filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

09 (22) июня 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…



Преподобный Колумба Ионский, апостол Шотландии

Преподобный Колумба Ионский, апостол Шотландии


Преподобный Колумба Ионский (в английском произношении — Айонский; ирландское имя — Коллум Килле — «Голубь келлий» или «Голубь Церкви»), ирландский принц из рода Уи Нейлов, родился в 521 году.
Он происходил из рода королей Ирландии и был наследником их трона, но отказался от короны, став монахом. Основал ряд крупных монастырей и стал одним их признанных лидеров ирландского монашества.

В середине VI века преподобный Колумба оказался втянутым в междоусобную войну двух ветвей рода Уи Нейлов и после битвы, в которой погибло три тысячи ирландцев, уплыл в языческую Шотландию, дав клятву не возвращаться на родину до тех пор, пока им не будет крещено такое же количество людей.
В 563 году он во главе общины, состоящей из тринадцати монахов, основал знаменитый монастырь на острове Иона на западном побережье Шотландии, который впоследствии стал центром не только британской, но и всей западноевропейской миссии. Святой крестил народы пиктов и скоттов, покровительствовал поэтам и ученым, сам сочинял стихи и занимался научными изысканиями и богословскими трудами, поэтому преподобный Колумба считается апостолом Шотландии и покровителем и родоначальником ирландской поэзии.

Почитается как покровитель Северо-Шотландской возвышенности — «Хайленда» — и шотландских островов.

Учениками святого Колумбы были такие миссионеры-проповедники, как святой Айдан, просветитель нортумбрийцев, святой Килиан, проповедовавший среди франков, святой Галл — просветитель Швейцарии, а также святой Колумбан, трудившийся на территории современных Италии и Бельгии.
Несмотря на то, что имени святого Колумбы нет в современном богослужебном календаре Русской православной церкви, он относится к числу раннехристианских святых, принадлежавших к неразделенной Церкви, и потому почитается многими православными верующими.


Преподобный Байтин Тирийский (Baithin, Baithen, Baithene),, игумен Ионский

Байтин был двоюродным братом святого Колумбы, описателем его жизни. Он был игуменом монастыря в Тири (Tiree), Ирландия, а с 597 года, по преставлении Колумбы, - игуменом монастыря Иона. Скончался в годовщину кончины святого Колумбы.



Преподобный Иоанн Шавтели, епископ Гаенатский, выдающийся грузинский гимнограф, философ и ритор

Преподобный Иоанн Шавтели и Евлогий юродивый
(Преподобный Иоанн Шавтели и Евлогий юродивый)

Память 1 апреля, 9 июня

Преподобный считается выходцем из Шавшети - Шавтели на одном из диалектов грузинского языка означает "из Шавшети".

В молодости св. Иоанн получил превосходное образование в Гелатской академии в Западной Грузии, где изучал творения святых отцов, античную и арабскую историю, философию и литературу. Впоследствии он принял монашество и долгие годы подвизался в знаменитом пещерном монастыре Вардзия на юге Грузии, в уединенной келии. Здесь, прилагая труды к трудам, преподобный Иоанн вел жизнь сурового подвижника, постоянно предаваясь молитвенным размышлениям о Творце, мироздании, назначении человека и глубоко проникая в смысл Священного Писания.

В постоянном подвиге он достиг высокого духовного совершенства и получил замечательный дар слова, раскрывшийся в его поэтическом творчестве, из которого особенно выдающимся произведением является ода "Абдул-Мессия" ("Раб Христов"). В оде преподобный именует себя самого "странником" и "рабом Христовым".
В начале XIII века, когда грузинское войско под предводительством царя Давид Сослана направилось на Басианскую битву, святая царица Тамара с многочисленной свитой, состоящей из высших иерархов Грузинской Церкви, отправилась молиться в Одзрхийскую обитель. Среди сопровождавщих Царицу был и преподобный Иоанн Шавтели. Во время литургии в Одзрхе произошло чудо: наделённый Господом даром предвидения, юродивый Евлогий пал ниц и прославил Бога, а преподобный Иоанн истолковал это как указание на счастливый исход битвы. Так и случилось - победа грузин, выступивших из Вардзийского монастыря против четырехсот-тысячной армии мусульман, позволила Грузии сохранить независимость и остаться оплотом Православия на Среднем Востоке, что содействовало и укреплению единоверной Византии. Преподобный Иоанн Шавтели в честь победы Грузии в Басианской битве написал "Песнь Вардзийской Богородице".

Скончался в глубокой старости. Память его издревле чтится Грузинской Православной Церковью.


Сочинения

Преподобный Иоанн написал свою знаменитую оду "Абдул-Мессия" ("Раб Христов") в 1210-1214 годах, в Вардзийском монастыре. В ней он воспел образ христианина, верного канонам Святой Православной Церкви. Много молитвенных строф посвящено в ней святым благоверным грузинским правителям - царю Давиду Возобновителю и царице Тамаре Великой, которой и посвящена ода. Богословская значительность оды особенно очевидна в тех строфах, где поэт возносит молитвы во Имя Пресвятой Троицы, благодарит Творца-Вседержителя и Благого Промыслителя, даровавшего людям спасение во Христе. Говоря об установленном Богом мироздании, преподобный Иоанн пишет, сообразуясь с трудами святого Дионисия Ареопагита, о Небесной и церковной иерархии. Шота Руставели, литературным предшественником которого был преподобный Иоанн Шавтели, восклицал: "Про Абдул-Мессию пели строфы звучные Шавтели, - он в искусстве преуспел!"


Праведный Кирилл Вельский, Важеский

праведный Кирилл Вельский, Важеский

Память 9 июня и в Соборе Вологодских святых


Праведный Кирилл жил в XV веке и служил тиуном (управляющим) новгородских наместников. Однажды боярин за что-то разгневался на Кирилла да так сильно, что хотел его убить. Некуда было скрыться слуге от гнева господина, и он бросился в реку Вагу. Вода вокруг него вдруг расступилась во все стороны на три сажени. Тогда боярин, раскаявшись в своем поступке, стал просить прощения у своего тиуна. Простил его Кирилл, но сам пал ниц и утонул. Боярин, горько раскаиваясь в том, что без вины погубил верного слугу, приказал найти его тело и с честью похоронил его "при церкви на Подъиванском".

Обретение мощей праведного Кирилла Вельского произошло в XVI веке. Благочестивой женщине по имени Евлампия, жившей в Вельском погосте (так назывался в старину город Вельск) явился неизвестный юноша и сказал: «Меня вымыло водою из могилы, и теперь тело мое на берегу Ваги. Вели, чтобы его перенесли к храму Божию и поставили над ним часовню». Имени своего юноша не назвал.

Жители города отправились на старое городское кладбище, находившееся на речном мысу. В старину там стоял храм в честь святителя Иоанна Милостивого, поэтому в народе это место называлось Подъиванским. Придя туда, они действительно нашли на берегу старинный, потемневший от времени гроб, который был вымыт из земли речной водой. Когда гроб перенесли к церкви, решили посмотреть, что же находится в нем. Люди думали обнаружить в нем разве что кости; однако, к их удивлению, оказалось, что в гробу лежит нетленное тело юноши. Оно выглядело так, как будто усопший был погребен только вчера. Даже одежда на нем была как новая.
Местные священники пытались выяснить у старожилов Вельского погоста, кем был тот юноша, нетленные мощи которого они обрели, однако никто не мог ничего вспомнить и рассказать о нем - слишком уж много лет минуло с тех пор, когда он жил на свете...

Жившая при храме и кормившаяся подаянием слепая старушка инокиня Акилина по прозванию Накапа вспомнила, как в молодости слышала от пожилых людей историю о праведном Кирилле. Она попросила подвести себя к его гробу. При этом с ее верхнего века исчезла большая, величиной с яблоко, опухоль, после чего «она стала видеть так же ясно, как бы не была слепою».
С тех самых пор и началось почитание праведного Кирилла Вельского (или Важеского, так как в ту пору река Вага протекала рядом с Вельском. Над гробом его жители Вельского погоста построили часовню. Многие по вере своей получали исцеления от различных недугов, что еще более возбуждало веру и усердие к угоднику Божию.

В 1587 году мощи праведного Кирилла Вельского были вновь освидетельствованы. Священнослужители Никольской церкви, отпев молебен святому, открыли его гробницу. Оказалось, что тело праведного Кирилла по-прежнему пребывает нетленным. Отсутствовала только верхняя губа. С колокольным звоном при стечении народа мощи праведного Кирилла были перенесены в Никольскую церковь и поставлены открыто по правую сторону от алтаря. При этом произошло чудо: мальчик Симеон, страдавший неизлечимой «болезнью чрева», к радости родителей, совершенно выздоровел.
Впоследствии Никольская церковь сгорела, погибли в огне и мощи Кирилла Вельского. Несколько уцелевших костей хранились в алтаре Троицкого храма, а затем были закопаны на том самом месте, где стояла когда-то Никольская церковь.

Вельск. Часовня Кирилла Вельского
(Вельск. Часовня Кирилла Вельского)


После утраты мощей при молитвенном обращении к праведному Кириллу продолжали совершаться чудеса. В Успенском храме города Вельска находится его чудотворная икона.
На иконах праведный Кирилл изображается в виде юноши в белой одежде, стоящего на берегу реки Ваги.

Тропарь
глас 1
Глас апостола Твоего Павла услышав, глаголющ: /мы юроди Христа ради,/ раб твой Христе Боже Кирилле,/юрод бысть на земли Тебе ради:/ темже память его почитающе,/ Тебе молим, Господи, спаси души наша.

Tags: Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments