filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

23 мая (05 июня) 2017 года. ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 1-я по Пятидесятнице. Всех святых. Троицкая седмица.

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА.

Св. Манаила Антиохийского, пророка (I; Греч.); мч. Салона Римского; прп. Михаила исп., епископа Синадского (Фригийского) (821); Обре́тение мощей свт. Леонтия, епископа Ростовского (1164); св. Марии Клеоповой, жены-мироносицы, память обретения мощей в 1164;
Прп. Евфросинии, игумении Полоцкой (1173); прп. Паисия Галичского, архимандрита (1460); прмч. Михаила Савваита черноризца (IX); прп. Дамиана, в миру царя Димитрия I, Гареджийского (1157; Груз.).

Обре́тение мощей мцц. Евдокии Шейковой, Дарии Тимагиной, Дарии Улыбиной и Марии Неизвестной (2001).

Собор Ростово-Ярославских святых.

Икон Божией Матери: Кипрская; Тупичевская (переходящие празднования в День Святого Духа).


Святые дня, молите Бога о нас!


ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА

голубь


День Святого Духа, Духов день (греч. Δευτέρα τοῦ ἁγίου Πνεύματος, цсл. Понедельник Святаго Духа), праздник в честь Святого Духа, отмечается Церковью на следующий день (в понедельник) после Пятидесятницы.

Этот праздник был установлен "ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы", в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
Праздник в честь Св. Духа начинается вечерней, которая совершается непосредственно за Литургией Пятидесятницы. За этою вечерней читаются особые три молитвы, составленные св. Василием Великим. Во время чтения их молящиеся в первый раз после Великого поста преклоняют колена. Впрочем, эта великая вечерня обычно считается службой самого праздника Пятидесятницы, а не Духова дня; в Типиконах различных редакций изложение устава богослужения на Духов день начинается с повечерия или утрени.

По положению в кругу литургического года Духов день соответствует другим дополнительным памятям, часто сопровождающим важнейшие церковные праздники и посвященным тем лицам или событиям, которые имели особое участие в праздновавшемся накануне событии священной истории,- такими памятями являются Собор Пресвятой Богородицы на следующий день после праздника Рождества Христова, Собор св. Иоанна Предтечи на следующий день после праздника Крещения Господня, память святых Иоакима и Анны на следующий день после праздника Рождества Богородицы, память святых Симеона и Анны на следующий день после праздника Сретения Господня и др. В тех случаях, когда основной праздник относится к Господским двунадесятым, служба следующего дня открывается великой вечерней и имеет славословную утреню (см. Знаки праздников месяцеслова), за которыми повторяется значительное число песнопений, звучавших за богослужением основного праздника.

Аналогичный устав имеет и Духов день, относящийся к Третьему Лицу Пресвятой Троицы, Чьему действию посвящен предшествующий Духову дню праздник Пятидесятницы.
В древнейшей традиции днем Святаго Духа считался сам праздник Пятидесятницы (так, в Слове на Пятидесятницу свт. Григорий Богослов писал: Τίμησον τὴν ἡμέραν τοῦ Πνεύματος - Почти день Духа). В памятниках древнего иерусалимского богослужения Духов день не праздновался: в армянском переводе святоградского Лекционария, отражающем практику V в., для понедельника после Пятидесятницы не приведено никаких указаний; в груз. переводе святоградского Лекционария, отражающем практику примерно V-VII вв., упоминаются, причем не во всех рукописях, лишь лития (крестный ход), совершавшаяся в понедельник после Пятидесятницы, и апостольское и евангельское чтения этого дня (Еф. 5, 6-12 и Мф. 13, 1-9). Нет празднования Духова дня и в Типиконе Великой церкви, отражающем практику константинопольского кафедрального богослужения IX-XI вв.: в понедельник после Пятидесятницы здесь описаны лития и богослужение в честь св. апостолов, как участников события, в константинопольском Апостолейоне, а также в память землетрясения (Апостол на литургии - Еф 5. 8 - 19; Евангелие - Мф 18. 10-20; те же чтения указываются и в визант. послеиконоборческих монастырских Типиконах как чтения Духова дня, хотя выбор Евангелия здесь соответствует константинопольскому празднованию св. апостолам и не связан напрямую с прославлением Святаго Духа). В Типиконах студийской традиции Духов день появляется начиная с древнейших сохранившихся памятников (XI в.).

В этот день церковь прославляет Святого Духа - "подателя жизни", поддерживающего Вселенную в ее существовании; в его лице Бог изливает благодать на чад своих. Этот праздник был установлен с целью утвердить божественную сущность Святого Духа и единство его с двумя другими ипостасями Святой Троицы - Богом-Отцом и Богом-Сыном. Незадолго до Своих крестных страданий, Иисус Христос, разговаривая со своими учениками, обещал им, что после Своего ухода Он пришлет им Утешителя. "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ин. 14. 15).

На греческом языке слово "утешитель" означает того, кто помогает тебе, находясь рядом с тобой, бок о бок, это верный защитник в час беды. Так что же за Утешителя обещает прислать Господь? "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14.26) - объяснил Иисус.

Мы называем в ней Духа Святаго Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.

Называем Его Духом истины, (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению.
Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: иже, везде сый и вся исполняяй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нам нужно иметь.

Мы называем Духа Святаго жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов.

Если Дух Святый обладает такими дивными свойствами: везде находится, все наполняет Своею благодатию и всем дает жизнь, то мы и обращаемся к Нему с следующими просьбами: Приди и поселись в нас, то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме; очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и чрез это даруй нам Царство Небесное.
И праздник Пятидесятницы, с момента сошествия Святого Духа стал уже Днем рождения Церкви Христовой.

Еще в Ветхом Завете людям было дано откровение о Боге, как о единстве трех Лиц, трех Ипостасей. Это произошло, когда Господь явился Аврааму в единстве трех "мужей", трех Ангелов у "дубравы в Мамре" (Быт. 18. 1-14). Но только в Новом Завете людям были открыты эти Три Ипостаси Бога. Сошествие Святого Духа явило миру всю полноту Бога, все Три Лица Троицы.

Праздничная икона, которая в День Святого Духа выносится в центр храма, как раз и отображает событие сошествия Святого Духа на апостолов, сидящих в Сионской горнице.

Пятидесятница_Врубель_1885г
(Пятидесятница_Врубель_1885г.)


По церковному Уставу, в течение пятидесяти дней после Пасхи, вплоть до Дня Сошествия Святого Духа, поклоны не кладутся.

Но уже вчера, на Великой Вечерне Троицы, которая служилась сразу после Божественной Литургии на Троицу, коленопреклоненно читались три умилительные молитвы Василия Великого, в которых верующие исповедуют грехи перед Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашивают помилования; просят Господа Иисуса Христа даровать нам Святого Духа в просвещение и укрепление душ наших: и, наконец, в третьей коленопреклоненной молитве молятся об усопших. Служба в честь Святого Духа начинается великой вечерней Троицына дня (Троица) и продолжается в Духов день.

И уже завтра, по окончании празднования праздника Святой Троицы и Духова дня, ту траву, которая находилась в храме и напитывалась молитвами, разбирается прихожанами и уносится в дома. Эту траву они благоговейно употребляют, как лекарство. часто её зашивают в подушечки, загатавляя сбе на погребение.
По народным приметам только после Духова дня прекращаются заморозки; их не бывает до самой осени. "Не верь теплу до Духова дня!", "Придет Свят-Духов день - будет на дворе, как на печке", "Свят-Дух весь белый свет согреет!".


Молитва Святому Духу

царю_небесный



Собор Ростово-Ярославских святых

собор_Ростово_Ярославских_святых


Установлен 10 марта 1964 года по инициативе архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова) решением патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного Синода Русской Православной Церкви . Празднование совпадает с днем памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, апостола Ростово-Суздальской земли.

В лике Ростово-Ярославских святых празднуется память:

• Ростовских чудотворцев святителей Леонтия, Исаии, Игнатия, Иакова, Феодора, Димитрия; преподобных Авраамия архимандрита, Петра, царевича Ордынского, блаженного Иоанна Власатого, Милостивого, преподобного Иринарха затворника, блаженного Исидора, князя-мученика Василька.

святитель_Дмитрий_Ростовский
(святитель Дмитрий Ростовский)

• Ярославских чудотворцев благоверных князей Василия и Константина, Феодора и чад его Давида и Константина.
• Переславльских чудотворцев преподобного Никиты столпника, преподобного Даниила, благоверного князя Андрея, благоверного великого князя Александра Невского.

благ_князь_Александр_Невский
(благоверный князь Александр Невский)

прп_НИкита_Столпник_Переславский
(преподобный Никита столпник Переславский)

• Угличских чудотворцев страстотерпца благоверного князя царевича Димитрия, преподобных Игнатия, Кассиана и Паисия, благоверных князей Иоанна и Романа.
• Пошехонских чудотворцев преподобных Адриана и Севастиана, Сильвестра Обнорского, Геннадия Любимоградского и Костромкого.


Полный список Собора святых Ростово-Ярославских:

Авраамий (в миру Аверкий) Ростовский, архим., чудотворец: †1073-1077; Окт. 29 || Карел.
Авраамий Ярославский, Преображенский, игумен: †после 1219; С. 23
Агафангел (Преображенский), Ярославский, митр., исп.: †1928; Окт. 3 || Новомуч.
Адриан Пошехонский, Ярославский, игумен, прмч.: †1550; Мр. 5; Н. 19
Адриан Угличский, прп.: †после 1504; Ав. 26 || Всех прп.
Акакий Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Александр (в схиме Алексий) Невский, вел. князь: †1263; Ав. 30; Н. 23 || Влад.; Карел.; Новг.; Петерб.; Тул.
Александр Абиссов, иерей, сщмч.: †1942; Ф. 8 || Новомуч.
Александр Елоховский, иерей, сщмч.: †1918; Ав. 21 || Новомуч.
Александр Переяславский, еп.: †?; М. 14
Александр Петропавловский, иерей, сщмч.: †1937; Н. 4 || Новомуч.
Александр Поздеевский, иерей, сщмч.: †1940; Окт. 12 || Новомуч.
Александр Смирнов, иерей, сщмч.: †1918 || Новомуч.
Александр Уксусов, мч.: †1937; Н. 23 || Новомуч.
Алексий (Задворнов), иером., прмч.: †1937; Н. 9 || Новомуч. Бут.
Алексий Введенский, диакон, сщмч.: †1937; Ав. 13 || Новомуч.
Алексий Великосельский, иерей, сщмч.: †1918; Ав. 17 || Новомуч.
Анастасия Лебедева, мц.: †после 1937; Окт. 29 || Новомуч.
Анастасия Угличская, игумения, прмц.: †1609; Ап. 10
Андрей Добрынин, прот., сщмч.: †1938; Ф. 8 || Новомуч.
Андрей Смоленский, Переяславский, князь: †после 1390; Окт. 27 || Смолен.
Андрей Угличский, князь: †1494; Н. 6
Андроник (Никольский), Пермский, архиеп., сщмч.: †1918; Ин. 7 || Новомуч.; Петерб.
Анна (Благовещенская), инокиня, прмц.: †1937; Ф. 26 || Новомуч.
Анна Шашкина, мц.: †1939; Ап. 28 || Новомуч.
Антоний Оптинский, схиигумен: †1865; Ав. 7 || Оптин.
Антоний Ростовский, еп.: †1336; Ил. 28
Антонин Угличский, Покровский, игумен, прмч.: †1609; М. 24
Арсений (Мацеевич), Ростовский, митр., сщмч.: †1772; Ф. 28 || Эст.
Арсений Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший, игумен, ученик прп. Афанасия Старшего: †1395; С. 12 || Моск.; Радонеж.
Афанасий Ростовский, Христа ради юродивый: †XVII
Афанасий (Сахаров), Ковровский, еп., исп.: †1962; М. 2 (тезоименитство); Окт. 15 || Новомуч.
Афанасий Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Боголеп Угличский, иером.: †XVI; Ав. 22
Борис (в крещении Роман) страстотерпец, князь: †1015; М. 2; Ил. 24 || Ряз.; Тул.
Борис Заварин, мч.: †1938; Ян. 25 || Новомуч.
Варлаам Улейминский, Угличский, прп.: †после 1460
Варсонофий Угличский, иером., прмч.: †1609; М. 24
Василий Аменицкий, прот., сщмч.: †1938; Ав. 7 || Новомуч.
Василий (Василько) Константинович Ростовский, князь, мч.: †1238; Мр. 4 || Влад.; Твер.
Василий Всеволодович Ярославский, князь: †1249; Ин. 8; Ил. 3
Василий Крылов, иерей, сщмч.: †1938; Н. 6 || Новомуч.
Василий Мангазейский, мч.: †1600; Мр. 23; М. 10 || Сибир.
Василий (Преображенский), еп. Кинешемский, исп.: †1945; Ил. 31; Окт. 5 (обр́етение мощей) || Иван.; Костр.; Новомуч.
Василий Преображенский, иерей, сщмч.: †1940; Ин. 1 || Новомуч.
Василий Ярославский, князь: †1344; Ил. 13
Вассиан I (Рыло) Ростовский, архиеп.: †1481; Мр. 23 || Радонеж.
Вассиан II Ростовский, архиеп.: †1516; Ян. 25
Вассиан Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Вассиан Угличский, прмч. (другой): †1609; М. 24
Вассиан Угличский, Рябовский, прп., чудотворец: †1509; Ф. 12; М. 21; Ин. 11
Вениамин (Воскресенский), еп. Романовский, сщмч.: †1930; С. 22 || Новомуч.
Владимир Виноградов, иерей, сщмч.: †1919; Д. 9 || Новомуч.
Владимир Вятский, иерей, сщмч.: †1939; С. 26 || Новомуч.
Вячеслав Закедский, иерей, сщмч.: †1918; Ав. 10 || Новомуч.
Геласий Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Геннадий Здоровцев, иерей, сщмч.: †1918; Ин. 22 || Новомуч.
Геннадий Костромской, Любимоградский, прп.: †1565; Ян. 23; Ав. 19 || Белорус.; Костр.
Геннадий (Летюк), иером., прмч.: †1941; Д. 5 || Новомуч.
Георгий Седов, исп.: †1960; Д. 3 || Новомуч.
Герасим Болдинский, прп.: †1554; М. 1; Ил. 7 (обр́етение мощей) || Смолен.
Герасим Угличский, архим., прмч.: †1609; М. 24
Герман Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Геронтий Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Глеб Апухтин, иерей, сщмч.: †1937; С. 10 || Новомуч.
Глеб Ростовский, Белозерский, князь: †1280; Ил. 24
Григорий (Воробьев), иером., прмч.: †1937; Окт. 22 || Новомуч.
Григорий Премудрый, Ростовский, архиеп.: †1416; М. 3
Григорий Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Гурий Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Давид Ярославский, князь, сын св. Феодора Смоленского, чудотворец: †1321; Мр. 5; Ин. 22; С. 19 || Смолен.
Даниил Грехозаруцкий (Угличский), игумен, прмч.: †1608; Окт. 1
Даниил Переяславский, архим.: †1540; Ап. 7; Ил. 28; Д. 30
Димитрий Вознесенский, иерей, сщмч.: †1918; Окт. 4 || Новомуч.
Димитрий Казанский, иерей, сщмч.: †после 1937; Ил. 4 || Новомуч.
Димитрий Прилуцкий, Вологодский, игумен, прп.: †1392; Ф. 11; Ин. 3 || Волог.; Радонеж.
Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), митр.: †1709; С. 21; Окт. 28 || Сибир.
Димитрий Смирнов, прот., сщмч.: †1940; Ин. 13 || Новомуч.
Димитрий Угличский, царевич: †1591; М. 15; Ин. 3; Окт. 19 || Моск.
Димитрий Угличский, Прилуцкий, князь: †после 1540; М. 19 || Волог.
Дионисий Грек, Ростовский, архиеп.: †1425; Окт. 18
Дионисий Переяславский, прп.: †1645; Ап. 15 || Влад.
Дорофей Югский, Ярославский, прп.: †1622; Ин. 5 || Псково-Печ.
Евгений Елховский, иерей, сщмч.: †1937; Окт. 16 || Новомуч.
Евгений Попов, иерей, сщмч.: †1937; С. 10 || Новомуч.
Евфимий Угличский, иером., прмч.: †1609; М. 24
Елисей Радонежский, иеродиакон, ученик прп. Сергия Радонежского: †XIV; Ин. 14 || Радонеж.
Епифаний Премудрый, Радонежский, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †1418-1422; М. 12 || Радонеж.
Ефрем Ростовский, архиеп.: †1454; Мр. 27
Иаков Архипов, иерей, сщмч.: †1937; Ав. 13 || Новомуч.
Иаков Ростовский, еп.: †1391; Н. 27
Игнатий Кавказский (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов), еп.: †1867; Ап. 30 || Костр.; Петерб.
Игнатий Ломский, Ярославский, прп.: †1591; Д. 28
Игнатий Ростовский, еп.: †1288; М. 28
Иерофей (Глазков), иером., прмч.: †1937; Ав. 22 || Новомуч.
Иларион Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Иларион Угличский, прмч. (другой): †1609; М. 24
Иларион Югский, прп.: †XVIII; Ин. 5
Илия Даниловский, Ярославский, Христа ради юродивый: †1-я пол. XVII
Иоаким Шартомский, прп.: †сер. XVII
Иоанн Виленский, иерей, сщмч.: †1918; Окт. 28 || Новомуч.
Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский, Христа ради юродивый, чудотворец: †1580; С. 3; Н. 12
Иоанн Дунаев, иерей, сщмч.: †1938; Ф. 26 || Новомуч.
Иоанн Коротков, мч.: †1941; С. 17 || Новомуч.
Иоанн Миротворцев, иерей, сщмч.: †1938; Мр. 5 || Новомуч.
Иоанн Московский, Большой колпак, Христа ради юродивый: †1589; Ин. 12; Ил. 3 || Волог.; Моск.
Иоанн Плеханов, иерей, сщмч.: †1938; Мр. 12 || Новомуч. Бут.
Иоанн Рудинский, иерей, сщмч.: †1930; Окт. 29 || Новомуч.
Иоанн Смирнов, иерей, сщмч.: †1937; Окт. 24 || Новомуч.
Иоанн Талызин, иерей, сщмч.: †1937; Окт. 20 || Новомуч.
Иоанн (в иночестве Игнатий) Угличский, Вологодский, Прилуцкий, князь, схим.: †1523; М. 19; Д. 28 || Волог.
Иоанн Угличский, младенец, мч.: †1663; Ин. 25
Иоанн Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Иов Московский и всея Руси, патриарх: †1607; Ап. 5; Ин. 19 || Моск. Свт.; Твер.
Иов Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Иов Угличский, прмч. (другой): †1609; М. 24
Иона Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Иосиф (Баранов), иером., прмч.: †1918; Ав. 8 || Новомуч.
Иосиф Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Иосиф Угличский, прмч. (другой): †1609; М. 24
Ираида Тихова, исп.: †1967; Ил. 25 || Новомуч.
Иринарх (в миру Илия) Ростовский, затворник: †1616; Ян. 13
Исаакий Ломский, прп.: †кон. XVI - нач. XVII; Д. 28
Исаия Ростовский, еп., чудотворец: †1090; М. 15
Исидор Твердислов, Ростовский, Христа ради юродивый, чудотворец: †1474; М. 14
Иуда Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Кассиан Грек, Угличский, прп., чудотворец: †1504; М. 21; Окт. 2
Киприан Тропский, Ярославский, прп.: †до сер. XVI
Кирилл Борисоглебский, схим.: †?
Кирилл Радонежский, схим., отец прп. Сергия Радонежского: †до 1337; Ян. 18; С. 28 || Радонеж.
Кирилл Ростовский, еп.: †1262
Кирилл Ростовский, еп.: †1384
Константин Всеволодович Ярославский, князь: †1257; Ин. 8; Ил. 3
Константин Снятиновский, иерей, сщмч.: †1918 || Новомуч.
Константин Ярославский, князь, сын св. Феодора Смоленского, чудотворец: †до 1321; Мр. 5; Ин. 22; С. 19 || Смолен.
Корнилий Переяславский, прп.: †1693; Ил. 22
Косма Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Леонид Пошехонский, прп., ученик и сподвижник прп. Адриана: †1549; Мр. 5
Леонтий Ростовский, еп., сщмч.: †1073; М. 23
Леонтий Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Лука (Войно-Ясенецкий), Симферопольский, архиеп., исп.: †1961; М. 29 || Курск.; Новомуч.
Лука Ростовский, еп.: †1189; Н. 10
Макарий Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Макарий Угличский, прмч. (другой): †1609; М. 24
Мамант Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Мардарий (Исаев), иером., прмч.: †1938; Мр. 5 || Новомуч.
Мария Данилова, мц.: †1946; Д. 30 || Новомуч.
Мария (Корепова), инокиня, исп.: †после 1942 || Новомуч.
Мария Радонежская, схимонахиня, мать прп. Сергия Радонежского: †до 1337; Ян. 18; С. 28 || Радонеж.
Маркелл Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Матфий Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Михаил Белороссов, прот., сщмч.: †1920; М. 11 || Новомуч.
Михаил Борисов, прот., сщмч.: †1942; М. 22 || Новомуч.
Михаил Горбунов, иерей, сщмч.: †1938; Ф. 22 || Новомуч.
Михаил Зеленцовский, иерей, сщмч.: †1937; Н. 26 || Новомуч.
Михаил Розов, иерей, исп.: †1941; Ян. 8 || Новомуч.
Михаил Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Моисей Оптинский, схиархим.: †1862; Ин. 16 || Оптин.
Никита Столпник, Переяславский, прп., чудотворец: †1186; М. 24 || Влад.
Никандр (Прусак), иером., прмч.: †1918; Ин. 17 || Новомуч.
Никита Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Никифор Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Никодим (в миру Никита) Кожеезерский, Хозьюгский, прп.: †1640; Ил. 3; Окт. 31 || Новг.
Никодим (Кротков), Костромской, архиеп., сщмч.: †1938; Ав. 8 || Костр.; Новомуч.
Николай Брянцев, иерей, сщмч.: †1919; Ин. 25 || Новомуч.
Николай Виноградов, прот., исп.: †1948; Н. 18 || Новомуч.
Николай Дунаев, иерей, сщмч.: †1937; Н. 14 || Новомуч.
Николай Ершов, иерей, сщмч.: †1937; Д. 3 || Новомуч.
Николай Любомудров, иерей, сщмч.: †1918; Окт. 20 || Новомуч.
Николай Никольский, иерей, сщмч.: †1937; Окт. 24 || Новомуч.
Николай Орлов, иерей, сщмч.: †1937; Ав. 13 || Новомуч.
Николай Писаревский, иерей, исп.: †1933; Ап. 21 || Новомуч.
Николай Понгельский, иерей, сщмч.: †1942; Ил. 24 || Новомуч.
Николай Розин, иерей, сщмч.: †1930 || Новомуч.
Николай Розов, иерей, сщмч.: †1930; Мр. 7 || Новомуч.
Николай Розов, прот., исп.: †1941; С. 25 || Новомуч.
Николай Розов, прот., сщмч.: †1938; Д. 10 || Новомуч.
Николай Ушаков, иерей, сщмч.: †1937; Окт. 22 || Новомуч.
Онисим Радонежский, прп., вратарь, ученик прп. Сергия Радонежского: †XIV; Ф. 15 || Радонеж.
Онуфрий Романовский, Ярославский, Христа ради юродивый: †?; Ин. 12
Онуфрий Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Павел Ростовский, Борисоглебский, игумен: †после 1409; Окт. 22 || Радонеж.
Павел Успенский, иерей, сщмч.: †1938; Ян. 17 || Новомуч.
Паисий Угличский, игумен: †1504; Ян. 8; Ин. 6 || Твер.
Петр Богородский, иерей, сщмч.: †1938; Окт. 24 || Новомуч.
Петр Григорьев, иерей, сщмч.: †1937; С. 10 || Новомуч.
Петр Зефиров, иерей, сщмч.: †1918; Ил. 10 || Новомуч.
Петр Ордынский, Ростовский, царевич, прп.: †1290; Ин. 30
Петр Попов, иерей, сщмч.: †1937; М. 12 || Новомуч.
Петр Токарев, иерей, сщмч.: †1937; Ав. 7 || Новомуч.
Петр Фаворитов, диакон, сщмч.: †1931 || Новомуч.
Пимен Ростовский, затворник и верижник: †XVII; Ав. 26
Полиевкт Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Прохор (в схиме Трифон) Ростовский, еп.: †1328; С. 7
Роман Угличский, князь: †1285; Ф. 3
Севастиан Сохотский, Пошехонский, прп.: †ок. 1500; Ф. 26; Д. 18
Серапион Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Серафим Вырицкий, прп.: †1949; Мр. 21 || Петерб.
Серафим (Самойлович), Угличский, архиеп., сщмч.: †1937; Окт. 22 || Новомуч.
Сергий Заварин, иерей, сщмч.: †1938; Ап. 1 || Новомуч.
Сергий Мечев, прот., сщмч.: †1942; Д. 24 || Моск.; Новомуч.
Сергий Переяславский, схим., Христа ради юродивый: †1-я пол. XVII
Сергий Радонежский, игумен, всея России чудотворец: †1392; Ил. 5; Ав. 24; С. 25 || Влад.; Моск.; Радонеж.
Сильвестр Обнорский, Пошехонский, прп., чудотворец, ученик прп. Сергия Радонежского: †1379; Ап. 25 || Радонеж.
Симеон Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Симон Ростовский, еп.: †1-я пол. XII
Стефан Московский, прп., брат прп. Сергия Радонежского: †XIV-XV; Ил. 14 || Моск.; Радонеж.
Стефан Пермский (Великопермский), еп.: †1396; Ап. 26 || Волог.; Моск.; Радонеж.
Стефан Ростовский, Христа ради юродивый: †ок. 1592
Тихон, патриарх Московский и всея Руси, исп.: †1925; Мр. 25; С. 26 || Моск. Свт.; Новомуч.; Петерб.
Тихон Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Трифон Ростовский, еп.: †1468; Ф. 1
Фекла (в миру Феодосия) Переяславская, прп., мать Даниила Переяславского: †XV-XVI; Ап. 7
Феодор Богоявленский, иерей, исп.: †1933; Ян. 28 || Новомуч.
Феодор Поройков, прот., сщмч.: †1938; Д. 22 || Новомуч.
Феодор Ростиславич Черный, Смоленский, Ярославский, князь, чудотворец: †1299; Мр. 5; Ин. 22; С. 19 || Смолен.
Феодор Ростовский, архиеп., племянник прп. Сергия Радонежского: †1394; Н. 28 || Радонеж.
Феодор Ростовский, Борисоглебский, игумен: †1409; Окт. 22 || Радонеж.
Феодор Санаксарский, иером.: †1791; Ф. 19; Ап. 21 (обр́етение мощей)
Феодор Ушаков, Санаксарский, адмирал, племянник прп. Феодора Санаксарского, прав.: †1817; Ил. 23 (прославление); Окт. 2
Феодор Суздальский, еп., чудотворец: †1023; Ин. 8; Ав. 20 || Влад.
Феодосий Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Филарет (в схиме Феодосий, Амфитеатров) Киевский, митр.: †1857; Д. 21 || Брянск.; Печер., дальн.; Ряз.; Сибир.
Филарет Московский (в миру Василий Михайлович Дроздов), митр.: †1867; Н. 19 || Моск. Свт.; Петерб.
Филарет Угличский, прмч.: †1609; М. 24
Флегонт Понгильский, прот., сщмч.: †1938; Ап. 10 || Новомуч.
Христофор Угличский, прмч.: †1609; М. 24
1000 мучеников Угличских: †1609; М. 24
200 мучеников Грехозаруцких (Угличских), с прмч. Даниилом Грехозаруцким: †1608; Окт. 1
30 преподобномучеников Грехозаруцких (Угличских): †1608; Окт. 1
35 преподобномучениц Угличских, с прмц. Анастасией Угличской: †1609; Ап. 10

Тропарь Ростово-Ярославским святым

О благочестный соборе,/ о людие избраннии,/ святителие, преподобнии и праведнии,/ и благовернии граждане российстии,/ яко звезды, на тверди церковней/ страны Ростовския и Ярославския к Богу предстателие,/ величаем с любовию вас, по плоти наших сродников./ Вы же молитеся даровати мир стране и Церкви нашей,/ благословение и милость Божию всем людем,/ всепрощение и спасение,/ ходатаи бо есте приснии о нас ко Святей Троице.


Святитель Михаил Синадский (Фригийский), епископ

святитель_Михаил_Синадский_Фригийский


Воспоминаемой ныне святой Михаил, епископ Синадский1, носивший имя тезоименное (одинаковое) имени Архангелу небесных сил, и житие проводил ангельское, украшенное девственною чистотою и всякими добродетелями. Еще в младенчестве он был посвящен Богу, а в юношеских летах принял монашество и явился достойным служителем Богу, подвизаясь вместе со святым Феофилактом2, епископом Никомидийским3 в патриаршество святейшего Тарасия4, которым оба и были посланы в монастырь, находившийся на берегу Черного моря. Подвизаясь здесь в иноческих трудах, оба святые весьма преуспевали в добродетелях, и молитвы их имели великую силу у Бога.

Однажды во время жатвы, когда в воздухе стояла невыносимая жара, так что от недостатка воды в том месте многие изнемогли от жажды, святые помолились Богу и, по молитвам их, сделалось так, что пустой медный сосуд источал воду, в достаточном количестве. Так Господь исполняет прошения и молитвы почитающих Его и приклоняет слух Свой к их молитвам. Это чудо напоминало собою то, прежде бывшее в пустыне, чудо, когда для изнемогавшего от жажды Израиля Бог извел воду из камня (Исх.17:6) и другое, - когда, ради Самсона (судии израильского), умиравшего от жажды, Бог источил родник живой воды из высохшей кости ослиной челюсти (Суд.15:19).

После того, святейший патриарх Тарасий, видя такую добродетельную жизнь этих преподобных отцов, сиявших как звёзды на небе, признал их достойными высокого архиерейского сана. Блаженного Феофилакта он посвятил в сан митрополита Никомидии, а святого Михаила посвятил в епископы города Синад, и оба они пасли стадо Христово, своею жизнью подавая доброй пример своей пастве.

Когда же отошел от здешней жизни ко Господу святейший патриарх Тарасий, а после него принял престол Константинопольской церкви святой Никифор5, снова поднялась буря ереси иконоборческой, которая уже была осуждена на седьмом вселенском соборе святых отец6. Нечестивый император Лев Армянин7, заразившись той ересью, поднял гонение на Церковь Христову, отрицая почитание святых икон и называя их идолами, поклоняющихся же им подвергал мучениям и смерти. Прежде всего он изгнал святейшего патриарха Никифора, а также и прочих православных архиереев с их престолов, а вместо них назначил своих единомышленников-еретиков, - и водворилась на святых местах мерзость запустения (Дан.9:27).

В это время святой Михаил явил себя ревностным защитником православия и обличителем еретического нечестия. Укрепляемый и умудряемой благодатью Святого Духа, он противоборствовал еретикам и заграждал уста их, порицавших святые иконы. Нечестивый царь Лев, не вынося обличений святого, дерзновенно порицавшего его еретическое заблуждение, предал святителя Христова на мучения. Святой же, не страшась мучений, мужественно отстаивал свои убеждения и сказал императору:

- Я почитаю святые иконы Спасителя моего Иисуса Христа и Пречистой Девы, Его Матери, и прочих святых и покланяюсь им; твое же распоряжение не считаю возможным исполнить.

Посрамленной Лев, исполнившись гнева, осудил исповедника Христова на изгнание8.
Гонимый из одного места в другое, много горьких скорбей и неприятностей перенес святой, пока не достиг обители небесной и не получил покоя вечного. Так кончил он праведную жизнь свою, украсившись двояким венцом, причисленный к архиереям, как архиерей, и к мученикам, как мученик, во славу Христа Бога нашего9.

__________________
Примечания
1
Синад - один из древних черноморских городов.
2 См. житие его под 8 марта.
3 Никомидия - город в северо-восточном углу залива, образуемого Мраморным морем. Он был построен в 264 г. до Р. Хр. и свое имя получил от вифинского царя Никомеда I. На месте древней Никомидии находится теперь город Иснид.
4 Святой Тарасий, Патриарх Константинопольский, занимал патриаршую кафедру с 784 г. по 806 г. - См. житие его под 25 февраля.
5 Святой Никифор патриаршествовал с 806 г. по 816 г. - Память его 2 июня.
6 Седьмой Вселенский собор происходил в 787 г. в городе Никее.
7 Император Лев (5-ый) Армянин царствовал с 813 г. по 820 г.
8 Первоначально святой Михаил был сослан во фракийский город Евдокиаду
9 Кончина святого мученика последовала ок. 818 г.

Кондак святителю Михаилу, исповеднику Синадскому
глас 8
Яко архиерей всечестен, и благочестия священнострадалец, прещения злоименитаго не убоявся, еретическое того противление победил еси, свободным гласом велегласно вопия: иконе покланяюся Христове, и Пречистыя Того Матере. Сего ради тя почитаем Михаиле.

Tags: Православие, Праздник, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments