filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

01 (14) июня 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Преподобный Дионисий Глушицкий, игумен

Преподобный Дионисий Глушицкий, игумен

Память 1 июня, 12 октября и в Соборе Вологодских святых.


Родился в 1362 году в окрестностях Вологды и во святом крещении был назван Димитрием. С юных лет возлюбил он иноческое житие. Оставив родительский дом, он девять лет подвизался иноком в Спасо-Каменном монастыре, где принял монашество с именем Дионисий.
В подвигах труда, поста и молитвы, непрестанно совершенствуясь, он провел здесь 9 лет. Отсюда, вместе со иноком Пахомием, ища безмолвия, преподобный Дионисий перешел на берег Кубенского озера при деревне, именуемой Святая Лука, где задолго до того времени был общежительный монастырь при церкви св. евангелиста Луки, который запустел, а церковь разрушилась. Дионисий поселился там и, воздвигнув церковь во имя святителя Николая, возобновил в 1393 году Святолуцкий монастырь.

Оставив в нем прп. Пахомия, отошел он с другим братом на реку Глушицу, где избрал место для устроения общежительной обители, поставил келию и начал принимать приходивших к нему монашествующих. Там он создал в 1403 г. небольшую церковь во имя Покрова Богородицы, а спустя 9 лет (в 1412 г.) - более пространнейшую.
Но как в монастыре умножилось число братии и богомольцев, то преподобный для безмолвия отошел в пустыню, от той же реки Глушицы, на 4 версты отстоящую, и там поставил сперва келию, а в 1420 г. церковь во имя Иоанна Предтечи, и основал обитель, которую наименовал Сосновцем, ибо при первом своем посещении нашел он на том месте необыкновенной толщины сосну. Дионисий заповедал новой обители не иметь особого настоятеля, но быть под общим управлением Покровского монастыря, называвшегося уже тогда, по многочисленности братства, Лаврою, и от оной получать свое содержание.

Кроме названных обителей, прп. Дионисий создал еще за Покровским монастырем, в двух верстах к северу, церковь во имя св. Леонтия, епископа Ростовского, и при ней учредил общежитие для монахинь, а в 18-ти верстах от Лавры, вниз по реке Глушице, - храм Воскресения Господня, а на реке Двинице - церковь во имя св. Николая.

Святая жизнь и духовная мудрость преподобного привлекали к нему множество людей. Он был истинным отцом каждого, искавшего у него помощи. Преподобный был искусный живописец, ковач меди и строитель одежд, занимался он также плотничеством, кузнечным ремеслом, резьбой по дереву. Преподобный ни минуты не проводил без труда и тогда принимался за пищу, когда совершенно терял силы от истощения.

Дионисиево-Глушицкий (Сосновецкий) монастырь, фото начало XX века
(Дионисиево-Глушицкий (Сосновецкий) монастырь, фото начало XX века)


За 7 лет до своей кончины св. Дионисий сам выкопал себе могилу в Сосновце и ежедневно приходил к ней, непрестанно напоминая себе о смерти.
Скончался 1 июня 1437 году на 75-ом году жизни. Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году. Служба ему написана в 1548 году.


Дионисиево-Глушицкий (Сосновецкий) монастырь, современное состояние
(Дионисиево-Глушицкий (Сосновецкий) монастырь, современное состояние)


У преподобного Дионисия было много учеников, некоторые вскоре после их кончины ещё современниками были причислены к лику святых, например, такие как преподобные Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий.


Тропарь Дионисию, игумену Глушицкому

Божественною любовию от юности распалаемь,/ Дионисие преподобне, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси / и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, / со зверьми живый, весь Христови. / Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, / даром чудес и по преставлении обогатил тя есть. / Темже вопием ти: / моли непрестанно о всех нас, / честную память твою присно / в песнех почитающих.

Тропарь Дионисию и Амфилохию Глушицким

Светильницы светлии явльшеся / доброту земную мудренно оставльше / и идоша во внутреннюю пустыню, купно с Дионисием Амфилохие, / смирение и всю добродетель извыкоша и обретоша безсмертие, / постом, и бдением, и прочим воздержанием себе принося Христу, / и ныне на Небесех Престолу Христову предстоя, / молитеся, отцы Богомудрии, Дионисие и Амфилохие, / умирити мир и спастися душам поющих вас, / согрешением оставление даровати, / чтущим всечестную память вашу.


Кондак преподобного Дионисия, игумена Глушицкого

глас 8
Все твое умное желание к Богу вперив,/ Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению;/ сего ради и Христос тебе прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Дионисие преподобне, пустынный жителю.



Преподобный Агапит Печерский, врач безмездный

Преподобный Агапит Печерский, врач безмездный


Преподобный Агапит Печерский, врач ("лечец") безмездный, родом из Киева, постриженик и ученик преподобного Антония Печерского, жил в XI веке. Если кто из монастырской братии заболевал, преподобный Агапит приходил к нему и самоотверженно ухаживал за больным, кормил вареной травой, которую готовил сам, и больной выздоравливал по молитве преподобного. К монастырскому врачу, обладавшему даром исцеления, обращались за помощью и многие миряне. В то же время в Киеве был опытный врач-армянин, который по одному виду больного мог определить степень болезни и даже точно определить день его кончины. Когда один из таких обреченных обратился к святому Агапиту, благодатный целитель с молитвой дал ему отведать пищи с монастырской трапезы, и больной выздоровел. Разжигаемый завистью врач хотел отравить Агапита, но Господь сохранил преподобного, и яд не подействовал.

Святой Агапит исцелил Черниговского князя Владимира Мономаха, будущего великого князя Киевского (1114 - 1125), прислав ему вареное былие. Благодарный князь сам пришел в монастырь и хотел видеть своего целителя, но смиренный подвижник скрылся и не принял даров.

Когда сам святой целитель заболел, к нему пришел тот самый врач-армянин и, осмотрев, сказал, что кончина последует через три дня. При этом он дал обет стать православным монахом, если его предсказание не исполнится. Преподобный ответил, что Господь открыл ему, что призовет его только через три месяца.

Святой Агапит почил через 3 месяца (1 июня, не позднее 1095), а армянин пришел к игумену Печерского монастыря, покаялся и принял постриг. "Верно, что Агапит - угодник Божий, - сказал он. - Я хорошо знал, что нельзя ему было при болезни его пережить трех дней, а Господь дал ему три месяца". Так преподобный излечил душевный недуг и направил на путь спасения.


Тропарь преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах
глас 5
Богоноснаго Антония ревнуя смиренномудрию,/ аки некиим врачеством зелием снедным/ исцелял еси болящия, преподобне Агапите,/ тем и врача неверна уверив,/ наставил еси на путь спасения./ Уврачуй и наша болезни/ и молися Господеви о воспевающих тя.

Кондак преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах
глас 6
Врач сый изряден, чудне,/ являя несумненную твою веру,/ обличая же армениново неверие/ и приводя его к благочестию,/ себе, близ смерти бывшу,/ испросил еси от Бога продолжение живота/ и, сим чудом того уверив,/ привел еси Христови,/ Емуже в веселии предстоя,/ молися о нас, преподобне.



Святые Преподобномученики Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел Гареджийские


Святые Преподобномученики Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел Гареджийские


Преподобный Шио был родом из деревни Ведзиси в Картли. Его родители Папуна и Тамара были богатыми и влиятельными людьми. В семье было восемь детей - пять сыновей и три дочери. После смерти родителей братья Шио, не сумев разделить имущества, так перессорились, что старший брат убил младшего. Узнав об этом, блаженный Шио решил удалиться от мирской суеты, из-за любви к которой братья могут убивать друг друга. В своей исповеди духовнику Шио поделился своим желанием оставить этот суетный мир. Духовный отец посоветовал ему постричься в монахи и уйти в Гареджийскую пустынь.
В то время настоятелем Гареджийского монастыря был преподобный Онуфрий (Мачутадзе), который и до этого случая неоднократно предлагал Шио: "Приходи, брат Шио, в мой монастырь и здесь закончим свой век". Онуфрий с радостью принял Шио, известного в народе своей бескорыстностью, честностью и верностью, предоставил ему отдельную келью и сделал послушником.
Неутомимые подвиги блаженного Шио, смирение и любовь к братии дали свои плоды - многие приходили к нему за советом, часто настоятель доверял ему ведение монастырских дел.

Однажды, уехав по монастырским делам, настоятель Онуфрий поручил монастырь Шио. Когда после вечерней молитвы и трапезы уставшая монастырская братия разошлась по келиям, на них напала разбойничья банда лезгинов. Они захватили иеромонаха Шио и в зверских мучениях убили его, а также старцев Давида, Гавриила и Павла. Некоторые из монахов пытались бежать, но и их неверные беспощадно рубили саблями. Затем лезгины ограбили мучеников, переломали и предали огню многое из церковного имущества, часть бросили в колодец, топорами изрубили святые иконы.

По благословению католикоса и приказу царя изрубленные на куски тела святых мучеников предали земле южнее от могилы преподобного Давида Гареджского.


Священномученик Василий Преображенский, пресвитер

Память 1 июня в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился 23 января 1876 года в селе Крутец Дикушинской волости Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика.
Окончил духовное училище. В 1916 году он был призван в армию, где служил писарем до 1917 года.
После революции был рукоположен в сан священника и служил в Николо-Рождественском храме в селе Верховье-на-Югу Ермаковского района Ярославской области.
В 1937 году храм был закрыт и священник переехал в село Покров-Рогули Приухринского сельсовета. Поселившись в доме церковной старосты, он крестил, исповедовал и отпевал на дому. Кроме этого села, он совершал требы и в соседних селах. На 5 декабря 1937г. в сельсовете было назначено собрание по выборам в Верховный Совет СССР. На тот же день о.Василий назначил собрание церковной двадцатки. Это было расценено местными властями как попытка срыва предвыборного собрания. "Советская власть арестовывает виновных и невиновных и сажает в тюрьму ни за что, вот и меня задержат тоже, посадят и осудят", - говорил священник.

28 декабря 1937 года он был арестован и обвинен в срыве собрания, посвященного выборам в Верховный Совет СССР, в клевете на политику советского правительства и антисоветской агитации («агитация» заключалась в том, что священник, совершая Крещение младенца, говорил: «если ребенка оставить некрещеным, будет болеть и расти плохо»). Шестидесятидвухлетний священник был в то время столь изнурен гонениями предыдущих лет, что тюремные врачи вынуждены были засвидетельствовать его физическую немощь и дать заключение, что он «тяжелый физический труд выполнять не может».

– Материалами следствия вы уличены в проведении активной контрреволюционной агитации, следствие требует дать... показания, – заявил следователь отцу Василию.
– Контрреволюционную агитацию я не вел, – ответил священник.
– В августе 1937 года вы у Башкировой окрестили ребенка в возрасте четырех месяцев и тут же вели антисоветскую агитацию. Что вы скажете по этому поводу?
– Да, у Башкировой ребенка я окрестил, но антисоветскую агитацию не вел.
– Вам зачитываются показания Башкировой, уличающие вас в контрреволюционной агитации... Следствие требует рассказать о проводимой вами контрреволюционной агитации.
– Я это отрицаю, так как никакой контрреволюционной агитации не вел.
– Вы собирали церковную двадцатку, обходили дома членов двадцатки, приглашая их на собрание, и тем самым пытались сорвать предвыборное собрание избирателей. Так ли это?
– Церковную двадцатку я не собирал, дома членов двадцатки не обходил и на собрание не приглашал. Предвыборное собрание сорвать не пытался.
– Вы совершали на территории Приухринского, Холмовского и Якунинского сельсоветов без всяких разрешений разные религиозные обряды, крещение детей разных возрастов и исповеди, за что брали деньги. Признаете в этом себя виновным?
– Это я признаю. На территории указанных сельсоветов без всякого разрешения совершал крещение детей разных возрастов и другие религиозные обряды.


26 апреля 1938 года суд собрался на заседание, куда под конвоем был доставлен священник, но оно было отложено, так как «по причине разлива рек и разбора мостов» не явились свидетели. Следующее заседание состоялось 15 мая 1938 года. Но и на этот раз свидетели не явились в полном составе, некоторые из них были больны, а один уехал неизвестно куда. Следующее заседание суда состоялось 16 июня 1938 года. На суде отец Василий вновь отверг предъявленные ему обвинения в контрреволюционной деятельности, согласившись лишь с тем, что он действительно совершал религиозные обряды и крестил по просьбе родителей двух младенцев – одного трех месяцев, а другого девяти. В тот же день Специальная Коллегия Ярославского областного суда приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Cкончался 14 июня 1940 года в Ярославской исправительно-трудовой колонии № 3 и был погребен в безвестной могиле.
25 октября 1996 года был реабилитирован.
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.



Мученица Вера Самсонова

Мученица Вера Самсонова 1

Память 1 июня, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Соловецких, а также и среди Рязанских святых.

Родилась 17 августа 1880 года в селе Веряево Елатомского уезда Тамбовской губернии в семье смотрителя арестного дома. Окончив с отличием Касимовскую женскую гимназию, она работала учительницей в школе до тех пор, пока содержание преподавания после революции не вошло в противоречие с ее религиозными взглядами.
В конце 1920-х была избрана старостой Пятницкой церкви, расположенной в закрытом к тому времени Казанском монастыре в Касимове. С большой любовью и почитанием относилась к находившейся на территории монастыря часовне над могилой касимовского царевича Иакова. Она часто молилась в часовне, помазывала желающих маслом из лампады над могилой царевича, рассказывала о нем богомольцам.
28 июня 1935 года была была арестована вместе с настоятелем Пятницкой церкви сщмч. Николаем Правдолюбовым по делу «попов Правдолюбовых и... Матрены Беляковой», заключена в Бутырскую тюрьму в Москве.

Казанский женский монастырь - Касимов, фото начала XX века
(Казанский женский монастырь - Касимов, фото начала XX века)


Давая ей характеристику, сотрудники НКВД написали: «религиозна до фанатизма, средства к существованию добывает уроками Закона Божьего... Ежедневно посещает церкви и разносит просфорки по верующим».

– С какого времени вы стали почитательницей могилы касимовского царевича Иакова и часто ли там бывали? – начал ее допрашивать следователь.
– Могилу царевича Иакова я почитаю с дореволюционного времени. Я до последнего времени посещаю эту могилу, где молюсь и иногда участвую в панихидах, совершаемых на могиле царевича Иакова священником Николаем Правдолюбовым.
– Назовите всех почитателей могилы бывшего царевича Иакова.
– На могиле царевича Иакова я... встречала неизвестных для меня лиц... По их просьбе священник Николай Правдолюбов иногда совершал панихиды.
– Давно ли вы стали почитательницей блаженной Матреши Беляковой и что вам известно о ее жизни и деятельности?
– спросил Веру Николаевну следователь.
– О высокой праведной жизни Матреши Беляковой я много слышала и, почитая ее как блаженную и праведную, послала ей посылку, но сама лично в ее квартире никогда не бывала, и лично ее я не знаю.
– Назовите всех известных вам почитателей Матреши Беляковой, посещающих ее квартиру.
– Матрешу, как праведницу, почитают все верующие города Касимова и окрестных селений.
– Объясните подробно ваше отношение к советской власти.
– Я не согласна с советской властью по вопросу отношения ее к религии, где я, как верующий человек, усматриваю открытое насилие над религией и верующими, проявляемое в форме насильственного – против желания верующих – закрытия храмов и разрушения их, кощунственного отношения к христианским святыням и арестов и высылки невинных духовенства и верующих. Также я не согласна с советской властью по вопросу отделения школы от Церкви, в результате чего дети не имеют возможности изучать Закон Божий и не получают надлежащего религиозно-нравственного воспитания.
– Мы располагаем данными, что вы до последнего времени занимались тайным преподаванием Закона Божьего детям на квартирах родителей...
– Действительно, в первые годы после революции я после ухода из школьных работниц занималась тайным преподаванием Закона Божьего на квартирах родителей.
– Какое участие вы принимали в исцелении больных у могилы царевича Иакова?
– Сама больных на могилу царевича Иакова я никого не приводила, но, бывая в часовне на могиле, встречала больных; по их просьбам молилась с ними вместе, мазала из лампады гарным маслом, помогала приложиться к могиле... В предъявленном мне обвинении по статье 58, пункты 10 и 11 Уголовного кодекса виновной себя не признаю. Действительно, я активно прославляла... царевича Иакова, но ничего контрреволюционного в этом я не вижу.


16 июля 1935 года следствие по делу церковной старосты было закончено, и, хотя так и не нашлось никаких доказательств ее контрреволюционной деятельности, следователь в обвинительном заключении написал, что она, «являясь активной участницей контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославляла могилу бывшего касимовского царевича Иакова, принимала участие в инсценировке на его могиле чудесных исцелений и распространяла всевозможные ложные слухи, то есть [виновна] в преступлении, предусмотренном статьей 58, пунктами 10 и 11 Уголовного кодекса...».

2 августа 1935 года Особым Совещанием при НКВД была приговорена к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Она была отправлена в один из лагерей Беломорско-Балтийского комбината, куда прибыла 30 августа того же года.
Тяжелая работа в условиях каторжного лагеря подорвала ее здоровье, она тяжело заболела, и 19 февраля 1940 года ее положили в центральный лазарет при 1-м лагпункте Вечеракша.

Мученица Вера Самсонова


Скончалась на рассвете 14 июня 1940 года в лагпункте Сосновец Медвежьегорсклага Карело-Финской ССР, за две недели до окончания срока заключения.
27 декабря 2000 года определением Священного Синода была причислена к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Tags: Грузия, Касимов, Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments