?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Продолжение…
начало тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/548361.html


Мы должны доверять Преданию. Сегодня, к несчастью, и у нас появилась европейская "корректность", и люди стремятся показать себя добрыми. Желая проявить свое "высшее благородство", они заканчивают тем, что кланяются двурогому диаволу.
(прп. Паисий Святогорец. Слова. С болью и любовью о современном человеке)


Паисий Святогорец 43


О Православном Предании


"Иисус Христос вчера и днесь той же, и во веки" [Евр. 13, 8]


– Геронда, часто приходится слышать об "обновлении Церкви". Как будто бы Церковь тоже стареет и Ей требуется обновление!

– "Постарела"? Как бы не так! Да тут даже те, у кого нет благоговения, но есть хоть чуточку соображения в голове, не удовлетворяются новыми современными поделками, а разыскивают древности. К примеру, новописанные иконы таких людей не трогают - они понимают достоинство иконы древней. Уж если так ведут себя просто сообразительные, то что же говорить о тех, в ком есть благоговение! Из этого сравнения понятно, насколько ошибочны все эти разговоры об "обновлении Церкви" и подобных вещах.

Если сегодня человек старается как-то хранить Предание - соблюдать посты, не работать в праздники, быть благоговейным, то некоторые говорят: "Да он что, с луны свалился? Ведь это все пережитки прошлого! Сейчас это устарело!" А если попытаешься их образумить, то в ответ услышишь: "Ты в какое время живешь? Все это кануло в Лету!" Мало-помалу Предание Церкви принимают за сказки. Однако что говорит Священное Писание? "Иисус Христос вчера и днесь той же, и во веки". Если человек не может соблюдать Предание, то пусть он, по крайней мере, скажет: "Согреших, Боже мой!" Тогда Бог помилует этого человека. Но сегодня, имея какую-то слабость, человек хочет принудить к ней и своего ближнего, потому что если у ближнего этой слабости нет, то грешника это обличает. Возьми бесноватого и помести его в какую-то духовную среду. Вот увидишь - он станет ерзать как на иголках, не найдет себе места. Все потому, что духовная среда будет его беспокоить. Так же и люди, живущие в грехе, - правильная жизнь других их обличает, беспокоит. Они стремятся наступить своей совести на горло и поэтому говорят всю эту ложь о пережитках. Даже [вечные] ценности они объявляют сейчас отжившими свой век и хотят заменить эти ценности на бесчинства. В мире творится великое растление! Духовную красоту считают уродством. То есть для людей мира сего духовная красота представляется по-мирски некрасивой. А ты возьми какого-нибудь монаха и обстриги ему волосы! Каким же он станет некрасивым! Однако эту некрасивость люди мира сего принимают за красоту.

И посмотри - сейчас сражаются с Церковью, борются за Ее разрушение. Ладно, допустим, эти люди не веруют. Допустим, они учат других безбожию. Но как они могут не признавать то добро, которое Церковь дает людям, как они дерзают идти против Нее? В этом есть много злобы. К примеру, как они могут не признавать того, что Церковь заботится о детях, что Она помогает им стать добрыми людьми, а не каким-то хулиганами? Однако они подталкивают детей ко злу, они развязывают руки тем, кто детей растлевает. Но чему учит юных Церковь? Быть благоразумным ребенком, уважать других, блюсти себя в чистоте, чтобы войти в общество настоящим человеком. Но [несмотря на старания разрушителей Церкви] все снова встанет на свои места. В России, еще при безбожном режиме, одна бабушка пришла в храм, за колонной опустилась на коленочки и стала молиться. Одновременно с ней в храме оказалась еще одна женщина - молодая. Несмотря на свой молодой возраст, она была уже видным научным работником. Увидев молящуюся на коленях бабушку, молодая женщина сказала: "Это все дела давно минувших дней". Тогда бабушка ответила ей так: "Вот к этой самой колонне, где я сейчас молюсь и плачу, потом придешь плакать ты. Ведь ваше-то, дочка, оно пришло и ушло: нынче было, а завтра быльем поросло. А Христианство - нет, оно не порастет быльем никогда".


Уважение к Преданию


Многие Святые Мученики, не зная догматов веры, говорили: "Я верую в то, что установили Святые Отцы". Говоря так, человек свидетельствовал о Христе, становился мучеником. То есть христианин не мог привести доказательств истинности христианской веры, чтобы убедить в ней гонителей, но он имел доверие Святым Отцам. "Как же я могу не доверять Святым Отцам? - думал он. - Ведь они были и более опытны, и более добродетельны [чем я], они были святы. Как я могу согласиться с бессмыслицей и стерпеть хулу на Святых Отцов?" Мы должны доверять Преданию. Сегодня, к несчастью, и у нас появилась европейская "корректность", и люди стремятся показать себя добрыми. Желая проявить свое "высшее благородство", они заканчивают тем, что кланяются двурогому диаволу. "Пусть будет одна религия", - говорят они и все ставят на одну доску. Ко мне в каливу тоже приходили несколько человек с такими взглядами. "Нам, то есть всем, кто верует во Христа, - говорили они мне, - надо объединиться в одну религию". - "Это все равно что предлагать мне собрать в одну кучу столько-то каратов золота и столько-то отделенной от этого золота меди, чтобы снова сделать из них один сплав, - ответил я. - Но разве разумно опять смешивать золото с дешевыми металлами? Спроси золотых дел мастера: "Можно ли смешивать мусор и золото?" Ведь было столько борьбы, чтобы очистить догмат от мусора".

Святые Отцы знали, что делали. Они воспретили общение с еретиками не без причины. Но сегодня призывают к совместным молитвам не только с еретиком, но и с буддистом, огнепоклонником и сатанистом. "Православные, - говорят, - тоже должны присутствовать на экуменических совместных молитвах и конференциях. Это - свидетельство!" Да какое там еще "свидетельство"! Эти люди разрешают все проблемы с помощью логики, они находят оправдание тому, чему не может быть оправдания. Европейский дух считает, что с прилавков Общего Рынка можно торговать даже духовными предметами.
Некоторые из тех православных, кто, отличаясь легкомыслием, хотят "протолкнуть Православие", "развернуть миссионерскую деятельность", устраивают совместные конференции с инославными - чтобы при этом было побольше шума, и думают, что таким образом - смешиваясь со злославными во единый винегрет - они "проталкивают Православие!" После этого принимаются за дело "суперревнители". У этих другая крайность: доходят даже до хулы на Таинства Поместных Церквей, живущих по новому календарю, и тому подобного, весьма соблазняя благоговейные и православно чуткие души. А инославные, со своей стороны, приезжают на все эти совместные конференции, строят из себя учителей, отбирают из услышанного от православных хорошее духовное сырье, обрабатывают его в своей лаборатории, окрашивают в свой цвет, наклеивают свой ярлык и выдают за подлинник. И странные современные люди, приходя от подобных странностей в восторг, духовно разрушаются. Но все же, когда это будет нужно, Господь восставит и Марков Ефесских, и Григориев Палам, которые соберут воедино всех наших израненных соблазном братьев - для исповедания веры, во утверждение Предания и на великую радость нашей Матери-Церкви.

Если бы мы жили по-отечески, то у всех нас было бы крепкое духовное здравие. И все инославные, завидуя этому здравию, оставляли бы свои нездравые заблуждения и спасались без проповеди. Сейчас наше святое отеческое Предание их не трогает, потому что они хотят видеть в нас преемников Святых Отцов, видеть наше действительное родство с нашими Святыми. В обязанности каждого православного входит всеивание доброй обеспокоенности и в инославных, чтобы они поняли, что находятся в заблуждении, и не успокаивали бы ложно своего помысла, лишая себя тем самым богатых благословений Православия в сей жизни, а в жизни вечной - еще больших, вечных Божиих благословений. Ко мне в каливу приходят некоторые ребята-католики - расположенные очень по-доброму, готовые познать Православие. "Мы хотим, чтобы ты сказал нам что-то, способное духовно помочь нам", - просят они. "Сделайте вот что, - советую им я, - возьмите церковную историю. Вы увидите и то, что когда-то мы были вместе, и то, до чего вы дошли впоследствии. Это вам очень поможет. Сделайте это, и в следующий раз мы побеседуем с вами обстоятельно".
Раньше люди дорожили какой-то вещью, принадлежащей их дедам, и бережно хранили ее как реликвию. Я был знаком с одним очень хорошим человеком, адвокатом. Его дом отличался простотой. Эта простота восстанавливала силы не только ему самому, но и его гостям. "Несколько лет назад, отче, - рассказывал адвокат, - мои знакомые смеялись надо мной из-за моей старой мебели. А сейчас они приходят и восхищаются ею как антиквариатом! Я, пользуясь этой старой мебелью, радуюсь. Радуюсь потому, что она напоминает мне о моем отце, о моей маме, о моих дедах. Эти воспоминания согревают мне душу. А мои знакомые собирают в свои квартиры разный старинный хлам, делают свои гостиные похожими на лавки старьевщика, чтобы забыться среди всех этих предметов и хоть ненадолго престать думать о своей мирской душевной тревоге". Крохотную золотую монетку, полученную от матери, от деда, в прежнее время хранили как великое сокровище. А сегодня, если кто-то имеет от своего деда, к примеру, греческий золотой времен Короля Георгия и эта монета оценивается на сто драхм дешевле, чем английский золотой времен Королевы Виктории, то он поменяет первое на второе. Такой человек не чтит, не берет в расчет ни мать, ни отца. Появляется этот европейский дух и потихоньку всех нас уносит в общую стремнину.

Помню, как впервые приехав на Святую Гору, я познакомился со Старцем одного братства. Он был уже старый человек, отличавшийся большим благоговением. От благоговения он не выбрасывал не только камилавки [Головной убор священнослужителей и монахов], которые носили "дедушки" - его предшественники, но даже деревянные колодки для изготовления этих камилавок. Разные красиво обернутые старинные книги и рукописи хранились у него в тщательно закрытом книжном шкафу. Он берег их от пыли. Этими книгами он не пользовался и держал их под замком. "Я, - говорил, - такие книги и читать-то недостоин. Я почитаю вот эти, простые - Отечник, Лествицу". Потом в их братство поступил один молодой монах (в конце концов, он не остался на Святой Горе) и начал обличать Старца: "Что ты собираешь здесь всякий хлам?" Собрал он старые колодки для камилавок и хотел бросить их в огонь. "Это принадлежало моему духовному деду, - с плачем говорил ему Старец, - чем они тебе помешали? Ведь у нас столько комнат! Сложи их в каком-нибудь уголочке". От благоговения этот старый монах хранил не только книги, реликвии, камилавки, но даже и старые колодки! Если есть почтение к малому, то и к великому будет многое почтение. Если нет почтения к малому, то почтения к великому тоже не будет. Так хранили Предание Отцы.

Продолжение следует…
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/1118955.html


Comments

( 6 comments — Leave a comment )
mikhael_mark
Mar. 22nd, 2017 07:41 am (UTC)
Участвовать в совместных конференциях с инославными, предположим - это действительно свидетельство, если такие конференции не предусматривают совместной молитвы. Но совместная молитва с еретиками - это прямая хула на Духа Святаго. А уж тем более - совместные молитвы с иноверцами: с этими вообще напрашивается простой вопрос: а кому, собственно, молимся? Христианин должен ко Христу свою молитву обращать, а не к бесам и не к идолам бессловесным.

Edited at 2017-03-22 07:41 am (UTC)
filin_dimitry
Mar. 22nd, 2017 08:14 am (UTC)
> совместная молитва с еретиками - это прямая хула на Духа Святаго. А уж тем более - совместные молитвы с иноверцами

Вы же знаете, что я зело не обновленец и не модернист :-) Но поопасайтесь такие слова говорить, прежде чем подумав. Вот, скажите - прав. Иоанна Кронштадского почитаете? А ведь он совместно молился с мусульманином, вернее, с мусульманкой. Кстати, я уточню, по памяти пишу, но и в житии прп. Арсения Каппадокийского, которое составил сам прп. Паисий Святогорец есть эпизод, где он, исцеляя, молился сам, а кто-то из мусульман молился также (о том, кого исцелял).

Канонически запрещена совместная молитва с иноверцами, с еретками, но понимается это как совместное богослужение. Вот, будете в гостях у католиков, например, а они благочестивые окажутся, перед едой решать прочитать Отче наш - что, демонстративно уйдете или останетесь сидеть? :-)

> Христианин должен ко Христу свою молитву обращать, а не к бесам и не к идолам бессловесным.

Так и надо.
mikhael_mark
Mar. 22nd, 2017 08:34 am (UTC)
Ко Христу, а не к бесам.
Да, пожалуй, вот это и есть критерий. Если иноверец призывается к молитве Христу и он согласен помолиться вместе с православным подвижником (пример св. Иоанна Кронштадтского), то здесь икономия ради миссионерства уместна. Прп. Паисий, вероятно, когда писал приведённый выше текст, икономию оставил за скобками.

PS. Благодарю за вразумление! Про эпизод из жития св. Иоанна не знал.

Edited at 2017-03-22 08:36 am (UTC)
filin_dimitry
Mar. 22nd, 2017 08:38 am (UTC)
Re: Ко Христу, а не к бесам.
Во Славу Божью!

Что касаемо прп. Паисия Святогорца, то он один из самых мною почитаемых святых. НО(!) и его мнение не является ни для меня, ни для Церкви единственно верным по всем вопросам, потому как он, хотя и любим и мною и многими, один, а не консенсус патрум.
mikhael_mark
Mar. 22nd, 2017 08:40 am (UTC)
Re: Ко Христу, а не к бесам.
Собственно, если бы не икономия, о которой Вы только что говорили, Русь никогда бы не была крещена. Но византийские иерархи и риторы решили допустить язычников-русов на литургию, позволив им присутствовать даже при Причастии. И язычники стали христианами.
filin_dimitry
Mar. 22nd, 2017 08:52 am (UTC)
Re: Ко Христу, а не к бесам.
Да, так и случилось. И потому нам надо всегда помнить и понимать, что правильно - это акривия. Но есть разные обстоятельства, когда требуется некоторое отступление от правильного по нашей человеческой немощи, по привычкам, по тому, что в крови впитано от предков, по обстоятельствам случая - по множеству причин. И это отступление, если оно не выходит за рамки не просто допустимо, но и необходимо. Иначе можно сломаться. И когда мы допускаем икономию, то должны, повторю, помнить и понимать, что это не правило, а допустимое отступление от правила. А до правила, до акривии мы просто не дотягиваем.

А разного рода модернисты иное пытаются проделать - они (если говорить об умеренных) хотят из инокомии сделать правило. А это, конешно, губительно и не имеет в себе высокого православного духа.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

о Российской глубинке..., О православии, о путешествиях
filin_dimitry
filin_dimitry

Latest Month

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner