском (никогда не закрывавшейся) ныне почивший отец Николай Покровский благословил ископать «святой колодец» для остатков освящённой воды. Когда наткнулись на кирпичную кладку гробницы на глубине двух метров, в воздухе распространилось обильное благоухание. Место вновь засыпали землёй, поставили крест и об этом, отец Николай поведал заступившему на его место отцу Александру Никулину. После расспроса старых прихожан мы узнали, что это могила отца Аркадия Гаряева.

Вскоре благодаря данным Зарубежной Церкви, стала известной дата его мученической кончины. И с этого времени в день его памяти, стали служить великую панихиду и пропевать песнопения Новомученикам и Исповедникам Российским. в бору отыскали место гибели священномученика, Поповские Ямы, и там был установлен большой крест. В 1996 году у святого креста побывала вдова племянника Царя – Мученика Ольга Николаевна Куликовская – Романова. Почитание священномученика Аркадия стало частью жизни прихожан – паломников этой церкви и создавшегося здесь монастыря. В 2002 году по некоей благовидной причине вновь был прорыт ход к гробнице отца Аркадия. На сей раз, из гробницы был аккуратно вынут один кирпич и все присутствовавшие увидели прекрасно сохранившийся сосновый гроб, покрытый местами облупившейся зелёной краской. При июльской жаре в течении двух недель от гроба исходило тонкое благоухание. На гробницу поставили икону Святой Троицы и зажгли лампаду. Многие молились и прикладывались к очевидной святыне. Одна женщина исцелилась от своего недуга. По благословению правящего архиерея Курганской епархии Преосвященного Михаила могилку священномученика вновь прикрыли землёй в ожидании судеб Божиих.

В 2001 году священником Свято-Никольского храма отцом Александром Никулиным склеп был открыт для поклонения.

Работы по обретению святых мощей начались 6 июня 2007 года, за два дня до праздника Всех святых, в земле Российской просиявших. За это время нужно было добраться до склепа, который окружал гроб, и устроить к нему удобный подход. За лопаты взялись клирики храма и приехавшие заранее по благословению настоятельницы монастыря игуменьи Вассы паломники из Челябинска. Постепенно стали видны две каменные плиты, которыми был накрыт склеп, и кирпичная кладка его стен. Когда плиты подняли, взорам предстал хорошо сохранившийся деревянный гроб. На чуть потемневших досках ярко выделялись остатки бумаги, которыми они были оклеены, и бумажный крест. При более внимательном рассмотрении можно было заметить и остатки зеленой краски, которой он был окрашен.

Все два дня при гробе читались Евангелие и канон священномученику. Но до приезда правящего архиерея Курганской епархии епископа Михаила гроб не вскрывали.
10 июня, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, после торжественной Литургии состоялся крестный ход к месту погребения святого. Под торжественное пение гроб был открыт. Мощи священномученика облачили в красные пасхальные ризы и переложили в новый гроб, после чего крестным ходом священники перенесли мощи в храм.

сщмч_иерей_Аркадий_Гаряев_рака_мощи_монастыре_Похвалы_Божией_Матери_в_с_Боровском
(рака с мощами священномученика Аркадия Гаряева в монастыре Похвалы Божией Матери в селе Боровское)


В проповеди, посвященной празднику, епископ Михаил сказал: «За две тысячи лет Церковь обрела множество угодников Божиих. Но самое большое количество святых Русской Церкви принес наш окаянный XX век. Действительно, как писал Достоевский, бесы вселились в Россию и терзали ее долгие годы. Церковь была поругана, храмы разрушаемы, святые Божии избиваемы. Но это безбожное гонение принесло нам целый сонм новомучеников. И сегодня, братья и сестры, мы будем свидетелями знаменательного события в этой святой обители — обретения мощей священномученика Аркадия, который пострадал в годину лютых испытаний от безбожников-богоборцев. Я надеюсь, что по молитвам этого святого Господь укрепит нашу веру, я верю, что по его молитвам мы получим обильную Божию благодать и достигнем берега спасения».


Тропарь священномученику Аркадию пресвитеру
глас 4
Обновися яко орля служение твое, / дивный священномучениче Аркадие, / делом и словом послуживши Христу, / славную добычу подъял еси, / Солнцу правды смерть добропобедную принесе, / озаряя Урала концы, — / ниспосли нам ревность веры и красотой любви окрыли.


Священномученик Алексий Дроздов, протодиакон


Протодиакон Алексий Дроздов родился в 1883 году, а мученическая кончина его приходится на 14 июля 1942 года. Отец Алексий был прославлен в лике святых мучеников определением Священного Синода от 11 апреля 2006 года.

Память священномученика Алексия празднуется также в Соборе Московских святых 26 августа (ст. стиль).

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня, Сербия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment