filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

14 (27) июня 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 4-я по Пятидесятнице.

Апостольский пост.
Прор. Елисея (IX в. до Р. Х.); свт. Мефодия, патриарха Константинопольского (847); Обре́тение мощей сщмч. Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского (1992).

Блгв. кн. Мстислава (во Святом Крещении Георгия) Храброго, Новгородского (1180); свт. Иоанна Мавропода, митр. Евхаитского (1100); прп. Саввы, Христа ради юродивого, Ватопедского (1349) (Греч.); прп. Мефодия, игумена Пешношского (XIV); прп. Елисея Сумского (XV–XVI); Собор Дивеевских святых.

Сщмч. Иосифа Сикова, пресвитера (1918); сщмчч. Александра Парусникова, Павла Иванова, пресвитеров, Николая Запольского, диакона (1938).
Эстонских новомучеников прот. Василия (Ритскока); свящщ. Иоанна (Крава), Иоанна (Сергеева), Артемия (Ваппера) и Николая (Лейсмана); диаконов Василия (Астанина) и Петра (Козлова); мирян Марфы (Лейсман), Иоанна (Лаговского), Феодора (Петтай) и Анны (Петтай) (нач. 1940-х) (Эст., Греч.).


Святые дня, молите Бога о нас!


Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит, обретение мощей

сщмч_Владимир_Богоявленский_в_Лужецком_монастыре_1908
(митрополит Владимир Богоявленский в Лужецком монастыре. 1908)

Митрополит Владимир (Богоявленский) — первый иерарх Православной Церкви, который после революционных событий 1917 г. принял мученическую смерть за Христа.


Как убивали святого…

В конце января 1918 г. Киев был взят большевистскими войсками. Церковников они воспринимали как дармоедов, а их начальников — как самых злых врагов трудового народа. Владыка Владимир, в отличие от многих других мучеников безбожного времени, был убит бандой. Не было ни суда, ни следствия — только желание покуражиться и отомстить кому то из тех, кто ассоциировался с бывшей властью. Но самое страшное в его гибели даже не это. Никто из братии древнего монастыря не встал на защиту своего архиерея. Монахи даже слышали звуки выстрелов недалеко от стен Лавры, но тело мученика лежало на снегу до утра. По этому поводу митрополит Евлогий (Георгиевский) прямо пишет: «Кровь его и на монахах Лавры».

Вот как владыка Евлогий описывает гибель святого: «Когда Киев был взят, командующий большевистскими войсками Муравьев пришел к наместнику Лавры с предупреждением: “Я буду жить в лаврской гостинице, с вами, у меня телефон. Если ворвутся к вам банды с обыском, с требованием денег или случится еще что нибудь — звоните ко мне”, — сказал он. Вскоре днем в трапезную Лавры пришла банда матросов и потребовала еды. В то время как монахи их кормили, начались расспросы: довольна ли братия начальством? не имеют ли монахи каких либо жалоб?.. Послушники, распропагандированные революцией и возбужденные агитацией <…>, стали жаловаться на притеснения: народ несет в Лавру большие деньги, а поедает их “он”… — и они указали наверх, где находились покои митрополита. Матросы ворвались в его квартиру, отпихнули старика-келейника, пригрозив ему револьвером, и бросились в спальню. Там они оставались около двух часов.

Что в спальне происходило, неизвестно. Потом они вывели владыку Владимира и направились с ним к черному ходу. “Прощай, Иван…” — успел сказать келейнику митрополит. Вывели владыку из Лавры незаметно. У лаврских валов матросы прикончили его — расстреляли в упор… Он лежал полунагой, когда его нашли. Убийцы сорвали крест, панагию, даже набалдашник с посоха, только шубу не успели унести и бросили тут же… Монахи, видевшие, как уводили их митрополита, не только не подняли тревоги, не ударили в набат, но ни звука никому не сказали. Спустя уже значительное время кто то спохватился и позвонил Муравьеву. Тот прислал своих солдат. Допросы, расспросы: кто? куда увели? когда? Но было уже поздно, злодеяние совершилось… Убиенного, полураздетого, изуродованного владыку митрополита увидала на рассвете крестьянка, несшая молоко в Лавру. Монахи объясняли свое молчание растерянностью, паникой: “Мы были парализованы…”
».

Сохранился рассказ о том, как погибал святой. «Убийцы… повели митрополита влево от дороги, на небольшую поляну между крепостных валов. Митрополит Владимир спросил:

- Что, вы здесь хотите меня расстрелять? 
- А что же? Церемониться с тобою?
— ответил один из них.

Услышав такой ответ, владыка попросил дать ему время помолиться.

- Но только поскорее! — сказал убийца.

Воздев руки кверху, митрополит стал вслух молиться:

- Господи! Прости мои согрешения, вольные и невольные, и прими дух мой с миром. 

Затем он благословил убийц и сказал:

- Господь вас благословляет и прощает. 

Не успел он еще опустить руки, как раздались три выстрела, и митрополит Владимир упал. Убийцы подошли к митрополиту вплотную и сделали еще несколько выстрелов, а затем ударили штыком в живот.

Вспоминая о священномученике, владыка Евлогий (Георгиевский) пишет: «Митрополит Владимир был старец чистейшей, прекрасной души. Застенчивый, непоказной, незлобивый, необыкновенно кроткий, он всегда безропотно принимал испытания, которые выпадали на его долю».

В течение 74 лет его мощи находились в Крестовоздвиженской церкви над Ближними пещерами Киево-Печерской Лавры.

В ночь с 26 на 27 июня 1992 г., после определения точного места его захоронения, состоялось обретение мощей священномученика. Останки страстотерпца были перенесены в Дальние пещеры Лавры, где находятся и поныне. С тех пор ежегодно 26 июня мощи священномученика Владимира крестным ходом переносят в Трапезный храм. Там они пребывают до окончания Литургии, затем их возвращают в Дальние пещеры.

Литургия_в_день_обретения_мощей_сщмч_Владимира_Богоявленского
(Литургия в день обретения мощей священномученика Владимира Богоявленского)

8 мая 2012 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира принял решение о проведении торжеств по случаю 20 летия обретения честных мощей священномученика Владимира (Богоявленского) († 1918) и 20 летия установления дня памяти Собора новомучеников и исповедников, от безбожной власти в ХХ в. за Христа пострадавших.

Воспоминания участников обретения мощей священномученика Владимира

Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (ныне митрополит Киевский и всея Украины):

митрополит_Онуфрий

Мощи извлекали из под земли. Сняли плиты, потом пробивали потолок. — Через отверстие спустились в саркофаг и начали искать гроб на ощупь, при свечах. Заметили какие то шарики на четырех концах гроба. Сначала подумали, что это — для украшения. Потом выяснилось, что гроб перевернут, и то были ножки гроба. Прежде извлекли мощи, а под ними нашли крест, панагию. Когда мощи были извлечены, их промыли. Затем мощи сложили в анатомическом порядке и облачили.

Насельник Киево-Печерской Лавры архимандрит Поликарп (Линенко):

архимандрит_Поликарп_Линенко


Когда митрополит Киевский Филарет ушел в раскол, на душе была — страшная тягота: хоть иди в подполье, новые катакомбы. И когда приехал Блаженнейший Митрополит Владимир, то первым делом решили прославить святого священномученика. Об этом поговаривал еще Филарет, но, видно, священномученик Владимир не дал ему — находившемуся на пути в раскол — совершить дело обретения святых мощей.

Обретение мощей решили совершать тайно, чтобы не начались хождения по санэпидемстанциям. Мы уже примерно знали, когда это должно произойти.
В тот вечер я гулял на территории Ближних пещер. Там находились сторожа и еще некоторые из братии. Было, наверное, часов 9–10 вечера. Потом пришли владыки Онуфрий, Сергий, Алипий, Иоанникий, наместник Лавры архимандрит Питирим — ныне тоже владыка. (Накануне они принимали участие во встрече Блаженнейшего Владыки, когда тот 20 июня 1992 года приехал в Киев). И вот они зашли в храм и закрыли его. Зная, что в храме архиереи, мы не дерзали туда войти и продолжали гулять по площади перед Крестовоздвиженской церковью.

Стало уже темно, когда вдруг увидели, что над храмом образовалось темно-красное облако. Мы подумали, что это, возможно, зарево от какого нибудь пожара за Днепром, и поднялись на горку над церковью. Но оказалось, что это большое облако стоит как раз над центром храма. Лишь впоследствии мне пришла в голову мысль, что это, быть может, знамение Господне. Почти такое же, кстати, как было при обретении в 1091 г. мощей преподобного Феодосия Печерского.
Тогда, как свидетельствует «Киево-Печерский Патерик», над Лаврой видели три огненных столпа.

Спустя некоторое время нас пустили в храм. Горело центральное паникадило. Склеп уже был вскрыт. Затем мощи подняли на поверхность, аккуратно отделили от всего остального, разложили на специально приготовленном столе, на белой скатерти, промыли и оставили сушиться до утра. Все было закончено около трех часов ночи.
Утром мощи облачили и перенесли в Верхнюю Лавру, где в Трапезном храме совершили Божественную литургию. Потом крестным ходом перенесли мощи в Дальние пещеры.
У братии была такая радость, какая возникает после грозового дождя, пролившегося после невыносимой жары. Ощущалась уверенность, что, несмотря на разразившийся раскол, мы выстоим. Казалось, священномученик встал из гроба и пришел на помощь: ведь он тоже боролся с раскольниками и боролся из за той же неканонической автокефалии. Более того, он – святой митрополит Киевский Владимир – был канонизирован в тот момент, когда к нам прибыл тезоименитый владыка – Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. И в тот день у нас на трапезе читалась книга «Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Владимира», написанная сразу после погребения священномученика.

Священномученик Владимир (Богоявленский)


Тропарь священномученика Владимира
глас 2
Веры православныя непорочный блюстителю/ и заповедей Христовых усердный исполнителю,/ священномучениче Владимире,/ Христа всем сердцем возлюбив,/ паству твою добре упасл еси,/ незлобиво мученическую смерть приял еси./ Сего ради в вечней славе пребывая,// моли спастися душам нашим.

Кондак священномученика Владимира
глас 2
Образ Христова милосердия являя,/ покров и защищение пастве твоей был еси,/ святителю отче Владимире,/ в кротости и незлобии страдания приемля,/ безбожных мучителей, благословляя, простил еси./ Темже и нам испроси у Христа Бога// дух мирен и велию милость.

Молитва священномученнику Владимиру, Митрополиту Киевскому

О священномучениче и исповедниче Христов Владимире! Услыши слезныя молитвы чад твоих и воздыхания, сердцем сокрушенным и смиренным приносимая. Се бо беззаконии омрачихомся и того ради бедами, яко тучами, обложихомся. Но ты, святе Владимире, понеси, яко сильный, немощи наша, не отлучайся от нас духом, да не разлучимся в конец от любве Божия. Призри милостивно на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и вся прошения их во благое исполни. Веруем бо, яко твоих страданий ради за отечество и люди российския велие дерзновение ко Господу имаши. Егоже умоли, да укрепит ны в Православии и единомыслии, и непоколебимом даже до смерти исповедании веры Христовы, страну нашу да спасет от междоусобныя брани, пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем же суд и правду, обидимым заступление, недугующим душ и телес исцеление. Мы же, грешнии, твоим предстательством укрепляеми, восхвалим Господа Иисуса Христа, Емуже слава подобает, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Пророк Елисей

пророк_Елисей


Святой пророк Елисей жил в IХ веке до Рождества Христова, был родом из селения Авелмаум, близ Иордана. По повелению Господню был призван к пророческому служению святым пророком Божиим Илией (память 20 июля).

Когда настало время взятия святого пророка Илии на Небо, он сказал Елисею: "Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя". Елисей дерзновенно испросил для дела Божия сугубую благодать: "Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне". Пророк Илия сказал: "Трудного ты просишь; если увидишь как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет" (4 Цар. 2, 9-10). Когда они шли по дороге и беседовали, явились огненная колесница и кони и разлучили их обоих. Елисей воскликнул: "Отец мой, отец мой, колесница Израилева и конница его!" (4 Цар. 2, 12). Подняв упавшую с неба милоть (плащ) своего учителя, Елисей получил силу и пророческий дар Илии. Пророческое служение он проходил более 65 лет, при шести израильских царях (от Ахаза до Иоаса). "И во дни свои не трепетал перед князем, и никто не превозмог его" (Сир. 48, 13).

Святой пророк творил многочисленные чудеса. Разделил воды Иордана, ударив по ним милотию пророка Илии; сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника; обильным изведением воды молитвой спас от гибели стоявшие в безводной пустыне войска Израильского и Иудейского царей; избавил бедную вдову от голодной смерти, чудесным умножением масла в сосуде. Оказавшая пророку гостеприимство женщина-соманитянка была обрадована рождением сына по его молитве, когда же ребенок умер, то был воскрешен пророком. Сирийский военачальник Нееман был исцелен от проказы, а слуга пророка Гиезий поражен ею за то, что ослушался пророка и тайно от него взял деньги от Неемана. Елисей предсказал израильскому царю Иоасу победу над врагами и силой своей молитвы совершил много других чудес.

Пророк Елисей вокрешает сына сонамитянки
(Пророк Елисей вокрешает сына сонамитянки)


Скончался святой пророк Елисей в глубокой старости в Самарии. "И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти были дивны дела его" (Сир. 48, 15). Через год после его смерти мертвец, брошенный в пещеру, где лежали его останки, воскрес от прикосновения к его костям. Пророк Елисей, так же как и его учитель, святой пророк Илия, не оставил после себя книг, их проповедь была только устной. Иисус, сын Сирахов, написал похвалу обоим великим пророкам (Сир. 48, 1-15).

Святой Иоанн Дамаскин написал канон в честь пророка Елисея, а в Константинополе был воздвигнут храм его имени.
Юлиан Отступник (361-363) приказал сжечь мощи пророков Елисея, Авдия и Иоанна Предтечи, но останки святых мощей были сохранены верующими и часть их перенесена в Александрию.


Тропарь пророка Елисея
глас 4
Во плоти Ангел,/ пророков основание,/ вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,/ свыше пославый Елиссееви благодать/ недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати,// темже и почитающим его точит исцеления.

Ин тропарь пророка Елисея
глас 4
Иже во плоти Ангел/ и пророков начальнику свидетельствова, славный Елисее,/ дивны чудеса соделал еси, пророче,/ поспешеством Святаго Духа;/ силою Илииною исцелив водное естество,/ звери же погуби пожирающия,/ и Неемана очисти,/ и вдовича сына воскресил еси,/ и всем чтущим тя даруй благодать и исцеление.

Кондак пророка Елисея
глас 2
Пророк Божий явился еси,/ сугубую благодать прием,/ воистинну достойную тебе, Елиссее блаженне:/ Илии бо был еси совсельник,// с нимже Христу Богу молися непрестанно о всех нас.


Святитель Мефодий Константинопольский, патриарх

святитель_Мефодий_Константинопольский


Святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский, родился в Сицилии, в богатой семье. По призванию Божию, еще в молодости, ушел в монастырь на острове Хиос и обновил его на свои средства. В царствование иконоборца Льва Армянина (813 – 820) святой Мефодий занимал высокую должность апокрисиария при святейшем Патриархе Никифоре (память 2 июня). Был послан патриархом в Рим с поручением к папе и задержался там. В это время Лев Армянин сверг святителя Никифора с престола и возвел на него иконоборца Феодота Мелиссинского, по прозванию Касситер (815 – 822). После смерти Льва Армянина святой Мефодий возвратился и в сане пресвитера неустанно боролся против иконоборческой ереси. Император Михаил Косноязычный (820 – 829) вначале показывал себя милостивым и освободил многих заключенных его предшественником за почитание икон, но после возобновил гонение на Православие. Святой Мефодий был заключен в темницу в Акрите. После смерти Михаила Косноязычного воцарился сын его Феофил (829 – 842), также иконоборец. Более образованный, чем его отец, он освободил святого Мефодня, как человека ученого, превосходно сведущего в делах не только церковных, но и гражданских. Получив свободу, святой Мефодий возобновил борьбу с еретиками; император некоторое время
терпел.

После поражения в войне против арабов Феофил обрушил свой гнев на святого Мефодия, говоря, что Бог покарал его за то, что он приблизил к себе «идолопоклонника» (так иконоборцы называли почитателей святых икон). Святой Мефодий возразил, что Господь прогневался на него за поругание Своей святой иконы. Святого предали истязаниям, ему нанесли множество ударов по щекам, отчего челюсть его была раздроблена. На его лице остался безобразный шрам. Святой Мефодий был сослан на остров Антигон и вместе с двумя разбойниками заключен в глубокой пещере. В мрачной темнице, куда не проникал солнечный свет, святой Мефодий томился 7 лет до смерти императора Феофила.

В то время, изгоняемые в заточение святые иноки-исповедники Феодор и Феофан Начертанные (память 27 декабря) послали святому Мефодию приветствие в стихах, узник тоже ответил стихотворным приветствием.
После смерти Феофила воцарился его сын Михаил III (842 – 867), но ввиду его малолетства Византийской империей правила его мать, блаженная царица Феодора, почитательница икон.

Императрица старалась уничтожить иконоборческую ересь, повелела освободить заключенных за .почитание икон исповедников. Занимавший патриарший престол еретик Анний был изгнан, а избран святой Мефодий. В Константинополе был созван Поместный Собор под председательством святого Мефодия (842). Собор восстановил иконопочитание и постановил ежегодно торжествовать победу Православия. Составленный святым Мефодием «Чин православия» совершается в первую неделю Великого поста.

Стремясь подорвать авторитет святого Мефодия, любовь и уважение к нему паствы, еретики оклеветали его в нарушении целомудрия. Клевета была обнаружена, и враги святителя посрамлены. Последние годы жизни святителя прошли мирно, он много трудился, мудро управлял Церковью и своей паствой, восстанавливал разрушенные еретиками храмы, собирал мощи святых, уничтоженные иконоборцами, перенес мощи патриарха Никифора из места его заточения в Константинополь. Скончался святитель Мефодий в 846 году. Святой Мефодий был духовно близок с преподобным Иоанникием (память 4 ноября), предсказавшим ему патриаршество и время кончины. Кроме «Чина православия». Святитель составил также правила для обращающихся к вере, три чина браков, несколько пастырских поучений и церковных песнопений.

Тропарь святителю Мефодию I, патриарху Константинопольскому, исповеднику
глас 4
Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / Яже вещей Истина. / Сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / святителю Мефодие, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.

Кондак святителю Мефодию I, патриарху Константинопольскому, исповеднику
глас 2
На земли подвизался еси, яко безплотный, / и Небеса наследовал еси, Мефодие, / яко изъяснивый в концех икон поклонение, / в трудех бо и болезнех вящше пребыв, / не престал еси дерзновением, // обличая отметающияся иконы Христовы.


Благоверный князь Мстислав (во Святом Крещении Георгий) Храбрый

благ_князь_Мстислав_Георгий_Храбрый


К лику святых заступников Церкви отеческой причтен и сей князь Новгородский Мстислав, внук великого князя киевского Мстислава (+1132 г.) и сын смоленского князя Ростислава. Князь Мстислав заслужил у современников имя Храброго, которое сохранилось ему в летописях по своему мужеству в битвах и по особенному благородству характера, так как он всегда принимал правую сторону, когда возникали несогласия князей, и вступался за слабого против сильного, невзирая на множество врагов. В Церкви же усвоилось ему утешительное название святого по глубокому его благочестию и делам милосердия, которые не уступали подвигам его воинской доблести.

В 1168 году он участвовал в победе южно-русских князей над половцами. Святой князь принимал участие и в других княжеских походах, в которых прославился необычайным мужеством.

Князь Мстислав, который, по сказанию современников, боялся лишь единого Бога, явил свое мужество против великого князя владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского, когда тот, отдав сперва столицу южную Киев брату его Роману, князю смоленскому, хотел опять отнять достояние сие у Ростиславичей и велел Роману выехать из Киева. Повиновался кроткий князь, но за него вступились братья — Рюрик, Давид и Мстислав Смоленские. Храбрый Мстислав принял особенно к сердцу несправедливость владимирского князя и, овладев Киевом, отдал его второму брату Рюрику. Тогда великий князь владимирский объявил Ростиславичам войну. Князь Мстислав с бесчестием выслал его посла с таким словом к своему владыке: «Доселе мы уважали тебя как отца, но когда ты говоришь с нами как с слугами и людьми простыми, идем на суд Божий». Князь Андрей послал 50 тыс. северного войска. К этому грозному ополчению поневоле присоединились полки некоторых южных князей.

Братья Ростиславичи оставили Киев, будучи не в силах держаться против такого полчища, но Мстислав Храбрый засел с малой дружиной в соседней крепости — Вышгороде, ничтожные стены которого, казалось, можно было разобрать руками. Возбуждала удивление ничтожная крепость, обороняемая горстью людей, но в ней бодрствовал витязь, а в осаждающих не было согласия. Одни князья боялись могущества Андреева, другие же — коварства Святослава, князя черниговского, и все тайно благоприятствовали Ростиславичам. А храбрый Мстислав почти каждый день делал отважные вылазки против войска Андреева. Когда прибыл луцкий князь Ярослав с волынскими войсками и соединился с Мстиславом, страх напал на осаждающих. Они бросились бежать, кто куда мог. Мстислав смотрел со стороны и не верил глазам своим. Наконец, подняв руки к небу, прославил он защитников Вышгорода — св. князей Бориса и Глеба. Потом, вскочив на коня, бросился с дружиной за беглецами. Неприятельский стан, обозы, множество пленных стали добычей Мстислава.

Князь Мстислав не гордился в счастье. Он примирился с князем Андреем и выпросил Киев для брата Романа. Роман, отравляясь в Киев, оставил в Смоленске сына своего. Смоляне возмутились против молодого князя и предложили Мстиславу Смоленск. Мстислав принял (1175 г.) предложение. Между тем Святослав Черниговский выгнал Романа из Киева. Мстислав возвратил Смоленск брату. «Береги его, — сказал он Роману, — я брал только для того, чтобы сохранить тебе». Он не хотел более вступаться в кровавые ссоры князей.

Благоверный князь Мстислав отличался нестяжательностью, щедро расточал милостыню, помогал обителям. Он не вступал в распри с другими князьями и в период междоусобиц стремился к миру, довольствуясь малым.

Вскоре вече новгородское обратилось к сильному дому князей смоленских и стало звать к себе храброго Мстислава. Долго не соглашался витязь идти княжить там, где прежде него не ужились два старших его брата, Рюрик и Роман. Довольствуясь быть щитом родовой своей области и дорожа тем, что дал ему Бог, он, чуждый всякого честолюбия, отвечал новгородцам: «Не пойду от братьев и от своей вотчины». «А мы разве не твоя вотчина?» — возразили новгородские послы и умолили его прийти на княжение. Радостно зашумел вольный город, когда явился к ним Мстислав (1179 г.). Его встретили с крестами и иконами и с восторгом внимали его присяге в храме Софийском: блюсти великий Новгород. Скоро загремел голос князя Мстислава на вече, и собрались дружины, 20 тыс. воинов стало под хоругвь князя. Тогда же он вышел против хищных эстонцев, которые перед тем осаждали Псков и не переставали грабить пограничные места. Мстислав прошел с опустошением страну их до моря, взяв множество пленных и скота.

Но немного уже дней оставалось ему временной жизни. В силе мужества внезапно поразил его жестокий недуг и приковал к одру болезни. Чувствуя приближение смерти, велел князь нести себя в церковь, приобщился Божественных Таин и в тот же день скончался. Это было 14 июня 1180 года.

Возрыдал по нем весь Великий Новгород: «Зачем не умерли и мы с тобою, князь славный, сотворивший толикую свободу Великому Новгороду». Плакала по нем и вся Русская земля, и, по свидетельству летописи, не только его дружина, но и самые иноплеменники долго не могли забыть доблести его.
И прибавляет летописец еще о благоверном князе Мстиславе: «Он был роста среднего, лицом красавец, а душа его была еще лучше. Щедро расточал он милостыню, помогал обителям. Был храбр и мужествен; он желал умереть за землю Русскую. Когда приходилось освобождать пленных у язычников, он говорил: “Братья, если умрем за христиан, очистимся от грехов”. Он не собирал ни золота, ни серебра, но раздавал то дружине своей, то церквам за свою душу».

Святой князь Мстислав был погребен в Новгородском Софийском соборе, в приделе в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По описанию 1634 года, «мощи его нетленны, а рука ему правая выспрь».

Собор Софии Премудрости Божией - Великий Новгород
(Собор Софии Премудрости Божией - Великий Новгород)


Тропарь благоверного князя Мстислава
глас 4
Измлада явился еси, Богомудре княже Мстиславе,/ Божественный сосуд, избран Богови,/ благочестием воспитан,/ веру непорочну соблюл еси./ Темже предстоя Святей Троице,/ молися стране Российстей сохраненной быти/ и всем нам спастися.

Кондак благоверного князя Мстислава
глас 8
Многомудренно пожив в княжении твоем/ в великом Нове граде сем,/ благоверный княже Мстиславе,/ плод благий Богови в жизни сей был еси,/ присноцветущ добродетельми,/ того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ тело же твое нетлением прославлено бысть на земли./ Мы же, предстояще иконе твоей, любовию вопием ти:/ радуйся, утверждение граду нашему.


Преподобный Мефодий Пешношский, игумен

прп_Мефодий_Пешношский

Об этом святом подвижнике я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/161159.html


Святитель Иоанн Мавропод (греч. Ἰωάννης Εὐχαΐτων ο Μαυρόπους), митрополит Евхаитский


святитель Иоанн Мавропод

Память 14 июня, 5 октября

Иоанн по прозванию Мавропод, византийский ритор, поэт, писатель и педагог. Жил при императоре Константине Мономахе, имел большое влияние на ход просвещения в Византии и сыграл важную роль в качестве советника, энкомиаста и выразителя политики Константина IX. Уже в зрелом возрасте был облечен саном митрополита. Принимал участие в восстановлении константинопольской высшей школы.

Родился в конце X или в начале XI века в Клавдиополе в Пафлагонии, в семье чиновников. В юности переехал в Константинополь, где завершил образование и приобрел огромные познания, что позволило ему окружить себя учениками и открыть в столице в своем доме частную школу, в которой преподавал риторику, философию, право, изучал с учениками произведения Демосфена, Исократа, Лисия, Григория Богослова. Обучение в школе Иоанна Мавропода было бесплатным, так как он считал, что нельзя торговать наукой и брать деньги за благородное дело – воспитание молодёжи. Точная дата открытия школы неизвестна, но очевидно, что это произошло до 1028 - 1034 годов, когда туда пришел учиться Михаил Пселл, с тех пор их связывала крепкая дружба. Его учениками также были ведущие интеллектуалы XI века - Константин Лихуд и Иоанн Ксифилин.

После 1043 года, благодаря посредничеству Пселла, был приближен ко двору императора Константина IX Мономаха и примкнул к кружку, сложившемуся вокруг будущего патриарха Константина Лихуда.
Тогда же принял участие в создании юридической школы в монастыре вмч. Георгия в Манганах, целью которой было готовить чиновников для центрального и провинциального государственного аппарата. Был составителем одной из новелл (дополнений к кодексу законов) императора Константина IX Мономаха об учреждении юридического училища и должности номофилака, приравненного к сановным сенаторам.
В декабре 1047 года Иоанн Мавропод в качестве придворного ритора составил речь о восстании Льва Торника, в которой призвал императора проявить милость и человеколюбие по отношению к соратникам мятежника.

Через несколько лет, после 1048 года, он попал в немилость, но при этом был назначен митрополитом города Евхаиты, в Еленопонте в Малой Азии. Основываясь на одних и тех же источниках (нередко весьма неоднозначных), ученые приходят к противоположным выводам о датировке избрания Иоанна Мавропода митрополитом Евхаитским: согласно Любарскому и Карпозилосу, это произошло ок. 1050 года, при имп. Константине IX Мономахе; как считает Каждан, - несколько позже, в 1060-х, при имп. Константине X Дуке. Согласно Любарскому, после отставки Константина Лихуда в 1050 году положение Иоанна Мавропода, равно как и его друзей и сподвижников Пселла и Ксифилина, значительно ухудшилось.

Иоанн Мавропод был вынужден принять свое новое назначение, которое воспринимал как ссылку. После отъезда его из Константинополя его переписка с Пселлом стала интенсивнее. Судя по ней он надеялся вернуть себе прежнее положение, а Пселл выступал за него ходатаем перед императором (защищал от клеветников из Евхаит; готовил аудиенцию у императора; рассказывал в письмах, как император отнесся к посланиям Иоанна Мавропода из Евхаит).
Иоанн Мавропод вернулся в Константинополь после 1075 года и принял постриг в монастыре св. Иоанна Предтечи в квартале Петра. Именно ему приписывается энкомий основателю этого монастыря прп. Вара.
С Иоанном Евхаитским связано установление в царствование императора Алексея I Комнина, т. е. после 1081 года, совместного празднования Собора вселенских учителей и святителей. Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику.

Скончался мирно, прожив более 100 лет.
Служба в честь Иоанна Мавропода составленна его племянником китонитом и императорским нотарием Феодором и помещена в рукописи Vat. Palat. gr. 138 под 5 октября, возможно, это и был день кончины святителя.


Труды

Оставил 77 писем, несколько слов и ряд ямбических стихотворений: эпиграммы на предметы культа в искусства, эпиграммы, загадки, обращения к своему дому, рассказ о первом знакомстве с семьей императора и т. п. Существует и этимологический лексикон Иоанна Евхаитского.
Религиозные произведения Иоанна Мавропода также весьма разнообразны. С большой вероятностью ему принадлежит около 160 канонов, среди которых особое место занимают "венки" канонов - группы из 8 канонов на 8 гласов, написанных в честь какого-нибудь праздника или святого.

Среди прозаических агиографических сочинений Иоанна Мавропода особенно важны похвалы святым, связанным с Евхаитами, прежде всего вмч. Феодору Тирону. Также ему принадлежит похвала благочестивой евхаитской жене Евсевии, похоронившей Феодора Тирона.
Иоанн Мавропод - автор ряда Житий современных ему святых, например прп. Дорофея Нового († 1045).

Составленные по различным поводам проповеди Иоанна Евхаитского являются источником, содержащим информацию о взаимоотношениях Византии и печенегов. Так, речь, произнесенная в 1047 г. в день памяти вмч. Георгия Победоносца, повествует о чуде, которое помогло Константину IX Мономаху подчинить печенегов, когда те в 1046 г. перешли Дунай.

Сомнительно приписывание свт. Иоанну авторства акафиста Иисусу Сладчайшему (см. акафист).

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments